Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Конкурс методической разработки внеурочного мероприятия на тему “Урок добра”.
Цели: формирование у обучающихся ценностной ориентации, стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;
Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.
Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.
Коммуникативные УУД – формирование навыков работы со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: мультимедийная аппаратура; словарь С. И. Ожегова, фонограммы песен «Дорогою добра», « Песенка Кота Леопольда» раздаточный материал
Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» подвели итоги конкурса методических разработок «Уроки добра».
Конкурс проводился для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, а также для педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.
Экспертное жюри конкурса определило победителей в номинациях:
Что такое «Урок добра»?
Чему он может научить детей и взрослых, о чем ребята задумаются на таком занятии? Что смогут и захотят рассказать после урока родителям и друзьям? Что такое благотворительность, как и кому можно помогать, даже если ты сам еще не зарабатываешь деньги и у тебя так мало свободного времени? Мы хотим, чтобы ответы на эти и другие вопросы школьники по всей стране получили из первых рук — от своих учителей и классных руководителей. Если вы уже не раз говорили со школьниками о благотворительности — поделитесь своим опытом и наработками с другими. Если же впереди вас ждет ваш первый «урок добра» — напишите о нем.
Каким должен быть разговор о благотворительности?
Уроки добра: практический опыт
Обратимся к практическому опыты присланных разработок и обсудим, как подобрать тему и формат занятия с учетом возраста детей, какие методы вовлечения подойдут для разных ситуаций.
Смотреть запись трансляции
Как делать добро?
Как донести суть и смысл понятия «благотворительность» до детей? В каком ключе проводить уроки и занятия на эту тему? Почему благотворительность начинается с чувства сопричастности, а не жалости? О современных подходах к благотворительности и конкурсе для педагогов расскажут Анна Сысоева, директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского, и Милана Адамян, заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания.
Уроки добра. Как провести занятие?
Рассказать детям о благотворительности можно по-разному: провести классный час, урок в рамках какой-либо дисциплины, организовать мероприятие вне стен школы или детского сада. Советы дают лично организаторы акции.
Ход мероприятия
– Добрый день, дорогие ребята! Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Улыбнитесь! Представьте яркое солнышко. Оно посылает вам свои лучи! Вот лучик попал к вам в ладошки, проник внутрь вашего тела и вам стало тепло-тепло!
(В это время играет песня «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского)
– Откройте глаза. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало как-то светлее и теплее! Наверно, потому что здесь собрались добрые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о доброте)
– Давайте все вместе прочитаем слова русского писателя, натуралиста Михаила Пришвина:
«Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека»
– Как вы их понимаете?
– Каким должен быть человек?
– Соберите и прочитайте пословицу, которая будет темой нашего урока:
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Может ли эта пословица служить продолжением слов Пришвина?
– Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Чему же лучшему вы должны уже сейчас начинать учиться?
( воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым)
– Пусть это будет целью нашего урока.
А эпиграфом к уроку предлагаю взять слова известного российского театроведа А. А. Чепурова:
«Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту»
III. Актуализация знаний. Беседа на тему урока.
– В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Что же такое доброта? (ответы детей)
Вот как объясняет понятие доброта словарь Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
А что такое добро?
Добро – всё, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека.
– Что вы можете сказать о словах «добро» и «доброта»? (однокоренные слова)
– А сейчас давайте подключим своё воображение и представим какого цвета доброта. У каждого на столе в конверте есть разноцветные квадраты. Выберите тот квадрат, цвет которого, по вашему мнению, соответствует доброте.
– Давно известно, что настроение, самочувствие человека во многом зависит от цветовых оттенков окружающего его внешнего мира. Цвета помогают понять себя и других:
КРАСНЫЙ – цвет возбуждения и активности. Ассоциируется с любовью, жизнью, энергией, войной, насилием, гневом.
ЖЁЛТЫЙ – цвет надежды. С ним связано ощущение свободы, раскованности.
– Все цвета в изобразительном искусстве делятся на две группы: холодные и тёплые. Какая у нас получилась доброта? (тёплая)
– Иногда в разговоре слово «доброта» заменяют «теплота», например, тёплые отношения, т.е. добрые.
– Послушайте стихотворение Людмилы Николаенко, которое так и называется «Доброта». Будьте внимательны, в конце стихотворения вам надо будет добавить слово:
– «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!» И сколько бы человеку не было лет, ему всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. А как вы заботитесь о своей маме? (ответы детей)
– Вы знаете какой день празднуют в последнее воскресенье ноября?
– Не забудьте поздравить своих мам не только добрыми словами, но и добрыми поступками. А какие добрые поступки вы можете совершить для своих мам? (ответы детей)
– Доброта — одно из лучших качеств человека. Не зря добро в сказках всегда побеждает зло. С древних времен русский народ был уверен в силе доброты и посвятил этой теме много пословиц и поговорок.
– Как вы понимаете смысл следующих пословиц:
Добрые дела красят человека.
Скромность украшает человека.
– Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
– Какие добрые поступки совершаете вы? (ответы детей)
– И, чтобы вы никогда не забывали о добрых поступках, для вас прозвучит стихотворение:
Не стойте в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Доброта – стремление человека дать счастье всем людям.
В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: то тут, то там идут войны. Поэтому очень много людей – мирных жителей становятся беженцами. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Сегодня беда коснулась этих людей, завтра она может коснуться нас. Поэтому мы, если мы ещё остаёмся людьми, должны проявлять милосердие и благотворительность.
это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность
это значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.
Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие – ЧЕСТНОЕ СЛОВО!
Как вы понимаете пословицу:
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Делать хорошее, доброе надо не только людям, но и всему живому на Земле, всей природе. Ведь природа для человека – мать родная. В природе надо любить всё: воды, леса, зверей, птиц, красоту и безграничность. Любить мало, надо её защищать и беречь – всем, всегда, везде!
Люби и береги природу!
– Да, много дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому нужно учиться с детства.
Вежливость, честность и доброта радуют людей, поднимают им настроение, делают их весёлыми.
А вы вежливы?
Давайте проверим. Я буду читать загадки – складки, а вы хором говорить ответ:
И ещё несколько ситуаций:
– Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.
– А ты как его зовёшь? – спросила её мама.
– Я ему просто кричу «Эй, ты!
Скажите, права ли Галя?
Подключим снова воображение: как сделать, чтобы все люди стали сказочно вежливыми? (дети отвечают)
– Я очень рада, что вы знаете волшебные слова и умеете их применять. Но мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.
Какого человека можно назвать честным и правдивым? (который не обманывает)
– У какого человека больше друзей: у честного или у того, кто часто обманывает, ябедничает?
Какие пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей) А как вы понимаете эти пословицы:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
– Чтобы у вас всегда было много друзей, надо знать правила дружбы. Давайте сейчас поработаем в парах и запишем на листочках свои правила дружбы. И прочитаем их.
Я хочу добавить к вашим правилам следующие:
А сейчас я предлагаю вам вырезать сердечки, подписать на них что-нибудь доброе, хорошее и подарить их любому из присутствующих здесь людей. И пусть у всех будут в сердце такие качества, как доброта, скромность, милосердие, дружелюбие, вежливость.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Итог урока
Какой вывод из сегодняшнего урока вы сделали?
Каким же должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим?
Давайте вместе ответим на мой вопрос темой нашего урока:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
А закончить мне хочется известными всем словами. Они просты и не новы, но я ещё раз повторю:
Добрые люди, будьте здоровы!
Давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. Ведь улыбка – это наше здоровье. Всего вам самого доброго!
(Звучит песня «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского)