ЧТО ТАКОЕ ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Елена Жук Этическая беседа «О дружбе и друзьях» в подготовительной группе

МБДОУ Детскиий сад № 159 “Журавушка”, г. Барнаул

Воспитатель Жук Елена Петровна

Цель: воспитание дружеских чувств – доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.

– формировать представления детей о дружбе;

– формировать у детей чувства совести и сожаления за совершение плохих поступков;

– формировать понятие у детей товарищеской взаимопомощи;

– формировать осознанности у детей, что общение с друзьями приносит радость;

– развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

Наталья Турищева Этическая беседа «Дружба»

План группового занятия

Тема занятия: этическая беседа «Дружба»

Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.

1) научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

2) дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы;

3) формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);

4) учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Галина Шипулина Конспект этической беседы в старшей группе «Что такое дружба?»

– Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе

– Учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая «Мой сын». В. Осеевой «До первого дождя») и своих товарищей.

Ход и приемы беседы

Дети, вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях-товарищах, взрослые вам говорили о том, что нужно дружить другу с другом. Каких же детей мы называем хорошими? Спросить 3-4 детей. Если будут называть по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями? Обобщить, хорошими друзьями можно назвать таких детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д. Прочитаем рассказ Е. Кощеевой «Мой сын». Вы его послушайте внимательно. А потом скажите, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор. « У моего сына Олега был товарищ Гриша. Олег и Гриша целыми днями играли в саду. Мать Гриши часто болела, а отца у него не было. Жилось Грише трудно. К 1 мая я сшила Олегу две обновки, простую рубашку и матроску. Матроска Олегу понравилась. Вдруг он подошел ко мне, потянул за рукав и говорит: Знаешь, у меня теперь две рубашки, а у Гриши ни одной. Давай подарим Грише матроску. Я завернула матроску в бумагу, и Олег, довольный и счастливый понес ее своему товарищу.

Публикация «Конспект этической беседы в старшей группе „Что такое дружба?“» размещена в разделах

– Как можно назвать Олега и Гришу?

– Почему их можно назвать друзьями?

– Почему Олега можно назвать хорошим другом?

Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома.

В ходе беседы помогаю правильно оценивать факты, поступки, высказываю к ним свое отношение.

Прочитаем еще один рассказ. Называется он «До первого дождя» написала его В. Осеева.

Подумайте, можно ли девочек, о которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями (подружки)

Таня и Маша были очень дружны и ходили в детский сад всегда вместе, то Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье, девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе, крикнула на бегу Таня.

– Я не могу, я промокну!

Нагнул голову в капюшоне ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала, как странно у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье – сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой – видно ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели – Маша за себя и Таня за Машу.

– Почему воспитательница сказала «Видно ваша дружба до первого дождя?

– Можно ли Машу назвать хорошим другом?

– Почему нельзя?

– Как надо было поступить Маше?

Одобрив правильные ответы детей, сказать о необходимости всегда выполнять правило поведения «Другу всегда помогай, друга всегда выручай!»

Конспект классного часа

формировать у учащихся качество дружного и сплоченного коллектива, воспитывать любовь и уважение к окружающим.

Сформулировать понятие “дружба”;

Метапредметная: Активизировать мыслительную деятельность, развивать  познавательный интерес у учащихся по данной теме;

Введение в тему занятия

Сегодня мы подумаем о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Так что же такое дружба?

– В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

А как вы думаете, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?- Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

– Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Этап усвоения новых знаний

– Что такое пословица? (краткое изречение, в котором отражена мудрость народа). Сейчас поиграть в игру  Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

(не имей сто рублей, а имей сто друзей; крепкую дружбу и водой не разольешь; нет друга – ищи, а нашел – береги; для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга; дружба как стекло: разобьешь, не сложишь; человек без друга, что земля без воды)

– О чем все эти пословицы? (о дружбе)

Этап обобщения полученных знаний

Обобщение по теме занятия

Давайте разберем Правила дружбы.

1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.

2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, новинками.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

Давайте потренируемся в применении этих правил на практике.

Как вы поступите в ситуации?

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия? – Что такое дружба?- Кого можно назвать другом?- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?- С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наш классный час?

Этическая беседа на тему: Дружба и товарищество

Формирование представления детей о дружбе и товариществе и умение оценить поступки литературных героев.

закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Формировать качество отзывчивости, воспитывать желание помогать сверстниками и взрослым. Учить детей конструктивным способам решения задач в коллективе. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Учить определять нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Материалы и оборудование: Книга с произведением Л. Н. Толстого «Два товарища», иллюстрация к басне, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя.

Предварительная работа с детьми: разучить пословицы и поговорки о дружбе «Сам погибай, а товарища выручай», «Друга ищи, а найдешь – береги», «старый друг лучше новых двух», беседа на темы «Кого можно назвать настоящим товарищем», «Что мы сделали доброго для своих друзей».  Упражнять в названии нравственных качеств человека, дать задание назвать качества слова «товарищ».

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе и товариществе, о том, как мы можем позаботиться друг о друге в трудную минуту.

Давайте вместе подумаем, как можно научиться дружить, поговорим с вами о своих друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.

Как вы понимаете слово «Дружба»?

Как поступают добрые друзья?

Кого можно назвать своим другом?

(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)

Решение педагогических ситуаций:

А что вы бы сделали в таких ситуациях?

1).  Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?

2). Данил ушиб ногу, ему тяжело идти. Как вы поступите?

Хочу познакомить вас с басней « Два товарища» Льва Николаевича Толстого. Басня – это короткая поучительная история. Лев Николаевич писал для детей сказки, басни и многие короткие и поучительные истории.

Басня «Два товарища». Толстой Л. Н.

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что — хорошие товарищи друзей в беде не бросают».

Вопросы к произведению:

1. О ком говорится в этой басне?

2. Что произошло с товарищами в лесу?

3. Как поступил один из товарищей при опасности?

4. Что сделал его друг?

5. Как отреагировал на происшедшее товарищ, который залез на дерево? Что он у него спросил?

6. Что ответил ему друг?

7. Как можно назвать поступок товарища, взлезшего на дерево?

8. Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?

10. А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? 10. Как должны поступать друзья, если они попадают в опасную ситуацию?

Сегодня с вами мы узнали что такое дружба и как быть хорошим товарищем. Чтобы все в нашей группе были дружными, давайте передадим эстафету дружбы через рукопожатие. Я передаю свою дружбу «имя ребёнка», он передаст свою дружбу «имя следующего». Вы чувствуете, что дружбы стало больше? Ведь каждый из нас добавил частичку своей доброты и дружбы.

Тема: Этическая беседа для детей «О дружбе и друзьях».

упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний о дружбе и друзьях.

Воспитывающая: – воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.

Развивающие: – развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Образовательные: – формировать представления детей о дружбе;

– учить детей составлять описательные рассказы о друзьях, используя план-схему.

– учить детей придумывать прилагательные к слову «друг».

-Умение самостоятельно делать в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

-Умение организовывать свою деятельность

-Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

-Умение общаться, взаимодействовать с людьми

Доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.

план-схема описания друга, аудиозапись В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», карандаши, фломастеры, листы А5.

Орг. момент: Звучит песенка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Учитель: – Вам понравилась эта песенка?

-О ком она?

– У вас есть друзья?

Вступительная беседа: – Расскажите о своем друге

(рассказы нескольких детей о своих друзьях) .

Учитель: – Постарайтесь придерживаться такого плана:

1. Как зовут друга?

2. Где он живет?

3. Где и когда вы с ним встречаетесь?

4. В какие игры любите играть?

Похвалить детей за полные и интересные рассказы.

Учитель: Кто же так такой друг?

Учитель: Кого можно назвать своим другом?

Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть.

Учитель: – Сделайте вывод «кто такой друг? »

Дети: Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.

Учитель: – А вы как должны относиться к своему другу?

Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.

Учитель: Послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки.

Учитель читает отрывок из рассказа

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.

— Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика.

— Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.

— Тоже мне друг еще называется, — пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.

Учитель: – Вам понравился история?

– Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку?

– Почему вздохнула?

-Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом?

Физминутка: Этюд «Две подружки» (формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов)

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки,

Сели и заплакали.

Учитель: Можно ли девочек назвать настоящими подружками? Почему? (ответы детей)

Учитель: Послушайте еще одну историю.

«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля – самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику. »

Учитель: – Как вы думаете, что ответил девочке Юра? (ответы детей)

– Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок».

Учитель: – Как вы думаете, правильно ли поступил Юра?

– Можно ли его считать настоящим другом?

Учитель: – Вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю

-Я тоже считаю Юру настоящим другом Оли.

Учитель: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову – друзья – какие они должны быть? (дети придумывают прилагательные) .

– Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом?

– Того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину.

Учитель: Вспомните пословицы о друзьях и дружбе.

«Нет друга – ищи, а нашел – береги»

«Птица сильна крыльями, а человек – дружбой».

«Старый друг лучше новых двух».

«Дружба в огне не горит и в воде не тонет»

Практическая деятельность в малых группах (4-5 человек)

Учитель: – А в заключение нашего занятия я предлагаю вам сделать «Правила дружбы в рисунках», представить эти правила в рисунках, моделях, пиктограммах.

Итог занятия: – О чем же мы сегодня говорили?

– Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (ответы детей)

Публикация «Этическая беседа „О дружбе и друзьях“ в подготовительной группе» размещена в разделах

– закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

– закреплять «Правила дружбы»;

– учить детей составлять описательные рассказы о друзьях, используя план-схему;

– учить детей подбирать прилагательные к слову «друг»;

– учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища.

Предварительная работа: беседы на тему : «Что такое дружба?», «Что такое эмоции?»; обсуждение пословиц и поговорок о дружбе; чтение и обсуждение произведений: «Ласковое слово» Л. Воронкова; «Друг детства» В. Драгунский; «Цветик – Семи цветик» Катаев В.

Словарная работа: доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.

Оборудование: план-схема описания друга, аудиозапись В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», карандаши, фломастеры, листы А4.

Публикация «Этическая беседа „Дружба“» размещена в разделах

Речевой материал к занятию: сборник В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»

1) Что такое «дружба»?

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2) Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязятельность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.

3) Беседа: почему нужно уметь уступать

-Кто из вас умеет играть дружно?

-Во что вы любите играть?

-Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Слушается рассказ «Про двух подружек».

-Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

-Были ли споры между девочками?

-Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре).

Ребята, если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

4) Беседа: к чему ведут ссоры

Слушается стихотворение А. Шибаева «Подружки».

-Почему подружки поссорились?

-Что произошло в результате ссоры?

Слушается рассказ Л. Толстого «Лошадка».

-Почему мальчики поссорились? (они не хотели играть вместе).

-О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

-Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?

Теперь вы знаете, что ссора мешает игре?

5) Беседа: правила дружной игры

Ребята, а вы знали, что правила игры учат решать спорные вопросы и избегать ссор.

Слушается рассказ «Домино».

-Ребята играли дружно?

-Как вела себя Аня?

-Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссорится, а договорились о новом правиле игры).

-Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры).

-У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Ребята, расскажите, что вы чувствуете, когда проигрываете? Или когда выигрываете? Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего? А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

Ребята, давайте мы с вами придумаем «Правила дружной игры»:

1) знать правила игры и следовать им;

2) не злиться на проигрыш;

3) не дразнить проигравшего;

4) спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

6) Беседа: как жить дружно без ссор

Ребята, а давайте попытаемся разобраться в причинах ссор.

-Поднимите руку, у кого из вас есть друг!

-Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли вы друг другу?

-Когда друга нет рядом, вам скучно?

-Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться).

Слушается рассказ В. Орлова «Кто кого».

-Это история смешная или грустная?

-Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались).

-А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего).

-А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?

7) Беседа: каждая ссора красна примирением

-Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.

-Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

-Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

Слушается сказка А. Нееловой «Тысячецвет».

-За что тысячецвет рассердился на ручеек?

-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок).

-А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок).

-За что ручеек обиделся на тысячецвет? Что он сделал от обиды?

-Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

-Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

-Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

8) Беседа: урок дружбы

Случается рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».

-Почему Чику стало стыдно?

-Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он по жадничал, хотя у него был целый ящик пшена).

-А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший и добрый друг).

-Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

8) Беседа: Кто кого обидел?

Слушается рассказ И. Бутмана «Снежки» .

-Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню).

-Как Рома решил отомстить Тане?

-Прав ли был Рома?

-Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

-Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

Ход беседы

Звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Воспитатель: – Вам понравилась эта песня?

Воспитатель: – Расскажите о своем друге. Постарайтесь придерживаться такого плана:

5. Приходил ли он к тебе на помощь?

6. Как ты помогал своему другу?

(рассказы нескольких детей о своих друзьях).

Воспитатель: Кто же такой друг?

Воспитатель: Кого можно назвать своим другом?

Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам и делится всем, что у него есть.

Дети: Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобится, то отдать тебе все, что имеет сам.

Воспитатель: – А вы как должны относиться к своему другу?

Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки.

Воспитатель читает отрывок из рассказа

— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитатель мальчика.

— Я,— ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих,— сказала Ольга Ивановна. Воспитатель внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.

— Тоже мне, друг еще называется,— пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.

Воспитатель: – Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку?

Физминутка: Этюд «Две подружки» (формировать умение точно передавать эмоциональное состояние средствами мимики, жестов)

Воспитатель: Можно ли девочек назвать настоящими подружками? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Послушайте еще одну историю.

«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля – самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику».

Воспитатель: – Как вы думаете, что ответил девочке Юра? (ответы детей)

Воспитатель: – Как вы думаете, правильно ли поступил Юра?

Воспитатель: – Вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю.

Воспитатель: А сейчас мы будем с вами подбирать слова к слову – друзья, какие они должны быть. ( Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните пословицы о друзьях и дружбе.

Воспитатель: – А в заключение нашего занятия я предлагаю вам сделать «Правила дружбы в рисунках», представить эти правила в рисунках, моделях, пиктограммах.

Итог занятия: – О чем мы сегодня говорили?