ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИМЕРЫ

Предметом исследования в статье является проблема ценностных ориентаций и ее место в структуре личности, определение понятия ценностных ориентаций и их сущности в философии, социологии и психологии.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, философия, социология, психология.

The subject of researching in this article is the problem of value orientations and its place in the structure of personality definition of concept, of value orientations and their essence in philosophy, sociology, psychology.

Key words: values, value orientations, philosophy, sociology, psychology.

Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, так как определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Изучением ценностных ориентаций занимаются как философы, так и психологи, и социологи. Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке ряда наук — философии ценностей, аксиологии — теории ценностей, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии. Именно «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотносятся различные понятия, привлекаемые философией, социальной психологией и социологией при изучении механизмов регуляции поведения. В цикле философско-социологических дисциплин это понятие соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно-ценностных систем и социального действия, в цикле конкретно-социологических дисциплин — с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально-психологических — с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции.

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях:

В социологии ценностные ориентации представляют собой критерии оценочного отношения личности или группы личностей к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы и их свойства, цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей).

По мнению автора, ценности, ставшие внутренними побудителями субъекта, и есть ценностные ориентации, которые являются регуляторами его поведения.

Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они базируются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего большинства решений.

Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, социальная психология, ценностная ориентация, ценность, группа личностей, компонент структуры личности, окружающий мир, отношение, поведение, установка личности.

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, система ценностей, направленность личности, развитие личности, ценность.

Интерес к ценностной сфере отдельной личности и также групповой системе ценностей общества на различных исторических этапах развития общества обусловлен многоаспектностью роли формирования ценностей в различных процессах, таких как целеполагание, осознание смысла жизни, построение жизненного пути личности и т. д.

Исторические события, которые обусловили перестроение многих аспектов жизнедеятельности общества в период новейшей истории, обусловили необходимость переоценки системы ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценностные ориентации личности представляют собой важную характеристику личности, так как система ценностных ориентаций человека обусловливает его поведение и выстраиваемые взаимоотношения с другими представителями социума.

По степени сформированности ценностных ориентаций личности можно сделать вывод о стадии развития личности, именно данный факт обуславливает то, что в психологической науке ценностные ориентации принято считать одним из важных компонентов структуры личности. Если у личности развитые ценностные ориентации, данный факт свидетельствует о зрелости личности, ее сформированности, противоречивость ценностных ориентаций является показателем проявления инфантилизма, такая личность является незрелой.

В психологической науке существует множество подходов к рассмотрению ценностных ориентаций в структуре личности, однако исследователи признают, что особенности строения ценностных ориентаций обуславливают направленность личности, и определяют субъективное отношение личности к реальной действительности.

Определение понятия «ценность» многоаспектно и рассматривается в рамках многих гуманитарных наук, таких как философия, социология, культурология, психология и многих других.

Наиболее общепринятое определение понятия «ценность» можно рассмотреть как представленное синтезированное определение из элементов нескольких определений. Ценность представляет собой субъективное отношение человека к предмету (значимость предмета для человека) в процессе его познавательной и преобразующей деятельности.

В литературе, посвященной описанию психологических исследований, часто встречается отождествление смысла понятий «ценностные представления» и «ценности». В отличие от других гуманитарных наук в психологии акцентируется внимание исследователей на субъективной природе формирования ценностей, как индивидуальных, так и групповых.

Ценности рассматривают как сформированные впоследствии конкретных исторических условий явления, которые имеют определенное общественное значение.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах:

– как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.);

– как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации представляют собой сложное структурированное явление, которое состоит из трех элементов:

1) когнитивный — знания человека;

2) эмоциональный — эмоциональная реакция человека;

3) поведенческий — проявляется в поведении человека, которое обусловлено системой ценностных ориентаций.

Исследователи в рамках психологических наук рассматривают ценностные ориентации с точки зрения различных подходов.

А. В. Петровский рассматривает формирование личности как ее развитие, процесс и результат. Особо подчеркивается важность оценки человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Как определенную категорию установок ценностные ориентации рассматриваются И. Н. Истоминым. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида складывается определенное отношение к конкретному предмету или явлению, существенно определяющее его дальнейшее поведение.

Ценностные ориентации представляют собой систему ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительные установки не на осознание наличия предметов и явлений, а на их реализацию, то есть проявления показывают направленность личности на достижение целей (приобретение ценностей).

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках исследований ценностных ориентаций в психологической науке существуют различные подходы к рассмотрению явления.

Понятие «ценностные ориентации» в рамках социальной психологии рассматривается в двух аспектах: — как система субъективных оценок личностью различных общественных событий и явлений (социальных, экономических, политических и т. д.); — как детерминанта поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением, которые обуславливают смысложизненные ориентиры.

Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути личности, формирует ядро мотивации жизнедеятельности, а также обуславливает формирование смысложизненных ориентаций личности в процессе ее жизнедеятельности, также принято считать, что система ценностей человека обуславливает построение им жизненной стратегии.

  • Бакланов Г. И., Ткаченко А. В. Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе // Актуальные проблемы социологического сопровождения образования, 2019.
  • Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. — М.: «АПН», 1983.
  • Истомин И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М., 1979.
  • Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М., 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): ориентация, жизненный путь личности, направленность личности, психологическая наука, детерминант поведения человека, система ценностей, ценностная ориентация личности, жизненная стратегия, реальная действительность, социальная психология.

Библиографическое описание

Борзиева, З. М. Ценностные ориентации современной молодежи / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 247-248. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55006/ (дата обращения: 08.10.2023).

Молодежь — для любого народа это его будущее, его золотой фонд. Поэтому то, на какие ценностные ориентации нацелено юношество, вызывает обеспокоенность как власти, так и общества в целом. Ценностные ориентации — это культурные стандарты, это принятые личностью духовные и материальные ценности, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель, и которые в широком смысле являются нормами жизни в обществе.

Если сравнивать с ценностями предыдущих поколений, ценности молодежи на современном этапе существенно изменились.

Я приведу контраст между ценностями советской молодежи и современной.

Что же ценила советская молодежь?

Как нам известно, в советскую эпоху действовала мощная система коммунистического воспитания. Несмотря на это основными ценностями для молодежи были не идеологические постулаты, типа преданности делу коммунизма, классовой борьбы, борьбы за мир или научного мировоззрения. По данным социологических исследований 1971–1982 годов, в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье. На третьем и четвертом местах было осознание того, что приносишь людям пользу и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Ну а дальше по степени важности: возможность заниматься тем, что тебя интересует, расширение кругозора и др.

Примерно для половины представителей молодого поколения 1970-х годов была характерна активная жизненная позиция, которая проявлялась в различных видах общественно-полезной деятельности. Меньше всего ценилась спокойная, размеренная жизнь, подчиненная собственным интересам.

Ценностные ориентации современной молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление — это направление духовности, которое характеризуется преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление — это то направление, которое нацелено на индивидуализм, преобладание материального над духовным. Это направление получило распространение в последние десятилетия.

В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях.

Печально то, что карьеру большинство людей строит не с целью развития своей личности, а ради повышения своего благосостояния, ради красивой сытной жизни. Полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка. То есть люди работают, чтобы зарабатывать как можно больше денег, и не важно какими путями. Такие жизненные принципы, как «Лучше быть честным, но бедным» и «Чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое. Сейчас актуальны такие, как «Ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой».

Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодежи входят такие ценности как: семья, материальное благополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. На последнем месте стоит религиозная вера.

Поговорим о каждой из этих ценностей по отдельности.

‒ Семья. Общее представление о семье у большинства людей такое: Семья — союз любящих людей, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, а также продолжении рода. Слово «семья» ассоциируется у многих с такими понятиями, как: дом, дети, уют, счастье, веселье, радость, дружба.

Семья закладывает особый нравственный и духовный фундамент в личность каждого человека. Она является основным институтом социализации. Поэтому семья ценится современной молодежью больше всего.

‒ Материальное благополучие. Главным стремлением каждого человека стало его личное материальное благополучие. Ценность оплаты труда стала цениться больше, чем свобода и интересная работа. Традиционные ценности хоть и не потеряли своей важности, однако желание молодых людей быть успешными, богатыми, влиятельными ощущается намного сильнее.

‒ Друзья и общение. Молодость — это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками и групповой жизни. Это время, когда мы как никогда хотим быть понятыми и принятыми. В этом возрасте мы начинаем ценить друзей, их отношение к нам, их готовность прийти на помощь, поддержать нас. Порой нам кажется, что друзья ближе и роднее, чем семья, что они понимают нас без лишних слов — достаточно одних эмоций. В связи с этим дружеские отношения можно сравнивать с семейными, но ставить их на один уровень, думаю, будет неправильно.

‒ Здоровье — естественная, абсолютная, жизненная ценность. Это одна из основополагающих ценностей человека. Без здоровья невозможно сбалансированное существование человека в обществе. Несмотря на большую значимость здоровья, данные социологических опросов показывают, что здоровье не входит в лидирующую группу ценностей. Около 28 % людей в возрасте от 20–21 года отмечают недостаток здоровья. Для данной возрастной категории это тревожная цифра. Такая высокая ценность этого показателя должна стать побудительной силой для активной заботы о своем здоровье.

‒ Интересная работа. Как показывает статистика, интересная работа представляет ценность для 58 % студентов. Имея работу по душе, человек реализует себя, раскрывает свои творческие способности, строит карьеру. Интересная работа дает возможность проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Однако, мало кто может похвастаться тем, что он каждый день ходит на работу с радостью. Многие выбирают ту или иную профессию с целью просто зарабатывать деньги или же из-за престижности. Но со временем человек ощущает себя несчастным, он жалеет об упущенном времени и начинает ненавидеть свою работу.

‒ Религиозная вера — прививает верующим систему ценностных ориентаций — идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Религиозная вера на современном этапе развития общества занимает последнее место в системе ценностей. Это связано с тем, что главенствующее место занимают ценности иллюзорные, вымышленные, вытекающие из веры в сверхъестественное. А все реальные ценности, вытекающие из запросов и потребностей человека на земле — второстепенные.

Итак, мы видим, что ценности современной молодежи отличаются от ценностей молодежи других поколений. На сегодняшний день все духовное отодвинуто на второй план, у людей друг к другу потребительское отношение. Молодежь стремится иметь связи, деньги, возможность управлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не только для самого человека, но и для общества в целом, деятельностью. В сознании молодых людей нет четкой картины мира, системы норм поведения и установок. Поэтому главной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодежи.

Основные термины (генерируются автоматически): интересная работа, современная молодежь, ценность, Материальное благополучие, религиозная вера, семья, большинство людей, последнее место, советская молодежь, ценность молодежи.

Ценностные ориентации современного российского общества

В настоящее время в качестве высшей
ценности современного российского
общества формально декларируется
человек. В каче­стве базовых ценностей
признаются также свобода, защищенность
и справедливость, однако эти высшие
ценности не реализуются в полной мере
как по объективным, так и по субъективным
причинам. Можно утверждать, что
социально-экономические процессы в
России должны были привести и привели
к формальному признанию цен­ности
человека. Но они же привели и к ситуативному
формированию у человека интересов, не
совпадающих с интересами государства
и общества. Под влиянием эгоизации
личности и присвоения ею большей свободы
иерархия системы ценностей неизбежно
должна была измениться и изменилась в
сторону приоритета личностных ценностей,
в то время как социально значимые
ценности постепенно утрачивают свою
значимость как для общества, так и для
отдельного индивида.

Для личности в качестве высших на первое
место по значимости выходят приватные
ценности, такие, как материальный успех,
сво­бода, справедливость и другие,
причем социальная реальность по­рождает
тенденцию к извращенному, эгоизированному
пониманию этих ценностей. Как опасается
К). Г. Волков, России грозит развитие
явления, известного на Западе как
гипериндивидуализация. Гиперин­дивидуалисты
признают лишь независимость личности
и решительно отвергают концепцию
социальной ответственности, что в
конечном итоге может привести к распаду
общества.

Приоритеты обществе!того развития
смещены: главенствующее, самодовлеющее
значение имеет рынок, в то время как
человек рас­сматривается всего лишь
как его элемент, всецело подчиненный
его потребностям. Социальная цена
реформ, самоцелью которых факти­чески
является построение рыночной экономики
без учета интересов личности, для
большинства населения является
чрезвычайно высо­кой, поскольку
реально происходит обесценивание в
общественном сознании высшей ценности
— ценности человека. Возможность такого
развития событий в России в результате
падения советской власти предвидел еще
в 1937 году Н. А. Бердяев.

Утрата ценностей и идеалов сопровождается
нарастанием ути­литаризма в отношении
к обществу и личности, подчинении их
законам рынка, превращением в товар. В
связи с этим современное российское
общество может быть охарактеризовано
как общество постепенной эгоизации и
отчуждения личности, следствием чего
становятся социальная апатия, безразличие,
своеобразная «всеяд­ность», которые
трансформируются постепенно в цинизм,
жестокость и беспринципность по отношению
ко всем, кроме себя и своего ближайшего
значимого окружения.

При рыночной ориентации общества человек
все чаще рас­сматривает свои возможности,
способности и качества как товар, который
имеет определенную цену на рынке и
подлежит продаже. Ориентированность
на «рыночные», конъюнктурные качества
лич­ности, ее социально-экономическую,
но не личностно-нравственную значимость
все больше приводит к тому, что в качестве
единственно достойной, социально и
личностно значимой цели жизнедеятельно­сти
рассматривается успех, понимаемый
главным образом как успех материальный,
достигая которого любой ценой, личность
склонна рассматривать себя в качестве
ценности. Другим следствием этого
процесса может стать формирование
личности не гармонически раз­витой,
а специализированной.

Этот процесс является в условиях
современной России, к со­жалению,
естественным и неизбежным. Поэтому
личный успех, измеряемый материальным
уровнем жизни, практически стал
само­целью, вытеснив на обочину
общественного внимания нравственные,
духовные устои личности. Экономическая
успешность личности, определяемая ее
способностью подстраиваться под
изменчивые требования рынка, закономерно
ведет к снижению значимости не только
профессиональных, но и моральных
установок и ценностных ориентации,
которые трансформируются таким образом,
чтобы по­лучить наивысшую оценку на
рынке труда и обеспечить материальное
благополучие в ближайшем будущем.

Происходящая дифференциация населения
по материальному, социальному, духовному
и нравственному признакам, все больше
отчуждающая людей друг от друга и
атомизирующая общество, не может не
сказаться и на реальных нравах специалистов
социальной работы. На смену духовным,
истинно человеческим, ценностям рос­сиян
пришли материальные, предполагающие
только материальное обогащение и
плотские наслаждения. Причем достижение
этого обо­гащения и наслаждения
допускается любыми средствами, имеющими
в основном аморальный характер.

Вследствие этого общество, к сожалению,
постепенно скатыва­ется к уровню
«ситуационной морали», девиз которой:
морально то, что экономически полезно
в данной ситуации, поскольку именно
экономический потенциал и статус
личности во многом определяют в настоящее
время ее статус в обществе, возможность
получения пользы для себя. По словам Р.
Г. Апресяна, в основе морали лежит
потребность в единении с другими людьми’.
Тенденция к отождеств­лению пользы
и морали приводит постепенно к тому,
что один из основных вопросов философской
этики — вопрос о соотношении и соответствии
цели и средств — разрешается на уровне
обыденного сознания в форме вседозволенности
в отношении средств, если только цель
устраивает индивида, представляется
ему ситуационно оправданной и значимой
в личностном плане. Вследствие этого в
рос­сийском обществе реализуется
тенденция к разрушению моральных устоев,
нарастанию аморальности и вседозволенности
в мышлении и поведении.

Не менее опасной представляется тенденция
к девальвации в общественном и
индивидуальном сознании социально
значимых ценностей — коллективизма,
солидарности, единства. Существенно
снизилась ценность труда, уступая место
ценности материального успеха вне
зависимости от трудовой деятельности.
Происходит от­чуждение массового
сознания от традиционных для России
цен­ностей и ориентиров — идей
единства, соборности, коллективизма,
солидарности, моральной чистоты,
альтруизма и социального опти­мизма,
всегда доминировавших в русском
национальном менталитете. Одновременно
имеет место попытка подмены их реально
существую­щими ценностями рыночного
образца — эгоизмом, прагматизмом,
социальным и моральным цинизмом,
бездуховностью. Этот процесс может
иметь самые негативные последствия для
России, поскольку может привести к
утрате национальной самобытности в
менталитете, духовности и культуре,
окончательному распаду общества. Он
можетиметь необратимые последствия и
для отдельной личности: еще в конце XIX
века Ф. Ницше отмечал, что утрата ценности
коллекти­визма может привести и к
утрате ценности личности11.

Как известно, становление духовной
культуры и нравственно­сти — процесс
длительный, охватывающий тысячелетия,
в то время как культурная и нравственная
деградация нации при определенных
условиях может произойти достаточно
быстро, причем, начиная с определенного
момента, процесс деморализации может
приобрести лавинообразный характер,
захватывая все новые и новые социальные
слои и группы, лишая их нравственных
устоев, идеалов и ценностей и утверждая
вместо них в индивидуальном и массовом
сознании без­различие, бездуховность,
жестокость, социальный и нравственный
нигилизм. Подавляющее большинство ныне
живущих людей вос­принимает как
ценность лишь то, что лучше помогает им
«обойти» конкурентов. Любое пригодное
для этого средство представляется
иллюзорной ценностью само по себе.

Анализ тенденций в развитии ценностных
ориентации населения позволяет сделать
вывод, что ценностные ориентации
представителей различных групп населения
смещаются в сторону индивидуально-личностных.
Этому во многом способствует глубокий
кризис в эко­номике, общественной
жизни и духовной сфере, а также деятельность
большинства официальных средств массовой
информации, призы­вающих население
рассчитывать только на себя и заботиться
только о себе, не ожидая какой-либо
помощи со стороны государства.

Вместе с тем хотя эгоизация россиян
постепенно происходит, она носит
ситуативно вынужденный характер и
расценивается самими гражданами скорее
как необходимая мера для обеспечения
выжи­вания в отсутствие помощи и
действенной социальной и экономи­ческой
политики со стороны государства, нежели
свидетельствует о сущностном тяготении
к индивидуализму. Можно предположить,
что эгоизация населения в России является
своеобразной защитной реакцией, при
помощи которой граждане, не надеясь на
помощь государства, надеются обеспечить
себе индивидуальное выживание в сложных
условиях радикальных реформ и связанного
с ними кризиса. Таким образом, недостаточная
защищенность граждан государством
компенсируется такими их «формами
самозащиты», как эгоизация и отчуждение.

Не менее опасной представляется тенденция
к поляризации мо­рали. Дифференциация
условий жизни россиян приводит не
столько к появлению естественных
различий в области морали, сколько к
поляризации моральных установок,
присущих разным социальным группам,
причем эта поляризация происходит в
соответствии с раз­делением общества
по доходному и имущественному признакам.
При этом наибольшей беспринципностью
и цинизмом в моральном отно­шении
отличаются и в элюм вопросе смыкаются
два противоположных в экономическом
отношении «полюса» — сверхбогатые и
сверхбедные. Средние социальные слои
проявляют умеренность в вопросах морали
и относительную приверженность ее
позитивным нормам.

Поляризация моральных установок
социальных групп в зависи­мости от
уровня и качества жизни свидетельствует
об отсутствии возможности или, по крайней
мере, затруднительности в организа­ции
их совместного социального творчества.
Она не только не пре­пятствует, но и
способствует дальнейшему распадению
общества на враждебные труппы, воцарению
в обществе анархии, аморальности,
произвола. Для сверхбогатых в условиях
первоначального накопления капитала
мораль является помехой, которая может
повлечь за собой сокращение прибылей,
если уделять ей чрезмерное внимание.
Для сверхбедных слоев населения мораль
может стать причиной унижения и гибели.
Эти полярные группы, находящиеся в
своеобразных экс­тремальных
обстоятельствах, подвергаются процессу
деморализации в наибольшей степени и
считают для себя возможным не следовать
предписаниям морали: сострадание, забота
о других, умеренность закономерно
рассматриваются ими, в духе философии
Ф. Ницше, как стадные добродетели’.

Опыт анализа общественного развития
подводит к выводу о су­щественном
преобладании в менталитете граждан,
принадлежащих к промежуточным
(относительно стабильным и обеспеченным)
слоям населения современной России
приверженности коллективистско-социалистическим
и православным ценностям, взаимосвязанным
между собой — державности, патернализму,
коллективизму, равенству и справедливости,
что не вписывается в рамки традиционной
запад­ной идеологии, но в то же время
вполне соответствует традиционному
национальному менталитету россиян.
Отмечаемая подавляющим большинством
специалистов «нерыночность» россиян
как нации делает для большинства
невозможным активное присвоение
ры­ночных ценностей, хотя и обусловливает
объективную ситуативную необходимость
ими руководствоваться в повседневной
деятельности и отношениях.

Поэтому в современной России происходит
своеобразное внутрен­нее дистанцирование
от навязываемых норм и ценностей
рыночного образца, что говорит о
сохранении в менталитете россиян
глубинной, неискоренимой приверженности
к традиционным ценностям. Тем не менее
есть основания полагать, что в настоящее
время проявляется тенденция к
дистанцированию от культа войны и
насилия, возвра­щение к традиционной
терпимости, взаимной поддержке и
творче­скому альтруизму, хотя еще
очень пока незначительно. Это можно
объяснить глубокой, не всегда ясно
осознаваемой связью россиян с национальной
культурой, своеобразным способом
мировосприятия, который детерминирует
определенный образ мыслей и действий
и делает неприемлемым для большинства
населения деятельность в соответствии
с нормами чуждой для него культуры и
морали.

Таким образом, в общественном сознании
населения современной России имеют
место противоположные тенденции: с
одной стороны, стремление сохранить в
целостности традиционную систему
цен­ностей и основы моральности (этос,
включающий в себя гуманизм, сострадание,
коллективизм, справедливость, свободу,
равенство и др.), а с другой — ситуативно
обусловленное тяготение к переоценке
ценностей и к освобождению от необходимости
соблюдать основные моральные нормы
(вариативная часть этической системы,
основанная на индивидуализме и эгоизме,
равноправии, безусловной свободе).

Наличие этих двух тенденций приводит
к тому, что интересы лич­ности
приобретают приоритет по сравнению с
интересами группы, общности, общества,
поскольку наибольшую активность в
форми­ровании иерархии ценностей
проявляют «полюса» общества, навя­зывающие
свои установки более «умеренным»
социальным группам. Освобождаясь от
моральных оков, личность, как ей
представляется, получает необходимую
«свободу», решшзуя которую, не только
при­обретает желаемое в виде
материального успеха, но и ощущает свою
реализованность как ценности. С другой
стороны, одновременно возрастает
ценность защищенности, необходимой для
выживания и относительно стабильного
существования большинства россиян. Эта
часть россиян готова поступиться частью
своей свободы в обмен на гарантированную
защищенность.

1
Возьмитель А. А.
Альтернативы
социокультурного развития России //
Социальная жизнь России: теории и
практики. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005.
— С. 54 — 55.

Все это, к сожалению, приводит к выводу,
что реальное содер­жание сознания
как личности вообще, так и обыденное и
профес­сиональное сознание специалиста
в области социальной работы может
существенно отличаться от идеальной
модели. На рубеже XX XXI веков, в период
смены индустриальной мировой цивили­зации
постиндустриальной, в нашей стране
наблюдается один из глубочайших в
истории человечества кризис системы
ценностей, их радикальный пересмотр.
Неудивительно,ЧТО
ценности п моральные установки,
реализуемые в деятельности, могутсущественно отличать­ся от
гуманистических и профессиональнозначимых. Специалист, оказывая
влияние на общество, сам в значительномстепени является его продуктом.
Субъектность и субъективностьспециалиста
могут обусловить то, что восприятие
им профессии и социальногобытия в
целом будет необъективным. Эту точку
зрения он можеттранс­лировать в
общество.

Деятельность социальных институтов,
призванных содействовать формированию
мнения и установок личности по различным
вопро­сам, а тем самым — и ее формированию
способов ее жизнедеятель­ности, имеет
место в обществе как постоянный фактор.
Однако к сожалению, результативность
ее невелика. В нашей стране, как счи­тает
А. А. Возьмитель, произошло разрушение
процесса социализации личности, и в
настоящее время созданы все условия
для процветания лиц с социокультурной
патологией’.

Вместе с тем может наличествовать
противодействие влиянию «рыночное™»
на сознание личности. Это противодействие
может быть оказано системой образования
вообще и социального образо­вания в
особенности. Процесс формирования
личности вообще и специалиста в области
социальной работы должен рассматриваться
в качестве важнейшей составной части
его профессиональной под­готовки и
его становления как личности.

В этой связи одной из проблем деонтологии
социальной работы становится определение
уровня и качества влияния вышеуказанных
элементов и структур общественного
сознания на содержание долга и
ответственности социального работника.
Индивидуальное созна­ние специалиста
не может не испытывать процессов в
духовной и социальной сферах общества,
в комплексе приводящих к деграда­ции
этического сознания личности. Задачей
деонтологии в данном аспекте может
стать обоснование необходимости для
социального работника выполнения долга
перед обществом, несмотря на то что в
современной ситуации общество может
представляться антагонистом отдельной
личности.

Ценностные ориентации личности

1. Направленность и ценностные ориентации.

2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).

3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации).

4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.

5. Ценностные ориентации и типы личности.

Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность – это объект направленных на него интересов.

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.

Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.

Слово «ценность» от греч. «тэлос» – конечная цель.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.

Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).

Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).

Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).

Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.

Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.

Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).

Формирование ценностных ориентаций

Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.

Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.

Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.

Функции ценностных ориентаций:

1. Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся

2. Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.

1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:

А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.

Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.

В. Индивидуальные ценности (личностные).

2. По содержанию выделяют:

А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).

Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.

В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).

А. Теоретические ценности.

Б. Социальные ценности.

В. Политические ценности.

Г. Экономические ценности.

Д. Эстетические ценности.

Е. Религиозные ценности.

3. Классификация личных ценностей (Рокич):

А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.

Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.

Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.

Разновидности терминальных ценностей:

эффективность в делах (трудолюбие);

Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.

Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРИМЕРЫ

ü Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.

ü Социальный статус.

ü Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.

ü Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).

Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.

Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.

I. Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.

II. Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.

III. Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.

IV. Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.

V. Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.

VI. Религиозный тип. Религиозные ценности.

Самосознание и самооценка личности

Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.

Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.

Самосознание состоит из 2 элементов:

В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.

Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.

Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.

Я-концепция – это теория самого себя.

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,

сопряженная с их оценкой.

В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):

ü Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:

o социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;

o психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);

o физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.

Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.

ü Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.

ü Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.

Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.

Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:

ý В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.

ý Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.

ý Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.

Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *