Марина Казакова «День птиц». Сценарий развлечения для старших дошкольников
«День птиц» Сценарий развлечения для старших дошкольников
Цель развлечения :
• Расширять представления детей о птицах, их важной роли в природе и для человека.
Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере.
1. Формировать умение детей выразительно исполнять тематические песни и танцы.
Со стихотворения Саши Черного началась моя коллекция стихов о бережном отношении к братьям нашим меньшим.
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты – большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой.
Ты представь такую штуку, –
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы ты звать папу,
И брыкаться, и кричать.
Валентина Нефёдова Досуг «Птицы-наши пернатые друзья, обижать их нельзя»
ДОСУГ «ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ»
(МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)
Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котёнка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви к живому». « Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, , ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его , – и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.»
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно – эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
У дошкольников ещё недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть!», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать», тем не менее ему доступны добрые поступки и бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т.д.
Во время прогулок интересно показывать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными растениями и травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник, ромашка и пр. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Правила поведения на природе необходимо прививать с самого маленького возраста. Например, лес это наш второй дом. Его нужно оберегать и заботиться о нём. А как мы можем о нём позаботиться?
Не будем разжигать костры в лесу или вблизи от деревьев!
Не будем ломать ветки деревьев!
В лесу будем ходить только по тропинкам, так как можно нечаянно наступить на насекомых!
Не будем собирать цветы в большие букеты!
Не оставим после себя мусор на привале!
Не будем сдирать кору с деревьев!
Не будем вырывать грибы с их корнями (грибницей)!
Будем бережно относиться к лекарственным травам!
Не будем вырывать растения с корнями!
Не принесём из леса птенцов, ежей и других животных!
Будем беречь муравейники. Муравьи – санитары леса!
Не будем разорять птичьи гнёзда!
Не будем обижать птиц, стрелять в них из рогаток!
Будем помогать птицам зимой, подкармливать их, вешать для них кормушки с разным кормом!
Окажем помощь раненым животным и птицам, не пройдём мимо них, когда им нужна наша помощь!
Не будем загрязнять водоёмы, бросать мусор в реку, озеро тоже не будем!
Будем ходи на природу пешком, не загрязняя воздух выхлопными газами автомобиля!
Нельзя есть и даже пробовать дикорастущие ягоды, плоды.корневища, если нет уверенности, что они съедобны!
Не стоит брать в рот травинку, листик, колосок – их случайно можно сорвать с ядовитого растения!
Иван Бунин писал:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Взаимоотношения с родителями — важный критерий полноценного развития детей!
Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
МБДОУ « Детский сад» « Улыбка» с. Ливенка»
«Птицы – наши друзья, обижать их нельзя».
( Развлечение в старшей группе)
Разработали и провели :
воспитатель Ковалёва Н. И.
Название и форма проведения:
: Формирование экологической культуры детей, осознанного правильного, заботливого отношения к птицам природы через самовыражение в творчестве.
: Познакомить детей с наукой орнитологией, вызывать чувство порицания неправильного обращения с дикой природой; формировать навыки правильного поведения с птицами; способствовать осознанию своего места в природе, осмыслению связи человека и природы; воспитывать чувство бережного отношения к братьям нашим меньшим.
• Музыкальный центр, баян.
Костюмы для участниковПернатого патруля», «Орнитошки», медали «Юный орнитолог» по количеству детей.
• Знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач.
• Изготовление вместе с родителями кормушек, выбор для них места, размещение их на участке детского сада.
• Подкормка птиц.
• Рисование детьми зимующих птиц.
• Разучивание стихов, песен сценки; чтение рассказов о зимующих птицах.
Содержание организованной деятельности.
Дети под музыку входят в зал, садятся на места.
. Ребята, мы сегодня собрались в зале для того, чтобы познакомиться с наукой орнитологией. Но для этого нам понадобится наша доброта, чуткость, внимание, потому что мы будем учиться заботиться о птицах. Как мы хотим передать друг другу тепло и доброту?
Взяться за руки и пожелать добра друг другу и улыбнуться.
Звучит музыка и появляется Орнитоша.
Орнитошей все зовут меня.
Так прозвали неспроста,
Очень птицами интересуюсь я.
Орнитология — наука такая,
Которая пернатых изучает.
Профессора там и доктора наук,
Орнитологами их зовут.
Я же маленький пока,
Вот и прозвали Орнитошей меня.
За охрану пернатых я выступаю –
Стать юными орнитологами и вам предлагаю.
Вы готовы птиц изучать,
Настоящими орнитологами стать?
Что ж, тогда пройти испытанье должны вы, друзья!
Для начала расскажите, что вы знаете о птицах.
На середину зала выходят дети старшей группы, встают в произвольном порядке лицом к зрителям.
Знают все взрослые, знают все дети.
Что вместе с нами живут на планете
Лев и журавль, волки, лисицы,
А еще на планете живут с нами птицы.
Птицы – это звуки Садов, полей, лесов.
Птицы – это красота!
Любить должны мы их всегда.
Хотим за птицами мы наблюдать,
Их повадки изучать.
С нами рядом много
Галок и синиц.
Воробей – наш лучший друг,
Клюет крошки прямо с рук,
Ребят всех насмешил.
Песня «Всем нужны друзья» (муз. Львова- Компанейца)
Ой, беда, беда, беда!
Птицам помощь ваша нужна.
Появился в лесу хулиган,
Всех зверей он и птиц распугал,
Разорил гнездо у кулика,
Чуть из рогатки не попал в меня.
Кто же сможет нам помочь,
Кто прогонит хулигана прочь?
Птицы помощи просят у нас,
«Пернатый патруль» позовем мы сейчас.
Выходит «Пернатый патруль»
«Пернатый патруль» перед вами, друзья.
Мы патрулируем лес, города.
Скворечники строим, спасаем птенцов
От хулиганов и сорванцов.
Готовы мы каждому разъяснять:
Пернатых друзей надо срочно спасать!
Пока не исчезли с планеты они,
Ведь птицы в природе очень важны.
Представьте, дети, если птиц не станет!
Тогда случится настоящая беда,
Полки вредителей тогда нагрянут,
Умолкнут степи и исчезнут все леса.
Исчезнут если птицы вдруг,
То разведется столько мух,
Что справиться не сможем с ними мы,
Живое уничтожат все они.
Хотим сейчас вам рассказать
О том, что каждый должен знать.
Песенка “Пернатого патруля”» (на муз. Э. Ханка)
Чтецы расходятся в разные стороны, выстраиваются в две колонны.
Саша быстро одевался
И на улицу помчался.
Стал резвиться и играть,
Из рогатки в птиц стрелять.
Ветку дерева сломал,
Воробьев он ей пугал,
Голубей потом ловил,
Гнездо птичек разорил.
Жалко, в птичку не попал,
Раньше лучше я стрелял!
К Саше девочка подходит,
Г лаз с него она не сводит.
Очень маленького роста,
Младше Саши, это точно.
Что ты сделал – просто жутко!
Ты – вредитель, хулиган,
Злой и скверный мальчуган!
Даже маленькие знают,
Зверей и птиц не обижают.
Под музыку выходят малыши.
Для забавы и игры
Ты рогатку не бери.
Птицы – меньшие друзья,
Обижать нам их нельзя!
Хоть мы маленького роста,
Только знаем мы о том,
Что кормушки помогают
Птицам всем прожить зимой.
Знает девчонка, знает мальчишка:
Пернатые – лучшие наши друзья.
Мы их охраняем, мы им помогаем,
Не обижаем мы их никогда.
Посмотрите-ка на нас,
Мы готовы хоть сейчас
. Друзьям меньшим помогать!
Игра « Кто быстрее перенесёт в кормушки зёрна
Если вышли погулять,
Птиц не надо разгонять,
Камнем в птичек не кидают,
В них из рогатки не стреляют.
В птичьи гнезда ты не лезь:
Может, птенчики там есть.
Руками трогать их нельзя –
Погибнут все они тогда.
Хоть и маленькие мы,
Но с пернатыми дружны.
Будем птичек охранять,
Их в обиду не давать.
Ну что, стыдно, Саша, стало?
Я решил, ребята, смело:
Надо нам беречь природу –
Землю, птиц, зверей и воду.
У природы живые краски,
И пусть живет она без опаски.
Пусть щебечут звонко птицы
И человека никто не боится.
И пусть дивной красоты
Цветут по всей земле цветы!
Если все поймут ребята,
Что беречь пернатых надо,
То сюрпризом нас тогда
Удивит природа вся!
Песня «Птичий дом» муз. Д. Кабалевского, сл. Высотской
«Пернатый патруль» выходит на середину зала.
Вы задумались хоть на минутку?
Птицу обидеть – это не шутка.
С нею исчезнут и лес, и поля.
Ответьте нам, все это поняли?
«Пернатый патруль», я вас благодарю,
От имени детей «спасибо» говорю!
За то, что природу охраняете,
Птицам в трудную минуту помогаете!
Пока птицам помощь нужна,
У нас всегда найдутся дела.
Берегите пернатых, помогайте им. Под музыку садятся на стулья
А, сейчас, мы с вами будем строить скворечники, кто у нас самый смелый и ловкий. Выбегайте-ка, друзья, да постройте им дома.
Игра «Кто быстрее сложит скворечник»
Вам предлагаю поиграть,
Что такое хорошо, а что плохо, узнать.
Игра «Что хорошо, что плохо?»
Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – большим пальцем показывают вниз, издавая недовольные возгласы.
1. Если маленький малыш
Сыплет птицам крошки,
Поступает плохо он,
Или он хороший?
2. Злой мальчишка палку взял,
Голубей ею гонял,
Был доволен он собой.
Хороший мальчик или плохой?
3. Смастерила девочка вовсе не игрушку –
Смастерила с папой для синиц кормушку.
Зерна насыпала в нее,
Плохо это или хорошо?
4. Из рогатки мальчуган
В стаю воробьев стрелял
И подранил одного –
5. А вот еще такой вопрос:
Домой яйцо мальчик принес,
Разорил он птичье гнездо –
Это плохо или хорошо?
6. Птенца в клетку посадили,
С мамой, папой разлучили.
Поят, кормят его –
Поступают плохо или хорошо?
7. А теперь ответить вы должны:
Как будете себя вести?
Должно решенье быть одно –
Дети садятся на места.
Благодарные птицы для нас
Устроят дискотеку сейчас.
Танец «Пернатая дискотека».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-то другое. Нужно хлопать в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Все вы молодцы
Вас теперь спросить хочу:
О чем сегодня вы узнали?
Все ли вы стали?
Вас, ребята, поздравляю,
В «юные орнитологи»
Обещайте птиц не обижать.
Их любить и изучать.
Дети встают в произвольном порядке, звучит клятва.
Клянемся пернатых беречь и любить.
. Флору и фауну сохранить.
Птицам старшим другом стать,
От хулиганов их оберегать.
Детям вручаются медали «Юный орнитолог».
А теперь я прощаюсь с вами. Спасибо Вам, друзья! До свидания!
Ребята, птицы наши друзья, обижать их нельзя! Они приносят пользу людям и являются украшением природы!
1 Арсенова Л. Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2009-247с.)
2 Арсеневская О. Н., Г. Г. Корчевская: Тематические праздники и развлечения со старшими дошкольниками. – Волгоград: Учитель, 2014-214с.)
Игра-путешествие “Экологическая тропа”
ХАЛИКОВА АСИЯ ХАТМУЛЛОВНА
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевска
Экологическая игра-путешествие для учащихся 3-4-х классов. В игре принимают участие две команды из 5 – 6 человек. В роли Лесовичка – ученик среднего звена. Игра проводится в виде путешествия по экологической тропе, по станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно. За правильно выполненное задание команда получает зеленый жетон, если команда совершает ошибку, или не выполняет задание – красный. Победителями станут те, у кого больше зеленых жетонов. По итогам игры учащимся вручаются грамоты.
– формирование экологических знаний школьников;
– воспитание любви к природе, Родине, развитие наблюдательности, внимания.
Оформление и оборудование: карта с названием станций, костюм Лесовичка, фонограмма голосов птиц, косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений, перышки для игры “Угадай, что в руке? ”, конверт с телеграммой, красные и зеленые жетоны, грамоты для награждения победителей.
Учащимся предлагается к игре выполнить домашнее задание:
– выпустить газету “Удивительные факты из жизни животных”
– смастерить кормушки из сбросового материала;
Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг, какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний. Давайте сначала познакомимся с командами.
Перекличка команд – участниц (название команды и девиз).
1. Станция “Лес”. На этой станции ребят встречает Лесовичок.
– Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывают все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом, полезно для здоровья.
Исстари говорится, лес – кормилец
Он и оденет, и согреет,
Он и кров даст, и прохладу в зной,
Он и от врага защитит.
Недаром так и почитают лес.
А вы любите лес? Знаете его?
Сейчас мы проверим.
Командам предлагаются загадки о деревьях:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
Шапочки зелёны. (Береза)
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. ( Ива)
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
– Для чего вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов?
1. Для красоты
2. Для очищения воздуха
3. Для того, чтобы селились птицы и животные
4. Для дров
Какое дерево дольше живет?
На вырубках раньше всех вырастает?
2. Станция “Зеленая аптека”.
Василёк, шалфей и мята –
Вот зелёная аптека.
Помогает всем, ребята.
1. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной и бархатистой. Назовите это растение.
А) Василёк полевой
2. Какие ядовитые растения являются одновременно и лекарственными?
В) Волчье лыко
3. Сок этого растения используется вместо йода, для выведения бородавок.
4. Листья этого растения обжигают нас, сок этого растения спасает нас. Весной его используют на суп. Голову мыть его отваром – быстро растут волосы.
5. Это растение используют для лечения небольших ран.
Игра « Угадай, что в руке?»
Играющие стоят в кругу, руки за спиной, ладони раскрыты. Лесовичок вкладывает в ладонь детям косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений, перышки и т.д. Играющие должны определить и назвать, что у них в руке.
3. Станция “А знаете ли вы?”
4 станция “ Кто в лесу живет? ”
Звучит фонограмма голосов птиц.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День -деньской от зари до зари.
1) Отгадывание голосов птиц по фонограмме.
2) Ответы на вопросы:
У кого зимой появляется детеныш? (Медведь)
Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами? (Белка)
У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки? (Заяц)
Какому зверю помогает выжить его удивительная выносливость? Он может не есть помногу дней, не теряя силы и не выходя из формы. ( Волк)
Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лиса)
Птенцы какой птицы не знают свою мать? (Кукушка)
Какая птица может доставать семена из сосновых шишек? (Клест)
Какая птица кричит кошкой? (Иволга)
Какая птица лает? (Самец белой куропатки)
Какая птица чистит пашню от червей? (Грач)
Какая птица умеет петь чужие песни? (Скворец)
Когда у клеста появляются птенцы? (Зимой)
Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки)
Как называется небольшая лесная птица и танец с дробным постукиванием ? (Чечетка)
Какая самая маленькая птица наших лесов? (Королек)
Какая птица имеет самый длинный язык? (Дятел)
Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз? (Поползень)
Как называется птица, которая висит в воздухе над полями и поет? (Жаворонок)
5 станция “Экозадачи ”:
А) сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик;
Б) все бросили в костер;
В) бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
Г) почему? (дополнительный балл)
А) сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали и ушли;
Б) залили костер водой или засыпали землей;
В) разбросали недогоревшие головешки по поляне;
3 задача. Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
А) искусно сделанный пластмассовый букетик;
Б) несколько благоухающих цветов;
В) огромный букет этих нежных цветов;
4 задача. Птенец выпал из гнезда, как вы поступите?
А) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
Б) положите птенца в гнездо;
В) возьмете домой и будете за ним ухаживать;
Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Мы пришли в гости к природе. Не делай ничего такого, что счёл бы неприличным делать в гостях.
Не шуми, старайся передвигаться без шума.
Один человек оставляет в лесу след, 100 – тропинку, а 1000 – пустыню.
Не будем портить деревья, ломать ветки, резать кору.
Не будем оставлять в лесу мусор.
Не будем нарушать тишину леса.
Не будем ловить диких животных и уносить их с собой.
Не будем обижать птиц!
6 станция “Удивительные факты из жизни животных “(Защита газет)
7 станция “Лучшая кормушка”.
-Сегодня сорока мне оставила конверт. А в конверте телеграмма с текстом “SOS!!! Спасите от голода! Накормите птиц и зверей! “ Какие птицы и звери могли нам прислать такую телеграмму?
Подведение итогов конкурса «Лучшая кормушка”
Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая тропинка» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!
Публикация «Берегите птиц» размещена в разделах
Ты снеси утенка утке,
Пусть идет купаться в пруд. –
Руки мальчика не шутка.
Чуть притиснешь – и капут.
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
На ветвях для птичек малых
Да следи, чтоб коршун хищный
Не ломал, не разорял их.
Нет вредителям пощады!
Пусть не губят урожаи!
Мы друзей встречаем дружбой,
А врагов уничтожаем.
Обижать птенцов не надо!
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Серенький воробушек и пуглив и мал.
Он упал из гнездышка, крылышко сломал.
Я понес воробушка осторожно в дом.
И сказал я ласково: “К доктору пойдем”.
Серенький воробушек – маленький мой друг.
Я о нем заботился, хлеб давал из рук.
Говорил воробушку: “Не горюй, малыш,
Скоро ты поправишься, к маме полетишь!”
Публикация «„День птиц“, Сценарий развлечения для старших дошкольников» размещена в разделах
2. Развивать творческие способности и воображение детей.
3. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру пернатых.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы с детьми
• Наблюдения, экскурсии.
• Разучивание стихов, пословиц, песен, танцев.
Действующие лица: Хозяйка природы, хулиган Гришка, ведущая
Дети под музыку заходят в зал.
Ведущая: Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит
Снег худеет. мякнет, тает
Грач горластый прилетает,
Яростно река ревет
И разламывает лед
Это к нам весна шагает,
Вся природа оживает.
1-й ребёнок. Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Песня: «Птичий хор»
Ведущая: С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы. А сегодня я приглашаю вас отправиться в лес.
Ведущий. Отгадайте загадки.
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. ( Снегирь).
А кто ещё остаётся зимовать?
Дети: воробьи, голуби, дятлы, снегири, синички.
Ведущий. Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей.)
• Почему птиц называют строителями? (они сооружают гнёзда из травинок, пуха, глины.)
• Какую птицу называют санитаром леса? (дятла)
• Назовите птиц вестников весны? (скворцы, грачи, жаворонки)
• Какая птица ведёт ночной образ жизни? (сова)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
На шесте – дворец,
Во дворе – певец. ( Скворец)
Червякам враг, (грач)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (ласточка).
2-й ребёнок. Возвращаются певцы, Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
И малиновка, и дрозды
Занялись устройством гнёзд,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
3-й ребёнок. Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю,
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону;
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннею запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Ребята, давайте послушаем пение жаворонка Михаила Ивановича
Ведущая: Весна — время прилёта птиц, возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми. Есть даже такой праздник в апреле «День птиц». Вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое, жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди!
А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т. д.)
Ведущая: Правильно. Но есть птицы, которые живут рядом с нами круглый год. А мы их очень любим. Вы догадались, о ком я говорю?. (ответ детей)
Конечно это воробьи, голуби, синички, вороны.
4-й ребё нок: Грач на берёзовой ветке
Признался синичке – соседке: –
Ты славная птичка – синичка,
Словно родная сестричка,
Мне жалко тебя покидать,
Но время уже улетать,
Тут холодно будет зимой,
Давай-ка, синичка, с тобой
Отправимся вместе на юг,
Поверь мне, что я тебе друг.
5 ребенок: На юг я совсем не хочу! –
Синичка сказала грачу. –
В дружбу я верю и всё же.
Не полечу никуда.
Нам Женя зимой поможет
Он и заботлив, и весел,
Я верю, что снова зимой
Для нас он кормушки повесит
Под ёлкой и под сосной.
6-й ребёнок. Мы овсом и ячменём
Кормим птичек за окном,
К нам обедать по привычке
Прилетают две синички,
Пара сизых голубей
И знакомый воробей,
А за ним его семья,
И соседи, и друзья.
«Вылетают» зимующие птицы : синица, воробей, ворона, -голубь, снегирь.
Все. не страшны нам холода,
Ведь в кормушке есть еда.
Ведущий: подумайте и скажите, какую пользу приносят птицы? Они очищают сады от жуков и личинок)
Сообщение: каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц.
За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей.
у рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое «комариное время»,
можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Береговушки питаются ими. Над полями и лесами днём парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы,
помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей и зерна.
теперь вам понятно, почему говорят: «Птицы – наши помощники и друзья».
А кроме того, они украшают леса и озёра, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.
6-й ребёнок. Мы, ребята – дошколята,
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень – очень.
(Под музыку «песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» вылетают перелётные птицы.)
Перелётные птицы : здравствуйте, дети!
Скворец: (подлетев к синице)
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка.
: Грач : Здравствуй, дятел, наш приятель!
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел : Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец В жарких странах жаркое лето –
Ни зимы, ни снега там нету.
Дятел Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых?
Скворец Мы скучали по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Дети Все мы рады вам друзья!
Будьте с нами вы всегда.
Ласточка Гнёзда вы не разоряйте,
В птиц камнями не кидайте.
Дети Нет, гнезд не будем разорять.
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Воспитатель: Ласточка, лети, весну принеси.
Ласточка: Лечу я, пташечка, сизая ласточка.
На утренней заре, на весенней росе.
Летела я из-за морюшка, обронила перышко.
Кто перышко найдет- плясать пойдет.
Игра «Кто перышко найдет»
(Дети образуют круг, водящий за кругом обходит, детей, незаметно возле одного из игроков роняет перышко, игрок нашедший перышко, танцует.
Воспитатель: Ласточка милая ласточка, а наши ребята знают про тебя песню и сейчас они ее споют.
(звучит запись пения птиц, звуки природы, появляется Хозяйка природы)
.- Здравствуй, лес!
— Здравствуйте, звери!
— Здравствуйте, птицы!
Здравствуйте ребята и взрослые. Поздравляю вас с праздником. Лес большой друг не только человека, но и птицам. Главная моя задача беречь и охранять лес, животных, птиц. Ведь я Хозяйка природы.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, а вы умеете вести себя в лесу?
Какие есть правила поведения в лесу?
Хозяйка Природы: Правильно ребята. Л ЕС – богатство и краса, береги его всегда. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Раз сегодня день птиц, я хочу проверить, каких вы знаете птиц.
Хозяйка природы: А давайте мы с вами вспомним песню о бережном отношении к птицам.
Хозяйка природы: Ребята, пока мы пели, птички принесли мне весточку, что у нас беда! Пришёл в лес злой мальчишка, хулиган по имени Гришка, он по лесу бродит, страх на всех наводит, кустики ломает, гнёзда разоряет, всех птиц распугал. Надо птиц спасать, надо лес выручать!
Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек распугаю.
Хозяйка Природы: Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?
Гришка: Я Гришка. А ты кто?
Хозяйка Природы: Я Хозяйка Природы – охраняю лес, природу.
Хозяйка Природы: Грибы он собирает, стой! Какие грибы в лесу в это время, что – то тут не так. Надо что-то делать, пока он всех птиц не распугал, гнезда не разорил. А давайте мы его напугаем. Сейчас он вернется по лесной тропинке к нам. А мы будем гудеть, как ветер и махать руками. Ему от страха покажется, что он попал в страшный дремучий лес.
Гришка: Я пришёл в лес гулять, буду всех в лесу пугать, ёлки поломаю, птичек распугаю! Вот я смелый какой!
Дети: У-у-у-у-! (качают руками)
Гришка: Ой-е-е-й! Помогите! Куда это я попал!
Хозяйка Природы: Кто в лесу шумит? Опять ты?
Гришка: Хозяйка природы, мне в лесу страшно.
Хозяйка Природы: Если в лес со злом придешь, и в лесу ты зло найдешь. Если в лес с добром придёшь, много здесь друзей найдёшь. Видишь, вот мои друзья. Ты подружишься с ними?
Хозяйка природы: Вам предлагаю поиграть,
Хороший мальчик иль плохой?
С птицами поступать только.
Гришка: Да-да! Я все понял! Нельзя птиц обижать.
Хозяйка природы: Нельзя обижать птиц, зверей, растения и все живое, что нас окружает. Вот послушай об этом песню.
Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели»
Хозяйка Природы: Спасибо вам ребята, вот теперь вы точно мои помощники. Я знаю, что вы не обидите птиц, природу, а будите мне помогать природу и птиц охранять. Подкармливайте птиц, делайте для них скворечники, не трогайте их гнезда.
Птиц нужно любить и беречь, не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают природу. А ещё они красиво поют и приводят людей в хорошее, радостное настроение.
Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и природу!
Гришка: Я все понял! Я теперь никогда никого не буду обижать. Я побегу домой, расскажу своим друзьям обо всем что узнал! (убегает)
Ведущая: Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Сегодня у нас проходит Акция «Подарок птицам». И здесь сидят ребята, которые принесли строительный материал для птиц, чтобы им легче было вить гнезда. Мы с вами выйдем на прогулку, и развесим «Подарки птицам» на ветки деревьев.
Давайте улыбнёмся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Самая миролюбивая птица- голубь. Ее называют птицей мира.
Голубь: Мы летим, летим-
Всю планету облетим.
Мир и счастье принесем
В каждый город, в каждый дом.
Вот и встретили мы птиц!
Ведущая: А теперь нам пора прощаться с Хозяйкой Природы.
Спасибо тебе, Хозяйка Природы, за такой чудесный праздник.
Хозяйка Природы: Я рада была встрече с вами. До свидания! (уходит)
Ведущая: И нам, ребята, пора возвращаться в наш детский сад, в нашу любимую группу.
Дети выходят из зала.
Ход игры
Воспитатель: Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Что ни шаг, то для вас новое чудо! Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» между деревьями мчится, Летит по полям за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкой скок в ручеек. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.
Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Ученик. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
1-й ребенок: – Синь-синь! – посвистывает синица.
2-й ребенок: – Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
3-й ребенок: – Гра-гра! – представляется грач.
4-й ребенок: – Сквор-сквор! – поют скворцы.
5-й ребенок: – Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
И сегодня мы здесь собрались, чтобы узнать хорошо ли знают наши команды наших пернатых друзей
1-й ребенок. Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери – зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
2-й ребенок. Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет –
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
В саду у нас звенят!
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте проведем викторину.
– Какая птица выше всех летает. ( Орел.)
– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клёст.)
– Птица-кашевар из детского стишка. ( Сорока.)
– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
– Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая.)
– Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь.)
– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)
– Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока, рубашка – сорочка.)
– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)
– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
– Где зимуют синица и трясогузка? (Синица – в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)
– В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, сова – ночью.)
– Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста – крестообразный, у дятла – большой и крепкий.)
– Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (Кукушка не вьет гнезда.)
– Что птицам страшнее – голод или холод? (Голод.)
– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
– Какого числа отмечается Международный день птиц?
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем игру. Встанем в круг и ну играть.
Игра «Прилетели птицы».
Воспитатель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы :
Воспитатель. Что неправильно, почему?
Дети. Мухи – это насекомые.
Галки, макароны. ( Дети хлопают.)
Воспитатель. Начинаем снова.
Голуби, куницы. ( Дети хлопают.)
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. ( Дети хлопают.) Воспитатель. Прилетели птицы :
– Все вы молодцы!
Воспитатель: А теперь мы поработаем с загадками.
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Мать-отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду —
Чужим их сбуду. ( Кукушка)
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. ( Сова)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
И полоска шарфика. ( Синица)
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. ( Жаворонок)
Угадайте, что за птичка:
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. ( Ласточка)
Пусть я птичка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода —
Прямо с севера сюда.
Любит зёрнышки клевать,
Он появится опять. ( Снегирь)
Самая болтливая. ( Сорока)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. ( Дятел)
Ведущий: Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
Не разорять гнезда.
Не ловить и не убивать.
Не трогать яйца и птенцов.
Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло наше мероприятие к концу. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.
Вы знаете, что:
1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.
2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.
3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.
Спасибо всем за внимание!
Публикация «Досуг „Птицы-наши пернатые друзья, обижать их нельзя“» размещена в разделах
Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
Активизация словаря: зимующие птицы, нахохлившись, клест-еловик, свиристель, свои замашки, стрекочет, суждено дышать, сохранимся.
Оборудование: подбор книг для выставки, кассета с пением птиц, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты, пословицы и поговорки (из 2-х частей).