БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ МЫ ДЕТИ ВОЙНЫ НАМ С ПЕЛЕНОК ДОСТАЛОСЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 им. И. И. ВЕХОВА ст. АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ»

Сценарий внеклассного мероприятия

Подготовила и провела:

учитель начальных классов       Евенко Е. В.

квалификационная категория:  I

воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ.

воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

памятникам героям войны.

учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.

телевизионный ролик «Первый выпуск школьного канала

мультимедийная презентация «Дети войны».

Голос за кадром:

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

На сцене играют дети ( дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину) звучит веселая музыка. Потом слышится тихий гул самолета, слышатся разрывы бомб. Дети, застыв, замирают и смотрят в небо.

Девочка спрашивает  ветер:

Почему люди все на свете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

):  Война – война-война

Раздаётся ещё один взрыв и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно подходит к микрофону.

Я родом из детства

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Дети, поворачиваясь по одному:

-Мы могли стать поэтами,

– (хором) или просто  родителями.

РОЛИК (слова ведущих записаны на видео и оформлены в стиле ТВ передачи, репортаж- выступление детей)

Вед.2  Добрый день дорогие зрители!

Вед.1  Добрый день!

Вед.2  Представляем вам школьный телевизионный канал

Вед.1  И первый наша передача- «Дети войны».

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда.

Вед. 1 Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

Вед.2  Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети.

Вед.2  Предлагаем вам первый наш репортаж.

БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист нас, как зверя, травил.

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

– Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

Вед.2   – Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

– До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

Вед.2  – Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Ой, Мишка, как же страшно мне!

Две сестры бежали от войны –

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит – воля.

Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.

Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла –

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.

Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.

И откуда силы в ней взялись,

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.

Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

Света сразу в голос заревела.

«Нет, не надо, – разносился крик,-

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.

Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, – он только лишь сказал,-

В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры –

Искорки безжалостной эпохи.

В конце августа немецкие войска подступили к Ленинграду, взять город штурмом не удалось и тогда, было принято решение: выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Фашисты решили блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.

8 сентября 1941 года для жителей Ленинграда началось нелегкое время. блокада, длившаяся 900 мучительных дней с постоянными бомбежками и артобстрелами. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов людей жуткие картины всеобщего голода и ужаса бомбежек.

Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил. Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы, сандружинницы, водители на Дороге Жизни и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде.

В музее Ленинградского педагогического училища № 5 за стеклом бережно хранится старый, потертый, безусый кот, сшитый из тряпок. Что за честь выпала коту?

Страданий тех, блокадных, горьких дней.

Он сшит по просьбе маленьких детей,

Войной цинично радости лишённых.

Они его Мурлыкою назвали

И с ним играли, бережно храня,

И как живому, крошку от себя

От пайки хлеба скушать предлагали.

По очереди с каждым малышом он спал,

Счастливцу песни пел, как будто бы

Что скоро возвратиться к маме он домой.

Ведущ.2 Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда.

Вед.1 И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне с взрослыми, и часть из них не уходила домой, а спали рядом со станками.

На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, брались за любую посильную работу.

Дети и война –  несовместимые понятия. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. Стать взрослыми им пришлось очень рано.

.  Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те  дни мы в  войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Дети войны – и веет холодом,Дети войны – и пахнет голодом,Дети войны – и дыбом волосы:На челках детских седые волосыЗемля омыта слезами детскими,Детьми советскими и не советскими.

Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс.

Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь.

Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток.

Об этом наш репортаж.

«Детский ботинок» С. Михалков

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Прошли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Час расплаты пришёл!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идёт

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.¹

Тем кто выжил, пришлось пережить смерть близких людей , голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

Об этом подробнее.

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много   сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Он знал, что где-то недалече,

Выть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись,  ребёнок –

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы –

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

Песня «Остановите войну»

С войной пришёл голод, все, в том числе и дети, недоедали, собирали на полях колоски, остатки картофеля, капустные кочерыжки, потому что недостаточно было продуктов. Нередко ели оладьи из очисток картофеля. Кусковой сахар был большой редкостью. Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается сколько-то жменек муки, перемешивается, еда готова.

Сценка  «Дети войны»

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат ремонтирует табуретку.

А разве я есть не хочу?

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране легко.

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

А вот и мамины шаги слышны.

Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

Родные! Я в дом радость принесла!

Объявлено -закончилась война!  (звучит песня «День Победы»)

Прогнали мы фашистов навсегда!

И скоро будет в доме вся еда,

Которая бывала до войны.

И про которую теперь глядим мы сны!

Ура! вернётся папа к нам домой!

И снова в школу мы пойдём с тобой.

“Не” и “Ни”

Мне рассказывал смоленский – В нашей школе деревенской Проходили мы частицы “Не” и “ни”. А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы Наша школа стала голой, Из ворот избы соседской К нам в окно глядел немецкий И сказал учитель: “Фразу Чтобы в ней встречались сразу “Ни” и “не”.” Мы взглянули на солдата И сказали: “От расплаты НИ один фашист проклятый

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Вед1 : И в заключении еще один репортаж.

Выходят на сцену все участники

«Хотим под мирным небом жить!» Н. Найденова

По-разному зовутся дети, –

Есть Вани, Гансы, Джоны, –

Детей повсюду миллионы!

Для нас – все лучшее на свете!

Нужны нам яркие игрушки –

И Буратино, и Петрушки.

Нужны нам книжки, песни, пляски

И увлекательные сказки.

Бассейны, горки, турники,

Сады, фонтаны, цветники.

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят,

Пусть всем, везде хватает школ,

Чтоб каждый утром в школу шел!

Хотим мы вырасти врачами,

Учителями, и артистами,

И летчиками, и связистами!

Хотим под мирным небом жить,

И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети.

Песня «Несовместимы дети и война»

Сценарий театральной миниатюры

Затем на сцену выходит юноша, он читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже. Я ее проходил и читал про нее с детских лет. Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

Рассказы девочек о своих дедах

А сколько таких же девчонок  и мальчишек, как мы жили в то время.  В холоде, в голоде, в разрухе.  Но жили. И делали всё, чтобы помочь взрослы

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Как холодно! И мама не идёт.

Быть может, хлебушка она нам принесёт?

Ну, хоть бы крошечку, где отыскать,

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Потяжелее», чем у нас.

А помнишь блинчики с вареньем,

Сейчас я б съела всё одна!

Опять ты о еде заговорила!

А вот и мамины шаги слышны!

. Не вздумай хныкать перед ней,

(Герои под песню

Звучит баллада о детях войны

Театрализованно – музыкальная композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Преподаватель: Позднякова Наталья Васильевна – учитель начальных классов.

Цель и задачи:

(Звучит вальс. Пары танцуют. Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, слышится разрыв бомб)

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Почему все люди на рассвете

Вдруг застыли, закрыв глаза?

Что случилось, скажи мне, ветер,

Неужели это – война?

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово – ВОЙНА!

22 июня, ровно в 4 часа,

МУЗ          Бомбёжка, взрывы

(на сцене дети испуганы, боятся)

Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

ПЕСНЯ «Священная война»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На дороге едва помаячили

До свидания, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад!

Вы не прячьтесь, вы будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы!

И всё- таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

До свидания, девочки!

(Девочки машут солдатам платочками).

МУЗ.                 Звучим МАРШ «Прощание славянки»

Мальчики шагают и уходят за кулисы. Девочки кричат им: возвращайтесь, мы вас ждём с победой и т.д.

Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года мужественного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей Родины.

А сколько ещё сынов и дочерей  России уходило на фронт. Шли они долгими дорогами, глотая пыль, проваливаясь в глубокие сугробы. Тяжело. А идти надо вперёд – к битве с врагом!

МУЗ.                       Звучит ПЕСНЯ «Эх, дороги»

Девочка с цветами читает:

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома оставались в основном старики и дети.

Выходят 3 мальчика. Сценка.

Что теперь делать будем? Как жить?

Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать

моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить

Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в

танк, развернусь – и нет немецкого полка!

Покааа мы ещё вырастим! А я буду токарем, как мой отец.

Буду  вытачивать на его станке снаряды.

2-й мальчик. (Смотрит в зал)

Тяжёлые испытания принесла война детям. Героизм и

мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою

жизнь за Победу.

3-й мальчик. (Смотрит в зал)

Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди,

часть жителей ушла в партизаны.

Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. И погибали они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях. Что чувствовали, что переживали дети войны?

СЦЕНКА с Мишкой. ( Участвуют две девочки)

Лора Тасси «Оборванного мишку утешала»

МУЗ.          ПЕСНЯ «Мамы и папы мы не хотим войны»

ТАНЕЦ (под  видеоклип)

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда.

Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

Показ видеоролика о Блокадном Ленинграде

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было  поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Звучит песня «Журавли».

Под песню входят на сцену дети. У них в руках портреты пионеров – героев и бумажные журавлики. Ребята выстраиваются клином.

Альберт Купша, Маркс Кротов и Николай Рыжов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Фашисты  схватили их, а позже – расстреляли.

Володя Казначеев. Весной 1941 года закончил он 5-й класс, а осенью вместе с сестрой пришёл к партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это ребёнок.

Витя Хоменко. В школе, по – немецкому, у Вити была пятёрка. Подпольщики поручили ему устроиться в офицерскую столовую для немцев. Мальчик подавал обеды и слушал разговоры. Всю информацию Витя передавал нашим офицерам.

Володя Щербацевич. В занятом фашистами городе Минске Володя вместе с мамой у себя на квартире устроили госпиталь. Выхаживали раненных красноармейцев, доставали лекарства. Немцы держали в тюрьме раненных бойцов. Володя с другими подпольщиками устроили им побег и помогли пробраться к партизанам.

Витя Коробков. Витю война застала в пионерском лагере. Родной город занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником.  Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам.

Шура Кобер. По железной дороге  эшелон за эшелоном отправляли фашисты в сторону фронта. Что в них? Какое оружие? Сколько? Наблюдение за железной дорогой поручили Шуре. Мальчишка возился у переезда с велосипедной цепью, а сам считал танки под брезентом, машины, пушки, и по его донесениям летели под откос эшелоны с военной техникой.

Саня Колесников. Сане поручили выяснить, куда ведёт железнодорожная ветка, которую так усиленно охраняли немцы. Саня проследил весь путь, а потом, взбираясь на деревья, обозначал её кусками белой материи – с самолётов цель была видна отлично.

Надя Богданова. Эту девочку дважды казнили немцы. А боевые друзья считали её погибшей. Ей было 10 лет. Маленькая, худенькая девочка прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, всё примечая и запоминая. Все ценные сведения она приносила в отряд. Надя взрывала немецкий эшелон, пускала под откос немецкие эшелоны.

4 ученика по строчке

Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими героями!

Ведущий о Тане Савичевой:

Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Таня Савичева родилась 1930 г. и жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат.

Таня Савичева оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады.

1 девочка (держит в руках страницы дневника):

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

2 девочка (держит в руках страницы дневника):

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

3 девочка (держит в руках страницы дневника):

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

4 девочка (держит в руках страницы дневника):

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Когда началась эвакуация детей, удалось вывезти девочку по Дороге Жизни на Большую землю. Врачи боролись за ее жизнь, но помощь пришла слишком поздно, и Таню не удалось спасти. Она умерла от истощения.

МУЗ.                 Песня «Дети войны» с картинками и ТАНЕЦ

Многие дети попадали на фронт или воевали  в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги.

Валентин  Катаев в 1944 году написал повесть «Сын полка».

В этой повести  Катаев описывает историю простого крестьянского мальчика, Вани Солнцева, у которого война отобрала родной дом и семью. Однако тяжелые испытания только закалили дух Вани, а среди солдат он находит свою вторую семью. Автор показывает храбрость, смелость и выдержку мальчика даже в самых трудных ситуациях.

– мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».

Наши разведчики  взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – мальчик очень  хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка»

Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.

Сценка «Ваня Солнцев и немка»

На авансцене Ваня Солнцев в нищенских лохмотьях. Пение птиц

(разговаривает, обращаясь к залу)

– Ух тыыы, какие пушечки. (достаёт компас и букварь с карандашом)

– « Хэнде хох!». Ты што тут делаеш? План укрепления рисуешь, мерзавец?

(Толкает и уводит за кулисы)

Допрос Вани Солнцева.

Входят Ваня (со связанными руками) и немка. Немка выносит компас и букварь. Швыряет их на стол.

– Малчык,  отвечай на  мои вопросы. Ты меня понял?

Немка развязывает Ване руки, но он стоит, низко опустив голову.

Итак, скажи кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?

(угрюмо, не поднимая глаз)Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Заблудился.

: Ну, ну, мальчик. Где твои родители – отец, матушка?

: Я сирота.

: О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?

: Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.

: Да, да. Такова война. Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мои родители долгое время жили в России. Ты видишь, как я говорю по-русски? Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей родной тётушкой. Не бойся. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?

: Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит.  Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.

: Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.

: Кто-нибудь потерял, а я нашёл.

: Кто же потерял?

: Солдат какой-нибудь.

: Здесь есть только немецкие солдаты.  У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?

: Молчишь? Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Так откуда у тебя компас русского образца?

: Хорошо. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?

: Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.(Утирает рукавом нос)

: Чья это книга?

: А рисовал на нём кто?

: Чегой-то рисовал?

: Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?

(хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька!

(кричит): Иди сюда, говорю тебе!

(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)Вот это. Кто рисовал?

Кто это рисовал?

: Не знаю.

: Ты не знаешь?

Сейчас же  отвечай. Кто  тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти?

Ничего, скажешь, мой голубчик. ( За шкирку утаскивает его за занавес) И кричит (тому кто за занавесом – сама стоит у занавеса)

Три дня не давать воды и пищи!

(Обращаясь в зрительный зал)

Скоро он заговорит, как миленький!

Слышен звук артобстрела (стрельба, взрывы

Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи Н-ского артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.

Но многие ребята, такие же, как Ваня, принимали мученическую смерть во вражеских застенках.

(Минута молчания, во время которой стучит только

Война прошлась по детским судьбам грозно,Всем было трудно, трудно для страны,Но детство изувечено серьёзно:Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,чтоб жить под оккупацией врага,Всегда страдать от голода и страха,Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,Одежды не хватало и еды,Страдали от войны все повсеместно,Хватило детям горя и беды.

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив те далекие года, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Май сорок пятого. После войны. Небо горело от тысяч салютов,Мирное небо огромной страныНе потухало ни на минуту.

Море людей, победивших фашизм,Пело, смеялось, качалось, штормило. Радость, и слёзы, и горечь души. Всё это в мае далёком том было.

МУЗ. 13                       ПЕСНЯ «И всё о той весне»

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену

Продержались, выжили, смогли!

Дочери страны! Её сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

На земле осталось вас немного.

Девочки и мальчики войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберёт война!

Дети держат рисунки:

Я нарисую яркое солнце!Я нарисую синее небо!Я нарисую свет в оконце!Я нарисую колосья хлеба!Мы нарисуем осенние листья,Школу, ручей, друзей беспокойных. И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!Поднимите рисунки выше,Чтобы все их увидеть могли,Чтобы всем был сегодня слышенГолос юных граждан Земли!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *