ЧИСЛА ДЕСЯТКОВ И НЕСКОЛЬКИХ ЕДИНИЦ

Урок разработан и проведён в новой технологии
подготовки и проведения открытых уроков,
предполагающей предварительное раскрытие перед
педагогами проекта урока.(Современная
технология «Урок XXI века» Поташник М. М.)

Урок проведён в образовательном учреждении
компенсирующего вида для детей с ослабленным
зрением.

По результатам исследований у учащихся с
дефектами зрения невозможность или сложность
получения ряда чувственных данных препятствуют
различению и дифференцировке объектов, а
следовательно и их анализу, синтезу, сравнению,
обобщению, классификации.

Такие пробелы значительно затрудняют
формирование мыслительных операций и
свидетельствуют в большинстве случаев об
отставании в развитии мышления.

Проведение уроков с использованием новой
технологии способствуют формированию приёмов
развития умственной деятельности, позволяют
осуществлять индивидуально-дифференцированный
подход и учитывать при подготовке уроков
личностно-ориентированное обучение.

Совместно с психологом, врачом-педиатром,
врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, логопедом
составляются характеристики обученности и
обучаемости учеников и всего класса, которые
оформляются в таблицы:

Характеристики психолого-педагогических
особенностей учащихся 1 кл.

Состояние обученности учащихся основным
общеучебным умениям

Индивидуальная методическая инструментовка

Рекомендуемые и противопоказанные:

При подготовке и проведении уроков учитываю
зависимость между теми или иными признаками
обучаемости и обученности каждого ученика для
применения методических приёмов и средств,
которые дают возможность получить оптимальный
результат на уроке в зоне ближайшего развития
каждого ученика.

Показатели этих таблиц позволяют учитывать
индивидуальные особенности каждого ученика при
составлении групп для использования групповых
форм работы на уроке. При формировании групп, как
основной критерий учитываю
право-левополушарность, ведущие каналы
восприятия, индивидуально-психологические
проблемы и данные социометрии. На данном уроке
группы составлены по принципу
взаимодополняемости: в каждой группе
представлены все типы восприятия, все
темпераменты, при преобладании сильных
право-левополушарные дополняют друг друга. В
каждой группе лидеры, в двух группах по
изолированному. Такие группы работоспособны и
работа результативна.

Знание обучаемости и обученности каждого
ученика и всего класса позволяет ставить
педагогически обоснованные, достижимые,
реальные цели.

На данном уроке одной из важных целей было
формирование поиска способа решения учебной
задачи, развитие мыслительных операций.

По итогу анализа обучаемости и обученности
каждого учащегося применяю на уроке
рекомендованные методы обучения,
коммуникативно-дидактические техники и
образовательные технологии.

Проект урока, будучи вторым, в теме «Нумерация
чисел от 11 до 20», выполняет задачи повторения и
обобщения.

Содержательная проблема урока в подготовке к
усвоению порядка следования чисел при счёте и
умению сравнивать числа, опираясь на порядок
следования их при счёте, в формировании приёмов
развития умственной деятельности, что должно
быть усвоено всеми учащимися и получении
собственных результатов, выработанных теми же
учащимися в самостоятельной деятельности.

Дидактико-технологическая проблема урока в
необходимости разрешения противоречия между
фронтальными средствами обучения и
индивидуально-групповыми средствами обучения и
воспитания.

Исследовательская проблема урока в
необходимости разрешения противоречия между
традиционной дидактикой и методикой и
вариативными образовательными технологиями.

Название проекта: «Подготовка,
проведение и рефлексия открытого урока по
математике в 1-м классе, урока повторения и
обобщения по теме «Нумерация чисел от 11 до 20».

Объектом проектирования выступает урок
«Образование чисел из одного десятка и
нескольких единиц».

Предмет проектирования: динамика нормативных
(обязательных для усвоения) и личностных
(вероятностных) результатов обучения, воспитания
и развития учащихся.

Цели педагогические (обучения,
воспитания, психологического развития учащихся):

Для повышения объёма двигательной активности
урок проводился в режиме динамических поз по
методике В. Ф. Базарного, т. е. дети периодически
переводились из положения сидя в положение
свободного стояния. Во время групповой работы
учащиеся группами располагались по всему классу,
при устном объяснении учителем дети подходили к
доске.

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь
вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой
поприветствуйте гостей и подумайте, как хорошо,
что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего
настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Сообщение темы, целей.

– Сегодня на уроке мы закрепим образование
чисел второго десятка, умение решать различные
примеры, учиться рассуждать и доказывать, быть
внимательными и сообразительными.

