ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УСПЕХУ КУРСА И ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ ОТЧЕТА О КУРСЕ

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, родители  или применяемая методика обучения?

Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к котором приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.

Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.

Что такое успех и зачем он нужен на уроке

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.

Выступление Дубининой Марины Анатольевны

на тему: «Что обеспечивает успех урока?»

Успешный урок, по-моему, мнению, это урок на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение  положительных результатов невозможно без заинтересованности  и активности ребят. Поэтому движущей силой любого урока является противоречие между  задачами, которые мы ставим перед учениками и тем, что они уже знают и умеют.

Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Другими словами, учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.

Новый урок, новый материал – принцип новизны уже лежит в основе интереса. Однако не редко, поставив цель перед учениками, мы можем и не увидеть той самой заинтересованности. Поэтому часто я вынуждена прибегнуть к какой-то «интриге».   В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». « Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока,  иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо  убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована  и для домашнего задания.

Например, в теме «Плесневые грибы»  «интрига» используется перед постановкой целей урока. Тема записана на обратной стороне доски, а я сообщаю, что нам предстоит изучение грибов, которые есть дома у каждого из нас. И задается вопрос:   «А какие грибы есть у каждого из вас?» Предлагаются всевозможные варианты: это  и сушеные шляпочные грибы, это и дрожжи. Затем ученикам демонстрируют кусочек хлеба со специально выращенным к уроку грибом мукором.

Возражения сыплются со всех сторон, все уверяют, что у них дома нет плесени! Тогда предлагается следующее: взять кусочек хлеба, немного увлажнить его и поместить в теплое место. Что произойдет? Появится плесень! А почему это возможно, каковы условия существования плесневых грибов, способы их размножения и распространения, как можно защитить продукты от плесневых грибов? Эти значимые вопросы и положены в основу задач, которые должны быть решены на уроке. Ребята готовы  к работе, успешность урока предопределена.

Или при изучении темы «Многообразие цветковых растений», интерес может «вспыхнуть» от вопроса – «искорки»: «А вы видели в нашей тайге пальмы?»  И тогда, поверьте, фрагмент урока об эндемичном семействе Аралиевые станет запоминающимся для учеников.

Даже со старшеклассниками можно «интриговать» подобным образом. При подготовке к следующему уроку сообщите им, что тема  предстоящего урока это не решенный вопрос, вопрос без ответа, так как ни одна из предложенных версий не имеет необходимого количества доказательств. Поэтому все предложения имеют лишь статус гипотез. А тема следующего урока: «Происхождение жизни».  Попросите  нескольких учеников  познакомиться с широко известными  гипотезами  и менее известными. И тогда на следующем уроке у меня будут не только соавторы, но и общая заинтересованность, столь необходимая для успешности урока.

Если мы сможем  заинтересовать своих учеников, тогда на основе их вопросов, сомнений, открытий и озарений мы добьемся тех результатов, о которых говорилось вначале. Ведь интерес к изучению биологии как науки, желание познать жизнь во всем ее многообразии, научиться самостоятельно, учиться – это главное в обучении биологии. Наша учительская задача создать для этого условия.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока – «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный». В их понятие интересного урока входит ученическое субъективное мнение о каждом из нас: о том, как мы говорим, какова наша манера держаться на уроке, какова наша заинтересованность своим предметом, какова наша учительская добросовестность и даже как мы одеваемся.

Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспекта

методический   и   психологический.

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:

– Искренне интересуйтесь людьми.

– Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.

– Будьте хорошим.

– Говорите о том, что интересует .

– Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Для подготовки к уроку, сточки зрения, второго аспекта, я руководствуюсь принципами педагогической технологии А. А. Окунева, так как технология на основе системы эффективных уроков близка мне по самовыражению  и самосознанию меня как учителя:

теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;

принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей;

талант учителя — угадать эти возможности, правильно определить  степень трудности;

принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал  дается большими дозами;

принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Выполнение этих принципов возможно лишь при разнообразном наборе методов и средств обучения, при варьировании структуры урока, его технологии, обязательном использовании дифференцированного подхода.

В заключение хочется сказать следующее: результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша  учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же очень субъективно. Но пока есть интерес у ребят к нашему предмету, тем больше вероятность того, что каждый следующий урок мы будем пытаться сделать его более успешным.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя      общеобразовательная школа № 582  углубленным

изучением английского и финского языков Приморского района

Смирнова Татьяна Ивановна учитель математики.

«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке.»

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия

– это сочетание условий, которые обеспечивают

успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное,

скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,

позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность,

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Типы ситуаций успеха

Неожиданная радость – чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя , формирующего радость познания.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые

осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной  перед ним задачей.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из

последовательности следующих операций

Ни один ребенок не приходит в школу

двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Только успех поддерживает интерес

ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания  К. Д. Ушинский  считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости –радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Приемы создания ситуации успеха.

1 “Эмоциональное поглаживание”.

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит

“молодец”, “умница “, “Ребятки, я горжусь вами!”. Мы с вами знаем, каков

преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст

учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на

сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое

достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,

отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог

2 «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,

взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим

обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,

активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как

правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива

благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.

Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация

радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников

педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3 «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки.

Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой

гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на

известном учащимся материале, который используется в доказательстве в

качестве опорного знания.

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при

которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к

выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен

получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга

учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие,

но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более

серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . « Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по

ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает

возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот

момент не упустит, сумеет его материализовать.

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда

есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в

каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его

энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством

слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется

на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется

вера в себя.

9 «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция

окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и

стимулом познания, и результатом усилий

10 «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал

интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы

создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные

самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры

в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем

ярче личность, тем ярче коллектив».

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха

других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного

целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп

школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп.

Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели

результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость

поддержки, радость состояния «своего среди своих».

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь

с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное

отношение к возможностям человеческого разума.

13 «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь

тогда, когда ребенок заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с

оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она

нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж

е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками, ребенку нужно дать шанс!

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия

для переживания учащимися ситуации успеха.

С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

Известно, что успех – это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Выступление на семинаре

« Слагаемые успеха на современном уроке»

Одним из приоритетов современного образования является образование для жизни. Поэтому одна из основных задач современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».                                                    Василий Александрович Сухомлинский

С этом известном высказывании Сухомлинского прослеживаются   3 мысли.

Первая мысль проста: успех открытия не может возникнуть на пустом месте. Его надо долго  и терпеливо готовить, открывая ребенку, возможность  связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось.

Вторая мысль – ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Здесь не нужен ни кнут, ни пряник. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость.

. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной   ни была, все равно должна быть скрытной. Ребенок должен впитать ее в себя, не замечая, точно так же, как вдыхает воздух, не замечая его. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, что заслуга его лишь в том, что он послушно шел за своим наставником, радость успеха может померкнуть.

3. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха».  Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивает успех, а сам успех- результат подобной ситуации.                                                                               Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

. С психологической точки зрения успех –  это переживание состояния  радости,  удовлетворение  оттого,  что  результат,  к которому  стремилась  личность  в  своей  деятельности,  либо  совпал  с  ее ожиданиями,  надеждами,  либо  превзошел  их.  На   базе   этого   состояния формируются  новые,  более  сильные  мотивы  деятельности,  меняются  уровни самооценки, самоуважения. В том случае,  когда  успех  делается  устойчивым, постоянным, может начаться своего  рода  реакция,  высвобождающая  огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

6. Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Можно сказать, что, проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Стоит задуматься? Думаю, да.

7. Говоря о создании ситуации успеха на уроке, нельзя обойти вниманием современный урок.

Сегодня (в условиях внедрения ФГОС) меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы инновации не вводились, урок остается главной формой обучения. И именно на  уроке встречаются и взаимодействуют главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.

8. Урок имеет огромный потенциал для решения задач по достижению новых образовательных результатов. Говоря об уроке в логике ФГОС, о том каким быть успешному современному уроку, мы опираемся на следующие ключевые идеи стандарта:

1. Для достижения новых образовательных результатов требуются современные педагогические технологии. Для работы в условиях нового стандарта педагогу необходимо пересмотреть всю систему                            своей деятельности, научиться проектировать урок и внеурочную деятельность в логике ФГОС.

2. Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. На уроке ученик должен быть постоянно включен в деятельность.

Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов через освоение учащимися необходимых способов различных видов деятельности. Меняется и роль учителя: из “транслятора” информации он превращается в организатора деятельности ученика.

3. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

9. Опираясь на ключевые идеи стандартов, мы для себя отметили несколько критериев современного успешного урока, на котором учитель может и должен создавать ситуацию успешности для ученика.

Итак, успешный урок-

1. Это урок самореализации ученика.

На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию ученик успешно осваивает новые для него знания.

Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан.

Цели не могут быть ученику просто переданы. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения.

2. Успешный урок – это урок открытия нового.

Новое – это не просто новая информация о чём-то. Это удивительный мир постепенного открытия и – далее- постижения нового. Здесь важна готовность ученика к восприятию информации и его желание в ней разобраться.

Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий, эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые. В этом и есть смысл учительского счастья – дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.

3. Успешный урок – это урок создания образовательной продукции.

Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать (стихи, модели, планы, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, а значит будет и успешен.

И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь.  Для жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью.

К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Поэтому надо давать ученикам возможность создавать на уроке! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме.

.     4. Успешный урок – это урок развития компетентностей.

Если принять необходимым условием успешного современного урока образовательную продукцию учеников, то следует научить их создавать её. Урок должен быть таким, чтобы ученики стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата.

Компетентность – это внутреннее качество ученика, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в данных областях знаний. Например, компетенции путешественника предполагают, что ученик, изучая географию, понимает, зачем, где и для чего ему нужно побывать, знает, что включает в себя план путешествия, умеет ориентироваться в пространстве города или природы, владеет способами применения различных типов карт, имеет опыт путешествий, личностное отношение к ним.

5. Успешный урок – это  урок общения – очного или дистанционного.

Современный успешный урок не может оставаться монологичным.  Диалог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему успешному ученику уже в школе, а не только в его будущей профессии. Если мы хотим помочь ученику быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока обучение коммуникативности.

6. Успешный урок – это  метапредметный урок.

«Мета» – означает «стоящее за». За каждым учебным предметом, темой, фундаментальным образовательным объектом – находятся его первоосновы. Это могут быть понятия числа или знака, проблемы происхождения мира или человека, пропорции или закономерности и т.д. Изучая предметное, всегда нужно дать ученикам заглянуть дальше, направить их познание к первосмыслам.

Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает ученику увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам жизни.

13. И, конечно, успешный урок – это урок, на котором ученикам было психологически комфортно и  на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспекта: психологический и методический. О методическом аспекте говорилось выше.

14. Важнейшим показателем успешности является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.

При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие

• снятие тревожности,

• высокую мотивацию,

• авансирование достоинств ученика

• преобладание скрытой инструкции,

• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,

• объективность и доброжелательность педагогического внушения

• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.

Научить, например,  русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

На всех этапах урока учитель для создания психологического комфорта учеников  может прибегать к определенным речевым клише. Таблица «Технологические операции создания ситуаций успеха» предложена вам в раздаточном материале.

15. Говоря о психологическом аспекте урока, надо помнить о том, что учителю в своей работе важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

16. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

• эмоциональная уравновешенность учителя – в гневе учитель часто бывает несправедлив;

• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

• перевес положительной оценки над отрицательной;

• понимание душевного состояния ребенка;

• осознание, что оценка не наказание, а побуждение к действию;

• хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.

Мы сегодня говорим об успешности урока и ученика. Но важна ли самому ребенку  успешность в учебе? В рамках изучения данной проблемы и подготовки к сегодняшнему семинару среди учащихся 5-9 классов было проведено  Результаты анкетирования представлены на слайдах.

Проанализировав результаты анкетирования, мы убедились в важности для учеников похвалы и хорошей оценки, узнали, каковы, по их мнению, причины их неудач и в чем состоит залог успешности. Ответы ребят помогут нам скорректировать наши действия в работе по дальнейшему моделированию успеха в совместной работе учителя и ученика.

23. Народный учитель СССР, педагог-новатор, Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была успешной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе успеха лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения результата, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.  Задача учителя состоит в том, чтобы готовить такие уроки, на которых бы каждому ученику была предоставлена  эта возможность пережить радость достижения результата, осознать свои возможности и поверить в себя.

24. Спасибо за внимание.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

(в помощь учителю)

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках

С другой стороны, еще А. Камю заметил: “Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ”.

То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность “Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной”), закрепить эмоцию позитива (“У вас обязательно получится”), заинтересовать лично (“Это задание я могу поручить только тебе”), позволить порадоваться даже незначительному успеху (“Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя”).

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на дифирамбы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение “новых подвигов”. А вот другие ученики начинают “светиться от радости”, когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и “холодный душ”.

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый “букет” талантливо выполненных работ.

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, “середнячки” могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: “Мои достижения”, “Мои награды”, “Мое творчество”, “Отзывы”. Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.

Помните, как в фильме “Самая обаятельная и привлекательная” героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Мотивация —этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

В рамках уроков с использованием системно-деятельностного подхода я с каждым годом использую все больше различных методов и приемов мотивации.

В самом начале урока на организационном этапе можно использовать один из приемов.

Пример 8 класс. Темы на доске нет, но учитель делает подсказку- Говорить будем об императоре. Учащиеся задают вопросы.

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: ( умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

На этапе Актуализация знаний и этапе закрепления знаний

уроке хотелось бы изменить.

Домашнее задание необычным способом:

1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.

2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.

3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.

4) Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.

2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.

3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:

– разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.

Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы или дескрипторы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.


ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УСПЕХУ КУРСА И ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ ОТЧЕТА О КУРСЕ

В начале сентября, в самое сложное после каникулярное время я использую приемы мотивации на свой учебный предмет.

Все дети любят собирать пазлы,но этот необычен. В течение урока можно заработать лишь один кусочек этой мозаики. Учащиеся сами помогают придумывать параметры: приходить на урок без опоздания, иметь все принадлежности, активно работать на уроке. В конце урока дети сами решали, кто заслужил часть, а кто нет (картинка разрезается на несколько частей, количество зависит от желаний учителя или учащихся, я обычно делю на 8 частей. Таким образом картинку можно собрать за месяц )


ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УСПЕХУ КУРСА И ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕХ ОТЧЕТА О КУРСЕ

Покоритель Эвереста- можно использовать как индивидуально, так и среди классов. Между гор натянуты веревки и каждый учащийся(класс) путешествует от горы к горе. В течение 13-14 уроков выявляя, кто будет победителем.

Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.

Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.

Ниже я представлю часть списка видеоматериалов используемых на уроках истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *