Открытый урок. Окружающий мир 1 класс “Как зимуют травы, кустарники и деревья зимой”. У МК “Перспективная начальная школа”
Работа с учебником
на странице 42-43
Оборудование: веточки ели и сосны,
учебники, иллюстрации животных, мультимедийный
комплекс, наборы рисунков следов животных,
цветные карандаши, тетради.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем
наблюдать,
Выводы делать и
рассуждать,
А чтобы урок пошёл
каждому впрок,
Активно в работу
включайся, дружок!
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.
Организационный момент.
На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.
Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
Дети отвечают: Растение
Учитель. Почему так решили?
Дети. Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель. Что ещё скажете об этих предметах?
Дети. Это живая природа.
Учитель. Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.
На доске открываются картинки.
Учитель. Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа – деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
Игра на внимание.
Деревья – хлопаем, кустарники – топаем, травы – прыгаем.
Учитель. Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?
Работа по теме урока.
Учитель. Где мы наблюдали за растениями?
Дети. На экскурсии в зимнем лесу.
Учитель. Что скажите о деревьях?
Дети. Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.
Учитель. А как выглядят кустарники?
Дети. Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.
Учитель. Что ещё мы наблюдали?
Дети. Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.
Учитель. Какое это было растение?
Дети. Это была кислица или заячья капуста. ( Картинка на доске).
Учитель. Все ли травы умирают на зиму?
Дети. Их укрыл снег и им тепло под ним
Учитель. Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?
Ответы детей: Тепло. Не знаю.
Учитель. Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.
Работа с книгой (с. 42-43)
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?
Учитель. Что делает папа Маши и Миши?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель. Почему вы решили, что это плодовые деревья?
Дети. На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.
Учитель. Погибают ли лиственные деревья на зиму?
– Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.
– Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики.
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
– Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Работа в тетрадях.
Учитель. В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
Итог.
– Чем полезным занимались?
– Какие знания помогли нам в работе?
– Что новое узнали?
– Что особенно понравилось?
Жизнь растений зимой
Сегодня мы рассмотрим, чем отличается жизнь растений зимой от жизни осенью и летом.
Растения: дышат, питаются, растут. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон. Чтобы пережить зиму растения начинают готовиться осенью. Одним из приспособлений к зимним холодам является листопад (мы говорили об этом на прошлом занятии). Почему он нужен? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. Зимой, на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью. Растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, накопившихся за лето .
Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания .
Ребята, как вы думаете от сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть? Нет, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальный защитный слой, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов. А как выглядят кустарники и травы зимой .? Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег . Легче переносят зимние морозы низкорослые растения, потому что они полностью скрыты под снегом. Но вот как определить как какое растение называется?
Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Летом на деревьях есть листья. И все же их можно распознать. Л истьев не стало, но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево. Это – кора, остатки листьев, плоды (семена и шишки),
Кора березы Кора тополя Кора липы
4 3 5 1 2 Семена растений. Зимой они не все опадают. По семенам можно определить растение
Определение растений по силуэту береза липа дуб
Определение растений по плодам рябина боярышник
Зимой семена и плоды растений являются кормом для птиц
Зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки. Где же зимуют эти почки? У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному. У некоторых в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым . У других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея. У всех этих трав почки, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко. У других – почки на зиму помещены иначе. Их почки можно найти у самой земли. У земляники, одуванчика почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю.
Какое дерево зимой можно определить по сухим листьям? □ берёза □ дуб □ лиственница □ клён □ берёза □ дуб □ лиственница □ клён ТЕСТ деревья зимой
Что такие хвоинки? □ шипы на стволах деревьев для защиты от животных □ листья хвойных деревьев □ иголки хвойных растений □ высохшие листья □ шипы на стволах деревьев для защиты от животных □ листья хвойных деревьев □ иголки хвойных растений □ высохшие листья
Отметь правильный ответ. Почему рожь, посаженная осенью, не погибает зимой? □ она не успевает взойти □ в земле она засыпает □ ей тепло под снегом □ её посыпают специальным веществом □ она не успевает взойти □ в земле она засыпает □ ей тепло под снегом □ её посыпают специальным веществом
Какое хвойное дерево дожидается до весны без своей пушистой хвои ? е ль с осна к едр лиственница ель сосна кедр лиственница
Какое растение зимой легко узнать по плодам □ рябина □ клен □ осина □ тополь □ рябина □ клен □ осина □ тополь
Вот и закончилась зима. Природа просыпается ото сна. На следующем занятии мы будем говорить о растениях весной. Спасибо за внимание!
Формирование знаний о зимнем периоде жизни
растений. Расширять кругозор учащихся.
Иллюстрации зимних пейзажей,
иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки,
Ход урока
– Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной
Много знает зимний лес
И загадок и чудес.
– Сегодня мы продолжим писать книгу
зимы, а для этого мысленно отправляемся в лес. Но
прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем
наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.
Ученик сообщает прогноз, дети отмечают
в дневнике наблюдений.
– Отгадайте загадки.
1. Не живая, а с ушами
Зиму всю гуляет с нами
Под ее ушами нашим
Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)
2. Словно греет пара печек
Из колечек от овечек ( варежки)
– Почему в это время года надо
надевать теплые вещи?
Беседа о сохранении здоровья в зимний
период.
Актуализация опорных знаний
Отправляясь в зимний лес, давайте
повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой
природе.
Блиц – опрос
– Долго ли природа ждала зиму в этом
году?
– Когда были первые морозы в этом году?
(Еще в древней Руси ледоставом
называли месяц декабрь).
Беседа об опасности выхода на
неокрепший лёд.
На доске: слова “ледостав”,
“снегопад”.
– Что особенного в составе этих слов?
Подведение итогов блиц – опроса.
– Итак, мы направляемся в лес. О чем же
пойдет речь, как вы думаете?
( о лесе, о деревьях, о кустарниках).
Рисунок 1. Зимний лес
– Сегодня мы будем сравнивать условия
зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о
значении снегового покрова для растений.
Изучение нового материала.
– А теперь давайте проверим свои
предположения и прочитаем учебник с. 104-105.
Дети читают статью в учебнике с.104.
Учитель: послушайте, как описывает
зимовку растений в своей книге В. Бианки.
Прослушивание записи
Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь
отлично умеет притворяться мертвой. Замерзли
травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под
мертвым покрывалом снега они таят могучую силу
жизни. Сосны и ели хранят в сохранности свои
семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.
– Итак, что очень важно для растений
зимой?
Далее рассматриваем иллюстрации
деревьев на доске.
Рисунок 5. Сосна
– Какие деревья вы узнали? По каким
признакам? (ель, сосна, береза)
– А почему трудно узнать другие
деревья? ( нет листвы ).
Далее рассказ учителя.
В спящем царстве чернолесья, на первый
взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на
друга. Но если быть внимательным, то можно
заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой
порядок расположения веточек. Черные силуэты
деревьев четко выделяются на белом снегу. Как
будто нарисованы черной краской на белом листе
бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, называют
в народе – чернолесьем.
Давайте немного отдохнем.
– А сейчас поработаем по своим
книжкам. Что вы приготовили?
Далее работа по книжкам –
раскладушкам. Дети в своих книжках заранее
подготовили рисунки и рассказ о деревьях.
1. Ученик рассказывает об ольхе.
Ольха – разветвленное дерево с
конусообразной кроной. Её можно узнать по серой
коре, округлым листьям с зубчатыми краями,
красноватым сережкам и коричневым шишечками.
Рисунок 2. Ольха
2. Ученик о тополе.
Ствол этого большого, высокого дерева
светло – серый. Веточку можно определить по
крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым
крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках
расположены поочередно, одна справа, другая
повыше – слева.
Рисунок 3. Тополь
3. Ученик о осине.
У осины веточки похожи на тополиные.
Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому
стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом
верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки
осины остренькие, и каждая сидит на высокой
ножке, чуть в стороне от веточки.
4. Ученик о березе.
Её можно узнать по красивой белой коре.
У многих деревьев тонкие, свисающие ветви. Листья
с зазубренными краями и цветки – сережки.
Рисунок 4. Береза
Далее учитель рассказывает о том,
какую опасность представляет для коры деревьев
оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев
оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры
заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет
сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору.
На ней появляются глубокие трещины –
морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели,
лиственницы, липы, клена, ясеня.
Закрепление знаний. Выполняется
задание в рабочей тетради с.
– Какие деревья кормят животных и птиц
в лесу зимой в нашей местности?
Работа в парах.
– кора и ветки – лосей, зайцев, оленей
– семена и ягоды – птиц
– орехи – белок и птиц
– желуди – кабанов
Подведение итогов.
– Что очень важно для деревьев зимой?
– Как можно различить деревья зимой?
– Как зимуют травы, кустарники?
Объявление домашнего задания.
«Как зимуют травы, кустарники и деревья»
обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период.
познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой
развивать речевые умения, внимание.
воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент.
2)Проверка готовности к уроку:
Сегодня на уроке вам понадобятся цветные карандаши, учебник, тетрадь.
2. Мотивация деятельности. Слайд № 2
-Сегодня наш урок мы начнём со слов удивительного знатока русской природы Виталия Бианки:
«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю, да невольно задумываешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»
– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (да, есть, под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)
– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.
3. Актуализация знаний
– Ребята, скажите, что вы видите зимой под снегом? (опавшую листву)
– Кто на зиму устраивает в опавшей листве себе уютную постельку? (различные насекомые) Слайд № 3
Слайд № 4- А остались ли под снежным одеялом травы? (Да, только они сухие, а значит, мертвые)
– Ребята, откройте учебник на стр.42-43. Посмотрите на центральный рисунок разворота.
Какие травы вы видите? (листья земляники, одуванчика) Слайд № 5
– А кто из вас, ребята, исследовал свои сады и огороды зимой?
-Что вы видели под снежным одеялом? (различные листья)
-Такие растения как: брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел, зимуют под снегом в зеленом цвете.
– Ребята, кто сможет объяснить, почему зелёные листочки этих растений не погибают под снегом? (под снегом нет сильного мороза, снежная шуба защищает землю от зимней стужи). Слайд № 6
-А как вы считаете, остаются ли на зиму деревья в целенном цвете? (Да, остаются)
-А какие вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя) Слайд № 7-8
-Как вы думаете, как можно помочь деревьям зимой? Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация на стр. 43. Посмотрите внимательно, что в саду делает папа Маши и Миши? (стряхивает снег с веток деревьев) Слайд № 9
– Кто знает, зачем он это делает? (Груды снега очень тяжелые и могут легко поломать ветки)
4. Деятельность учащихся по теме урока
– Сегодня, ребята, мы отправимся на экскурсию в зимний мир природы. Только экскурсия наша будет заочной. Представим, что мы с вами отправляемся в мир деревьев и кустарников.
1) Устный опрос:
– Как живут деревья зимой?
– Как они защищаются от холода?
Именно этим вопросам будет посвящена первая тропа нашей экскурсии.
Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев.
– Кто же ответит на вопросы: Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?
2) Работа с учебником
Молодцы, ребята, вы готовы встретиться с деревьями. Отправляемся дальше в путь на стр. 42 нашего учебника. Нас в своём саду ждут Маша и Миша.
Помогите Маше и Мише определить названия травянистых растений, найденные их под снежной шубой в саду. (брусника или клюква, листья одуванчика и клевера)
– Молодцы, ребята
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вы должны определить названия деревьев по рисункам.
– По каким признакам деревьев нам удалось выполнить это задание? (по коре и веткам деревьев).
Слайд № 10
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они тихо садятся, покажем –
Руки сложили назад,
4) Продолжение деятельности учащихся
– Все ли деревья остаются на зиму без листьев? (Нет. Хвойные деревья не сбрасывают листву).
– Мы отправляемся в гости к хвойным деревьям. Кто ответит на вопрос:
– Почему ель, сосна не сбрасывают свои хвоинки? (они кожистые с острыми кончиками, не боятся мороза, снег по ним скользит и падает на землю, не задерживаясь на ветвях).
– Посмотрите, ребята, внимательно, Миша не может определить, где какое дерево. А вы можете ему помочь? Помогите Мише определить: где ель, а где сосна. Слайд № 11
– Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете все деревья, которые растут на нашей территории. А вот знаете ли вы, семена этих растений?
Помогите Маше и Мише определить семена деревьев. Оказывается, что вы знаете не только названия хвойных деревьев, но и их семена.
– А почему лиственные деревья и кустарники осенью сбрасывают листву?
(Если бы не сбросили листья, то от тяжести сломались бы ветки дерева). Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. Весной на ветвях появляются молодые листочки. Они растут, и испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни её выкачать. Если дерево не сбросит листья на зиму, то засохнет от излишнего испарения. И ещё. За лето в листьях откладывается много вредных веществ, из-за чего листья даже меняют цвет. Ребята, скажите, что происходит с листком дерева за период его жизни?
Но оказывается, что, когда листья сброшены, дерево всё равно не остается без листьев. Посмотрите на 42 стр. строение почки. На рисунке мы видим, что маленькие зачатки листка спрятаны в почках на веточках. Листья у большинства деревьев и кустарников осенью опадают, и побеги становятся безлистными.
7. Продолжение работы по теме урока.
– Возьмём лупу, рассмотрим почки на ветке. Какие они? (чешуйчатые; под лупой, видно будущие листы дерева). Слайд № 19
2) Работа в рабочей тетради
-Рассмотрим разрез почки на стр. учебника 42, откроем рабочую тетрадь на стр. 31 и зарисуем вскрытую почку в рабочей тетради.
8. Физкультминутка. Динамическая пауза «Карлики – великаны»
Игра «Карлики – великаны» Слайд № 20
-Встали возле своих парт и слушаем внимательно. Если я говорю «великаны» – вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх. Если я говорю «карлики – вы приседаете. Я буду выполнять движения вместе с вами, но могу запутаться. Вам путаться нельзя, будьте очень внимательны.
9. Подведение итогов исследовательской работы Слайд № 21
Вот такая веточка у нас должна получиться. Слайд № 22
– Что мы уже с вами узнали из темы сегодняшнего урока?
– Что узнали нового?
– Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.
«ВЕЛИЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
626032, Тюменская область, Нижнетавдинский район,
село Иска, улица Береговая,1
по окружающему миру
в 1-м классе
“Как зимуют травы, кустарники и деревья”
Разработала и провела
учитель начальных классов
2017 учебный год
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
– В начале урока я предлагаю вам вспомним правила поведения на уроке.
– Молодцы! Все правила соблюдаем и не забываем.
этап. Актуализация знаний.
– Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте о
чём моя загадка.
С каждым днем всё холоднее,
Греет солнце все слабее,
На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит — разгулялась
1. Повторение изученного
материала.
У зимы свои загадки
Тайн немало у зимы.
Расскажите нам, ребятки,
Что уже узнали вы
(дети
дают свои ответе на изученном материале)
–
Ребята, а всели тайны и загадки зимы мы с вами изучили и знаем? (нет)
-А
чтобы как можно больше изучить и узнать новое для этого необходимо уметь
вести наблюдения и проводить исследования.
этап. Изучение нового материала.
–
Значит мы смело можем сказать, что сегодняшний урок- открытие новых знаний.
-Сегодня на
уроке я предлагаю вам провести исследование , в котором вы
будите настоящими учёными.
-А кто такие учёные
,чем они занимаются?
Ученые
задают вопросы, а потом ищут на них ответы. Внимательно наблюдая за тем, что
происходит вокруг, ученые анализирую то, что видят. Чтобы проверить свои
догадки, они проводят эксперименты. Нередко ученым удается найти ответы на
поставленные вопросы, а иногда – нет)
– Молодцы !
2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели
исследования, выдвижение гипотезы
– Для нашего исследования необходимо определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку:
Дышит, растёт, а ходить не может.(растение)
На доске появляются слайд с этими словами.
– Почему так решили?
( Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают)
– Что ещё скажете об этих предметах?
(Это живая природа)
– Так что же будет являться объектом нашего исследования ?
Если обобщить ваши ответы ,то объектом нашего исследования будет являться живая
природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
– Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.
“Узнать как зимуют травы, кустарники и
деревья».
– На предыдущих уроках мы узнали о «Природе
и её сезонных изменения»
Отличаются ли их жизнь ? (Ответы детей)
– Если обобщить ваши ответы ,то можно предположить ,что жизнь растений зимой
отличается от осени и лета.
Догадка или предположение, которое делают учёные ,называют
ГИПОТЕЗОЙ. (показ таблички)
Гипотеза обязательно
нужно проверять. Проверяя гипотезу , учёные получают новые знания.
– Мы
сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
Тема урока: Как зимуют травы, кустарники и деревья
10 слайд, 11 слайд
– И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки
гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Для начала проведем мысленный эксперимент. Для этого мы мысленно перенесёмся в
лес.
На доске открываются картинки: дерево, кустарник, травы
(На каждой парте набор картинок)
– Рассмотрите
всё внимательно. Какие мысли у вас появились?
-Какую работу
предлагаете выполнить?
(Можно разделить на группы)
– Какие, и как их определить?
(Одна группа – деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники,
у них несколько стволов)
– Как они выглядят летом и осенью ?
( Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега)
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
Остальные дети работаю парами
– А как выглядят кустарники, деревья зимой?
– Что
происходит с травой?
( Они
стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег)
5. Работа с
учебником.
– Откройте
учебник с. 42-43. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?( Да)
– Что делает папа Маши и Миши у себя в саду? (Он стряхивает снег с плодовых
деревьев)
– Зачем? ( Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться)
– Почему вы решили, что это плодовые деревья? (На них нет листьев.
Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками)
– Погибают ли лиственные деревья на зиму? (Да. Потому что им нет питания.
Ведь земля замёрзла)
– Нет. Зимой все деревья и кустарники спят. Они
перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных
веществ и тепла, что помогает деревьям и кустарникам выжить в холодные суровые
зимы. Готовятся ли они к зиме? Конечно!
, летом все деревья
приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы?
«Шуба» для
дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и
не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву
замерзнуть даже в самые сильные морозы.
осенью деревья и кустарники сбросили с
себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили
корни деревьев от вымерзания – согрели их.
– Что могли
увидеть Маша и Миша под снегом в лесу, в поле, в саду?
Травы бывают
однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А
многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И
прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них
как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть.
Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова хорошо
расти.
Некоторые
растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника зимует под снегом
с зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной
можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие и
полезные.
На этом наш мыслительный
эксперимент заканчивается.
6. Практическая работа с лупой: Рассматривание
почки (в парах)
– А теперь
проведем реальное исследование.
– Возьмите со стола веточки сирени сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите
внимательно их. Что осталось на месте опавших листьев?
(На ветках почки)
– Правильно,
почки. Почка – это будущие молодые побеги.
– Возьмите
лупу и рассмотрите, чем будущие побеги защищены?
– Верно ,
чешуйками.
– Оторвите
чешуйки почки, что находится под чешуйками ?
– Что теперь
видите? Поделитесь своими наблюдениями.
(Внутри маленькие зелёные листики.)
( На экране через микроскоп рассматриваем почку)
– Какой вывод
сделаете?
ВЫВОД: Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под
чешуйки.
– Когда
появилась эта почка?
Ответы детей:
– Деревья растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой
вид.
Ранней весной почка раскроется, появятся листочки.
Показываю ветку сирени с листочками, обращаю внимание на
картинку в учебнике с 42.
И вся природа
начнёт своё пробуждение. По указу президента России 2017 год – объявлен годом экологии, каждый из
нас должен помнить:
Земля – наш дом, природа – наша мать, Об этом человек не должен забывать!»
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и
краше!
Помните, взрослые, помните, дети
!
Помните – что красота
на планете,
Будет зависеть
только от нас.
Не забывайте об
этом сейчас.
7. Работа в тетрадях
– В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните
задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
8. Вывод по результатам исследовательской работы
– Мы
предположили , что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни
летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
– Молодцы! На этом мы своё исследование завершили.
этап. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Ребята вы сегодня были настоящими учёными. Я хочу вас поблагодарить за
работу.
– Уважаемые
ученые , кто сегодня на уроке узнал что-то новое?
– Кому было
интересно?
-А кто ничего нового не узнал?
Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то
новое.
Снежинку поменьше возьмёт тот, кому
было трудновато.
–
Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными
и наблюдательными исследователями.
–
На этом наш урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
Управление образования администрации г. Коврова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Растения зимой. 1 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учитель: Закройте глаза, слушайте музыку и повторяйте за мной шепотом: «Я успокоился, я готов к уроку, я готов чувствовать, я готов объяснить, я готов рассказать, у меня все получится». (слайд 1 «Музыка»)
Учитель: Ребята! Вчера в школу доставили посылку. Ее прислал Старичок – Лесовичок. В посылке было письмо. Вот что он написал:
(слайд 2 «Письмо Старичка – Лесовичка»)
«Дорогие первоклассники! Я хочу проверить, знаете ли вы , как зимуют растения? Я приготовил для вас задания. Если вы с ними справитесь, то получите от меня удивительные подарки».
Готовы ли вы выполнить задания Старичка – Лесовичка?
Учитель: Я читаю первое задание.
«Друзья! Я знаю, что вы побывали на экскурсии и видели, как изменилось «ваше» дерево с приходом зимы. Расскажите, что вы видели». (слайд 3 «Наше дерево»)
Промежуточные итоги долгосрочного проекта «Наше дерево» подводит ученик. Он рассказывает, что нарисовал в альбоме и обобщает материал экскурсии об увиденных
изменениях, произошедших с наблюдаемым деревом в течение месяца.
Учитель: Действительно, с приходом зимы жизнь растений меняется.
Учитель: Ребята! В письме Лесовичка был задан вопрос: «Знаете ли вы, как зимуют растения?» Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ писателя и ученого Виталия Бианки. Положите перед собой текст. Читать его мы будем по частям, а «дерево» на доске поможет нам запомнить, как зимуют растения.
(слайд 4 «Моделирование рассказа В. Бианки»)
Учащиеся читают текст по законченным частям, после каждой части учитель задает вопрос на осмысление текста, одновременно на доске происходит моделирование рассказа.
Учитель: Что происходит с деревьями с приходом зимы?
Много выделяют тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Учитель: Как деревья защищают себя от промерзания?
Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.
Учитель: Что помогает дереву зимой не замерзнуть?
Учитель: Какая защита для деревьев самая лучшая?
Учитель: Посмотрите на получившуюся на доске модель зимующего дерева. Расскажите, как зимуют деревья.
Учитель: Я читаю следующее задание Лесовичка.
«Ребята! Летом деревья легко узнать по листьям, а сможете ли вы различить деревья зимой? (слайд 5 «Классификация растений»). Если вы узнаете их, то получите от меня приз».
(Распознавание деревьев по стволам.)
Учитель: Какое дерево « лишнее»? Почему?
Учитель: После экскурсии вы получили задание сочинить или подобрать загадки о деревьях. Какие загадки вы сочинили?
(Учащиеся загадывают классу загадки собственного сочинения или подобранные из литературных источников. Учитель просит в трудных случаях пояснить, по каким признакам можно отгадать загадку.)
Учитель: Старичок – Лесовичок прислал для вас кроссворд с загадками. Разгадайте его и решите, какие из деревьев лиственные, а какие хвойные.
(слайд 6 «Кроссворд»)
(Учитель загадывает загадки, учащиеся классифицируют растения.)
1. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
2. В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
3. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
4. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке.
Учитель: Вы с успехом справились с заданиями Лесовичка, поэтому я вручаю вам подарки.
(Вручаются пластмассовые яички из-под киндер сюрпризов, внутри которых находятся плоды или семена растений. На коробке надпись «Какое дерево сделало тебе подарок?»)
Учитель: Откройте подарки. Узнали ли вы, какое дерево сделало для вас подарок?
Положите перед собой карточки, найдите изображение тех плодов или семян, которые вы получили в подарок. Раскрасьте их.
(Самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка.)
Учитель: Кому могут пригодиться сейчас эти плоды.
Давайте после урока сложим их в кормушку и повесим ее на нашу березку, покормим птиц!
Учитель: Ребята! В посылке Лесовичка есть еще один сюрприз.
(Учитель достает 3 веточки, к которым прикреплена записка с заданием: «Рассмотрите веточки. Что вы на них видите?»)
Учитель: У каждого из вас на парте тоже есть веточка дерева. Конечно, мы знаем, что ветки деревьев ломать нельзя. Но иногда ученые, чтобы провести эксперимент, используют растения. Эти веточки были аккуратно срезаны с разных деревьев, поэтому им не причинили вреда. Что вы видите на веточках?
Прочитайте рассказ «Почка». ( Самостоятельное чтение учащихся.)
Заглянем в почку сирени. Зимняя «одежда» почки – чешуйки или волосинки. Если ее разрезать, то можно увидеть свернутые малюсенькие листочки: почка живая.
После чтения учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Что такое почка?
Что можно увидеть внутри?
Учитель: Рассмотрите рисунок почки, сравните рисунки. (слайд 7 «Почка») Что вырастет из первой почки? Из второй почки?
Проведите опыт, который предлагает сделать Старичок – Лесовичок.
(слайд 8 «Опыт»)
(Самостоятельное выполнение опыта)
Учитель: Итак, вы поставили веточки в воду. Когда распустятся почки, вы сможете узнать, какие они, листовые или цветочные.
Учитель: Понравилось ли вам выполнять задания Старичка – Лесовичка? Что запомнилось? Какое задание было самым интересным?
Учитель: Деревья красивы в любое время года. Рассмотрите картины, послушайте музыку и стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина и представьте, что вы в зимнем лесу.
(Учитель читает стихотворение С. Есенина «Пороша», звучит музыка___)
(слайд 9 «Картины зимнего леса»)
Тема урока «Растения зимой».
Форма урока: урок – сказка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Методы работы: словесные, наглядные, моделирование, практические, частично – поисковый как один из элементов исследовательской деятельности, метод самостоятельной работы, методы контроля и взаимоконтроля.
Средства обучения: наглядность, ТСО, практический материал для исследования.
Виды проверок: фронтальная, взаимоконтроль.
Содержание урока соответствует среднему уровню сложности, нуждающемуся в дифференцированном подходе.
Структура урока соответствует типу урока.
На уроке осуществлялись межпредметные связи между уроками ИЗО, чтения, музыки. Физкультминутки направлены на снятие зрительного и статического напряжения.
Каждый этап урока обобщался. Стихотворение, прочитанное учителем под музыку, ставит эмоциональную точку урока.
Считаю, что чёткое целеполагание, постановка перед учащимися конкретных учебных задач, структурирование учебного материала, выделение главного, установление связей между изучаемым материалом и имеющимися у учащихся знаниями, самостоятельная работа позволяют формировать систему качеств: глубину, системность.
Презентация “Как зимуют травы, кустарники и деревья” (1 класс, окружающий мир)
с
Занимательная страничка
1) Какие природные явления
можно наблюдать зимой?
2) Что происходит в зимнее
время
лиственными
деревьями?
3) А почему не
хвойные деревья?
4) А вот кто из вас знает, почему
хрустит снег под ногами?
5) Какое хвойное растение
по
является
чемпионом
выделению фитонцидов?
6) О чем беспокоятся рыбы подо
льдом?
засыпают
Всё лето деревья с усердием запасают в
стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал)
дерева становятся густыми-густыми, и движение
соков замедляется. Дерево словно бы засыпает.
Создав запасы такого питания, дерево готово
выдержать небольшие морозы. Первые морозы
закаляют его, делают еще выносливей; сок
дерева ещё более густеет. И деревья впадают в
настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у
гля-дишь
«Всю-то долгую
на
зиму
снегом
засыпанную
землю да невольно и
задума-ешься: что там
под ним, под этим
холодным
сухим
морем снега? Осталось
А как вы
ли там, на дне его,
думаете, есть
ли жизнь под
хоть
что-нибудь
живое?»
снегом?
Итог урока
каждый
– Какие подарки готовит
год
нам
зимушка-зима?
– Как зимуют травы?
– Как зимуют деревья и
кус-тарники?
– Как может человек
перезимовать
помочь
растениям?
Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья»
– Какие кустарники и деревья растут в нашем
парке?
– Как вы думаете, живы ли эти растения?
– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как
они выглядят? Есть ли на них листья?
– Засыпаны ли они снегом?
– Может ли мороз убить дерево?
– Если дерево промёрзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно
умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало
деревьев, большей частью – молоденьких.
Факты
Потому, что под снегом не бывает сильного
мороза. Снежная шуба защищает землю от
зимней стужи.
сеют осенью. Вскоре
– Озимую пшеницу
появляются
подрастает,
Пшеница
всходы.
кустится и в таком виде перезимовывает под
снегом. Весной она продолжит рост и к концу
лета принесет урожай.
Б е с е д а «Как зимуют травы»
– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы
думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега,
что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают
себя: «Ну что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.
Почему у трав
зелёные листья
не погибают в
зимнюю стужу?
Будущие листья спрятаны зимой в
этих почках.
– А как человек может
помочь деревьям зимой?
Закрыть деревья
укрывным материалом
Засыпать приствольные
круги снегом.
Урок 37Окружающий мир
Спаси
бо за
урок!
Занимательная страничка
16) В новой стене, в круглом
окне за день стекло разбито, за
ночь вставлено.
17) В избе мерзнут, а на улице –
нет.
18) С какого числа начинается
астрономическая зима и чем
этот день замечателен?
19) Бежит по снегу, а следа
нету.
20) Чист и ясен, как алмаз,
дорог не бывает, от матери
рожден и мать рождает.
21) Лечу, кручу, на весь мир
из
лесной
поближе
Занимательная страничка
8) Почему зимой многие звери и
чащи
птицы
перебираются
к
человеческому жилью?
9) Все ли грачи улетают от нас
на зиму?
10) Куда на зиму исчезают
летучие мыши? 11) Все ли
зайцы белы зимой?
12) Какая
выводит
птенцов в любое время года,
даже зимой, среди снега?
13) Я, как песчинка, мал, а
землю покрываю.
птица