Новый ФГОС 2022: изменения и новшества по биологии
– Добрый день, уважаемые коллеги!
– Сегодня мы с вами обсудим основные обновления ФГОС и содержание преподавания биологии.
– Давайте обратим внимание на документы, которые мы будем использовать при составлении рабочей программы.
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Примерная рабочая программа, которую можно найти на сайте Института стратегий развития и образования РАО
Данная программа предусматривает линейный курс изучения биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 8 класс – 1 час в неделю (34 ч), в 9 классах – 2 часа в неделю (68 ч). В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
5 класс изучение основных вопросов биологии, 6 класс изучение основных понятий ботаники, 7 класс. Систематический курс, изучение грибов, бактерий, лишайников, систематики растений, 8 класс изучение зоологии, 9 класс изучение человека. 10-11 класс изучение общих закономерностей.
– Что включает программа?
Включает личностные, метапредметные, предметные результаты, содержание учебного курса и тематическое планирование. Т.е, структура программы остается прежней.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (самоопределение, смыслобразование, нравственно-эстетическое)
А. Универсальные познавательные действия (общеучебные, логические, постановка проблемного вопроса)
Б. Универсальные коммуникативные действия (разрешение конфликтов, постановка вопроса, планирование сотрудничества)
В. Универсальные регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
В программе усилена практико-ориентированная направленность. Сохранился перечень лабораторных и практических работ, экскурсий и предложены темы видеоэкскурсий.
Преобразование ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
5, 6,7,8, 11 классах.
В соответствии с новыми ФГОС, структура была изменена, и сейчас она вводится поэтапно, т.к из-за пандемии дети два года не сдавали экзамен.
Также в интернете, можно найти проект ЕГЭ по биологии 2022. Перспективная модель ЕГЭ
Также разработчики предлагают при изучении курса биологии использовать
Универсальные кодификаторы для оценки качества образования, с 5-9 класс, которые представлены на сайте ФИПИ (
Учитель может использовать программу элективных курсов авторскую, предложенную издательствами – 10-11 класс)
При углубленном изучении рекомендуется обратить внимание на курс, который можно будет проводить, как электив или факультатив. Курс «Генетика». На сайте Института стратегий и образования.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО.
Основные изменения обновленных ФГОС ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся
сформулированы максимально конкретные требования к результатам освоения обучающимися основного общего образования;
уделяется особое внимание на обеспечение личностного развитие обучающихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;
отводится приоритет воспитательной работе;
уточнены формулировки метапредметных результатов (внимание «мягким навыкам», функциональной грамотности, эмоциональному интеллекту);
сформулирована необходимость разработки и реализации адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп;
описывает систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ (улучшение материально-технического обеспечения);
реализуется практико-ориентированный подход;
по ряду предметов предусматривается базовый и углубленный уровень;
сохраняется применение вариативных программ.
О принципах, обновленных ФГОС ООО
Обновленные ФГОС ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся. В обновленных ФГОС ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленных ФГОС ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ
Обновленный ФГОС ООО закрепляет требования, чтобы содержание ООП ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. – в структуре программ ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов, и по биологии в частности. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне. – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
В обновленных ФГОС по всем образовательным предметам подробно раскрыты результаты освоения ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, также конкретизировано содержание. На уровне ООО установлены требования и к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; В Обновленных ФГОС сохраняется требование осуществлять образовательную деятельность на основе системно-деятельностного подхода. Конкретно определяются требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. В обновленном стандарте они представлены по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• ценность научного познания.
группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В новых документах – каждое из УУД содержит критерии их сформированности, в то время как в ФГОС 2009 и 2010 годов личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. С подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
Содержательный раздел ООО дополнили рабочими программами учебных модулей. Он должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей предлагается формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий. Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Изменились Требования к рабочей программе воспитания. Для ООО модульная структура стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО). Для ООО четко определена необходимость формирования у учеников знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) Объем урочной и внеурочной деятельности для ООО определен /см. таблицу ФГОС ООО (2010 года): ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5267 – минимум, 5058 – минимум, 6020 – максимум, 5549 – максимум.
Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам.
Зафиксировано, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно простраивать по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (ФГОС ООО)
Зафиксирован обязательный доступ к информационно-образовательной среде у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО) Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно ОО может предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО) 2.2. Общие рекомендации по составлению рабочих программ, соответствующих требованиям обновленных ФГОС ООО Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
-содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Особенности преподавания биологии по обновленным ФГОС 2021
Планируемые результаты освоения ООП. Предмет «Биология» является одним из обязательных в предметной области естественные науки в ООО. В Обновленном ФГОС 2021 осуществлена конкретизация учебного материала по курсу биологии, указаны метапредметные, предметные и личностные результаты обучения. Особый акцент сделан на формирование функциональной грамотности обучающихся. В рамках курса биологии в основной школе можно соотнести формируемые результаты освоения учебного предмета с видами функциональной грамотности. Личностные результаты .
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования. вид функциональной грамотности:
-ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; -понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения. Это естественнонаучная грамотность (функциональная)
-готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
-ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды.
-готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры. Это глобальные компетенции .
Планируемые результаты освоения учебного предмета «биология» на уровне основного общего образования Вид функциональной грамотности
– выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; (Естественнонаучная грамотность )
– анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; (Читательская грамотность )
– ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого
– признавать своё право на ошибку при решении биологических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого. ;
– описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений, животных и человека (Естественнонаучная грамотность )
– владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности (Читательская грамотность)
– решать учебные задачи биологического содержания, в том числе выявлять причинно следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов (Математическая грамотность )
– создавать и применять словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и процессов живой природы (Естественнонаучная, читательская грамотность)
– планировать и проводить учебное исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты (Естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Цели изучения учебного предмета «Биология»:
– формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
– формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
– формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
– формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
– формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
– формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Задачами курса являются: приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
. В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения на базовом уровне и 272 часа на углубленном уровне за три года 7-9 классы. В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков. Содержание линейного курса биологии 5-9 класса по ПРП (ФГОС 2021) Основное содержание 5 класс 1. Биология — наука о живой природе 2. Методы изучения живой природы 3. Организмы — тела живой природы 4. Организмы и среда обитания 5. Природные сообщества 6. Живая природа и человек( 1 час в неделю)
6 класс 1. Растительный организм 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма( 1 час)
7 класс 1. Систематические группы растений 2. Развитие растительного мира на Земле 3. Растения в природных сообществах 4. Растения и человек 5. Грибы. Лишайники. Бактерии (1 час )
8 класс 1. Животный организм 2. Строение и жизнедеятельность организма животного 3. Систематические группы животных 4. Развитие животного мира на Земле 5. Животные в природных сообществах 6. Животные и человек (2 часа)
9 класс 1. Человек — биосоциальный вид 2. Структура организма человека 3. Нейрогуморальная регуляция 4. Опора и движение 5. Внутренняя среда организма 6. Кровообращение 7. Дыхание 8. Питание и пищеварение 9. Обмен веществ и превращение энергии 10. Кожа 11. Выделение 12. Размножение и развитие 13. Органы чувств и сенсорные системы 14. Поведение и психика 15. Человек и окружающая среда( 2 часа)
ВЫВОДЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ для методических объединений учителей биологии
1. В целях повышения качества знаний обучающихся по предметам естественнонаучного цикла, реализации их индивидуальных запросов и способностей рекомендовать учителям биологии шире использовать инновационные педагогические технологии, дифференцированные и индивидуальные подходы, а также осуществлять системную самообразовательную работу по реализации внедрения системно – деятельностного подхода при обучении. Обеспечить освоение учащимися содержания биологического образования и овладение ими разнообразными видами учебной деятельности, предусмотренными ФГОС.
2. Учителям биологии, ведущим руководство учебно-исследовательскими работами школьников, обратить внимание на качество оформления текстов и презентаций докладов, а также на их практическую значимость с целью исключения работ реферативного характера.
3. Руководителям методических объединений учителей биологии разработать тематику проблемных заседаний методического объединения
4. Рекомендовать учителям, подготовившим учащихся – победителей муниципального и регионального туров, выступить на заседаниях МО учителей естественно-научного цикла с презентацией взаимосвязи научно-методической деятельности учителей и учебноисследовательской деятельности учащихся.
5. Наметить формы практического выхода результата деятельности педагогов: выступление учителей на семинарах, представление опыта работы с практическим показом на открытых уроках, доклады на научно-практических конференциях.
6. Разработать формы наставничества, квалифицированной помощи молодым специалистам и неспециалистам.
7. Составить рекомендации, памятки, алгоритмы для изучения наиболее трудных тем программ, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
8. Проведенный анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы позволяет высказать ряд общих рекомендаций учителям биологии для подготовки учащихся к ЕГЭ: 30 целесообразно обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: метаболизм и редукционное деление клеток; критерии вида; движущие силы, пути и направления эволюции; способы экологического и географического видообразования; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов; анализаторы и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека; характеристика основных типов животных и отделов растений; признаки стабильности экосистем; следует обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умений анализировать биологическую информацию, осмыслять и определять верные и неверные суждения, определять по рисункам биологические объекты и описывать их. Для достижения положительных результатов целесообразно увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий;при текущем и тематическом контроле более широко использовать задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений кратко, обоснованно, по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач по цитологии и генетике. Учителям биологии задолго до экзамена (возможно, в начале VI класса) следует продумать отбор содержания таким образом, чтобы максимально заложить в учебный процесс отработку требований к знаниям и умениям, сформулированных во ФГОС. Рекомендуемые темы для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников при подготовке к государственной итоговой аттестации: Формирование познавательных умений средствами заданий с рисунками и графиками; Углубление знаний процессов митоза и мейоза в темах «Гаметогенез», «Жизенные циклы растений», «Решение задач по цитологии»; «Решение задач по генетике». Рекомендуемые направления повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования: Курсы повышения квалификации, семинары – практикумы; вебинары, мастер – классы, проводимые кафедрами ГАУДПО ЛО «ИРО». Рекомендуемые направления повышения квалификации в системе самообразования: работа в инновационных площадках, сетевых проектах, участие в конференциях, семинарах и вебинарах, конкурсах разного уровня. ( Например, участие в данных мероприятиях ГАУДПО ЛО «ИРО», Федерального института педагогических измерений.