АЗБУКА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Журнал “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение” № 11/2017

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

Журнал “Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение” № 11/2020

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 утверждены новые Правила оказания платных образовательных услуг (далее – Правила № 1441), вступающие в силу 01.01.2021. Рассмотрим положения данного документа и выясним, чем они отличаются от действующих правил.

Сразу оговоримся, что положения новых и действующих правил практически совпадают. В качестве новшеств стоит отметить добавление общих положений о порядке определения стоимости платных услуг, а также уточнение условий, включаемых в договор об оказании платных образовательных услуг.

Общие принципы оказания услуг.

Под платными образовательными услугами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Организации, ведущие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 3, 4 Правил № 1441 и Правил № 706).

Отказ заказчика от предлагаемых ему дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договоре, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору (п. 6 Правил № 1441). Стоит отметить, что в новых правилах данная норма сформулирована более конкретно и точно, по сравнению с аналогичной нормой, приведенной в п. 5 Правил № 706.

В качестве заказчика может выступать физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Согласно п. 7 Правил № 1441 образовательная организация обязана обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. В Правилах № 706 (п. 6) такая обязанность прописана лишь по отношению к заказчику.

Ответственность исполнителя и заказчика.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об образовании исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную таким договором и законодательством РФ.

Раздел «Ответственность исполнителя и заказчика» Правил № 1441 полностью повторяет аналогичный раздел Правил № 706. Напомним, в каких случаях согласно положениям данного раздела заказчик и исполнитель могут отказаться от исполнения договора.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора (п. 19 Правил № 1441, п. 18 Правил № 706).

Недостаток платных образовательных услуг – несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).

Существенный недостаток платных образовательных услуг – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

При нарушении сроков оказания платных образовательных услуг (сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточных сроков оказания платной образовательной услуги) либо в случае, если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут оказаны в срок, заказчик вправе по своему выбору (п. 20 Правил № 1441, п. 19 Правил № 706):

а) назначить новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить их оказание;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях (п. 22 Правил № 1441, п. 21 Правил № 706):

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

С 2021 года вступят в силу новые правила оказания платных образовательных услуг – Правила № 1441 и будут действовать до конца 2026 года. Они придут на смену действующим правилам – Правилам № 706.

Большинство положений новых и старых правил совпадают. В новых правилах добавлены нормы, касающиеся порядка определения стоимости образовательных услуг, а также уточнены отдельные положения, связанные с заключением договора об образовании.

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Информационная открытость образовательной организации.

Образовательная организация обязана предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация, содержащая сведения о предоставлении платных образовательных услуг, должна быть доведена до заказчика в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, 11 Правил № 1441, п. 9, 10 Правил № 706).

Информирование должно быть обеспечено в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 12 Правил № 1441, п. 11 Правил № 706).

Информационная открытость образовательных организаций обеспечивается, в частности, посредством размещения информации на своих официальных сайтах в Интернете.

Сведения, указанные в договоре об образовании, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации на дату заключения договора (п. 16 Правил № 1441, п. 15 Правил № 706).

Стоимость образовательных услуг.

Пунктом 5 Правил № 1441 предусмотрено, что порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг разрабатывается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения. К примеру, Минпросвещения для своих подведомственных учреждений утвердило такой порядок Приказом от 09.12.2019 № 675, Минобрнауки – Приказом от 12.02.2019 № 6н.

Что касается остальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, они сами правомочны определять стоимость оказываемых ими платных образовательных услуг.

Указанные положения являются новыми. Помимо них, в Правилах № 1441 сохранены действующие положения об особенностях увеличения и снижения стоимости образовательных услуг, а именно:

Учет расходов на оказание платных услуг.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции № 157н делятся на прямые и накладные.

Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п. 138 Инструкции № 157н):

Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения данных расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения.

Учетной политикой бюджетного учреждения установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.

В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 15 000 000 руб. и доходы от оказания платных услуг в размере 5 000 000 руб. (цифры условные).

Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 66 000 руб.

Коэффициент распределения накладных расходов – 0,33 (5 000 000 руб. / 15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 21 780 руб. (66 000 руб. x 0,33). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, – 44 220 руб. (66 000 руб. x 0,67).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

* Все операции по распределению накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость конкретных видов медицинских услуг подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением соответствующих расчетов.

По окончании месяца показатели аналитических счетов к счетам 0 109 70 000 и 0 109 80 000 переносятся на соответствующие аналитические счета к счету 0 109 60 000.

В дальнейшем расходы учреждения, связанные с оказанием услуг, списываются в дебет счета 2 401 10 130 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета к счету 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (п. 67 Инструкции № 174н).

В октябре 2017 года доходы, полученные от оказания платных ветеринарных услуг, составили 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000 руб.). Материальные затраты – 10 400 руб., расходы на оплату труда экспертов – 20 000 руб., отчисления во внебюджетные фонды – 6 040 руб. Все расходы являются прямыми.

Накладные расходы на оплату коммунальных услуг равны 2 000 руб.

Денежные средства были внесены в кассу учреждения и перечислены на лицевой счет организации.

* По завершении финансового года суммы доходов и расходов, рассчитанные методом начисления, отраженные на соответствующих счетах учета финансового результата текущего финансового года, относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов (на счет 0 401 30 000) (п. 297 Инструкции № 157н).

Кратко сформулируем основные выводы:

1. Бюджетные учреждения вправе проводить на договорной основе платные услуги, взимать плату за их оказание. При оказании платной услуги в обязательном порядке заключается договор.

2. Цена платной услуги определяется на основании калькуляции, включающей затраты на проведение этих услуг и утверждается руководителем организации.

3. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Учет расходов осуществляется с детализацией всех затрат (прямые и накладные). База распределения накладных расходов между КВФО (4 и 2) определяется положениями учетной политики.

5. По завершении финансового года суммы доходов и расходов, рассчитанные методом начисления, отраженные на соответствующих счетах учета финансового результата текущего финансового года, относятся на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Договор об образовании и его существенные условия.

Речь идет о договоре, заключаемом при приеме на обучение. Такой договор составляется в простой письменной форме.

Приведем полный перечень сведений, подлежащих включению в договор об образовании в соответствии с новыми правилами:

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (п. 14 Правил № 1441, п. 13 Правил № 706).

Примерные формы договоров об образовании утверждают министерства, курирующие соответствующий уровень образования:

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Азбука потребителя платных образовательных услуг

“Платные образовательные услуги” – осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

“Заказчик” – физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

“Исполнитель” – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность).

Внимание! Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

1. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании.

2. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *