ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Острый ритм – джаза звуки PPT / 601.5 Кб Острый ритм – джаза звуки DOC / 72.5 Кб Хор Турецкого – Hello Dolly ! MP3 / 3.69 Мб 2 спиричуэл иди, Моисей MP3 / 6.96 Мб 3 блюзЛ._Армстронг__труба__вокал__Ф._Робинсон__тромбон__Дж._ MP3 / 7.61 Мб 4 регтайм MP3 / 3.02 Мб

Цели деятельности учителя: Знакомство обучающихся с особенностями джазовой музыки и ее основных разновидностях.

–  уметь определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

–  уметь отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры

–  проявлять познавательную инициативу;

–  развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

–  Развивать эстетические чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям музыкальной культуры

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. « Музыка» 3 класс

Микушина Татьяна Алексеевна

Должность и место работы: учитель музыки МАОУ СОШ №44.г. Томска.

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок музыки, рисования или МХК по ФГОС»

Острый ритм – джаза звуки.

урок изучения нового материала.

познакомить учащихся с музыкальным жанром «джаз».

познакомить с жанром “джаз” и с его историей; с основными особенностями стиля; с исполнителями джазовой музыки;

закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности, характерные для джаза: ритм, джазовые музыкальные инструменты и др.;

способствовать развитию умений слушать и исполнять инструментальные и вокальные композиции.

1. Учащиеся могут рассказать историю возникновения джаза, назвать его характерные особенности, знаменитых исполнителей джазовой музыки.

2. Учащиеся определяют характерные для джаза средства музыкальной выразительности.

3. Учащиеся исполняют разученную на уроке вокальную композицию.

мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Острый ритм – джаза звуки», музыкальный инструмент (фортепиано).

(2 минуты) Слайд №2

Проверяет готовность детей к уроку, организует внимание обучающихся): Давайте поприветствуем друг друга по музыкальному:

Д: (под аккомпанемент) Приветствуют учителя: Здравствуйте учитель «3 А» у вас!

У: (под аккомпанемент) Приветствует детей: Здравствуйте ребята, рада видеть вас!

Сегодня у нас с вами необычный урок: на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Присаживайтесь ребята. Начинаем урок.

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Слайд № 3

Наш мир очень трудно представить без музыки, ведь она окружает человека с самого детства и до глубокой старости. Мы знаем, что музыка разнообразна и таит в себе множество музыкальных жанров. Так вот наш сегодняшний урок познакомит вас с ещё одним жанром в музыке.

На слайде вы видите три жанра в музыке попробуйте догадаться как они называются. Время подумать 1 минута. Работаем в парах.

Музыкальный спектакль где все герои поют?

Музыкальный спектакль где все герои танцуют?

Форма вокальной музыки где есть слова и мелодия?

в парах обсуждают ответы на вопросы, затем одна пара даёт ответ (3 минуты)

. Целеполагание и мотивация. Слайд № 4

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и задач урока). Ребята, предлагаю вам отгадать загадки, которые подскажут вам тему урока.

Ростом мал и пузат,

А заговорит —

Сто крикливых ребят

Клавиатуры черно-белый ряд,

Меня с собой не унесешь в футляре.

С могучим форте, ласковым пиано,

И тот чрезвычайно прав,

3. Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

-Ребята, вы уже определили тему урока? Слайд 5

-Да, вы правы, тема нашего урока «Острый ритм – джаза звуки».

-Есть ли у вас желание узнать что-то новое по этой теме? Слайд 6

Мы с вами познакомимся с таким жанром как «Джаз» и отправимся в то время, когда джаз приобрёл свою популярность.

отгадывают загадки. Определяют тему урока. Формулируют задачи урока. В тетради записывают тему урока.

Изучение нового материала. (8 минут)

Учитель: Включает музыкальную запись. Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их. (3 минуты)

У: Ребята, ответьте на вопросы:

-Какой жанр прозвучал?

-как мы определим, что это джаз?

-Кто исполнитель данной композиции? Слайд №9

Джаз появился в крупном городе Новый орлеан, США. В Америке проживало большое количество негров, которые когда-то были рабами. Они напевали свою музыку – африканскую. А через некоторое время их музыка соединилась с музыкой белых людей, которые исполняли христианскую музыку. Внеся свой стиль в музыку белых людей, негры стали её исполнять, и из этого возникла песня «Спиричуэл».

Louis Armstrong – «Let my people go».

Африканский народ очень ритмичны и музыкальны. Когда удавалось отдохнуть от работы они пели, а инструментами им служило всё что попадёт под руку. Именно музыка помогала им найти утешение от разлуки с родными и от тяжкой работы.

ребята я предлагаю ещё раз прослушать это произведение чтобы лучше прочувствовать ритм.

1 ряд будет показывать ритм щелчками пальцев.

2 ряд показывает ритм хлопками в ладоши.

слегка притопывать одной ногой.

При этом мы с вами в нужный момент будем напевать слова, которые изображены на слайде « », что в переводе с английского языка означает – Отпусти моих людей.

Запоминают информацию. Отвечают на вопросы. Выполняют ритмические движения под музыку.

Когда джаз впервые услышали в Новом Орлеане, он стал набирать свою популярность и коллективы музыкантов, выступавшие в ресторанах, стали разъезжаться с концертами по городам. Ещё одним джазовым городом считается Чикаго. Позднее к спиричуэлам добавляются песни Блюз и Регтайм.

Ray Charles – «Georgia On My Mind»

Ребята, давайте разберёмся, что же взял джаз от всех трёх источников:

– Спиричуэл – религиозность. Слайд №13

-Блюз – романтика, задумчивость, печаль.

– Регтайм – Веселие и жизнерадостность.

Физминутка (2 минуты)

Предлагаю немного отдохнуть. Прошу всех встать на Физминутку. Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх и встаёте на носочки, а если неверное, то присядете на корточки.

-Страна Япония стала родиной джаза? (Нет, США)

-Негритянский народ не имеет никакого отношения к джазу? (Нет, от негров пошли необычные ритмы, которые есть в джазе)

-Тема нашего урока «Острый ритм – джаза звуки»? (Да)

– Именно Майкл Джексон известен многим как исполнитель джазовой музыки? (Нет, Луи Армстронг)

-В джазе присутствуют Спиричуэл, Блюз и Регтайм? (Да)

в зависимости от правильности утверждения тянут руки вверх либо приседают.

Молодцы ребята! Ответьте на вопрос:

-Как назвать группу людей, играющих на музыкальных инструментах джаз?

Оркестр, ансамбль (предполагаемые ответы).

Поначалу инструменты Африканскому народу достать было крайне сложно в связи с финансовым положением. Им приходилось их делать самим. Лишь после того, как окончилась война в США, инструменты передавались из воинских частей в различные лавки и продавались почти даром. Это дало возможность им наконец то их приобрести. После этого Африканские оркестры можно было увидеть везде: на любой свадьбе, на пикниках и праздниках и даже на похоронах. Как только необыкновенный ритм Африканского народа вошел в инструментальный мир, появился этот чудный жанр – джаз.

Ответьте пожалуйста на вопросы:

-инструменты, исполняющие джаз? Слайд №14

-характерные черты джаза? Слайд №15

Молодцы! Да, действительно главное качество джаза – импровизация. Обладателями качеством блестяще импровизировать стали Певица Элла Фицджеральд. Пианист – Дюк Элингтон.

(3 минуты) Слайд №16

У: а вы знали, что в России тоже есть джазовые исполнители.

Д: Дают ответы.

Это Леонид Утесов (Слайд №17), Ирина Отиева, Лариса Долина (Слайд 18).

У: Я предлагаю прослушать русский джаз в исполнении Ирины Отиевой. Слайд №19

Видеозапись песни Ирины Отиевой «Мама, Папа, я и джаз».

смотрят на слайд.

У: Ребята, сейчас мы с вами разучим новую песню Дж. Гершвина «Острый ритм».

Песня Дж. Гершвина «Острый ритм – джаза звуки»

(Прослушивание и разучивание песни с детьми). (9 минут)

Д: слушают, проговаривают текст с учителем. Пропевают мелодию на слоги. Исполняют сначала 1 куплет со словами, затем 2 куплет и полностью песню

Комментированное выставление отметок. (1 минута)

Домашнее задание (1 минута) Слайд № 20

комментирует предложенное домашнее задание.

Подготовить рассказ о джазовом произведении и его исполнителе (обязательное для всех).

Составить ребус или кроссворд об инструментах джазового оркестра (по желанию).

Предполагают возможные варианты предоставления информации (найти в книгах, узнать у родственников и т.д.), записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия (4 минуты) Слайд № 21

Мы узнали сегодня много нового и предлагаю вам составить синквейн. На доске для вас подсказка-напоминание о том, как правильно его составить.

Обучающиеся: Составляют синквейны, озвучивают их.

Веселит, подбадривает, утешает

В джазе переплетаются африканские ритмы

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г. Гладкова “Мистер Жук”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.

: объяснительно- иллюстративный

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей нашей школы.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя

(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг

.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. X X столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу)  бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.

– Какое странное имя?

– Кличка какая-то?

– Кто он? – возмущались одни.

– Кто он!!! – восхищались другие.

– Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

– Вы слышали, какой шум от него?

– Вы видели, как он развязан в движениях?

– И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

– Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.

Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

– Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

– С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

И ещё. Когда Джаз сделался совсем  знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “ Похож, – соглашались люди, глядя на его портреты, – но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX  века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.

Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»

А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.

Работа по учебнику (стр. 118-119)

А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.

ИГРА “Выбери инструменты”

Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.

( Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).

: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.

.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?

(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых  музыкальных инструментов).

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.

Разучивание песни “Мистер Жук”

Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди

1) Исполнение учителем

.: Итак, в каком стиле прозвучала песня?

.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?

: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость.

– разучивание по фразам;

– первый куплет со словами;

4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.

После исполнения – похвала:

.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.

А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук – большой чудак.

Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”

Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!”

Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,

Обожаю водный спорт!

Открытый урок “Острый ритм – джаза звуки”


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Презентацию сделала:
Презентацию сделала:
Учитель музыки Школы №44 г. Томска
Микушина Татьяна Алексеевна.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Благодаря музыке вы найдёте в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Как называются эти жанры?
Музыкальный спектакль где все герои танцуют?
Музыкальный спектакль где все герои поют?
Форма вокальной музыки где есть слова и мелодия?


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Тема урока:

Острый ритм – джаза звуки.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Задачи урока:
-изучить историю о жанре «Джаз».
-Узнать известных исполнителей джазовой музыки.
-Рассмотреть инструменты, входящие в джазовый оркестр.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Луи Армстронг
Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всём мире.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Спиричуэл – религиозные песни негров. Эти песни пели хором рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Let my people go
(лет май пипл гоу)
Отпусти моих людей.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

– Спиричуэл – религиозность.
-Блюз – грусть, мечтательность, романтика.
– Регтайм – Веселие и жизнерадостность.
Джаз


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Импровизация (лат. Внезапный, неожиданный) – играть, одновременно сочиняя.


ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В 3 КЛАССЕ И УРОК ВЫСОКИЙ РИТМ

Домашнее задание
1)Подготовить рассказ о джазовом произведении и его исполнителе
(обязательно для всех).
2 2) Составить ребус или кроссворд об инструментах джазового оркестра
(по желанию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *