БЕСЕДА НАДО ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ

Ход занятия

Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу: «Здравствуйте», «Доброе утро». Чтобы весь день у нас был добрым, чтобы настроение было хорошим и радостным.

Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы вы весело, ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмитесь за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я, мы – хорошие друзья»

Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. А сейчас можете присесть.

Кто-то бросил мне в оконце,

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может это воробьишко,

Может кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Вам хочется узнать от кого это письмо? Что в нем?

(Прослушивание песни «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева).

Воспитатель: понравилась вам песня? О чем она? (Ответы детей.)

Правильно о дружбе. А что такое дружба? Расскажите, мне, пожалуйста, для чего нужны друзья, что же с ними надо делать? С ними вместе играют? Ох, совсем я запуталась, помогите мне ребята. ( Ответы детей)

Как поступают добрые друзья? Кого можно назвать своим другом? Когда мальчики дружат, как их называют? (друзья). А когда девочки дружат? (подруги)

Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.

(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)

Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда проявляется уважение друг другу, когда люди умеет признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость, и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка).

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Влетает Карлсон (музыкальное сопровождение)

Карлсон: Ох, еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Да, я – Карлсон, который живет на крыше. Я хочу с вами познакомиться. Как вас зовут?

Воспитатель: Ребята, давайте скажем Карлсону, как нас ласково зовут.

Дети называют свои имена.

Воспитатель: А чтобы, ты Карлсон, лучше узнал, о наших ребятах я предлагаю поиграть.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. С легким покачиванием рук воспитатель говорит: «Ветер дует на детей, имя которых Алеша». Все дети с этим именем выходят в центр круга и т. д.

Карлсон: Ну, вот и познакомились. Я слышал, что у вас в группе самые хорошие, дружные ребята. Вы помогаете, друг другу, товарищей не обижаете. Я очень захотел на вас посмотреть и научиться дружить по-настоящему. Недавно я пролетал над одним двором и увидел такую картину:

Двум мальчишкам – драчунишкам

Не играется с утра

Ни в хоккей, ни в мяч,

Ни с книжкой

Не хотят побыть друзья.

Слезы мажут по лицу

И кричат: «Сейчас побью».

Карлсон: это не из вашей группы были дети? А этих мальчиков можно назвать друзьями? Почему это не друзья? Как будто вы не ссоритесь! Никогда в это не поверю. Вот мы с Малышом частенько ругаемся и ссоримся. Вот и сейчас я рассердился на него и улетел от него.

Воспитатель: знаешь, Карлсон, конечно в жизни бывает все. Иногда даже если кто-то поссорится, надо помочь помириться друзьям.

У нас с ребятами есть такая волшебная мирилка, которая помогает всем детям. Давайте покажем Карлсону, как можно помириться.

Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)

Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)

Прочь, обида, уходи (машут руками)

Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)

Карлсон: Какая хорошая мирилка! Я обязательно помирюсь со своим другом Малышом! Выходит, у вас все ребята стараются быть дружными, не ссорятся? А у вас мальчики в группе есть? Мальчишки, вы умеете девчонок обижать, дразнить? Как? У вас девочки и мальчики тоже дружат?

Воспитатель: знаешь, Карлсон. наши девочки и мальчики тоже дружат.

Воспитатель: Давай поиграем с тобой, Карлсон, в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)

Будем крепко мы дружить? (да-да да).

Карлсон: знаете, ребята, мне очень стыдно, что я обидел своего друга Малыша. Мне надо помириться с ним.

Воспитатель: А мы с ребятами тебе поможем. Мы смастерим своими руками подарок для тебя и твоего друга Малыша и вы сразу помиритесь.

Дети выполняют рисование с помощью ватных палочек «баночка варенья» парами, распределив кто, что выполняет.

Карлсон: Какие яркие, красивые, аппетитные баночки с вареньем у вас получились. Я обязательно передам их своему другу Малышу.

Воспитатель: Карлсон, ребята хотели бы, чтобы ты обязательно помирился с Малышом и хотят тебе что-то пожелать.

Дети читают стихи:

Дружба – это только счастье.

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь весной полна.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир.

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружат в небе облака

Дружит с берегом река

Ведь недаром говорят

Что для дружбы нет преград

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

Воспитатель: Дорогой Карлсон, теперь ты понял, что нельзя обижать своих друзей? Чтобы ты это лучше понял, приглашаем тебя в свой круг дружбы и радости. Встанем в круг, возьмемся за руки, пожмём друг другу руки и улыбнемся друг другу.

Звучит музыка «Дружба крепкая».

Карлсон: спасибо, друзья, вы меня многому научили спасибо за ваши великолепные подарки. До свидания, ребята. До новых встреч!

Воспитатель: попрощаемся ребята с Карлсоном.

Беседа с учащимися “Дружбой дорожить умей”

методист, педагог дополнительного образования

Беседа с учащимися “Дружбой дорожить умей”

познакомить детей с правилами дружбы, пока­зать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению по­нимать друг друга, научить разделять радости и печали дру­зей.

анкета, тест «Добрый ли у вас характер», стихи, пословицы и поговорки о дружбе.

Герасимова В. А. Классный час играючи. Выпуск 5. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Есть ли у тебя друг?

Какие черты характера, качества своего друга ты больше

Готов ли твой друг поступиться своими интересами, еслиэтого требуют твои дела, твое благополучие?

Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

Чего не смог бы ты простить ему?

Всегда ли ты говоришь другу правду?

Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить­против друга, если тот не прав?

Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?

Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

(Учащиеся отвечают на листах бумаги)

. Вступительное слово.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высокодружба, верность и преданность«Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», — писал в Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы ле­генд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимо­выручке народ усматривал силу.

словицы о дружбе

Я начну, а вы продолжайте.

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе,и это только малая часть.

А теперь послушайте и объясните их смысл.

Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

Доброму коню найдется много хозяев, хорошему че­ловеку — много друзей (хорошего коня многие захотят ку­пить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг дежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, за то враг похвалитхорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, если она неприятная).

7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бы­вает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло — это всегда плохо).

8. Дерево крепко корнями, а человек друзьямиже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче перено­сятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь битое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

Дружба дружбе рознь — иную хоть бросьзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред).

11. Дружба крепка не лестью, а лаской и честьюпомнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой друж­бой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, людская друж­ба — словом(обидные и несправедливые слова могут разру­шить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно гово­рить о недостатках друзей).

Хочешь дружбы — будь другом(когда сам научишь­ся дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек це­нит в другом хорошие качества друга).

Слово «дружба» по своему значению тесносвязано с таким понятием, как родственная близость. Друж­ба предполагает взаимную помощь и эмоциональную бли­зость, т. е. сходство чувств, переживаний, единство в вос­приятии окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь — он спать не может,

И во всем без дальних слов.

Он помочь тебе готов.

А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга?(Ответы учащихся. Уместно зачитать от­веты учащихся на вопросы анкеты.)

Подумайте, пожалуйста, сколько разных составляющих включаем мы в понятие «дружба». От друга ждут верности, у друга ищут под­держки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радо­стью — он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба»?

Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность

и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ — готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обра­щаться? Ведь именно с тем, что содержится в челове­ке, выходит он к людям, только своими человечески­ми качествами он может заслужить дружбу. Предложен­ный тест поможет вам определить, добрый ли у вас

. Тест «Добрый ли у вас характер?»

Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой ха­

Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам:«Эй ты, поди сюда»?

Способны ли вы ударить собаку или кошку?

Часто ли вы болеете?

Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы си­

Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, пони­мая, однако, что это ошибка?

Тяготят ли вас общественные обязанности?

Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающеготоварища, не проявляя при этом нетерпения?

Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезу­чести?

Сохранили ли вы свои детские игрушки?

Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания

Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

Злопамятны ли вы?

Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

Раздражает ли вас классическая музыка?

Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужихлюдей, находящихся у вас более часа?

Поставьте себе по одному очку за положительный от­вет на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2. 4, 5, 6, 7. 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки. Свыше то у вас поклади­стый характер и вы преисполнены доброжелательного от­ношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже вашим друзьям можно посочувствовать.

Некоторые ребята любят командовать, тре­буют, чтобы все прислушивались только к их мнению, бес­прекословно им подчинялись. Дослушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто

Все живут — не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

И характер кроткий.

Мы же одногодки.

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной —

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной –

И спортивный свитер,

И девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной,

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

(Стихотворение может прочитать одна из учениц)

Друг — человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ — человек, близкий вам по роду деятельности, за­нятий, по условиям жизни.

Приятель — человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник — человек одного с вами возраста, т. е. сверстник,

У каждого человека не так много настоящих друзей. Бе­регите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдем немало тому при­меров. Вот как поэт

(Слова из «Песни о друге» В. Высоцкого.)

Если друг оказался вдруг

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник.

Оступился — и в крик,

Значит, рядом с тобой — чужой.

Ты его не брани — гони.

Вверх таких не берут, и тут

О таких не поют.

Если он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной —

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Однако существует еще одно мнение одружбе, как мне кажется, не менее справедливое. Друж­ба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, про­ходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недо­разумению чаще всего и ломаются отношения: неспра­ведливость, невнимание, забывчивость, необязатель­ность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казав­шиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирай­те их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал — богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год — навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год — счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

И помните, друзья создаются в юности,дальше становится все труднее и труднее подружиться.

. Игра «Терем-теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приво­дить дети, и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселя­ются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все учас­тники размышляют о том, что было главным в ходе игры).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/175355-beseda-s-uchaschimisja-druzhboj-dorozhit-umej

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Публикация «Конспект занятия в средней группе „Дружбой надо дорожить“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из серии картин «О доброте», «О вежливости». Чтение художественных произведений на тему дружбы. Беседа о дружбе и друзьях. Заучивание стихов, пословиц и поговорок о дружбе. Прослушивание детских песенок и сказок о дружбе.

Оборудование: сказочный персонаж Карлсон, запись песни о дружбе, картинки, листы бумаги с силуэтом баночки, ватные палочки, краска гуашь, карандаши цветные, салфеточки.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Дружбой надо дорожить“» размещена в разделах

Обучающая: Обобщать знания и умения детей о дружбе

Воспитательная: Воспитывать чувство сострадания и умения помочь другим

Развивающая: Уметь находить правильное решение при возникновений проблемной ситуации.

Методы и приемы: Беседа,вопрос-ответ,рассказывание,сюрпризный момент,рассматривание картин,динамическая пауза,худ. слово.

Предварительная работа: беседа,рассматривание картин и сюжетов по теме занятия, заучивание пословиц и поговорок.

Словарная работа: Друг,дружба,доброта,честность,помошь.

Используемый материал: письмо,сюжетные картинки для слайда,клубок нитей, аудиозапись песни,карточки с правилами дружбы,смайлики настроения.

Организационный момент и мотивация (Игровая)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Руки к солнцу протяните /поднимают руки вверх/

Лучики его возьмите /сжимают,разжимают кисти рук/

И к груди к себе прижмите /прижимают руки к груди/

Друг другу подарите /протягивают руки вперед/

Педагог: /Сюрпризный момент/ На мою почту пришло письмо от кота Леопольда и мышей,в котором они спрашивают, есть ли в нашей группе дети, которые смогли бы помочь им не ссориться? Умеют ли ваши дети дружить?

Педагог: Поможем нашим друзьям?Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

Педагог: А вы – дружные ребята?

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: потому что мы помогаем друг другу, заботимся, не ссоримся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга.

Педагог: А с чего начинается дружба?

Дети: с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, доброты.

Педагог: Почему мы называем другом только некоторых людей? Кто хочет рассказать о своем друге? как его зовут, почему вы считаете его своим другом. / Рассказы детей/.

Педагог: Как много вы знаете о дружбе, молодцы!

Игра «Паутина добрых слов»

Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов. У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она крепко возьмется за нить и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом и передаст клубок другому ребенку и т. д. ( Дети выполняют задание).

Педагог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Педагог: Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем

Слушание песни «От улыбки» И. Шаинского.

Педагог: Ребята, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу. Итак, вы разгадали первый секрет дружбы, это – улыбка.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

Педагог: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Он называется – Помощь.

Педагог: Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Доброта -это еще один из секретов дружбы

Педагог: Друзья должны быть честными друг с другом,не обманывать!

Еще один из секретов дружбы это- Честность

Педагог: Сегодня мы разгадали секреты дружбы, давайте вспомним их:

Динамическая пауза: «Если есть хороший друг». (двигательная)

Настроение упало, – опускают руки вниз

Но еще не все пропало, – разводят руками

Если есть хороший друг. – разворачиваются лицами друг к другу,обнимаются.

Педагог: Дети,вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?

Дети:1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба – дороже денег.

6. Друзья познаются в беде. / Побеседовать о содержаний /

Педагог: Вы знаете о правилах, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?

• Соблюдай правила.

• Не смейся над товарищами.

• Не жадничай.

• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Итог: Ребята,от кого нам пришло письмо? О чем просил нас кот Леопольд? Что нового вы узнали о дружбе,какие секреты дружбы разгадали? Вы сегодня показали какие вы добрые, веселые, а самое главное дружные. Я думаю мы очень поможем нашим друзьям не ссориться и жить дружно.

Свое хорошее настроение и то как вы сегодня занимались покажите смайликами,которые лежат перед вами.

Мы напишем письмо,где расскажем о правилах дружбы,которые помогут коту Леопольду и мышам стать друзьями и никогда не ссориться и отправим им наше фото со смайликами.

Беседа «Дружбой дорожить умейте!»

Беседа на тему:

«Мы в ответе за свои поступки»

«Не всякое сопротивление беде

награждается избавлением от несчастья,

но всякое несчастье начинается

от утраты воли к сопротивлению»

Л. Л. Леонов

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

– воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

– сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;

– развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;

-воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

– С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

– А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

– Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

– Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ” Советский писатель Николай Островский  в романе «Как закалялась сталь» сказал такие замечательные слова “Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,

Сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы!

– Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». А в очень многих статьях УК РФ говорится об ответственности за преступления, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Часто подростки отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо.

– Сегодня мы поговорим о правонарушениях, видах ответственности за них, а также рассмотрим типичные ситуации и попробуем найти выход из них. Но прежде объясните значение русских пословиц: «С кем поведешься, от того и наберешься», «С пчелкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться».

– Как вы понимаете высказывание настоятеля монастыря во Флоренции Д. Савонаролы: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам»?

– Если человек не следует законам, он совершает правонарушение. А что такое правонарушение? Что вы об этом знаете? (ответы детей)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За правонарушения дети  от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. К ответственности подростки привлекаются с 16 лет (ст. У К РФ) За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

-Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои  действия, поступки, быть ответственным за них.

– Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

I. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Ситуация к размышлению.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих

сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши?

Статья 87 Уголовная ответственность несовершеннолетних гласит:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа органа у правления образования.

Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

–лишение права заниматься определённой деятельностью;

–лишение свободы на определённый срок.

II. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.  За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

III. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

IV. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Рассмотрим понятие нарушений:

Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Необходимо к этим понятиям найти определения. На доску вывешиваются таблички

Проступок            Правонарушение            Преступление

– это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

– это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление–это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

– Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

– Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

– Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

– Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся спиртного, а также сами учащиеся за приобретение и распитие).

– Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

– Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

– Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

( педагог показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

– В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

– Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Как вы думаете, ребята, какие причины способствуют / препятствуют совершению правонарушений?

отказ от вредных привычек;

добросовестное отношение к учебе и общественной работе;

наличие собственного мнения;

самоконтроль за поведением;

проблемы в семье;

общение с искусством, природой;

алкоголизм и наркомания;

выяснение отношений только с помощью силы;

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;

неуверенность в завтрашнем дне;

умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою; позицию, умение слушать других и быть услышанным другими;

умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям;

умение, словом и делом помочь другому;

прекращение связей с антиобщественной средой;

осознание отрицательного поведения;

низкий уровень правовой культуры;

наличие интересов, увлечений.

учащимся предлагается, определить:

a)   группу причин, способствующих совершению правонарушений (первый столбец);

b)   группу причин, препятствующих совершению правонарушений (второй столбец).

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Что нужно знать и делать, чтобы оградить себя и сверстников от противоправных проступков?

Как вы думаете, Законы должны быть либеральнее или строже?

Ребята, как думаете, кто и каким образом, может повлиять на снижение количества преступлений?

(учащиеся высказывают свои точки зрения и предложения)

Работа в мини-группах

Как же не допустить правонарушение? У вас на столах лежит начало памятки. Поработайте в группах и дополните её своими высказываниями.

Примерная памятка  «Как не допустить правонарушение?»

Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)

Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым

Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

А. Вольтер писал: «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». А древнеримские юристы отмечали: «В законах – спасение!» «Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!» Известен исторический факт. Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что разработанный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.

Представьте себе две команды, решившие поиграть в футбол. И у каждой – свои правила игры. Одна играет – овальным мячом, другая – только круглым. Одна допускает силовые приемы, другая – исключает простое соприкосновение игроков. Что получится из этой игры? Непрерывные разборки и потасовки. Футбол требует существования данных и твердых «правил игры». Так и в обществе, должны быть единые правила, законы. Вы согласны со мной?

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/427677-beseda-druzhboj-dorozhit-umejte

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *