Конструирование ключевых образовательных
компетенций
Необходимость внедрения компетентностного
подхода?
– общеевропейские, мировые тенденции
интеграции, глобализация мировой
экономики;
– смена образовательных парадигм
(знаниевая, гуманистическая,
личностно-ориентированная,
личностно-центрированная, коммуникативная)
– смена образовательных ценностей и
технологий;
– предписания официальных документов
– «общеобразовательная школа должна
формировать новую систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучаемых – ключевых
компетенций.
Понятия «компетенция» и «компетентность»?
Зачем? – ценность, мотив, цель, результат
Что? – содержание, операция
Как? – умение, способ деятельности
Компетентностный подход направлен на
разработку результативно-целевой модели
образовательного процесса
«Компетенция» ближе к понятийному полю
«знаю, как», чем к полю «знаю, что».
Компетенции – знания, умения,
навыки и способы деятельности, определяющие
продуктивность действий по отношению
к определенному кругу объектов и
процессов. Подчеркивает практическую,
действенную сторону образовательного
процесса. Потенциальные новообразования.
Компетентности – интегральное
качество личности для осуществления
определенных видов деятельности,
включающее его личное отношение к ней
и предмету деятельности. Актуальное
деятельностное проявление компетенции,
включающее личностные качества
(мотивация, ценностные ориентации,
установки, отношения и пр.). Усиливает
гуманистическую направленность
образовательного процесса.
А) готовность к проявлению
компетентности (мотивационный
аспект);
Б) владение знанием содержания
компетентности (когнитивный аспект);
В) опыт проявления компетентности
в разнообразных стандартных и нестандартных
ситуациях (поведенческий аспект);
Д) эмоционально-волевая регуляция
процесса и результата проявления
компетентности (эмоционально-чувственный
аспект)
Ключевые компетенции (компетентности)
– основные, обеспечивающие нормальную
жизнедеятельность человека в социуме:
конкурентоспособность + комфортность
Общеевропейские тенденции (Совет
Европы):
«Стратегия модернизации общего
образования» предлагает структуру
ключевых компетенций:
– «компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанная
на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации,
том числе внешкольных;
– компетентность в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение ролей гражданина,
избирателя, потребителя);
– компетентность в сфере социально-трудовой
деятельности (в том числе умение
анализировать информацию на рынке
труда, оценивать собственные
профессиональные возможности,
ориентироваться в нормах и этике
взаимоотношений, навыки самоорганизации);
– компетентность в бытовой сфере (включая
аспекты собственного здоровья, семейного
бытия и пр.);
– компетентность в сфере культурно-досуговой
деятельности (включая выбор путей и
способов использования свободного
времени, культурно и духовно обогащающих
личность)»
Смена образовательных парадигм (анализ
психолого-педагогических исследований,
Зимняя И. А.)
Компетентности, относящиеся к самому
себе как к личности, как к субъекту
жизнедеятельности:
– компетенции здоровьесбережения;
– компетенции ценностно-смысловой
ориентации в Мире;
– компетенции интеграции знаний;
– компетенции гражданственности;
– компетенции самосовершествования.
Компетенции, относящиеся к социальному
взаимодействию человека и социальной
сферы:
– компетенции социального взаимодействия;
– компетенции в общении.
Компетенции, относящиеся к деятельности
человека:
– компетенции познавательной деятельности;
– компетенции предметной деятельности;
Социальные ключевые компетентности:
Ключевые компетентности определяют
результативно-целевую модель
общеобразовательной подготовки.
Для конкретизации отдельных уровней
образовательных областей и учебных
предметов на каждой ступени обучения
предлагается использовать ключевые
образовательные компетенции (Хуторский
И. А.), отражающие общепредметное
(метапредметное) содержание
образования:
Перечень ключевых образовательных
компетенций определяется на основе
главных целей общего образования,
структурного представления социального
опыта и опыта личности, а также основных
видов деятельности ученика, позволяющих
ему овладевать социальным опытом,
получать навыки жизни и практической
деятельности в обществе.
Компетенция в сфере мировоззрения,
связанная с ценностными представлениями
ученика, его способностью видеть и
понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать ролевые и смысловые
установки для своих действий и поступков,
принимать решения. Эта компетенция
обеспечивает механизм самоопределения
ученика в ситуациях учебной и ной
деятельности. От нее зависит индивидуальная
образовательная траектория ученика и
программа его жизнедеятельности в
целом.
Круг вопросов, в которых ученик должен
быть хорошо осведомлен, обладать
познаниями и опытом деятельности. Это
особенности национальной и общечеловеческой
культуры, духовно-нравственные основы
жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологические основы
семейных, социальных, общественных
явлений и традиций, роль науки и религии
в жизни человека, их влияние на мир,
компетенции в бытовой и культурно-досуговой
сферах.
Совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элемент
логической, методологической, общеучебной
деятельности, соотнесенной с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят
знания и умения целеполагания,
планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной
деятельности. Овладение креативными
навыками продуктивной деятельности:
добывание знаний непосредственно из
реальностей, владения приемами действий
в нестандартных ситуациях, эвристическими
методами решения проблем. В рамках этой
компетенции определяются требования
соответствующей функциональной
грамотности: умения отличать факты от
домыслов, владение измерительными
навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
При помощи реальных объектов (телевизор,
магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир) и информационных
технологий (аудио- и видеозапись,
электронная почта, СМИ, Интернет),
формируются умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовать,
преобразовать, сохранять и передавать
ее. Эта компетенция обеспечивает навыки
деятельности ученика с информацией,
содержащейся в учебных предметах и
образовательных областях, а также в
окружающем мире.
Включает знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, навыки
работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе. Ученик
должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос,
вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту
компетенцию в учебном процессе,
фиксируется необходимое и достаточное
количество реальных объектов коммуникации
и способов работы с ними для ученика
каждой ступени обучения в рамках каждого
изучаемого предмета или образовательной
области.
Соседние файлы в папке К разработке ЭК
Цель
: приобщение детей к традициям и обычаям русского народа, обогащение их духовного мира в ходе праздничного утренника.
− создать праздничную атмосферу, поддерживать интерес к происходящему во время праздничного утренника;
− способствовать формированию эстетического восприятия мира, умению выражать свои эмоции в процессе музыкальной деятельности;
− создавать условия для развития музыкально-творческих способностей и творческой самореализации детей в различных видах и формах музыкальной деятельности;
− воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание делиться радостными чувствами.
Зал празднично украшен. У
центральной стены нарядная ёлочка. Огни на ёлочке не горят.
Звучит фонограмма песни «Ёлочка
— ёлка» муз. Быстровой, входят дети и
встают в
круг.
Ведущ. Вот так чудо в нашем зале,
Словно, в сказку мы попали.
В зале ёлочка стоит
Вся сверкает и блестит.
Вот так ёлка-ёлочка,
Ёлочка — красавица!
Вам, ребята, нравится?
1 реб. Вот так ёлка! Просто чудо!
Не видали мы такой!
Вся в фонариках, игрушках
И сверкает мишурой!
2 реб. Мы глядим во все глаза:
Ай, да ёлочка — краса!
Пахнут все иголочки
3 реб. Шарики, бусы на ветках висят,
Радует ёлка больших и ребят,
Весело будет сегодня у нас,
Ёлочке песню подарим сейчас.
Хоровод «По дорожке весело наши ножки шли» муз. Машечковой
Ведущ. К нам на ёлку в Новый год
Дедушка Мороз придёт,
Постучится в двери к нам:
«Дети, здравствуйте! Я к вам!»
Скоро, скоро он придёт
И подарки принесёт –
Дед Мороз, ну где ты?
Ведущая прислушивается и
продолжает:
Кажется, я что-то слышу.
За окном снежок скрипит
Кто-то к нам сюда спешит,
Звучит музыка, в
зале появляется Мышка.
Мышка Привет, друзья — я Мышка.
По имени Аришка
Весёлая и смелая
Смешная мышка серая.
Ведущ. Аришка, здравствуй, как дела?
Ты на праздник к нам пришла?
Отмечаем Новый год,
Светлый праздника приход!
Мышка Меня на ёлочку пустите!
Какая ж ёлка без меня?
Но готовилась три дня!
Юбку модную пошила, (хвастается)
Даже туфельки купила, (показывает)
В них я по сугробам шла,
Озябли лапки у меня.
Ведущ. Одевать нужно на ножки
Давайте мышку обогреем,
Ножки в
танце
ей согреем.
Мышка Чтобы было веселей,
Позову своих друзей.
Эй, мышата, выходите.
Со мной вместе попляшите!
Выходят мышата, встают на места.
4 реб. (мышонок)
Ушки, лапки, хвостики.
Мы — мышки новогодние
Прибежали в гости.
5 реб. К вам пришли на Новый год,
Чтоб повеселить народ.
Музыку скорей для нас включайте,
За танцем нашим — наблюдайте.
6 реб. Он весёлый, добрый и хороший!
Приготовьте, зрители, ладоши!
Танец «Мышата
— малышата» муз. Л. Быкадоровой
Мышка К вам пришла на ёлочку в детсад,
Посмотреть на взрослых и ребят.
Хочу со всеми вами подружиться,
В весёлом танце закружиться.
Ведущ. В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь
Приглашаю вас, друзья
На весёлый танец я!
Мы для нашей ёлочки
Все станцуем полечку
Танец «Полечка для ёлочки» муз. Л. Мочаловой
Мышка. Как красиво в нашем зале
Мы сейчас потанцевали.
Где же Дедушка Мороз?
Ведущ. Должен он давно прийти,
Да не может нас найти.
Дед Мороз! Ау! Ау-у-у!
Слышишь? Я тебя зову?
Мышка. Нет, кричишь ты слабовато!
Ну-ка, дружно все, ребята,
Позовём его всерьёз,
Крикнем: Дедушка Мороз!
Дети кричат, зовут Деда Мороза. Дед Мороз заходит в
зал
Дед М. Здравствуйте, мои хорошие,
Здравствуйте, мои пригожие!
Ведущ. Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дед М. Что за чудо ребятишки!
И девчонки, и мальчишки!
Зайчики, мышата –
Беленькие льдинки –
В дружный хоровод,
Песней, пляской и весельем
Встретим с вами Новый год!
Ведущ. Дед Мороз, погоди,
Ты на ёлочку взгляни.
Что-то ёлка загрустила,
Ветки книзу отпустила.
Дед М. Непорядок мы исправим,
Огоньки гореть заставим!
Скажем громко: «Раз, два, три –
Ну-ка, ёлочка гори!»
Дети Раз, два, три –
Ну-ка, ёлочка, гори!
(огоньки на ёлке не зажигаются)
Мышка. Ничего не получается:
Огоньки не зажигаются!
Ведущ. Ну-ка, девочки и мальчики,
Погрозим мы ёлке пальчиком, (грозят пальчиком)
А теперь мы все похлопаем (хлопают в ладоши)
И ногами все потопаем (топают)
Огоньки не зажигаются.
Мышка. Ничего не получается,
Ведущ. (
обращаясь к
Деду Морозу
)
Что такое? Как же так:
Не выходит, ну никак!
Огоньки зажечь на ёлке
Мы старались — всё без толку!
Дед М. Всё вы делали не так!
Ведущ. Подскажи же, надо как?
Дед М. И не топать, и не хлопать,
И не пальчиком грозить,
Просто надо нашу ёлку
Очень тихо попросить:
Ёлочка-красавица, поиграй-ка с нами,
Ёлочка-красавица засветись огнями!
Скажем дружно: «Раз, два, три!
Наша ёлочка, гори!
Огни на ёлке зажигаются
Наша ёлка засветилась!
Посмотрите, вся огнями
Ёлка светится для нас!
Дед М. Мы не зря старались с вами,
Ёлка вспыхнула огнями.
В круг, ребята, становитесь,
Крепко за руки беритесь.
Будем песни распевать,
Нашу елку прославлять!
Хоровод «Ёлочка-малышка» Л. Некрасовой
Дед М. Волшебный посох свой возьму,
И играть сейчас начну.
Игра «Посох Деда Мороза»
Ведущ. Знают все: Мороз — шутник,
Он хитрец и озорник.
Берегите уши, нос,
Если рядом Дед Мороз!
Дед М. Вы мороза не боитесь?
Как подую, засвищу,
Вмиг мороза напущу.
Дед Мороз садится на стул и
засыпает.
Что-то странное я слышу.
Раздаётся похрапывание Деда Мороза
Мышка Дед Мороз наш сел на стул
И, мне кажется, уснул.
Ведущ. Дед Мороз, проснись скорей,
Будет праздник веселей.
Мышка Дед Мороз не слышит нас –
Спит, не открывая глаз.
Ведущ Зайки! Зайки выходите,
Свою пляску покажите.
Лапками вы постучите,
Деда Мороза разбудите.
Зайки встают в
круг
1 зайка Зайки быстроногие
К ёлке прискакали.
2 зайка Белые пушистики –
Пляшут и резвятся
У ёлки в Новый год!
Танец «На полянке зайки танцевали» муз. А. Чугайкиной
Дед М. Есть ещё игра одна,
Дети встают в
круг, Дед Мороз в
центре круга.
Дед М. Ох, жара, жара, жара.
Вы, Снежиночки, летите,
Жар скорее охладите.
Мышка. Смотрите — вот пушистые
Вставайте в круг скорей,
Звучит музыка, снежинки встают в
круг и
говорят слова:
1 снеж. Мы белые снежинки,
Как легкие пушинки,
2 снеж. Мы в воздухе летим,
Искримся и блестим.
«Танец Снежинок» муз. Вересокиной
Дед М. Столько лет живу на свете,
Что-то позабыл я, дети,
Вы зимой во что играете?
Вы какие игры знаете?
Ведущ. В эти зимние деньки
Любим мы играть в снежки.
Дед Мороз рассыпает снежки
«Игра в
снежки» (по выбору музыкального руководителя)
Дед М. А теперь пора прощаться,
В путь-дорогу отправляться.
Ведущ. Добрый Дедушка Мороз,
А подарки ты принёс?
Мышка. Посмотрите все сюда,
Какой ларчик вижу я.
Весь ларец в прекрасных красках,
А внутри, наверно, сказка (
пытается открыть крышку ларца
)
Ведущ. Дед Мороз, ведь ты мудрец,
Помоги открыть ларец.
Дед М. Я открыть ларец могу,
Что в нём скрыто покажу.
Чтобы крышку приподнять,
Надо дружно всем сказать:
1,2,3, ларчик крышку отвори!
Ну, ребята, не зевай,
Дружно ларчик открывай.
Дети 1,2,3, ларчик крышку отвори.
Раздача подарков (поимённая) Мышка помогает раздавать подарки.
Дед М. Ребят веселил я,
И сам позабавился.
Вам праздник, ребята,
Дед М. Пора, друзья, проститься нужно,
В лес идти давно пора!
Будьте счастливы, ребята,
До свиданья, детвора! (уходит)
Ведущ. Мигает ёлочка огнями,
Прощается, должно быть, с нами.
Давайте скажем ей и мы:
Прощай! До будущей зимы! (дети уходят из зала)
Основные термины (генерируются автоматически): ценностно-смысловая компетентность, система ценностей, когнитивный компонент, современный этап, контрольный срез, овладение способами, окружающая действительность, оценка явлений, положительная динамика, ценностно-смысловая компетентность обучающихся.
Классификация ключевых компетенций
(академик Международной педагогической академии г. Москва А. В. Хуторской)
. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Содержание ключевых компетенций
(формулировки компетенций в деятельностной форме)
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
– формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
– владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
– осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
– ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
– организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
– задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
– ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
– выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
– иметь опыт восприятия картины мира.
– владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
– определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
– иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
– действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
– владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
– уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
– уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
– владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
– владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
– владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
– иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
– владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
– самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
– ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
– владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
– применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Раскачкина Елена Владимировна
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Raskachkina Elena Vladimirovna
THE VALUABLE-SENSE COMPETENCIES OF A PERSON AS AN INTEGRATING CATEGORY OF THE MODERN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE
Категория «компетентность» нашла отражение в работах, прежде всего философов, социологов, экономистов, психологов и, в меньшей мере, в исследованиях педагогов, хотя целесообразность использования компетен-тностного подхода при определении результата образования в настоящее время очевидна, и механизм внедрения компетентностного подхода в образование разрабатывается на федеральном уровне.
По мнению многих ученых (В. И. Байденко, Д. А. Махотин, Ю. В. Фролов и др.), компетентностный подход – это возможность для образования соответствовать запросам постиндустриального общества, поскольку компетентность в большей степени соответствует запросам работодателей, являясь интегрированным показателем качества профессионального образования.
Особое значение дефиниция «компетентность» заняла в понятийном аппарате профессиональной подготовки. В основном она употребляется для определения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.
«Компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые оттенки. Немецкое Kompetenz переводится как компетентность, законная власть и имеет юридический оттенок. Английское competence трактуется как спо-
собность, умение, компетентность, здесь доминирует смысл качества личности.
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова (М., 1935) дается следующее определение термина «компетентный»:
«компетентный, ая, ое (от лат. competens – соответствующий, способный) книжн.
1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе.
2. Обладающий компетенцией, полноправный (право)».
Понятия «компетенция» и «компетентность» в каком-то смысле синонимичны, но, тем не менее, это не одно и то же. Компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, овладении им определенными знаниями, умениями, навыками, способностями справиться с поставленными задачами.
А. В. Хуторской, который одним из первых обратился к проблеме кризиса смысла образования и вопросу смены парадигмы образования, трактует компетенции как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. Компетентность же определяется им как «владение, обладание
Особое внимание в педагогической литературе уделяется ключевым компетенциям, которые в настоящее время трактуются как наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной жизни и профессиональной деятельности.
Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
Несмотря на декларирование теоретиков о том, что подобные компетенции должны у человека «по-гамлетовски» «быть», в теории и практике компетентностного подхода в образовании именно ценностно-смысловой составляющей общей компетентности человека фактически не уделяется внимания. Не рассматривается глубоко содержание этой компетентности, методология, методы, механизмы и условия ее развития и актуализации в современном образовании. Здесь необходимо обратить внимание на две «проблемных зоны» при рассмотрении актуализации ценностно-смысловых компетенций личности.
Во-первых, насколько возможен, вероятен и при каких условиях будет позитивен процесс вмешательства образования в ценностное и смысловое самоопределение субъекта. Для этого и потребуется глубокое и полное теоретическое и практическое исследование данной компетентности человека.
Во-вторых, так как процесс развития человека – явление разнополюсное, то, даже обладание личностью ценностно-смысловыми компетенциями не
гарантирует их бесспорного позитивного содержания как для становления самого человека в мире, так и для социума в целом. Поэтому возникает также проблема актуализации именно позитивного становления ценностносмысловых компетенций субъекта в образовании.
Ценностно-смысловые компетенции обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.
Основным аспектом формирования ценностно-смысловых компетенций является формирование социально-значимых ценностей и ценностных ориентаций студентов.
Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два большие класса в зависимости от того, направлены ли они на социум, интерперсонально сфокусированные или на индивида, интраперсональные. Соотношение этих ценностей у каждого человека индивидуально и очень вариативно. У кого-то преобладают интерперсональные ценности, у кого-то наоборот. Это соотношение в значительной степени определяет поведение и позицию человека.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы.
В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здраво-мыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются
внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.). Разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-цен-трической модели:
– ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
– ценности среднего статуса (структурный резерв);
– ценности ниже среднего статуса (периферия);
Ценностные ориентации – сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный – эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий – связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Из всего вышеизложенного можно констатироавать, что необходимость перехода образования на компе гентностный подход очевидна. Но, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, концепция компетентно стного подхода еще только формируется.
Опираясь на анализ исследований по проблеме формирования ценностно-смысловых компетенций, мы полагаем, что имеет смысл формировать ценностно-смысловые компетенции студентов в вузе, так как это приобретаемое качество, которое развивается и в процессе профессиональной деятельности.
– 2004,- 70 с.
– 2004. -№ 8. – С. 26-31
13. Rokeach, М. The nature of human values New York: Free Press, 1973.
14. White, R. W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence. Psychological review, 1959, № 66.
Стратегическая задача развития российского образования в настоящее время заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики — это поворот к личности учащихся. Развитие личности — смысл и цель современного образования.
В основе методологии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования — индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
Какими же теоретическими положениями целесообразно руководствоваться, формируя ключевые компетенции в процессе образования.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача — воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире. Литература — учебный предмет эстетического и духовно-нравственного направлений и влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности ученика является неоспоримым фактом. Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.
«Поэты,— говорил Чернышевский,— руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
Преподаватели русского языка и литературы особенно явственно чувствуют, что снизилась не только читательская культура подрастающего поколения, но и общая культура имеет тенденцию понижения.
Среди главных особенностей XXI века ученые отмечают быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах и ставят вопрос о максимальной мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации на его преодоление. В связи с этим обостряется проблема отношений человек-природа, усиливается роль и значение экологической науки в жизни общества, экологического воспитания населения, особенно подрастающего поколения.
В начале учебного года нами было проведено анкетирование среди учащихся группы. Цель анкетирования: выявление познавательного интереса учащихся к урокам литературы, определение готовности учеников к экологической и природоохранной деятельности, определение основных мотивов экологической деятельности учащихся и уровня их экологического сознания.
Результаты анкетирования позволяют сделать выводы, на основе которых были установлены различные связи между познавательными интересами учащихся и их отношением к обучению, к предмету, к природоохранной деятельности. Результаты анкетирования отражают:
уровень развития познавательных интересов:
низкий — 87 %; средний — 10,3 %; высокий — 12,7 %
уровень готовности студентов к экологической и природоохранной деятельности:
низкий — 75,5 %; средний — 12,3 %; высокий — 12,2 %
Данные анкетирования показывают довольно низкий уровень читательского познавательного интереса и низкий уровень готовности учащихся к экологической и природоохранной деятельности. Данная проблема по-прежнему остается актуальной.
Сознательно — положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.
Итак, развитие познавательных способностей учащихся — длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели, а самое главное — с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Актуальными становятся разработка и внедрение в практику преподавания таких методов и средств, которые оказывали бы положительное влияние на формирование ключевых компетенций учащихся.
1) Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
– формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
– владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
– осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Метод проектов — технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, актуальна, а ее решение имеет общественную и практическую значимость. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы. Проектанты, решив основную задачу проекта, т. е. замыслив способ решения проблемы, значительное время и много сил тратят на подготовку некоего продукта, который собираются показывать, предъявлять на всеобщее обозрение, — нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы). Это есть продукт работы над проектом — фактически один из результатов осуществления учебного проекта.
Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла. Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определенную тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно — важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта. Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».
1. Воловикова М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2011.-Т. 25, № 5. — С. 16–23.
2. Долинер Л. И., Стариченко Б. Е. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Материалы I — ой Региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург: Институт развития регионального образования, Уральский государственный педагогический университет, 2007.
3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. « Воспитание школьников», № 2 -2012.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — Правительство Российской Федерации. — Распоряжение № 1756-р от 29.12.2007 г.
5. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2. — С.3–10.
6. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л., 1992.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный проект, природоохранная деятельность, современное образование, время презентации, компетенция, подрастающее поколение, познавательный интерес учащихся, проблема, продукт работы, результат анкетирования.