III. Устный счет.

1. Проверка готовых решений

– Проверьте, правильно ли решен каждый пример.
Если решен правильно, то впишите в квадрат – он у
вас в тетради – букву из столбика П.

– Прочитайте слово. Кто это? Какие сказки знаете?

– Послушайте стихотворение про девочку, героиню
сказки Ш. Перро и скажите, как ее зовут.

Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзинку, посланную с ней.

-Сегодня мы проведём урок вместе с Красной
Шапочкой.

2. Решение задач в стихах.

Красная Шапочка к бабушке шла

И в корзинку сорвала 9 ягодок малины.

4 – съела сама.

Сколько ягод бабушке унесла?

Шла она неспеша
По знакомой тропинке
И грибы собирала в корзинку.
Белый, рыжий, два маслёнка,
Три весёленьких опёнка.
Все грибы бабушке унесла,
Но посчитать не смогла.

Физминутка с использованием тренажей
(глазодвигательная гимнастика).

3. Работа в группах.

– У каждого на парте лежат круги разного цвета.
Дети, у которых на парте лежат синие круги,
собираются у стола на котором лежит большой круг
синего цвета. У кого жёлтые-идут к столу, на
котором большой жёлтый круг. У кого зелёные-к
столу на котором лежит зелёный круг. На каждом
столе карточки, фломастеры. Задание-установить
закономерность, продолжить ряд.

Посовещайтесь в группах, найдите верное
решение, запишите числа в карточку. Выберите
того, кто будет отвечать у доски.

1. 1 4 2 5 3 . . . .

2. 4 10 7 8 5 9
1 7 4 . . .

3. 1 3 5 . . .

4. Раскрытие причинно-следственных связей.

Выражения записаны на карточках, которые
показываю в движении. Решили верно – открываю
значение выражения.

-В корзинке пирожки. Посчитайте, сколько и каких
пирожков несёт Красная Шапочка.

С картошкой и морковью 4 + 3 = 7
С мясом и капустой 4 + 4 = 8
С повидлом и яблоками 4 + 5 = 9

-Чем похожи примеры?

-Почему изменяется значение суммы?

5. Красная Шапочка, бабушка и волк задумали три
числа. Число Красной Шапочки состоит из 1 десятка
и 8 единиц. Волк задумал следующее за ним число, а
бабушка-число, стоящее перед числом, задуманным
Красной Шапочкой. Какие числа они задумали?

IV. Работа над темой.

1. Разбейте числа на группы, чтобы в каждой
группе были числа похожие между собой.

Запишите в тетрадь.

1, 12, 3, 14, 2, 13, 5, 17, 7, 15

2. Проверка у доски.

Дети выходят к доске, берут карточки с числами и
составляют группы:

1) 1 3 2 5 7
2) 12 14 13 17 15

-По какому признаку составляли группы?

-Назовите в порядке увеличения сначала
однозначные.

-Какие числа нужно вставить?

-Назовите в порядке увеличения двузначные
числа.

-Назовите недостающие двузначные числа.

-Сколько десятков, единиц в каждом числе?

3. Закрепление по учебнику (с.44 №1, №2, №3)

Контроль усвоения знаний учащихся.

4. Задания по выбору.

Физминутка для снятия зрительного утомления

V. Решение задачи с.45 №6 (самостоятельная
работа)

-Какой способ работы помог справиться с
решением задачи? (составление схемы).

VII. Итог урока.

Молодцы! Вы выполнили все задания и помогли
Красной Шапочке. Она говорит вам: «До свидания» и
спрашивает: «Что было на уроке самым интересным?
Самым трудным? Чего вы достигли?»

Спасибо всем за работу.

Технологическая карта урока Математики

«Образование чисел второго десятка»

Цели деятельности учителя; ознакомление с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Уметь: образовывать числа второго десятка; читать и записывать числа второго десятка;

Знать: порядок следования при счете чисел второго десятка.

уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;

оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;

проявлять интерес к учебной деятельности;

Открытие нового знания.

УМК Математика «Школа России», 1кл., 2ч.: М. И. Моро, М. А. Бантова; презентация.

Тема «Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

:  мультимедийный проектор, карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Математика» для 1 класса начальной школы  М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, часть 2

– продолжить знакомство с числами второго десятка,  с образованием чисел второго десятка; познакомить с особенностями чтения и записи чисел второго десятка.

-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.

-воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения, культуру общения

1)  Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;

УУД:    Личностные :

– выполнять правила подготовки  к уроку

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

– умение контролировать свою деятельность, проводить сравнение

– формулировать цель на уроке с помощью учителя

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

– строить сообщения в устной форме

– анализ, сравнение

– строить ответы на вопросы, слушать собеседников

– учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности

– выражать свои мысли с достаточной полнотой, учитывать разные мнения

Педагогическая цель: создать условия для
ознакомления с приёмами сложения и вычитания,
основанные на знании разрядного состава чисел;
представления двузначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых; закрепления знаний
нумерации чисел от 11 до 20.

Планируемые результаты (предметные): уметь
использовать приёмы сложения и вычитания,
основанные на знании разрядного состава чисел;
представлять двузначные числа в виде суммы
разрядных слагаемых; знать нумерацию чисел от 11
до 20.

Универсальные учебные действия
(метапредметные):

1. Организационный момент

Ребята, начинаем урок математики. Сегодня мы
отправимся с вами в сказочное путешествие по
стране “Математика”.

Но сначала мне хотелось бы узнать какое у вас
настроение на начало урока. Если вы с отличным
настроением готовы начать урок поднимите желтую
карточку, если вас одолевают сомнения – зеленый
свет, вы расстроены и не желаете работать –
красный свет.

Я надеюсь, ваше хорошее настроение будет на
протяжении всего урока.

“А любите ли вы сказки?” (Дети: “Да.”).

– А волшебство?

В гостях у нас сегодня сказочный герой
“Незнайка”. И пришёл он не с пустыми руками.
Пришёл он с заданиями.

Первое задание называется “Страна
каллиграфии”.

Нам необходимо прописать цифру 13.

13 13 13

– Какие цифры использовали для записи числа 13? (1,
3.)

– Расскажите всё, что знаете об этом числе. ( Число
13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 –
двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3
единицы; 13 – нечётное число.)

2. Второе задание “Страна сосчитай ка”.

– Нам необходимо составить выражения из данных
цветков.

– Выполняя сложения, соедините на рисунке 1
суммы в порядке увеличения их значения,
а на рисунке 2 – в порядке уменьшения их
значения.

3. Следующая страна, в которую нам предлагает
отправится Незнайка “Страна цифр”.

Закрепление знания нумерации чисел от 11 до 20.

Работа с использованием сигнальных карточек.

– Увеличьте на 1 числа: 11, 15, 17, 19.

– Уменьшите на 1 числа: 13, 14, 19, 11.

– Назовите соседей числа: 15, 18, 11.

Работа в тетради (задания 2, 5, 7, с. 25).

Выполняют самостоятельно с последующей
фронтальной проверкой.

4. Незнайка очень даволен нашими результатами и
предлагает отправится в страну под названием
“Запоминайка”.

Как вы думаете, что мы будем там делать?

Совершенно верно проверять наши знания. Все ли
мы хорошо запомнили на прошлом уроке.

1. Разрядный состав чисел в пределах 20.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунки и выражения (с. 52, “Н”).

10 + 3: 1 десяток и 3 единицы – это 13.

13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка
3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток,
или число 10.

13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1
десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3
единицы, то есть число 3.

Затем коллективно рассматриваются остальные
случаи, которые проговариваются учащимися хором,
а также разбирается задание 1 (с. 52); оно
выполняется аналогично.

Работа в тетради.

Учащиеся выполняют в парах задание 1 (с. 26) с
последующей фронтальной проверкой.

2. Решение выражений изученных видов.

Учащиеся выполняют задание 5 (с. 52 учебника).
Выражения первого столбика решаются устно (с
подробным объяснением), выражения 2 и 3-го
столбиков – с комментированием.

5. Незнайка отправляет нас в страну
“Задачкина”.

Работа над задачами.

1. Подготовка к решению составных задач
(задание 2, с. 52 учебника).

Учащиеся читают задачи и сравнивают их;
выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа
в каждой задаче; высказывают мнение о том,
связаны ли между собой задачи, и если связаны, то
каким образом; решают каждую задачу; дают ответы
на поставленные вопросы. Также к задачам могут
быть составлены схемы.

2. Решение задач изученных видов (задания 4, 5,
с. 26–27 тетради).

Учащиеся решают самостоятельно задачи по
вариантам. Проверка с использованием сигнальных
карточек.

– Покажите, каким действием решали первую
задачу? Сколько цветков стало?

– Какое действие выбрали для решения второй
задачи? Сколько машин осталось?

VI. Итог урока.

Незнай ка очень рад нашему рвению к знаниям и
обещает придти к нам снова. Но перед тем, как уйти
к следующим ученикам ему итересно знать.

Вопросы: С чем познакомились сегодня
на уроке? Всё ли вам было понятно? Какое задание
вызвало у вас затруднения? Что было самым
интересным?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *