АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

Ссылка на голосование

Наталья Дмитриева Авторское дидактическое пособие «Бросай-ка» для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов

дидактические и наглядные пособия; комплекты дидактических материалов, используемых в совместной деятельности  с детьми; мини-оборудование,  стимулирующее ребенка к самостоятельной или коллективной деятельности

Страницы: 1 2 4 5 6  всего: 6

Страницы: 2 3 4 5 6  всего: 6

Страницы: 1 3 4 5 6  всего: 6

Людмила Кузнецова Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы

Использование авторских пособий и моделей,как средства мотивации и поддержки детской инициативы

Воспитатели ГБДОУ детского сада № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга Кузнецова Л. С., Мамонова В. Х.

Цель: Поддержка детской инициативы.

1. Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои имеющиеся знания и опыт.

2. Стимулировать детский познавательный интерес, направленный на поиск новых решений.

3. Создавать условия, способствующие созданию проблемных ситуаций и вариантов выхода из них.

Ирина Кириллова Авторское дидактическое многофункциональное игровое интерактивное пособие по ПДД «Кэпбокс»

Авторы : Савинова Екатерина Михайловна и Кириллова Ирина Николаевна, воспитатели МДОУ детский сад № 1 «Аленушка», г. Тейково Ивановская область.

Предлагаем вашему вниманию многофункциональное авторское пособие «Кэпбокс», с помощью которого обучение детей безопасному поведению на дороге происходит в игровой форме, а значит, легко, доступно и интересно.

Название пособия мы составили из 2 – х английских слов: «кэп» – крышка и «бокс» – коробка, ведь именно эти простые бросовые материалы потребовались нам для его изготовления.

Составитель: Лада Анна Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Авторские дидактические пособия, как средство поддержки индивидуальности и инициативы детей, на примере многофункционального стола «Умка»

ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т.ч. к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.

Но в условиях ограниченности площади групповых помещений возникает проблема размещения необходимого оборудования. В связи с данной ситуацией и возникла необходимость создания многофункционального оборудования (пособия).

В современных условиях, мы столкнулись с рядом важных вопросов:

Как привлечь и удержать внимание дошкольника на индивидуальных занятиях?

Как сделать игру для ребенка увлекательной, в то же время, развивающей его?

Как создать пособие, оборудование для игр, которое бы соответствовало требованиям ФГОС?

Эти вопросы породили в наших головах идею создания многофункционального оборудования (пособия), с помощью которого можно решать различные педагогические задачи.

Нами были выбраны следующие направления для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста:

1. Формирование культуры безопасного поведения детей на дороге;

2. Развитие мелкой моторики;

3. Развитие логического мышления, интеллектуальных способностей старших дошкольников при помощи игры;

4. Комплексное развитие дошкольников посредством песка.

На основе выбранных направлений нами был изготовлен многофункциональный развивающий стол «Умка» со сменными игровыми панелями «Бизиборд», «Волшебный песок», «Шашки», «ПДД» и набором необходимых для игр элементов.

Дидактическое пособие состоит из стола высотой 10 см, размером 30х45 см и трех съемных игровых панелей. Две игровые панели («Шашки», «Бизиборд») выполнены из ЛДСП размером 30 х 30 сантиметров. Игровая панель «Волшебный песок» выполнена из деревянных рамок размером 30 х 22 см и оргстекла с матовой пленкой и светодиодной лентой для подсвечивания.

1. На основное игровое поле (несъемное) размещено изображение перекрестка (с нанесенной дорожной разметкой: перекресток, пешеходный переход). В набор съемных элементов входят: настольные дорожные знаки, фигурки людей и модели пассажирского и грузового транспорта.

2. Панель (съемная) «Волшебный песок» представляет собой прямоугольную деревянную рамку с высокими бортами и прозрачным матовым дном из оргстекла. Д В набор входят пластиковые контейнеры для хранения разноцветного песка, природного материала(камни, ракушки), игрушек маленького размера, формочки для песка.

3. Панель (съемная) «Бизиборд» – развивающая доска, к которой прикреплены: магнитный экран для рисования, «Башмачок» (пластмасса) – шнуровка, основание игры «Рыбалов» на батарейках, выполненное из пластмассы, игра «Лабиринт» (основание деревянное, стержень – из металла, бусины деревянные), детали пластмассового конструктора на основе «Лего» с шестеренками. В наборе съемные элементы: удочка, объемные фигурки рыбок, детали конструктора, шестеренки, разноцветные шнурки, магнитный карандаш для рисования.

Панель (съемная)  «Шашки» – игровое поле для игры в шашки 8 х 8клеток. Набор шашек в комплекте: по 12 черного и 12 белого цвета.

С помощью данного пособия, и использованных на его основе игр, нам удалось:

– активизировать познавательный интерес детей к индивидуальной работе;

– способствовать развитию интеллектуальных способностей, логического               мышления (детей старшего дошкольного возраста),

– способствовать развитию творческой активности, и речи, посредством воздействия на мелкую моторику.

– разнообразить игровую деятельность детей.

Через практические индивидуальные  занятия с многофункциональным столом «Умка» у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, они владеют знаниями о транспорте, классифицируют его, применяют на практике полученные знания по ППД. Дети активно пользуются новой терминологией, делятся полученными знаниями со сверстниками и родителями. Опыт показал, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие , способствует развитию  их художественных навыков и саморазвитию.  взаимодействии  с педагогом помогла развитию у детей коммуникативных навыков, диалоговой речи, воображения и фантазии, увеличился активный словарный запас, нормализовалось эмоциональное состояние детей. При выполнении игровых упражнений у детей улучшилась память, внимание, воображение, мелкая моторика стала более развитой.

Авторские дидактические пособия для сенсорно-моторного развития (для детей  младшего возраста)

МДОУ №15 г. Тейково

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Мы хотим поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Цветочная поляна”

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

«Веселые медвежата и зайчата»

Малыши очень любят все яркое и разноцветное. Поэтому данную игру я расположила в красивой красной сумочке, на которой находятся три большие пуговицы. Дети, расстегивая их, достают веселые» мордочки» медвежат и зайчат которые сшиты из фактурных тканей – основных цветов и пуговиц (которые служат глазками).

Играя с данным пособием, дети расстегивают пуговицы, которые держат ушки зайчика или медведя; затем застегивают пуговицы, собирая зайчика или медведя. Из двух и более разнообразных ушек находят ушки нужного цвета и пристегивают их к основе зайчика или медведя, чтобы они получились одного цвета. После игры все фигурки собираются в сумочку и застегиваются на пуговицы.

Данное дидактическое пособие развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, учит собирать целое из трех частей, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания.

Сюжетный тренажер «Большая стирка».

Коробки картонные , оклеенные цветной самоклеящейся плёнкой, с прорезями в верхней части.

Трафареты одежды, также оклеенные самоклейкой, или заламинированные.

Маленькие коробочки, оклеенные в те же цвета со «стиральным порошком

На картонных листаж А4 изображения стоек для натягивания верёвок и приклеенные верёвки для развешивания белья, прищепки

Формирование умения обращать внимание детей на цвет стиральной машины и белья, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета, закрепить форму коробки.

Формирование умения выполнять действия с предметом;

2. Воспитатель называет цвет стиральной машины, говорит, что нужно найти одежду такого цвета и положить в прорезь для белья, затем насыпать порошок из коробки такого же цвета.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму коробки (прямоугольник), найти бельё и одежду того же цвета, назвать их и положить в отсек для белья.

4. Другой ребёнок вынимает бельё из всех машин в таз и развешивает его на верёвках, прикрепляя его прищепками того же цвета.

Для работы с малышами я сшила подушечку. Почему я назвала ее волшебной? Да потому что в ней есть загадки, секреты и превращения!

Подушечка сшита из приятной мягкой ткани, на ней нашиты пуговицы и «липучки». На обратной стороне подушечки расположен карман, который закрывается на молнию. В нем находятся наборы аппликаций, изготовленные из разной по фактуре ткани на группировку предметов: домашних и диких животных и местом их обитания. Каждый из предметов имеет петельку для пуговицы или «липучку».

Детям предлагается открыть молнии, достать фигурки домашних и диких животных и развести их по домам. Беря фигурку очень важно,чтобы ребенок правильно называл животное и проговаривал, где оно живет. Играя с данным пособием, дети учатся классифицировать животных на домашних и диких, а так же их место обитания. Учатся застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, «липучки» и с пользой проводить время! После игры фигурки отстегиваются, убираются в карман и застегиваются на молнии.

Таким образом, пособие решает задачи по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и мелкой моторики.

Обобщение опыта работы старшего воспитателя Романычевой Т. В. и воспитателя 2-й младшей группы МДОУ д/с №15

Подготовила старший воспитатель Романычева Т. В.

С самого начала мы определили для себя:

Зная, что у малышей преобладает наглядно – образное мышление, мы понимали, что вся работа должна строиться на наглядности. Причём эта «наглядность» должна быть яркой, красочной и эстетически привлекательной. Учитывая это, и приняв во внимание всё выше изложенное, мы пришли к выводу о необходимости создания своего собственного авторского дидактического пособия с набором игр к нему. Так появился наш «Волшебный цветок».

Почему именно цветок? Он стал прообразом Катаевского «цветика – семицветика». Но поскольку малыши ещё не знакомы с этим произведением, то мы его назвали просто волшебным цветком

«Волшебный цветок» стал поистине нашим коллективным «детищем». Ведь в его изготовлении принимали участие и воспитатели, и родители, и дети.

Никогда не следует считать, что воспитатель как профессионал лучше понимает и знает ребёнка. Родители наши помощники и союзники, если найти к ним правильный подход. Мы не считаем зазорным обратиться за советом к родителям – это только укрепляет их доверие к нам. Совместно с ними мы обсудили, как и из чего лучше изготовить макет цветка. Семья Лизы с живостью откликнулась на нашу просьбу о помощи. В короткое время ими был изготовлен непосредственно сам цветок. А также и многие другие родители совместно с детьми приняли самое активное участие в изготовлении атрибутов для игр. Эта работа очень сблизила педагогический коллектив группы с родителями.

Пособие представляет собой большой цветок, с прикручивающимся соцветием, окрашенным в семь ярких цветов. Когда пособие было готово, на родительском собрании мы показали и рассказали родителям, как собираемся работать на нём с детьми, «поиграли» вместе с ними. Это очень активизировало всех родителей, у них возникало много вопросов, на которые мы с удовольствием отвечали. Таким образом, наше совместное общение принесло практическую пользу родителям группы.

«Волшебный цветок» является многофункциональным пособием, так как его можно использовать для решения различных задач в разных образовательных областях. С помощью «Волшебного цветка» можно проводить множество дидактических игр и игровых упражнений. Он стал неотъемлемой частью группы. Он сразу вызвал интерес у малышей и очень полюбился им. Дети всегда очень охотно занимаются с этим пособием, проявляя при этом большое старание.

Утром, посмотрев на цветок, дети могут узнать, чем будут заниматься сегодня (на лепесток цветка помещаются картинки с изображением кисти и карандашей, музыкальных инструментов, раскрытой книги, геометрических фигур, домика из «строителя» и т.д.).

Мы знаем, что в практике нужно избегать публичных негативных оценок детей. Это лишает их перспективы занять достойное место в детском сообществе, настраивает против них сверстников, понижает самооценку.  Мы помещаем на лепесток цветка карточку с изображением грустного настроения, подводим к нему ребёнка и, держа его за руку, заглянув ему в глаза, говорим, что огорчило нас в его поведении. Взглянув   на цветок, дети могут понять, какое настроение вызвал у воспитателя тот или иной их поступок, а также поместить на нём карточку с изображением своего настроения в определённый момент.

Большинство детей раннего и младшего дошкольного возраста болезненно переносят поступление в детский сад, или переход в другую группу, к новым воспитателям.  Родители тоже очень переживают это событие и нервничают. С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду всё не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети. Всё это может вызвать у малыша напряжённость, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде, затрудняет привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. Как показывают наблюдения, для большинства детей, начинающих посещать дошкольное учреждение, характерно проявление аффекта разлуки (плач, крик и другие негативные эмоции). Такими реакциями стрессового характера дети сигнализируют о появлении угрозы для своей жизни, для удовлетворения ключевой витальной потребности в безопасности. Эмоциональные реакции и высказывания детей свидетельствуют об утрате прежнего позитивного смысла жизни, когда близкие люди были всегда рядом. Бесконечные вопросы («Где моя мама? Мама за мной придёт? Где мой папочка?), отрицательные реакции растерянности, напряжённости, конфликтности, а в некоторых случаях выраженного страха подчёркивают сложность осмысления ребёнком сложившейся ситуации, переживания их кризиса жизненных отношений и неясности новых условий, которым он поначалу активно сопротивляется. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в семье не проводилась предварительная работа по подготовки ребёнка к новым условиям, а также в тех случаях, когда родители не пытаются облегчить стрессовое состояние ребёнка и в негативной форме проявляют нетерпение, оставляя его в детском саду: «Как тебе не стыдно! Мама опаздывает на работу, а ты не понимаешь этого!»

Значительная роль в преодолении аффекта разлуки принадлежит воспитателю, который в этот период выполняет функции заместителя матери и других близких ребёнку взрослых. Благодаря своим человеческим и профессиональным качествам мы можем превратить (и превращаем) стрессовую ситуацию в ситуацию, приемлемую для маленького ребёнка. И в первую очередь помогает не противопоставление детского сада семье (часто можно слышать: «Здесь вам не дом. Здесь надо вести себя по-другому»), а наоборот, поиск преемственных, по отношению к семейным, форм организации жизни и деятельности детей. Новые взрослые, пришедшие на смену мамы, должны своим поведением, эмоциональным отношением создать для маленького ребёнка атмосферу такой преемственности.

Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни. Мы понимали, что расставание с мамой, даже на короткое время, это большой стресс для ребёнка. Для того чтобы ребёнку было легче привыкнуть к новым условиям, мы помещали на цветке фотографию его мамы, чтобы он мог «поговорить» с ней, рассказать о том, как ему грустно, как он скучает, выразить своё желание поскорее с ней увидеться и даже поплакать. У ребёнка создавалось ощущение присутствия мамы рядом.  Он не чувствовал себя таким одиноким и покинутым ею. Таким образом, процесс адаптации проходил быстрее и был менее болезненным для ребёнка.

Вокруг «Волшебного цветка» мы с удовольствием проводим хороводные игры, такие как: «Мы на луг ходили», «Раздувайся пузырь», «Колпачок», «Карусели», «Солнышко и дождик», «Лови-лови!», «Ножки» и т.д. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю такие игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения. Такая открытость создаёт важные предпосылки для формирования личности ребёнка и является его основой.

Прикрутив диск вместо соцветия, можно использовать его как мишень для метания мешочков с песком или мячиков, в групповой комнате, тренируя у ребят ловкость, меткость, глазомер и технические навыки метания в цель.

Можно использовать «Цветок» в качестве подставки для картин при их рассматривании.

«Волшебному цветку» можно рассказать по секрету о своих обидах и переживаниях, о своём заветном желании. Это тоже помогает развивать коммуникативные способности, тренирует умение формулировать свои мысли, правильно выражать их в речи.

Но, конечно, основное его предназначение – в другом. Нами были разработаны и изготовлены следующие игры – задания:

Каждая из разработанных нами игр решает целый ряд задач обучающего, развивающего и воспитательного характера. Их можно использовать в различных вариантах, как игры, или как дидактические упражнения.

Рассмотрим, для примера, игру «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Участвуют шесть человек. Каждый игрок получает карточку с изображением определённой профессии, а рядом на столе разложены карточки с изображением атрибутов разных профессий. Педагог читает загадку о профессии, к «цветку» должен выйти ребёнок, у которого в руках карточка с изображением этой профессии. Если загадка отгадана правильно, то картинка помещается в центр цветка, а ребёнок, который её принёс – водящим. Остальные дети, каждый по очереди, подходят к столу и выбирают картинку с атрибутом к данной профессии. Затем подходят к водящему и спрашивают его, например, «Повару нужен половник?». Водящий отвечает: «Да, нужен», берёт изображение и помещает его на лепестке цветка. Если водящий ошибается, то его место занимает ребёнок, принёсший изображение. Так происходит до тех пор, пока все изображения атрибутов профессии не будут собраны. Затем игра повторяется с другой профессией.

Варианты дидактических упражнений.

Игра «Поможем малышу найти маму»

Таким же образом каждая наша игра имеет несколько вариантов игр и дидактических упражнений.

При помощи нашего пособия мы можем решать задачи разного характера. Помимо того, что мы формируем, уточняем и закрепляем какие – то определенные знания у детей, мы также развиваем их речь, их умение общаться со взрослыми и друг с другом, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение правильно строить предложение, использовать в речи различные слова и обороты. Правильно и четко произносить звуки. Кроме этого, мы решаем и множество задач воспитательного характера: умение слушать другого, умение терпеливо ждать, желание помогать, сопереживать успехам и неудачам, умение работать сообща. В процессе занятий с нашим «Волшебным цветком» у ребят формируются такие психические процессы как память, внимание, умение сосредотачиваться, терпение, желание добиваться результата, самостоятельность. Активность, целеустремленность.

С тех пор как «Волшебный цветок» появился в группе, ребята стали проявлять больше интереса к занятиям, стали более внимательными, организованными. Даже обычно мало активных детей захватила работа на нашем пособии.

«Волшебный цветок сделал занятия с ребятами более интересными и увлекательными. Дети очень полюбили его и с радостью и нетерпением ждут каждой встречи – игры с ним.

Мы уже сейчас видим положительную динамику. В начале года многие дети плохо и мало говорили, их словарный запас был низким. Многие не употребляли в речи даже простые предложения (ведь основная масса детей в возрасте до 3-х лет).  Сейчас дети группы стали очень активно общаться друг с другом, их словарный запас значительно пополнился. Это отражается на детской игре. Сюжетные игры ребят стали более разнообразными и содержательными. У детей развивается произвольное внимание, они стали более организованными, собранными. А самое главное, у ребят повысился интерес к организованной образовательной деятельности. Это отражается и на качестве знаний наших воспитанников. Практически все дети группы имеют достаточный уровень усвоения программы.

Сравнительный анализ усвоения детьми программы

Не секрет, что многие педагоги большое внимание уделяют вопросам обучения, укрепления дисциплины, не придавая особого значения процессу общения с детьми и их родителями. Недооценка роли коммуникации оборачивается против самих педагогов. Часто они жалуются, что не могут добиться понимания и уважительного отношения к своим просьбам и рекомендациям, но объясняют это не своими ошибками, а недостаточной воспитанностью детей и родителей.

У нас установился тесный контакт с родителями нашей группы. Мы считаем их своими союзниками и партнёрами, держим их в курсе всех наших начинаний. Мы делаем одно общее дело и одинаково заинтересованы в его результатах.

Родители проявили большой интерес к этому пособию. Мы, на родительском собрании, рассказали и показали им, как и в какие игры можно играть с детьми, что нужно у них развивать, чему учить.

Сейчас мы объявили конкурс среди родителей: «Дидактическая игра своими руками». Уверены – результаты нас порадуют.

Игры и упражнения для нашего пособия постоянно пополняются и усложняются. Понятно, что все зависит от возраста детей, качества их знаний и потребностей группы. Здесь у нас огромное поле деятельности. Есть, где разгуляться фантазии и творчеству. Мы, конечно, будем продолжать работу в данном направлении, создавать новые игры и совершенствовать уже имеющиеся. У нас сейчас уже много планов на будущее.

Вот такое волшебство сотворил и продолжает творить наш «Волшебный цветок»!

Публикация «Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы» размещена в разделах

4. Использовать авторские пособия и модели, как средство мотивации для поддержки детской познавательной инициативы.

В программе дошкольного образования обозначены направления и способы поддержки детской инициативы, определены также условия, которые необходимо создавать, чтобы развитие детей проходило через социальные образовательные ситуации. Данные условия и ситуации должны быть адекватны специфике дошкольного образования и направлены на:

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектную, познавательной и т. д.);

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

создание грамотно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

Всё разнообразие деятельности детей в детском саду направлено на развитие различных компонентов детской самостоятельности.

Что такое детская инициатива? Это самостоятельное внутреннее стремление ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Она проявляется в деятельности детей по выбору и интересам в свободной и самостоятельной форме.

Однако, детская инициатива нуждается в поддержке, поскольку ребенок не всегда в состоянии довести свой интерес до логического завершения. Незначительное оказание педагогом помощи ребёнку с использованием разных способов и средств (в том числе и возможности развивающей среды) в принятии решения заниматься той или иной деятельностью – это та мера поддержки, которая станет «двигателем» детской инициативы в дальнейшем. Поддержка детской инициативы не должна быть директивной и жесткой со стороны взрослого, а основана на обращении ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.

Инициативность детей дошкольного возраста обусловлена физиологическими, возрастными нормами ребенка и индивидуальными возможностями детей, а также любознательностью, изобретательностью, стремлением к самостоятельности, пытливостью ума, т. е. всеми качествами, характерными для детского возраста.

Именно инициативность и самостоятельность становятся важным условием развития и совершенствования всей познавательной сферы ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы активизирует зону ближайшего развития ребенка (помощь со стороны взрослого, тем самым позволяет активизировать новую зону, которая станет очередной ступенькой развития личности в дальнейшем.

Чтобы подвести ребенка к проявлению инициативы, нами используется ряд методических приемов:

1. Подведение детей к проявлению инициативы через постановку проблемы и предложение им самостоятельно найти способ разрешения проблемы.

2. Побуждение детей к самостоятельному сопоставлению фактов, сравнению, обобщению и выводам по той или иной ситуации.

3. Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение).

4. Поиск проблем из реальной жизни, значимых и актуальных для ребенка.

5. Подведение детей к самостоятельному использованию имеющихся знаний для получения новых.

Решать проблемные ситуации предлагается в соответствии со схемой-алгоритмом

Для всестороннего развития детей мы широко используем в работе авторские пособия-модели, которые в полной мере являются средством мотивации и поддержки детской инициативы.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

усвоение детьми временных представлений является одним из наиболее трудных для усвоения дошкольниками понятий;

яркий необычный вид, новый предмет в группе сразу привлекает внимание детей и является стимулом для проявления детской инициативы («Что это?», «Для чего нужен этот предмет?», «Как его можно использовать?» и т. д.);

использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, побуждает к деятельности;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает память и мышление;

применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мы считаем, что своевременное формирование временных представлений у детей дошкольного возраста позволяет заложить основу для дальнейшего развития ребенка, сможет повлиять на воспитание организованности, целенаправленности, собранности, умения планировать свою деятельность и т. д. В дальнейшем эти качества будут «помощниками» для подготовки и обучения в школе.

Для развития пространственно-временных представлений у детей нами представлены модели : «Времена года», Части суток», «Дни недели», «Явления природы», «Цветок вежливости», «Часы», «Радуга» и другие.


АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

Введение в деятельность детей предметов авторского моделирования оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей. При помощи пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируется восприятие, интеллектуальные и практические действия (детям нравится действовать). Наглядные модели интересны и доступны детям дошкольного возраста.

Наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, стимулирует интерес к образовательной и самостоятельной деятельности, помогает запоминать, систематизировать полученные знания. Дети очень легко и быстро воспринимают и усваивают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Наши модели – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и взаимосвязь между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прибыть к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы. В процессе деятельности активизируется наглядно-схематическое мышление детей, которое является переходной ступенью к логическому мышлению.

Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей : простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему мер измерения времени, где каждая мера складывается из единиц предыдущей. В соответствии с образовательной программой дошкольного образования формирование временных представлений у дошкольников строится в следующей последовательности:

вторая младшая группа – определение частей суток (утро, день, вечер, ночь);

средняя группа – закрепление представлений о частях суток, развитие временных представлений (сегодня, завтра, вчера, осознание на конкретных примерах понятий «быстро» и «медленно»;

старшая группа – усвоение последовательности дней недели, определение, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

подготовительная к школе группе – закрепление знаний о последовательности дней недели и времен года, знакомство с названием текущего месяца.

Представляемые модели позволяют не просто заучивать, а развивать «чувство времени» – способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1,2,3,5,10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером).

В ходе работы отдается предпочтение практическим методам и играм. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени. Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Подводя итог, можно отметить, что для поддержки детской инициативы и формирования мотивации у детей-дошкольников необходимы следующие условия:

1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Отсутствие критики результатов деятельности ребенка и его самого как личности.

3. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

4. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка, интересов; создание условий для их реализации.

5. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

6. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.

7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового и познавательного опыта.

8. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Список рекомендуемой литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.

6. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Публикация «Авторское дидактическое пособие „Бросай-ка“ для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов» размещена в разделах


АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

Основная идея создания и использования пособия- это развитие логического мышления у детей, а именно:

– закрепление умения выделять характерные признаки фигур, предметов, объектов;

– закрепление умения обобщать фигуры, предметы, объекты по характерному признаку;

– закрепление умения классифицировать;

– закрепление умения расшифровывать информацию, закодированную с помощью знаков- символов;

Как выглядит пособие?

Пособие ” Бросай-ка” – это набор кубиков, на гранях которых наклеены знаки- символы различной тематики. Кубики могут быть любого размера, картинки со знаками- символами могут быть нарисованы или напечатаны в черно- белом разрешении.

Совет из опыта – для организации фронтальной работы лучше сделать кубики покрупнее.

При изготовлении пособия можно использовать уже известные знаки- символы (цвет, форма, величина, а можно придумать свои – главное, чтобы эти знаки были понятны детям. Чтобы кубики из пособия прослужили дольше, необходимо оклеить их скотчем.

Как можно использовать пособие?

– как инструмент для организации фронтального дидактического упражнения на занятиях;

– как самостоятельную развивающую игру на закрепление материала по определенной теме;

Основное игровое действие:

Ребенок или воспитатель бросает кубик из пособия (играть лучше на ковре). Задача детей расшифровать знак- символ на выпавшей (верхней) грани кубика и выполнить условие, закодированное с помощь символа, – отсчитать, выбрать, назвать нужные фигуры, предметы, объекты.

Возможны варианты выполнения задания:

1. Все дети выполняют условие задания данного хода (броска кубика) одновременно;

2. Ребенок бросает кубик и выполняет условие задания индивидуально;

Например: при закреплении знаний о форме геометрических фигур, используя в качестве раздаточного материала блоки Дьенеша, на грани кубика выпадает знак треугольника, тогда все дети находят соответствующую фигуру и забирают ее к себе в ” копилку”. При другом варианте- ребенок бросает кубик и забирает фигуру, знак которой выпал на грани, дальше кубик бросает другой ребенок и выбирает свою фигуру и т. д.

При использовании пособия на занятиях выбор победителя не обязателен.

При организации самостоятельной развивающей игры определяется победитель по количеству правильно выбранных ответов.

Какой раздаточный материал можно использовать:

1. При формировании элементарных математических представлений

– камушки, шишки, желуди, пуговицы;

– блоки Дьенеша, плоскостные изображения геометрических фигур;

-любой другой плоскостной раздаточный материал;

– карточки с числовыми фигурами, карточки с изображением разого количества предметов;

– предметы разные по цвету, форме, величине;

2. При формировании целостной картины мира

– предметные картинки по темам обобщающих понятий;

– игрушки и предметы по теме закрепления;

– природный и бросовый материал;

А также в качестве “раздаточного материала” может служить –

Тематика кубиков, используемых в пособии:

– на закрепление знаний о цвете, форме, величине, количестве;

– на закрепление знаний по обобщающим понятиям рукотворного мира;

– на закрепление знаний об основных классах животных;

– на закрепление знаний о формах и местообитании растений;

– на закрепление знаний о классификации транспорта, посуды, одежды;

– на закрепление знаний о материалах;

– на закрепление знаний об агрегатном состоянии веществ;

В заключении хочется сказать – я пользуюсь этим пособием уже более 15 лет! Оно очень помогает в организации деятельности детей, систематизации знаний, а также позволяет в короткие сроки выявит уровень усвоения детьми знаний по определенной теме.

Условные обозначения знаков – символов


АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

Публикация «Авторское дидактическое многофункциональное игровое интерактивное пособие по ПДД „Кэпбокс“» размещена в разделах

С одной стороны коробки расположено игровое поле, с помощью которого можно:

• познакомить детей с работой светофора;

• сформировать представление об улице и участниках дорожного движения: пешеходах, водителях и пассажирах;

• научить различать виды транспорта: наземный (к которому относится пассажирский, легковой и грузовой, воздушный и водный;

• дать элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге (например, где нужно переходить улицу).

Пособие интерактивное благодаря тому, что крышечки легко снимаются и прикручиваются. На крышечках есть фотографии детей группы, которые можно заменять в зависимости от того, кто играет.

Кроме изучения ПДД, пособие развивает мелкую моторику пальцев рук и способствует запоминанию основных цветов, что позволяет использовать его уже с младшего дошкольного возраста.

С другой стороны пособия расположены картинки с тремя видами транспорта специального назначения: пожарная машина, полицейская машина и скорая помощь, а напротив – крышечки с соответствующими изображениями. В этой игре дети легко выучат телефоны экстренных служб.

Также здесь есть дорожные знаки, которые ребята запомнят, устанавливая соответствие с картинками (например, парковка, медпункт и тому подобное).

Картинки и знаки можно со временем менять на другие.

На боковых частях пособия имеются кармашки, которые заполняются различными материалами в зависимости от интересов детей и образовательных задач.

Это могут быть картинки, раскраски, загадки, настольные игры по ПДД.

Мы надеемся, что идея нашего пособия будет полезна для вас. А может быть, вы захотите сделать свои оригинальные игры, ведь, как сказал А. Эйнштейн: «Творчество заразительно! Распространяйте его!»


АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

АВТОРСКОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ И АВТОРСКИЕ ПОСОБИЯ

Авторское дидактическое пособие для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов

Хочу поделится с коллегами своим опытом использования в работе с детьми авторского дидактического пособия ” Бросай-ка”.

Пособие легко сделать своими руками – нужны только кубики, отслужившие свой срок в конструктивных играх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *