Звонкие и глухие согласные различают в зависимости от степени участия голоса и шума в их образовании.
Рассмотрим, что такое звонкие и глухие согласные в фонетике русского языка, как они образуются и чем отличаются.
Сообщение цели и задач проекта, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте. Коллективное создание словарной статьи для слова «мороз».
2этап. Этап конкретной реализации содержания проекта.
Цель: сбор и уточнение информации по теме проекта.
Необходимо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении и оформить собранную словарную статью.
Ученики самостоятельно или совместно с учителем, родителями работают с информацией, анализируют материал, оформляют свои работы.
Что такое парные и непарные согласные
Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.
В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.
Домашний лицей для 5–11 классовЗанятия где и когда удобно, 10+ кружков на выбор, никакого стресса с домашками и нудных родительских собраний
Методические рекомендации к проекту по русскому языку
на тему «Рассказ о слове»
УМК «Школа России»
данного проекта заключается в том, что: он направлен на расширение кругозора, обогащение словарного запаса детей, любознательности, совместную работу с одноклассниками, родителями и учителем.
формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества информации главное и представлять свой проект; развивать творческие способности учащихся; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
научить определять лексическое значение слова при помощи словаря; подбирать к слову омонимы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, используя словари; составлять с данным словом словосочетания, предложения
: русский язык, литературное чтение.
урочно – внеурочный.
Звонкие и глухие согласные
Всего получено оценок: 519.
Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. В данной статье, предназначенной для учащихся 1 класса, рассмотрим звонкие и глухие согласные звуки: парные по звонкости/глухости, непарные звонкие и непарные глухие.
Парные по звонкости/глухости
В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.
Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.
Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.
Непарные звонкие
В русском языке есть только звонкие согласные звуки, то есть такие согласные звуки не являются парными, они не имеют пар звуков по глухости.
Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения.
Непарные глухие
Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.
Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.
Что мы узнали?
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.
Звуки в русском языке
В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:
Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.
Согласные звуки и их классификация
Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.
По способу образования:
По степени мягкости произношения:
Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.
Как отличить глухой согласный от звонкого?
Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.
Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.
Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.
Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.
Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:
Мягкие и твёрдые согласные
Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:
Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:
Звонкие согласные
Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com
Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:
Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:
В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.
Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.
Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:
Ответы
В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.
Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!
Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Рассказ о слове.
Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»
Руководитель проекта: Баженова И. Н., учитель начальных классов
нашего проекта «Рассказ о слове». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.
нашей темы очевидна, мы будем анализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
проекта: произвести полный лингвостилистический анализ слова «голова», то есть изучить происхождение, значение слова «голова», его словоупотребление
будет лэпбук «Рассказ о слове голова».
Для достижения цели мы поставили перед собой
1. Рассмотреть происхождение слова.
2. Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.
3. Выяснить лексическое значение слова голова в толковом словаре.
4. Подобрать однокоренные слова.
5. Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.
6. Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.
7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
8. Подготовиться к защите проекта.
По характеру создаваемого продукта: информационный.
По продолжительности проекта: кратковременный.
По количеству участников: групповой.
По профилю: предметный (русский язык).
Для достижения цели проекта мы составили план работы:
1. Происхождение слова голова.
3. Лексическое значение слова.
4. Синонимы и антонимы к этому слову.
5. Найти родственные слова.
6. Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
7. Найти пословицы про слово.
9. Написать отрывки стихотворений, частушек, в которых встречается выбранное слово.
Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме лэпбука.
11. Подготовиться к защите проекта.
Сначала мы думали, какое слово взять для работы над проектом. Ребята предлагали слова: Родина, дружба, солнце, весна, голова. Путем голосования было выбрано слово – голова. Нам Ирина Николаевна дала задание найти загадки, пословицы, поговорки с данным словом. Мы записывали их на листочкам и собирали в классе. И вот когда информация была собрана, началась работа.
1. Происхождение слова «голова»
Происходит от праславянского языка *golva. От этого слова произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне – прусское gallū. . Латинское calva «череп» – от calvus «лысый», древнеисландское kollr «округлая вершина горы, голова» . Следовательно, голова в этих языках восходит к слову, обозначавшему похожий по форме предмет. Интересно, что просторечный синоним- слово башка заимствовано из тюркских языков (от «баш» – голова, например, в татарском языке)
3. Лексическое значение слова. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
А). Часть тела человека (животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного).
Б). Единицы счёта скота. Колхозное стадо в 200 голов.
В). Ум. Рассудок. Человек с головой.
Г). Человек как носитель каких-то идей, взглядов, способностей, свойств. Он умная голова.
Мы узнали, работая с толковым словарём, что слово голова многозначное.
На уроках русского языка мы узнали, что, это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрали из самостоятельно. Антонимы: голова – хвост, голова – ноги.
Синонимы, это слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Мы стали подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте мы решили обратиться за помощью к интернету. Мы подобрали такие синонимы: ум, башка, тыква. Оказалось, что у слова голова 93 синонима, а мы подобрали только три.
5. Родственные слова.
Опираясь на свои знания об однокоренных словах, нам удалось подобрать одиннадцать однокоренных слов. Головка, головач, головастик, головастый, головной, большеголовый, болиголов, безголовый, головушка, трёхголовый, головёнка. Их конечно, намного больше.
«Родственники» слова ГОЛОВА
Что такое фразеологизмы? Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному которого не определяется входящих в него , взятых по отдельности. Найти фразеологизмы к слову голова нам помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много. Тогда Ваня предложил нарисовать голову и рядом с ней написать фразеологизмы. Для них мы выделили целую страницу.
Пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом.
Повешенную голову и меч не сечет.
Хлеб – всему голова.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Много говорить, голова заболит.
Голова у ног ума не просит.
Была бы голова, будет борода.
С похвал голова вскружилась.
Голова, как у вола, а все, вишь, мала (т. е. глуп).
За худые слова слетит и голова.
Гуляй, покуда голова не покрыта.
По моде голова в комоде.
Голова удатна, да лень перекатна.
С поклону голова не заболит.
Солдатская голова, как под дождичком трава
Много говорить — голова заболит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Здоровье — всему голова, всего дороже.
Цела ли шапка, а голова пропала.
Куда голова клонилась, туда и повалилась.
Топор всему делу голова.
Честь головою оберегают.
Что такое загадка? Мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Загадка это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Собирать загадки всегда интересно. Попробуйте, отгадайте.
Горошек умён, семь дырочек в нём.
Видит, слышит, ждёт, дышит.
Ходить сама не может,
Ноги переставить сможет.
Правильно, это всё о голове.
9. Стихотворения, частушки, где встречается выбранное слово.
Это задание было самым трудным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, рассказов, где встречается слово голова.
Саша вспомнила стихотворение про совушку.
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася! ( К. И. Чуковский)
На пеньке сидит,
Ножками топ-топ. (Потешка )
Поберечь бы мне головушку свою
В ту далёкую, прекрасную пору
В юности, когда метель мела
Не покрыта была буйна голова. ( Олег Штиль)
Голова всему венец –
В ней начало и конец,
Без нее, сыны и дочки,
Не прочтете вы ни строчки: ( Ю. Коринец)
Говорят, я некрасива.
Мне не надо краски.
Был бы разум в голове.
Да весёлы глазки. ( Частушка)
– Открой, маменька, окошко,
Голова что-то болит.
– Не обманывай ты, дочка,
У ворот кто-то стоит. (Частушка)
Систематизация полученных материалов.
Когда все материалы были собраны, перед нами встал вопрос, а как всё оформить? Катя предложила написать все на альбом листе, Ваня предлагал листики с заметками наклеить на лист ватмана. Ирина Николаевна предложила оформить все в виде лэпбука. А что это такое? картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. И началась у нас работа.
Изготовление плаката «Рассказ о слове.
Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.
Во-первых, мы повторили раздел «Слово в языке и речи».
Во-вторых, мы закрепили умение работать со словарями.
В-третьих, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.
В-четвёртых, мы закрепляли умение искать информацию в интернете.
В-пятых, мы провели исследование и собрали много информацию о слове «голова».
И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы можем сделать вывод, что слово «голова» очень богатое по значению слово, которое встречается в и в художественной, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках; во фразеологизмах, сохраняя культурный образ, созданный русским народом.
1. Загадки. Скороговорки. З АО «Компания «АСТ-ПРЕСС»
2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).
3. Ожегов С. И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.
4. Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Теплое»
Тепло-Огаревского района Тульской области
Демина Виктория Олеговна
учитель высшей квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»
Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку. На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка. Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел. ) (В. Астафьев. )
1. Озаглавьте текст. 2. Обозначьте 5 различных орфограмм и условия их выбора. 3. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) . 4. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»
Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.
Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.
На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора – это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.
В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)
Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег. Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно – розовыми облачками. Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)
1 вариант –
2 вариант –
Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»
С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ
В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.
Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.
Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.
От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. ( По Л Баркову.) (100 сл.)
– не торопясь
Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»
Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.
От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.
Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.
Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.
Пароход все приближался и приближался.
На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.
1. Подчеркните наречия как члены предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения:
1 вариант – 2-е предложение;
2 вариант – 1 -е предложение.
3. Разберите два наречия как часть речи.
4. Озаглавьте текст.
Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»
КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ
Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнувбелыми сгибами крыла, скрылся за кустами.
Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,либо убежать.
Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишьстолько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.
Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.
Задание выполняется по вариантам: 1 вариант – первая половина текста, 2 вариант – вторая.
Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»
Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!
Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.
Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.
В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.
В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.
Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»
Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном – запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь лаем. Но все- таки сдерживался.
Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно,
Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собакаПостепенно он изучил все запахи города и прекрасно А каких только не было ! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.
пес. (127 слов)
Итоговый контрольный диктант №9
2. Сделайте фонетический разбор слов: 1 вариант – 3. Разберите слова по составу: 1 вариант – выбрался, пораженный, созвездий; 2 вариант – затаился, неуловимые, высоко
Глухие согласные звуки
В образовании глухих согласных звуков участвует только шум. Буквы, которые обозначают глухие звуки, находятся во второй половине русского алфавита.
Глухие согласные в середине слова перед звонкими произносятся как звонкие:
Перед согласным «в», а также перед сонорными «л», «м», «н», «р» и перед гласными согласные не меняют своего качества:
Предлог «с» произносится как «з», если стоит перед словом, которое начинается со звонкого согласного (кроме «в»):
Проверьте себя
Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.
Задание №1
Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.
Задание №2
Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
Задание №3
Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.
Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.
Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!
Продолжительность работы над проектом
: групповая, индивидуальная.
Объектом данного проекта является – слово.
словарная статья о слове, созданная детьми.
Проблемный вопрос: Что можно рассказать о слове?
Учебные вопросы (или план, по которому необходимо работать над данным проектом):
1. Как произносится и пишется слово?
2. Каково его лексическое значение?
3. Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
4. Есть ли у него антонимы?
5. Есть ли у него синонимы?
6. Можно подобрать фразеологизмы?
7. С какими словами сочетается слово?
10. Составь предложение с этим словом (можно найти строки из стихотворения, песни)
в ходе работы над проектом учащиеся будут учиться:
Оглушение парных согласных в корне слова
Парные по глухости-звонкости согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова или перед глухими согласными в середине звучат глухо. Это называется оглушением.
Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:
Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.
Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: нагрузка, вошь, картошка, лаз, салазки, магазин, копоть, приказ, провод. Выберите идеального репетитора по русскому15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Согласные звуки составляют более многочисленную группу фонетического строя русского языка. Их насчитывается 36. По сравнению с гласными согласные звуки имеют другое качество. Они произносятся приглушенно и образуются с небольшим участием голоса, к которому обязательно присоединяется шум. Шум возникает, если при произношении согласного звука струя воздуха встречает препятствие в виде приподнятого языка, трется об стенки щёк, в результате смыкания и размыкания губ и пр.
Согласные звуки — это звуки, в образовании которых участвует шум.
По степени участия голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.
Сонорные звуки — это звуки, в образовании которых минимален шум, а преобладает голос.
Перечислим сонорные звуки:
По соотношению голоса и шума шумные согласные также делятся на две группы:
Звонкие согласные звуки
По сравнению с сонорными у звонких согласных при их образовании шум преобладает над голосом. В русском языке звонкими являются звуки:
Они составляют пары по признаку твердости- мягкости:
В образовании глухих согласных звуков участвует только шум. В фонетике русского языка различают 16 глухих согласных звуков. Буквы, обозначающие глухие звуки, находятся во второй половине русского алфавита. Перечислим глухие согласные звуки:
Большинство звонких и глухих звуков составляют пары, совпадающие по остальным фонетическим признакам. Таких пар согласных, различающихся только по признаку звонкости/глухости, можно указать 11:
2 способа проверить слова с парными согласными в корне
Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.
Подставляем к слову «нет»
Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:
Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова
Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:
То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.
Вот еще несколько примеров с разными согласными.
В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.
Буквы, написание которых можно проверить через однокоренное слово, называются проверяемыми. Слова с теми, что проверить нельзя, — непроверяемые — это словарные слова, их придется просто запомнить. Например: космонавт, вокзал, анекдот, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.
Они составляют пары по признаку твердости-мягкости:
Звонкие согласные, кроме сонорных, в конце слов произносятся как соответствующие глухие:
Звонкие согласные в середине слова перед глухими произносятся как глухие:
Озвончение парных согласных звуков в корне слова
Парные по глухости-звонкости согласные к, т, п, с, ф, ш звучат звонко, когда стоят перед звонкими звуками. Это называется озвончением. Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: футбол, мороз, все, мешок, рюкзак, блузка, тогда, парашют, общий.
Вопросы для самопроверки
Проверим, как вы усвоили материал:
Если затрудняетесь с ответами, вернитесь к материалу выше.
Звуки русского языка
Наша речь состоит из слов, которые объединяются в предложение. Каждое слово можно рассматривать как смысловой компонент предложения, наполненный содержанием, а также как звучащий объект.
Слово можно разделить на слоги, которые состоят из отдельных звуков. С точки зрения фонетики слово складывается из звуков.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. Звуки в зависимости от их набора, количества, а также расположения в определенной последовательности помогают отличать одно слово от другого:
В зависимости от того, как формируются звуки в речевом аппарате, в русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные звуки образуют фонетический слог в слове, а согласные его образовать не могут. При слогоделении они сочетаются с гласными звуками парами или целыми группами:
Сначала мы произносим звуки, а потом из них образуем слова — так получается речь, которая становится информативнее через предложения.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. И именно благодаря звукам мы отличаем одно слово от другого:
Всего в русском языке сорок два звука. Их разделяют на гласные и согласные звуки, которые отличаются по способу формирования.
С согласными немного сложнее: у них есть различие на звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом).
В русском языке согласных звуков
больше, чем согласных букв
. Это связано с тем, что одна буква может обозначать парные твердый и мягкий звуки.
По степени участия голоса и шума звуки можно разделить на два типа:
Две группы шумных согласных:
Согласные можно представить в виде пар по глухости-звонкости. Но кроме них, есть еще непарные по глухости-звонкости согласные.
Непарные звонкие согласные — при произнесении которых голос преобладает над шумом.
Для наглядности можно использовать табличку:
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Подведение итогов, анализ результатов. Ученики презентуют классу свои работы.
Рекомендации для учащихся по работе над проектом:
и по плану выполнить работать над проектом :
4. Есть ли у него синонимы?
5. Есть ли у него антонимы?
10. Составь предложение с этим словом ( можно найти строки из стихотворения, песни)
Ваши обязанности по проекту: найти подходящий материал и оформить словарную статью (см. образец таблице ниже), Если самостоятельно справиться с проектом не сможете, то обратитесь за помощью к родителям или учителю. Способы оформления результатов: лист-информация по теме ( лист А 4).
Напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным. План Вашего выступления на презентации проекта:1) Рассказать о слове.2) Сделать вывод и поблагодарить присутствующих людей. Как Вы оцениваете свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, была ли работа успешной)?В помощь ученику
Проект «Рассказ о слове»
записываем _________________
3 «А» класса