“Что такое Дружба?”
воспитатель: Калинина Ольга Васильевна
: Упрочнение нравственных понятий дружбы и бережного отношения друг к другу.
Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
Способствовать развитию дружбы для дальнейшего формирования коллектива.
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, – это дружба.
начать наш сегодняшний разговор лирическим вступлением:
Если есть у тебя голова на плечах –
Адресую тебе разговор о серьезных вещах.
Кто есть кто? Кто есть ты?
Быть нам или не быть?
И какими нам быть, если всё-таки быть?
Притча о дружбе”
. Какую истину не понимал старик? (ответ: Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!) Как вы считаете: Почему же дружба приводит с собой и Любовь и Богатство? (ответы)
– Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром ведь говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». И нередко истинность этой «крылатой» фразы подтверждается примерами из нашей же жизни.
Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. Итак, сделаем вывод. Что же есть ДружбаДружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Давайте подумаем, существуют ли критерии у дружбы?
Размышления о дружбе.
Вопрос: Друзья познаются в беде? (ответы)
Когда со мной случилось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело —
Друзья стояли в стороне.
Завидуя и сожалея.
Что помогли когда-то мне. А. Дементьев
Вопрос. А может ли дружба испытываться радостью? (ответы)
К своей устремившись звезде,
Вдруг замрёт на каком-то градусе.,.
Человек познаётся в беде? Человек раскрывается в радости!
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на своем лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по лепестку, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) . ( В ответ на каждое качество все остальные поднимают вверх большой палец правой руки, если согласны с этим качеством или вниз опускают палец – если не согласны)
– Скажите, а из-за чего ссорятся друзья? Перечислите самые частые причины. (
– Сплетни, наговоры, клевета, злые языки, агрессивный настрой – это та страшная чёрная сила, которая может разрушить любые искренние отношения.
Поэтому я вам предлагаю испытать на себе процесс рождения сплетен и сделать очень важный вывод.
Задание 3. Ролевая игра “Как рождается сплетня” Вывод.
Задание 4. Игра «Обмен комплиментами»
Подойди, загляни в глаза, И плечо его тихо тронь. На щеке у него слеза, И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих, Помоги ему, он – твой друг. Видишь, шторм ледяной у них, От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду, И звезду эту другу дай. Пусть она его вместе с тобой, Поведёт в прекрасную даль .(говорят комплименты друг другу)
Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга.
· В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размеры букв.
· Принимается любая форма.
· Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет.
· Можете рассказать о себе.
· Листы подписывать не надо.
Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, ручки, фломастеры – творите! Время на подготовку – 3 минуты.
(Вывешиваем объявления на доску. Инструкция по работе с объявлениями)
·Встаём с места, подходим к объявлениям и молча читаем объявления.
·Нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло ваше внимание, и он готов дружить с его подателем.
Друзей не выбирают – их встречают,Их берегут – им жизни отдают. И с ними время интересней пролетает,И с ними – радость, счастье и уют.
Когда грущу – они мне помогают,Уеду далеко – приходят письма мне. Они страдают за меня, переживают –И нет друзей вернее на Земле!
Никогда не меняйте друзей. Их нельзя разменять как монету. Вы поймёте это поздней –Ближе друга на свете нету. Насколько важна для каждого из вас обсуждаемая тема? Что нового для себя узнали?
Список использованных материалов:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15
Классный час в 9 «Б» классе по теме
Тема: “О друзьях и дружбе”
учитель физической культуры
первой категории и классный
руководитель в 9 «Б» классе
г. Благодарный 2013
Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками.
Формировать коммуникативные навыки (учить аргументировать свое мнение)
Учить детей строить отношения со сверстниками;
Учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.
Развивать умения объяснять свою точку зрения;
Создавать благоприятную атмосферу в коллективе.
плакаты – высказывания о дружбе на доску, карточки – задания для тестирования.
Этапы проводимого занятия:
Игра – активатор «Мнения»
Работа над ситуационными задачами.
Игра – тест «Умеем ли мы выбирать друзей?»
Беседа, игра – активатор, тест.
Форма проведения занятия: Разговор на заданную тему.
Вопросы к учащимся:
– Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
– Какие проступки ты мог бы простить другу?
– Что не смог бы простить ему?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность и преданность. « Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», – писал в 12 веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. Но что такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей?
Послушайте приведенные ниже определения друга, выберите из них два: одно, с которым вы согласны, второе, которое, на ваш взгляд, является неточным или неверным. Докажите свою точку зрения. Можете также дать свое собственное определение друга.
ДРУГ – ЭТО ТОТ, КОГО НАМ ВЕЧНО НЕ ХВАТАЕТ.
ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ВСТАНЕТ ВМЕСТО МЕНЯ.
ДРУГ – ЭТО ТОТ, ВМЕСТО КОГО ВСТАНУ Я.
ДРУГ – ЭТО ТОТ, К КОМУ МОЖНО ВОРВАТЬСЯ ДАЖЕ В ДВЕНАДЦАТЬ НОЧИ И СКАЗАТЬ: « МНЕ БОЛЬНО» ИЛИ « Я ВЛЮБЛЕНА!»
ДРУГ – ЭТО ТОТ, С КЕМ МОЖНО ПОМОЛЧАТЬ.
ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ ПРАВДУ, НЕ БОЯСЬ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ ПОСЛЕ ЭТОГО.
Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя. Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос. И улыбнется, и похлопает тебя по плечу. Ведь он все понимает, все видит, он верит в тебя. Это человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, и прохожие не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты – не таким потерянным и скучным. Друг – кто хочет, чтоб ты был лучше его.
Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, сильнее, добрее лишь для того чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям.
Товарищество и дружба – это удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: « Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый поставил бескорыстие. Оно делает отношения между людьми благородными и чистыми. Настоящий друг разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы.
Вот как об этом сказал великий В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде,
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без лишних слов,
Он помочь тебе готов.
– Как вы считаете, при каких условиях наш класс может быть дружным или может жить дружба между отдельными ребятами?
Конечно, если будет совместная деятельность, общие переживания, взаимопомощь, внимательность и доброжелательность друг к другу.
ИГРА « МНЕНИЯ»
Вы хорошо знаете свой класс? Можете о каждом высказать свое мнение? Иногда бывает, что это мнение отнюдь не лестное: друзья – подружки «перемывают косточки». Вы не склонны к этому? Прекрасно. Тем легче вам будет организовать игру во мнения. Пусть один из играющих, кто хочет угадать, что думают о нем присутствующие, на 2 – 3 минуты выйдет за дверь, чтобы не слышать голосов. Трое из оставшихся должны высказать о нем свое мнение. Предположим, один скажет: « она очень отзывчивая», другой « у Вали прекрасный характер» и т. д. тот, кто вышел за дверь, должен отгадать, что о нем сказали. Если угадал, за дверь выходит тот, кто о нем отзывался и мнения высказываются о нем. Условие: говорим только хорошее, играем только с теми, кому интересно, не затягиваем процесс отгадывания.
Как в первую очередь проявляется возникшая симпатия, а значит, и начинающиеся дружеские чувства, в чем они выражаются?
– Верно, дружба начинается с улыбки. А почему? В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения! Такие отношения возникают не только между двумя людьми или в небольшой группе, чувства симпатии и расположения могут составлять основу коллективной дружбы.
– Часто ли в нашем классе мы видим улыбку расположения и доброе отношение друг к другу?
– Часто ли мы внимательны друг к другу? Пусть каждый вспомнит какой – либо пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение, ведь это и есть внимательность. В нашем классе еще не всегда есть существенное – заботливое и чуткое отношение к другому.
– Умеем ли мы выбирать друзей? Легко ли это нам удается? Давайте поиграем.
Учтите, что игра заключается не в том, чтобы набрать как можно больше очков, а в том, чтобы на все вопросы ответить быстро и откровенно.
Из перечисленных ниже достоинств, которые было бы приятно видеть у ваших друзей, отметьте два, которые вы цените выше других:
Начислите себе количество очков в соответствии с номером:
1 – 25 очков; 2 – 20 очков; 3 – 10 очков; 4 – 6 очков; 5 – 15 очков; 6 – 5 очков; 7 – 8 очков.
Нарисуйте контур ступенчатой пирамиды, на вершине которой изобразите шарик. Решите, куда он должен скатиться – налево или направо. Если налево, начислите себе 5 очков, если направо – 20 очков.
Ответьте на несколько вопросов. ( в скобках указано количество очков: первая цифра «да», вторая – «нет»)
Подводил ли тебя когда – нибудь друг? (5; 15)
Считаешься ли ты хорошим знатоком людей? (20; 2)
Охотно ли ты путешествуешь? (4; 12)
Любишь ли ты общество? (15; 8)
Знаешь ли ты всех жильцов своего дома? (12; 26)
считаешь ли такие утверждения правильными:
Животные – лучшие друзья человека.(5; 15)
В беде покинет тебя и друг.(3; 12)
Дружба не прибыльна. (1; 20)
Не следует требовать от друзей многого. (20; 6)
Чем больше друзей, тем лучше.( 5; 10)
Если сумма очков не превышает140, то надо сказать, что друзья вам достаются с большим трудом. И совсем не потому, что вы не можете быть хорошим товарищем, просто вы не верите в возможность встретить хорошего друга. Больше доверяйте людям.
141 -180 очков. Вы хорошо знаете людей и умеете завоевывать дружбу. У вас есть друзья, на которых вы можете положиться, в то же время и сами никогда не подведете друзей. И пусть вам не всегда везет в жизни, вы никогда не унываете, у вас есть отличные друзья.
От 181 очка и выше. Друзья для вас не проблема. У вас их так много, что не сосчитаешь. Вам удается их без труда находить. Но, по всей вероятности, вы быстро изменяете им и легко их теряете.
: «Классный час,
посвященный дружбе и любви».
:
Подростки возрастной категории 14-15 лет.
:
Научить подростков принимать чувства друг друга, ценить дружбу и любовь.
Введение.
Понятия: дружба, любовь. Рефлексия.
Психологическое
тестирование «Хороший ли я друг?»
Разговоры
о дружбе. Психологическое упражнение.
Любовь.
Виды любви (кого или что).
Как
это звучит по определению.
Дружба
– личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности
интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи;
предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные,
душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств
человека.
Любовь
– чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к
другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь
рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения,
интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь
выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
1). Как мы привыкли понимать это с детства?
2). Что мы себе представляем, когда слышим такие
понятия, как дружба и любовь?
3). Приходилось ли вам испытывать эти чувства?
4). Испытывает ли кто-то из присутствующих эти чувства
в данное время?
5). Легко ли вам было обсуждать тему дружбы? А любви?
6). Почему, как вам кажется, вопросы о дружбе и любви
вызывают такие смешанные чувства? Ведь оба эти понятия являются положительными,
необходимыми и важными в жизни каждого человека.
дать ребятам
высказаться, поощрить показать свои личные чувства.
2.1. При обращении к ребятам ты используешь в
основном:
2.2. Если кого – то из ребят незаслуженно обвинил
взрослый, ты
в) радуешься чужому несчастью
2.3. Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя
подежурить за него в классе, ты
а) идёшь домой
б) идёшь дежурить
в) говоришь, что очень занят
2.4. Если у твоего друга плохое настроение, ты
а) не обращаешь внимания на него
б) стараешься утешить его
в) хочешь отомстить его обидчику
2.5. Во время ссоры ты
а) стараешься говорить по существу
вопроса
б) обзываешься и обижаешь собеседника
б) прибегаешь к помощи окружающих:
кто прав, а кто виноват
2.6. Если друг не поздравил тебя с днём рождения, ты
а) будешь напоминать ему об этом
поступке постоянно
б) не поздравишь его в день рождения
тоже
в) простишь его забывчивость
Если ты набрал 6-9 баллов, твои друзья могут сказать,
что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты
заботливый, чуткий и внимательный товарищ
Если у тебя 10-14 баллов, то стоит немного
присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты
останешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе любимом. Нужно помнить
о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает
длинной.
Если у тебя 15 -18 баллов, то всё зависит только от
тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с
другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В жизни
лучше придерживаться принципа” Нет друга – ищи, а нашёл – береги!”
Тест: Хороший ли ты друг?
1. Твой друг попал в очень неловкую, но смешную
историю. Припомнишь ли ты ему это?
А. Расскажу всей компании, посмеёмся вместе
Б. Расскажу, но не буду говорить, с кем именно это
случилось
В. Никому не скажу
2. Друг случайно разбил кружку у тебя в гостях. Как ты
поступишь?
А. Попросишь его принести тебе новую
Б. Рассердишься на него
В. Скажешь, что ничего страшного в этом нет
3. Твой лучший друг общается с вашим одноклассником,
которого вы недолюбливаете. Как будешь вести себя?
А. Перестану дружить с ним
Б. Скажу, чтобы он выбрал: либо я, либо тот другой
В. Ничего не скажу, буду дружить дальше
4. Как думаешь, настоящий друг должен:
А. Рассказывать только хорошее, а плохое держать при
себе
Б. Иногда рассказывать о своих делах
В. Делиться с тобой всем
5. Как ты считаешь, твой друг:
А. Должен равняться на тебя
Б. Служит тебе примером для подражания
В. Такой же как и ты, веселый и интересный человек
6. Твой друг забыл дома деньги на обед, что ты
сделаешь?
А. Ничего не сделаю, не надо быть таким забывчивым
Б. Одолжу ему денег взаймы
В. Поделюсь своим обедом
Подсчитай, каких ответов у тебя получилось больше.
Если у тебя есть хорошие друзья, то тебе очень
повезло. Потому что с таким как ты бывает очень сложно общаться. Ты думаешь,
прежде всего, о своей выгоде, и не готов на подвиги ради друга. С таким
отношением, завести новых друзей тебе будет очень сложно.
У тебя есть несколько хороших друзей, но ты не очень
то интересуешься их проблемами. Вы весело проводите время, но если что-то
случится, не факт, что сможете поддержать друг друга в беде. Помни: настоящие
друзья умеют и радоваться, и грустить вместе.
Ты по-настоящему хороший друг – понимающий, заботливый
и надёжный. Поэтому можешь быть уверен, что друзья всегда придут к тебе на
помощь. С тобой легко подружиться, только помни, что люди бывают разные, и не
стоит тратить время на тех, кто не дорожит понятием дружба.
включают личные истории, каково быть другом,
каково иметь много друзей. Чем ценны твои друзья.
Случались ли разочарования. Какие качества помогают дружить, а что мешает.
Далее предложить ребятам написать свое негативное
качество на листке бумаги, потом разорвать его на мелкие кусочки. Таким
образом, мы символично избавляемся от своих недостатков, которые мешали нам
быть хорошим другом.
Ведь любовь – это не предмет, не определение,
не наука. Это сильное глубокое чувство, и в момент
влюбленности каждое такое чувство настоящее. Быть может позже, когда это
чувство уступит место другому, нам покажется, что та любовь была не настоящей.
Но сейчас, когда мы любим, именно это и есть наше сильное, глубокое и самое
настоящее чувство.
Далее следует подтолкнуть
ребят к откровенному разговору о любви, философском, романтизированном ее
состоянии. Пусть каждый желающий выскажется о любви, начиная с родительской к
детям, к делам и вещам (рисование, танцы, спорт), к любимым игрушкам и
увлечениям, (фильмы, музыка, книги). Ведь мы говорим, что любим это делать, а
значит, всюду в нашей жизни присутствует любовь. Постепенно переходим в
доверительной беседе к любви между парнем и девушкой. Как она зарождается, как
проявляется. Какую боль способна причинить неразделенная любовь. Как
постараться понять другого человека, который не испытывает, схожих с нашими,
чувств. Ребята могут рассказать истории из книг, из фильмов, возможно, из жизни
реальной любви своих родителей. Чем больше дети будут произносить слово
«любовь», тем более раскрепощённее они становятся. Нет никаких запретов в
обсуждении, есть только доверие, здоровое любопытство и возможность узнать.
Шуточные пантомимы признаний в любви.
Признаться в любви:
Как
принц на белом коне.
Как
это делают маленькие дети.
Рисуем ромашку с широкими лепестками. В центре пишем
свое имя и передаем по кругу, каждый пишет свое пожелание этому человеку, или
комплимент. Прекращаем, когда ромашка оказывается у хозяина цветка.
Важно, чтобы после классного часа дети чувствовали
себя не зажато, могли спокойно обговорить свои мысли, выразить свои текущие
эмоции.
Заканчиваем классный час следующим образом, встав в
тесный круг, обняв друг руга за плечи, говорим все вместе: «Я желаю тебе любви
и настоящей дружбы!»
Светлана Владимировна Чередниченко Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?»
Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?»
Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы; развить коммуникативные навыки обучающихся.
Задачи: на личных, то есть собственных жизненных примерах способствовать формированию навыков коммуникации и общения.
Возраст: 10-13 лет.
Время проведения тренинга: 45 минут -1 час.
Место проведения: школьный класс.
Структура тренингового занятия: 1. Упражнение-разминка на знакомство «Ассоциации»
2. Упражнение-энергизатор «Поход»
Публикация «Тренинг общения для младших подростков „Что такое дружба?“» размещена в разделах
4. Вводная беседа о теме тренинга «Что такое дружба?»
5. Притча о дружбе под названием «Светлячок»
6. Рефлексия тренинга
Ход тренинга: 1. Упражнение-разминка на знакомство «Ассоциации»Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему прилагательное.
2. Упражнение-энергизатор «Поход» Каждый участник по очереди называет свое имя, добавляя к нему вещь, предмет, пищу, которые необходимы в походе, которые начинаются на букву его имени. Например : «Я- Светлана, иду в поход и беру с собой спички.» «Я –Татьяна, иду в поход и беру с собой телефон.» «Я –Павел, иду в поход и беру собой паштет». Следующий участник представляется и добавляет имя предыдущего участника. Например : «Я-Светлана, иду в поход беру с собой спички. Беру вместе собой Татьяну с телефоном и Павла с паштетом.»
Каждый участник сидит на стуле в кругу. Когда ведущий говорит фразу: «Поменяйтесь местами, те, у кого глаза голубые, светлые волосы.» Участники меняются местами друг с другом. « Поменяйтесь местами, те с утра завтракал.» «Поменяйтесь местами, у кого день рождения зимой». « Поменяйтесь местами те, кто любит красный цвет», «Поменяйтесь местами те, кто любит лето». « Поменяйтесь местами те, кто был на осенних каникулах у бабушки в деревни», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Ирина Владимировна», «Поменяйтесь местами те, кто любит играть в компьютерные игры», «Поменяйтесь местами те, кто любит русский язык и литературу», «Поменяйтесь местами те, кто любит хоккей», «Поменяйтесь местами те, кто любит чай». « Поменяйтесь местами те кто, нарушает дисциплину в классе», «Поменяйтесь местами те кто, любит делать уроки», «Поменяйтесь местами те, у кого классный руководитель Ирина Александровна», «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженное», «Поменяйтесь местами те, кто любит математику», «Поменяйтесь местами те, кто болтает на уроке», «Поменяйтесь местами те, кто любит ходить в кино», «Поменяйтесь местами те, кто ходил с педагогом-психологом на «Ледовую Арену», «Поменяйтесь местами те, кто умеет кататься на коньках», «Поменяйтесь местами те, кто любит школу», «Поменяйтесь местами, у кого много друзей», «Поменяйтесь местами у кого нет друзей».
Вводная беседа о теме тренинга «Что такое дружба?»Педагог-психолог: – Ребята, тема нашего занятия «Дружба». Ребята, а кто знает, что такое дружба и может дать определение? Или просто свои словами объяснить значение слова «дружба», то как он его понимает. Слушаем ответы детей. Резюмируем все выше сказанное детьми. Итак:
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Как мы поняли, что для дружбы с кем-то нужен хотя бы 1 человек, а то и несколько или группа людей, друзей. У каждого из нас есть уже свое представление о том, что такое понятие «дружба», а теперь давайте с Вами разберемся с тем, кто такой настоящий друг, а поможет нам в этом притча о дружбе под названием «Светлячок».
Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок — маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.
Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы, то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже, за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем — никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию, и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
— Ну, как? — деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
— Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
— Что случилось? Я так по тебе соскучился.
— А разве ты не видишь?
— Нет, — честно ответил мальчик.
— Ну, и ладно, — сказал светлячок.
— Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.
— Что? — удивился светлячок.
И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
— Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
— А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Педагог-психолог: – А сейчас, мы с Вами поиграем, будут вопросы-тесты на Ваше внимание, память, и то, как Вы умеете слушать и слышать. Вы готовы?
Дети: – Да/нет.
Педагог-психолог: – Ребята, подскажите, а как называлась наша притча?
– Кто был ее главными героями?
– Где происходили действия притчи?
– За что любили и ценили больше всего на свете Светлячка, чем он был уникален?
– Мальчик не мог что делать? Передвигаться, разговаривать, слышать или видеть?
– Что понял Светлячок в конце притче о Мальчике?
– Ребята, как Вы, думаете, почему Мальчик любил Светлячка?
– Почему Светлячок и Мальчик дружили?
– Ребята чему нас учит притча?
Педагог-психолог: – Итак, ребята чему же сегодня было посвящено наше тренинговое занятие, и какая была тема тренингового занятия?
Слушает ответы детей. Педагог-психолог: – Что Вы считаете, было самым важным и нужным в нашем тренинговом занятии, какие выводы Вы для себя сделали?
Слушаем ответы детей. Педагог-психолог: Спасибо Вам за работу на нашем сегодняшнем тренинговом занятие, и до новых встреч! До свидания!
Нина Барашкина Урок-диспут для старшеклассников «Что такое настоящая дружба»
Урок-диспут для старшеклассников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
«Что такое настоящая дружба?»
педагог дополнительного образования
Тема: «Что такое настоящая дружба!»
1. Выявить представления учащихся о том, что такое дружба и способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба” и “друг”.
Публикация «Урок-диспут для старшеклассников „Что такое настоящая дружба“» размещена в разделах
2. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.
Форма проведения: занятие-проект.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Что такое настоящая дружба?», конверты с пословицами, тесты «Какой ты друг?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: – Поговорим?
– О чём?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Чего-то знаешь ты.
– А что-то мне известно.
– Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Основная часть. У каждой группы на столе конверт с пословицей из отдельных слов. Надо собрать пословицу.
Пословицы: “Друг за друга стой, и выиграешь бой”, “Без друга на душе вьюга”, “С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде”. ( Приложение №1)
Педагог: – Что интересного заметили? (Все пословицы о дружбе)
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (ответы учащихся)
3. Работа над темой.
Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
Друг – это всегда серьёзно. Какой человек может обладать всеми этими качествами? (Добрый). Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Предложенный ранее тест поможет вам определить, какие вы друзья?
Тест “Настоящий ли ты друг” (Приложение №2)
А теперь подсчитаем очки
От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом – вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей – великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Каким должен быть настоящий друг? (Верным, вежливым, добрым, мудрым, культурным, скромным и т. д.)
Друг? Товарищ? Приятель? Одноклассник? Ровесник?
Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесём их в наш словарь. – Как можно назвать друга? Какими словами?
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни (школьный товарищ, боевой товарищ, товарищ по работе).
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
– Как же отличить дружеские отношения от истинной дружбы? Это сложно, но задуматься над этим вопросом стоит, и научиться этому сложному искусству надо.
“Слово друг у всех на устах, но истинная дружба редка”
Составление законов дружбы
– Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. ( На лепестках цветов из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы. Учащиеся пишут самые главные на их взгляд качества, без которых дружба состояться не может (бескорыстие, ответственность, уважительность, верность, терпимость, великодушие, чуткость, предупредительность, честность, трудолюбие, упорство, любознательность).
Работа в группах. Составление законов дружбы (под лёгкую музыку). Обобщение.
• Не обзывай и не унижай своего друга.
• Помогай другу в беде.
• Умей с другом разделить радость.
• Не смейся над недостатками друга.
• Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
• Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
• Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
• Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
• Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
• Не предавай своего друга.
• Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
Как связаны между собой дружба и критика?
Иногда можно простить друг другу слабости.
– Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.
А теперь попробуйте ответить на вопросы:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
3. Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить. Ты послушаешь запрет?
4. Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
5. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать. Ты согласен с этим?
6. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Это так?
Вы только что искали правильный для себя ответ, разрешая противоречие. Таким образом, каждый решивший проблему, становится строителем своей судьбы. А человек, помогший другу, ещё раз доказывает, что дружба у них истинная, настоящая.
“Хочешь иметь друзей, будь другом сам”
– Почему распадается дружба?
Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему – то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
Прослушайте песню В. Высоцкого и ответьте на вопрос:
– Как предлагает автор испытать друга?
Мудрые высказывания о дружбе
Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. Ларошфуко
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба : быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Когда со мной случалось горе,
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Радость в мой дом пришла.
почему-то не выдержав искуса,
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мною стряслось,
если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
к моему изголовью склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
Кто сказал: человек познается в беде?
Работа над пословицами, составленными в начале урока.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
– Какие “открытия” сделали на занятии?
– Что захотелось изменить в своей жизни?
Учащимся на выбор предлагаются два варианта заданий:
2 вариант: написать рассказ о своем друге.
Учащийся читает стихотворение А. Островского.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Оборудование: выставка книг, плакаты с
высказываниями по теме, музыкальное оформление.
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3
ученика подбирают и учат стихотворение по теме
классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость,
ранимость, другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и
беспокойства.
В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.
Истинные друзья ничего не требуют один от
другого во имя дружбы, но делают друг для друга
все, что могут.
В. Г. Белинский
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами
прикасаемся к этике человеческих отношений,
войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей
близких, знакомых, посторонних, что заслуживает
вечной памяти.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались
бы понятия простые, но как сложно бывает порой
разобраться в человеческих отношениях. А от того,
насколько каждому удается сберечь и отстоять в
себе и окружающих человека, человеческое зависит
многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте
разберемся, чем отличаются понятия “друг”,
“товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу,
но все же различаются. Как?
Возможные ответы: товарищ – человек
близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения,
основанные на взаимном доверии.
Иметь друга и самому быть другом очень большое
счастье для каждого из нас.
Учитель: Что считать настоящей
дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к
окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли
эта дружба настоящей?
Отец девушки счел, что юноша, с которым
подружилась дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем
обществе нет сословных различий. Конечно, бывает,
что люди не подходят друг другу по уровню
развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца
Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил,
писал записки. Вскоре и это кончилась. И вот через
месяц она познакомилась с другим и подружилась, а
в письме, адресованном в редакции газеты она
спрашивает: говорить ли о своем новом друге
родителям.
Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь
только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за
право встречаться со своим другом).
Можно ли дружить с человеком, которого ты
считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
Итог учителя: Такую дружбу нельзя
назвать настоящей, а друга, который не готов к
испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел
испытать их дружбу. Иногда девушки называют
другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное
время. Но уже давно известно, что дружба
проверяется испытаниями, а не развлечениями.
Прекрасный пример благородной, искренней
дружбы оставили нам К. Маркс и Ф. Энгельс, в
отношения которых, по словам В. И. Ленина,
“Превосходят все самые трогательные сказания
древних о человеческой дружбе”.
Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы
оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню
Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице,
что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать
свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня
первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением
прочитать басню и получить пятерку. Наташа
сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к
окну”.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном
случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои
требования?
Итог учителя: этот случай следует
рассматривать как проявление лжетоварищества.
Ведь по отношению друг другу недопустимо
потребительство. Прежде всего человек должен
быть требовательным к себе, а не диктовать свои
требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг
другу?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые
неблаговидные поступки только потому, что их
совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать
верной, а друга, который не готов сказать в глаза
горькую правду, – преданным. Есть хорошее
высказывание В. Г. Белинского по этому вопросу.
“Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а
слышать о себе правду от другого – необходимо”.
Если мы говорим о классе, как о дружном
коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит есть дружба личная и
коллективная. Личная основана на чувствах друг
друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и
друзья? Что для этого необходимо?
Итог : Помогать друг другу, знать
друг друга хорошо, быть искренним , честным по
отношению другому.
Послушайте следующую ситуацию и скажите:
Как ба ты вышла из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе
читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к
ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах
заставить себя сделать это и не испытываешь
ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала
получить награду и не можешь пережить успех
подруги.
Итог : Если ты настоящая подруга, в
твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь
друга, подругу – будьте и сами другом на равных,
без оглядки. Воспринимайте радости и горести
подруги, друга как собственные и помогите ему
стать счастливее.
Во многих языках слова “друг”, “дружба” по
своему происхождению близки со словами,
обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели
всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”.
Они называли дружбу “частичным браком”.
У поэта Е. Евтушенко есть прекрасное
стихотворение “Люди сильны друг другом”.
А сейчас Исаева и Мусаева прочтут нам
стихотворение о дружбе, о друзьях.
А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из
вас был настоящий друг. Еще хочу пожелать вам
доброты словами поэта Алима Кешокова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.
Нет у классного руководителя мелочей,
Нет ненужного-неважного.
Должен быть он ребятам родителем
Всех понять и отдельно каждого.
В каждом надо увидеть личность,
Воспитать, не деля на своих и чужих,
И трудиться легко, несмотря на обычность
Этой нужной работы учительской.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми.
Я считаю, что наиболее правильной является позиция, когда классный руководитель и воспитанники в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны, уважают и дополняют друг друга.
Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки- это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Кто же в школе призван профессионально заниматься воспитанием? Конечно же классный руководитель. Он – главная фигура в воспитательном процессе. Классный руководитель не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Работая с коллективом подростков необходимо знать психологические особенности коллектива, использовать игровые формы внеклассной деятельности, использовать темы для обсуждения, интересующие ребят данного возраста, усилить профилактическую работу с использованием методик типа «не навязывай – убеждай, сопоставляй», уметь незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.
В результате занятия участники смогут:
“Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг”
Ш. Руставели