МОУ « Средняя общеобразовательная школа-№13»г. Воркуты
Организация внеклассной работы по предмету
«Человек отражается в своих поступках»
Составитель: Каленкова В. Н.,
Учитель изобразительного искусства
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов.
Мероприятие проводится в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.
Цель мероприятия: формирование адекватной оценочной деятельности учащихся, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Час общения направлен на развитие умения учащихся «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; воспитание чувства сострадания, сопереживания по отношению к близким, слабым, незащищенным; сплочение коллектива.
Учащиеся учатся прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; выявляют у себя положительные и отрицательные качества поведения.
Перед началом мероприятия проводится подготовительная работа. Необходимо подготовить аудиторию, поделить класс на две микрогруппы для лучшего восприятия и обсуждения поставленных задач, соревновательного интереса в проигрывании жизненных ситуаций. Готовится презентация часа общения, раздаточный материал к каждому заданию.
Просмотр содержимого документа
««Человек отражается в своих поступках» »
Классный
час: «Человек отражается в своих поступках»
Цель: содействовать формированию положительного
психологического климата в классном коллективе.
Задачи: – воспитывать
у обучающихся положительные качества, умение общаться
и бережно относиться друг к другу;
– раскрыть
на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
– способствовать
развитию у детей чувства самооценки, толерантности, умения правильно оценивать
свои поступки.
– повышение
уровня самосознания и психологической культуры у учащихся, коррекция
межличностных отношений и формирование морально-нравственных ценностей.
– развить
умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы
поведения;
– дать
возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны
1.
Вступительное слово кл. руководителя
– Попробуем на
сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных
качеств, через ситуативные примеры взглянем на себя со стороны, попробуем скорректировать
свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.
– А так ли это
важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли?
«Поведение
человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это
слова немецкого поэта И. Гете. Как вы их понимаете?
– В поведении
проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности,
взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в
себе.
– С раннего возраста каждый из вас слышит слова из
стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Название
этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать
плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши
поступки являются доказательством выбора.
– Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что
если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша
сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.
– Часто, когда человек заставляет себя
сделать нужную работу, например, не хочет учить уроки, но учит и т.д., говорят,
что у него есть характер. А когда наоборот: надо учить уроки, а он играет –
говорят, что он бесхарактерный.
– У каждого человека есть свой характер и
проявляется он в поступках человека.
– Нужно ли человеку знать, какой у него
характер? Зачем? Человеку необходимо знать, какой у него характер, для того,
чтобы научиться управлять собой, своими поступками.
– Что такое поступок человека? (Это действие, которое
совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями). (слайд)
– Кто и что влияет на поведение и поступки людей? (воспитание, родители, сверстники, СМИ.)
– Сейчас
вы услышите притчу о влиянии солнца и ветра на человека. В конце, вы должны
определить смысл притчи?
Притча «Кто
сильнее – Ветер или Солнце?»
Солнце и
ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть,
кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил,
пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер
ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто
сам.
– Какое
влияние оказали Ветер и Солнце на человека? (отрицат. и положит.)
– Почему
человек сам снял пальто? Солнце согрело человека своими лучами.
– Вывод: В
чем смысл притчи? (Добро победило зло).
– Какой
вывод можно сделать?
– Как надо
относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял
правильное решение? (С теплом, добром, сердечно).
–
Представьте себя волшебником. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди
стали добрыми и отзывчивыми.
– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и
что его меняло в фильме «Безумный день» из сериала «Ералаш»?
Просмотр
видео «Безумный день» из сериала «Ералаш»
Совесть – очень хорошее качество. Иногда она самое
верное средство для того, чтобы даже самый безумный день превратить в обычные
будни. Герой данного сюжета убедился в этом на собственном опыте. Все началось
с того, что он сбил другого мальчишку с кучей учебников в руках, потом съязвил
при виде одноклассницы, а в конце присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел
покинуть здание школы с чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с
учебниками, одноклассница, чужой кошелек. В третий раз переживая один и тот же
день заново, мальчик вернул кошелек владелице и замкнутый круг прервался,
выпустив парнишку на свободу.
– Почему
он изменился, что его заставило.
– А чего
не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков. Надо было
помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, отдать кошелек и сказать
пожалуйста.)
Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть
равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз,
поэтому каждый день нужно творить добро.
– Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый
ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё
так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.
Ученица:
Как дом, так сердце каждодневно
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это
Себя для ближних не жалеть.
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам
поведения.
5.
Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь
делать?
6.
Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла телефон. Что ты
сделаешь?
7.
Несколько человек в классе агитируют уйти с последнего урока. Как ты
поступишь в этом случае?
8.
Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты
поступишь в этом случае?
Наши
поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем
окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.
Послушайте
притчу «Карта мира» (ученица)
Одним воскресным утром
проповедник пытался в трудных условиях подготовиться к проповеди. Жена его ушла
за покупками. День был дождливый, и проповедника было
скучно, потому что нечем было заняться. И он капризничал, мешая отцу
сосредоточиться.
Наконец отец в отчаянии
схватил старый журнал, полистал его и нашел большую ярко раскрашенную страницу.
Это была карта мира. Проповедник вырвал карту из журнала, разорвал на клочки и
бросил их на пол со словами: — Джонни, если сумеешь собрать карту, я тебе
дам тебе денег на мороженое.
Он решил, что дал Джонни
занятие на все утро. Однако не прошло и десяти минут, как в дверь его кабинета
постучали. Это был сын с собранной картой. Отец удивился такому быстрому
завершению, увидев, что все кусочки точно расставлены по местам.
— Сынок, как ты сумел это сделать так быстро? — спросил проповедник.
— О, — ответил Джонни, — это было легко. На другой стороне рисунок человека. Я
просто перевернул клочки, собрал портрет человека, положил его на лист бумаги и
снова перевернул. Я решил, что если человек правильный, то и мир будет
правильный. Отец улыбнулся и протянул сыну деньги на мороженое. —
«Если человек правильный, то и мир будет правильный», – размышлял отец,
понимая, что теперь название доклада у него определённо есть.
В этой истории заключен ценный урок. Если вам не нравится ваш мир и вы
хотите изменить его, начните с себя самого. Если вы в порядке, ваш мир тоже
будет в порядке.
– Как вы думаете: моральный и
добрый поступок – это одно и то же? А что значит «аморальный поступок»? Из
приводимых мною примеров выберите аморальные поступки.
Когда старушка соседка попросила мальчика вскопать ей огород, он
согласился, но заявил, что его работа будет стоить 200 рублей.
Молодой человек сорвал цветы в клумбе, чтоб подарить их своей
девушке.
Вася помог бабушке донести до дома тяжелую сумку, т.к. ему стало
ее жалко.
Мальчик разгласил чужой секрет, чтобы завоевать авторитет в
классе;
Маша навела порядок в комнате, так как хотела. Чтобы мама ее
похвалила.
Девочка обманула маму, так как получила двойку по математике;
«Красота поступка состоит
прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».
(Иммануил Кант) (слайд)
– Ребята, а давайте посмотрим,
какие качества необходимы для совершения добрых, нравственных поступков.
Прочитайте следующие слова. Попробуйте объяснить их значение.
Человеколюбие – это любовь
к людям, всему человечеству
Взаимоуважение – это
уважение другого человека, его чести, достоинства.
Взаимопонимание –
понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.
Бескорыстие – это
совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.
Коммуникативное
упражнение «Огонек общения»
На парту каждого ученика учитель кладет три
кружочка разных цветов.
– Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении; зеленый -самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
– Посмотрим, у кого самый большой букет
получился. Как вы думаете, почему?
– Быть по –
настоящему добрым – это легко? Ребята, научиться быть добрым действительно
трудно. И у каждого человека свой путь к доброте.
Давайте вспомним песню «Дорога добра»
(дети исполняют песню)
Как вы
думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на
время? (Ответы детей.)
– А сейчас
посмотрите сценку по рассказу В. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята
завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
– Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого
хлеба. — До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? — спросил Миша.
– Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, —
сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам
кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь!
– Кого из
мальчиков можно назвать добрым? Почему?
– Наполняйте
жизнь добрыми делами и словами. Ведь жизнь дана на добрые дела.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря. (слайд)
Какими словами можно объединить
следующие слова?
(Работа
в группах). Каждой группе необходимо разработать и записать правила поведения
между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек
– назовем его «Кодекс добра».
Каждая
группа зачитывает свои правила.
Согласны ли вы соблюдать их?
Что может помешать не соблюдать этих правил?
Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста,
когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека? (Заслушиваются
ответы ребят).
В пословицах хранится
многовековая мудрость народа.
Существует множество пословиц и
поговорок о поступках людей. Подберите к каждой пословице окончание. Какие ещё
пословицы и поговорки о добрых поступках, вы знаете?
Делай другим добро — будешь сам без беды.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Делая зло, на добро не надейся.
Добро не лихо — ходит тихо.
Доброе дело человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку весь мир — свой дом, а злому и своя хата —
чужая.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в
пропасть.
Злой плачет от зависти, а добрый — от радости. (слайд)
Видеоролик «БУМЕРАНГ ДОБРОТЫ».
– Сделай
доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто-то рядом
сделает доброе и приятное! Я предлагаю вам после просмотра этого ролика не
ждать, пока у вас будет хорошее настроение или пока вам кто-то другой не
сделает доброе дело, а начать самому запускать бумеранги добрых дел,
комплиментов, улыбок: “Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе
вернется!”
Поступайте так, как вы хотите,
чтобы с вами поступали. (слайд)
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно
всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать
поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.
«Ты живешь среди людей. Не
забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих
тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты
зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было
хорошо». ( В. А. Сухомлинский) (слайд)
Подведение итогов. Рефлексия.
Классный час “Человек отражается в своих поступках”
“Человек отражается в своих поступках”
Цель: формирование умений «входить в положение других людей», лучше
понимать их чувства, мотивы поведения.
1. Обсудить с обучающимися смысл слова «поступок», научить отличать
хорошие поступки от плохих;
2. Воспитывать доброжелательность, уважение друг другу;
3. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Классный руководитель: Дорогие, ребята! Пусть сегодняшний день
принесет нам радость новых открытий, радость общения друг с другом и
наполнит души прекрасными чувствами.
Классный час я хочу начать с вопроса:
Как вы думаете, что такое поступок человека? (Ответы детей
Слайд 2 Поступок это действие, которое совершает человек с определенной
целью, намерениями и последствиями.
– Прочтите тему классного часа.
Ученики: Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в
Классный руководитель – Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Классный руководитель: Тема классного часа выбрана неслучайно. В
повседневной жизни нам часто приходится обижаться на окружающих за то,
что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы
удивляемся, что в нашем обществе – недостаточно сопереживания,
доброжелательности, низкая культура поведения: как дети, так и взрослые
таким мы встречаемся ежедневно.
– Как вы думаете, кто и что влияет на поведение и поступки людей?
Ученики: Воспитание, родители, сверстники, СМИ.
Классный руководитель: Сейчас я прочту притчу о влиянии солнца и ветра
на человека. В конце, вы должны определить смысл притчи!
Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце»
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили
посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал
дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь
сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека
своими лучами, и тот снял пальто сам.
Классный руководитель: Какое влияние оказали Ветер и Солнце на
Ученики: Отрицательное и положительное.
Классный руководитель: Почему человек сам снял пальто?
Ученики: Солнце согрело человека своими лучами. Оно действовало по
доброму с любовью.
Классный руководитель: В чем смысл притчи?
Ученики: Добро победило зло
Классный руководитель: Какой вывод можно сделать? (делают вывод
совместно с учащимися)
Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял
Ученики: С теплом, добром, сердечно.
Классный руководитель: Представьте себя волшебником. Что бы вы
изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.
А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и что его меняло в
Можете ли вы ответить, что изменило главного героя из фильма?
просмотр видео ролика
Классный руководитель: Совесть – очень хорошее качество. Иногда она
самое верное средство для того, чтобы даже самый безумный день
превратить в обычные будни. Герой данного сюжета убедился в этом на
собственном опыте. Все началось с того, что он сбил другого мальчишку с
кучей учебников в руках, потом съязвил при виде одноклассницы, а в конце
присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел покинуть здание школы с
чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с учебниками,
одноклассница, чужой кошелек. В третий раз, реживая один и тот же день
заново, мальчик вернул кошелек владелице, и замкнутый круг прервался,
– А чего не хватило ему даже в последней попытке?
Ученики: Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать
книги, сказать приятного аппетита, отдать кошелек и сказать, пожалуйста.
Классный руководитель: Умению дружить и общаться с людьми, надо
учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда
помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить
Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое
ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы
Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.
2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое
5. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла 100 рублей. Что ты
6. После уроков одноклассник приглашает тебя к себе в гости. Как ты
7. Одноклассник поставил тебе оценку несправедливо (по твоему мнению).
Как ты поступишь в этом случае?
Классный руководитель: Ребята, а давайте посмотрим, какие качества
необходимы для совершения добрых, нравственных поступков. Прочитайте
следующие слова. Объясните их значение.
Слайд 5 (работа в паре)
Человеколюбие – это любовь к людям, всему человечеству
Взаимоуважение – это уважение другого человека, его чести, достоинства.
Взаимопонимание – понимание, умение выслушать и помочь другому
Бескорыстие – это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без
На парту каждого обучающего учитель кладет три кружочка разных
Желтый цветочек вы дарите самому доброму в общении;
зеленый – самому уступчивому, покладистому;
оранжевый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Классный руководитель: Посмотрим, у кого большой букет получился.
Как вы думаете почему?
Быть по настоящему добрым – это легко?
Ребята, научиться быть добрым действительно трудно. И у каждого человека
Классный руководитель: Как вы думаете можно ли заставить человека
быть добрым? Можно ли стать добрым на время?
Учащиеся работают у доски.
У каждого из вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их.
Вы согласными со смыслом этих пословиц? Почему?
Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снитс
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово окрыляет.
Добра желаешь, добро и делай!
Добро того учит, кто слушает.
Кто доброе творит, тому зло не вредит.
Просмотр видеоролика «Бумеранг доброты»
Сделай доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто
то рядом сделает доброе и приятное!
Я предлагаю вам после просмотра этого ролика не ждать, пока у вас
будет хорошее настроение или пока вам ктото другой не сделает доброе
дело, а начать самому запускать бумеранги добрых дел, комплиментов,
улыбок: “Поделись улыбкой своей, и она еще не раз к тебе вернется!”
Поступайте так, как вы хотите, что бы с вами поступали.
почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не
торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно,
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Волковская
средняя общеобразовательная школа»
Человек
отражается в своих поступках.
(соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения)
обучающейся 5 класса Колмогорцев Егор
Захарова
Оксана Михайловна – учитель обществознания
Интересно, а как я
выгляжу в глазах других ребят? Я считаю, что чем больше хороших поступков
делает человек, тем лучше о нем думают, окружающие и тем большее количество
людей желает с ним общаться. Но, к сожалению, это не всегда так.
Я стараюсь быть как все,
но иногда я не могу себя сдерживать. Я очень не люблю, когда говорят неправду,
ведь мама всегда мне говорит, что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
Иногда ребята обижаются на меня за это, но я не понимаю, почему. Почему так
сложно сказать честно и правдиво, вместо того, чтобы придумывать разные причины
оправдания своего поступка?
Получается, что когда я в
школе стараюсь соблюдать все правила общения и поведения с одноклассниками, с
учителями школы, то это воспринимается среди моих сверстников как плохие
поступки. Когда я хочу узнать новое, с удовольствием делюсь тем, что я уже
знаю, то это тоже иногда воспринимается, не как мои хорошие качества, а как то,
что я выскочка и «всезнайка». На улице, когда мы гуляем, играем в разные игры,
катаемся с горки, мне тоже иногда хочется поправить своих друзей, особенно в
отношении младших, когда они их прогоняют, не уступают им, пытаются их обидеть.
Я понимаю, что им не
хочется брать с собой своих братьев и сестер, мне тоже не хочется долго гулять
с моей младшей сестренкой, но я понимаю, что нужно помогать родителям. Тем
более играть всем вместе веселее.
Еще мне очень нравится
помогать пожилым людям, родители приучают меня к тому, что старшим нужно
помогать: уступать им место в транспорте, вынести мусор, донести сумки из
магазина. Я иногда помогаю бабушкам с нашего дома, то мусор вынести, то сходить
в магазин за продуктами, то на почту за посылкой. Мне очень нравится это
делать, они так искренне благодарят и мило улыбаются. Иногда даже деньги
предлагают, но я не беру. Родители говорят, что деньги можно брать только за
работу, а это просто помощь.
А еще, я считаю, что,
даже совершая плохие поступки, человек может быть хорошим. Может он так себя
ведет именно потому, что у него нет друзей, и он хочет привлечь к себе
внимание, просто не совсем понимая, что можно и хорошими поступками обратить
внимание ребят на себя, это даже будет лучше и больше шансов получить поддержку
одноклассников и стать для них другом.
Очень часто мы с ребятами
совершаем поступки, после которых нам очень стыдно перед одноклассниками и
учителями, мы можем обидеть поведением, словом и даже взглядом, но не осознаем
этого, пока нам не укажут на нашу ошибку.
Прочитав данное
высказывание и представив себя в отражении своих поступков, я все-таки считаю,
что я хороший человек, но как любому человеку, мне свойственно ошибаться. Но
теперь я буду думать о том, каково окружающим будет от моего того или иного
поступка и я очень надеюсь, что я никого не обижу своими поступками и буду
стараться жить так, чтобы обо мне думали и говорили только хорошее.
Кроме всего выше
написанного я пришел ещё к одному выводу, которое сформировалось у меня исходя
из уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», на которых мы
изучали темы, посвященные семейным взаимоотношениям, что «Семья – главный
воспитатель нравственности».
Колдунов,
Я. И. Нравственное воспитание личности школьника – Калуга, 2007. – 197 с. 29.
Коробкина,
Н. В. Учить добру, любви и уважению // Начальная школа – 2008. – № 3
Основы
духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник/Н. Ф. Виноградова,
В. И. Власенко, А. В. Поляков. – 6-е изд-е, – Вентана-Граф, 2020. – 160с.
Скачано с www.znanio.ru
Цель:формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
– развивать у учащихся умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
– научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; – дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны – выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; – активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера
Форма проведения: практикума с применением ситуационно-ролевых игр.
Разделить группу учащихся на 2 микро группы.
Подготовить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества» для каждого ученика.
Вопросы для рефлексии.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Компьютер, проектор, презентация классного часа.
На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему.
Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микро группах.
На столах микро групп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.
1. Вступительное слово преподавателя.
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели, как сказал один мудрец: «Камень, брошенный в воду, оставляет круги, так же как каждый поступок человека – это отражение его личности. От каждого, даже самого незначи-тельного поступка, как круги по воде, расходятся последствия.»
3. Работа с таблицей.
– А вы сами? Задумываетесь ли о том,как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми?Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя, как все, и ладно. А ладно ли?
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова Иоганна Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
– Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя?
– Давайте сейчас над этим подумаем.
Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу часа общения подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали окружающие люди и запишите в последней колонке (в конце часа общения)
По желанию учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.
Обсуждение жизненных ситуаций.
Я предлагаю вам прослушать ситуацию:
Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками к празднику. Выйдя из троллейбуса, она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры.
Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не теряла ли она что-нибудь. Он поздравил с наступающим праздником и сказал, что сумку нашла его жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.
Ребята у каждой группы лежит листочек, с заданием :
1. Предположите, каким будет положительный исход данной ситуации.
2. Предположите, каким будет отрицательный исход данной ситуации.
После обсуждения читается окончание ситуации.
Вот как ситуация завершилась.
Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал начальником в одной крупной фирме. Увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находившихся в сумке с точной их оценкой до копейки. В смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка. И он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую часть суммы, «по государственным законам» и «по совести», так, как положено среди «порядочных, интеллигентных людей».
Через данную ситуацию взгляните на свои поступки со стороны и завершите заполнение третьей колонки нашей таблицы.
По желанию учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы, которые они хотели бы изменить, чтобы стать лучше.
Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.
Психогимнастика – стихотворение Е. Алябьевой.
«Сначала они удивились,Потом глубоко возмутились. Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все. Поникли печальные плечи.
В глазах опечаленный вечер,И слезы вот-вот побегутНо тут лучик солнца украдкойПо щечке скользнул нежно-гладкий. И все засветилось вокруг. От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись . Запрыгали и закричали:-Ура! Мы веселыми стали!»