АНКЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И АНКЕТА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

«КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Если ты считаешь, что это верно и соответствует твоим отношениям с твоим учителем, то поставь (+), если оно неверно, то поставь (-).

Старается выполнять обещания, реализовать планы.

Если (+): № 1, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 20 – то 1 балл.

Если (-): № 2, 5, 9, 14, 15, 17, 18, 19 – то 1 балл.

До 5 баллов (плохие отношения), 6-10 баллов (средние отношения),: 10-15 баллов (хорошие отношения),: 16-20 баллов (очень хорошие отношения)

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога. Её цель — побудить классных руководителей «поставить» себя на место своих учеников и посмотреть на образовательный процесс «их» глазами.

Уважаемый классный руководитель, Вы завершили очередной год работы с классом. А теперь остановитесь, передохните и посмотрите на себя глазами какого-либо своего воспитанника. Попробуйте оценить свою деятельность с его позиций.

каким настроением ты чаще всего идёшь в школу?

2. Как часто бывают у тебя в школе неприятности?

Если неприятности все же бывают, то от кого они чаще всего исходят?

Как часто у тебя бывают конфликты с классным руководителем?

Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? (ответ сформулируй сам).

8. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам).

Ты считаешь, что твой класс:

Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом учебном году, тебе понравились больше всего?

12. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Анкета для классных руководителей

1. Привлекает ли Вас работа классного руководителя или Вы отказались бы от неё, если бы была такая возможность?

2. В чём, по Вашему мнению, сложность работы классного руководителя?

3. Какую конкретную помощь в организации своей работы с классом Вы бы хотели получить:

в выборе форм и методов;

в изучении коллектива;

в работе с родителями, учителями-предметниками, с детскими

в другом (укажите, в чём именно).

4.   Если бы Вы были членом администрации школы, какие изменения в

организацию воспитательной работы внесли бы?

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь, работая с классом? В чём видите их причину?

6. Что Вам больше всего удаётся в Вашей работе?

7. Какие качества поведения, черты личности Ваших ребят больше всего Вас огорчают?

8. Какие качества поведения,  черты личности Ваших ребят больше всего Вас радуют?

9. Чего ждут от Вас Ваши ребята?

10. Каким опытом Вы могли бы поделиться с коллегами?

11. Какие материалы могли бы предложить для публикации?

12. Ваши пожелания и предложения.

4. Привлекает ли Вас работа классного руководителя или Вы отказались бы от неё, если бы была такая возможность?

5. В чём, по Вашему мнению, сложность работы классного руководителя?

6. Какую конкретную помощь в организации своей работы с классом Вы бы хотели получить:

13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь, работая с классом? В чём видите их причину?

14. Что Вам больше всего удаётся в Вашей работе?

15. Какие качества поведения, черты личности Ваших ребят больше всего Вас огорчают?

16. Какие качества поведения,  черты личности Ваших ребят больше всего Вас радуют?

17. Чего ждут от Вас Ваши ребята?

18. Каким опытом Вы могли бы поделиться с коллегами?

19. Какие материалы могли бы предложить для публикации?

20. Ваши пожелания и предложения.

Просмотр содержимого документа

«Анкета для классных руководителей »

  • С радостью – 100%
  • С равнодушием – 0%
  • С предчувствием неприятностей – 0%
  • От учителей предметников – 0%
  • От классного руководителя -0%
  • От учеников твоего или другого класса -100%
  • Часто – 0%
  • Редко – 33 %
  • Никогда – 66%
  • «вторая мама» -100%
  • Организатор досуга – 66%

6. Какие чувства вы испытываете к своему классному руководителю? (ответ сформулируй самлюбовь, радость общения, уважение, дружеские

7. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

смелость, доброту, дружелюбность, красоту, любовь к окружающим.

8. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю? (пожелание сформулируй сам) не менять черты характера, здоровья, счастья, удачи,

9. Ты считаешь, что твой класс:

  • Сплочён и дружен -100%
  • Разбит на группы – 0%
  • Каждый живёт сам по себе – 0%

10. Какие классные мероприятия, которые проводились в прошлом году, тебе понравились больше всего?

Новогодний карнавал, День Матери, Выпускной вечер в 4 классе, 8 марта.

11. Что ты знаешь о своём классном руководителе?(увлечения, мечты)

Любит читать, сочинять сценарии, играть в них роли, общаться с детьми

Итоги анкеты для родителей

Анкета для родителей

Каждое утверждение следует оценить по пятибалльной шкале.

1 балл – совершенно к нему не относится.

2 балла – чаще к нему не относится.

3 балла –  иногда

4 балла – похоже на учителя

5 баллов – это точно о нём

Средний балл : менее 47 –

от 48 до 71 –

свыше 72 –

Средний балл Александриковой Г. Г. –   74 балла (высокий

Анкета «Социальный паспорт ученика»

(Уважаемые родители!  Заполните, пожалуйста, данную анкету печатными буквами. Эта информация необходима для оформления школьной документации (журнал, социальный паспорт класса) и организации учебного процесса.

1. Фамилия, имя, отчество ученика ___________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________________________________

3. Место рождения _________________________________________________________________________

5. Домашний адрес (адрес проживания), домашний телефон _________________________________________________________________________________________

6. Адрес прописки:_________________________________________________________________________

7. Состояние здоровья (состоит ли на Д/учете, у какого специалиста, рекомендации для ребенка по орг. обучения)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Состав семьи (полная, неполная , многодетная, опека )-нужное подчеркнуть

9. Если семья неполная подчеркните причину (потеря кормильца, развод, мать-одиночка).

10. Если семья многодетная, укажите Ф. И. О. (полностью) других детей и дату их рождения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Если ребенок находится под опекой, то необходимо указать (полностью) Ф. И. О. родителей, а также Ф. И. О. , дату рождения, место работы опекуна, его домашний адрес и телефон ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Стоит ли семья на учете, как нуждающаяся в получении адресной социальной помощи ____________

13. Наличие детских пособий и льгот (получаете ли пособие в размере 450 рублей?)__________________________________________________________________________________

14. Посещает ли ребенок кружки, секции, клубы вне школы? (если да, то какие и где) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________________________

Образование (высшее, средне-специальное, средне-профессиональное, общее среднее) – нужное подчеркнуть

Место работы _____________________________________________________________________________

Телефон рабочий __________________________________________________________________________

Безработным родителям указать, состоите ли на учёте в Центре занятости населения. Родителям, имеющим инвалидность, указать группу.

Спасибо за сотрудничество!

№ 1 Анкета для классных руководителей.

4. Каким опытом Вы могли бы поделиться с коллегами?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в  «Школе классных руководителей» (нужное подчеркнуть):

№ 2 Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем

ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования.

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

для школьников 4-5-6 классов можно предположить следующий вариант

1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?

2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?

3. Кто тебе больше всех нравится в классе?

4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?

5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?

6. Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,

кому бы ты мог их подарить?

Обработка полученных данных.

На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.

Знаком “+” обозначен выбор

Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе  таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.

Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину  максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,

а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией

со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг(центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество поло жительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитае мых» (имеющих среднее количество выборов), в тре тий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше сред него), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплош ной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей на глядности или при большом количестве учащихся в клас се указанные линии целесообразно вычерчивать различ ными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение

личности в группе в следующих категориях:

–  член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного – 1-2, реже – 3-4 человека.

– член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

– термин, обозначающий члена группы, получающего менее

половины от максимального числа выборов. ( В III зоне.).

– лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его  помещают в IV зоне.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “ Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние

своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях – это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих

одноклассников. В других – бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется

проводить два – три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

№ 3 Классный коллектив глазами его ученика

Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочти предлагаемую ситуацию, представь себе, кто и как себя в ней поведет, и подчеркни необходимый ответ.1. Вы получили двойку. Класс:- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым. Кто бы выразил свое мнение?- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие. 2. Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.3. Вы соврали товарищу, подруге.- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.- резко осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.- резко осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те и другие.6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.- резко осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.7. На дискотеке вы попробовали вино.- резко осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловались на него учителю.- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.11. Ваш класс работает в поле (на школьном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.- резко вас осудил бы;- осудил бы;- не обратил бы внимания;- одобрил бы;- мнение было бы противоречивым.- весь класс;- большая часть класса;- несколько человек;- никто;- в основном девочки;- в основном мальчики;- и те, и другие.

№ 4 Семья и родители глазами ребенка

№ 5 «Учитель глазами родителей»

Просим вас принять на себя роль заинтересованного эксперта и оценить деловые и личные качества учителя, который обучает Вашего ребенка по ______________учебному предмету.

Оценить по 5  бальной шкале нужно те качества, которые перечислены после вступления.

Оценки ставьте  по такому принципу:

5 баллов – качество заметно выражено

1 балл – такого качества мы не замечали

0 баллов – Вы об этом, к сожалению, ничего не знаете.

№ 6 «Ученик – учитель»

Просим Вас оценить по 9-бальной шкале работу и личные качества вашего учителя.

0 баллов – не могу оценить, затрудняюсь, не знаю

1 балл – качество не проявляется, отсутствует

2-3 балла – качество проявляется редко

4-5 балла – качество проявляется часто

8-9 баллов это качество проявляется всегда или очень часто

следует внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней; это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

а) «Нет, что Вы! Я обычный человек»;

б) с улыбкой: «Спасибо я действительно человек выдающийся»;

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) «Да, я дума, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто – либо совершает действие или поступок, которые по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты интереснее»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!».

3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно Вас получается очень хорошо, но кто-либо говорит: «Мне это не нравится!». Обычно в таких случаях Вы говорите:

а) «Вы ничего не понимаете!»;

б) «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»,

в) «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим;

г) «Я считаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете?»;

д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой – то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой бестолковый! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно Вы говорите:

а) «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;

б) «Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;

в) «Если кто – либо бестолковый, то это Вы»;

г) «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;

д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто – либо с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно говорите:

а) «Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать»;

б) «Я все думал, когда же Вы приедете»;

в) «Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) «Вы же обещали! Как вы могли так опоздать!».

6. Вам нужно чтобы кто – то помог Вам. Обычно в таких случаях Вы:

а) никогда ни о чем, ни просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?», после чего объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что Вам нужна помощь этого человека;

д) говорите «Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У Вас какая – то неприятность?»;

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь, говорите: «Вы просто как ребенок!».

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто – либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях Вы:

а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;

б) говорите: «Это не Ваше дело!»;

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

9. Кто – либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно говорите:

а) «Вы с ума сошли!»;

б) «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто – то другой»;

в) Я не думаю, что это моя вина»;

г) «Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что говорите»;

д) принимаете чужую вину или не говорите ничего.

10. Кто – либо просит Вас сделать что-то, но вы не знаете, зачем это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»;

11. Кто-то говорит Вам, что, по его мнению, то, что Вы сделали великолепно. В таких случаях Вы обычно говорите:

а) «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: “Нет, это не было столь здорово”.

в) говорите: “Правильно, я действительно это делаю лучше всех”.

г) говорите: “Спасибо”.

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

а) говорите: “Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне”.

б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: “Да, спасибо”.

в) говорите: “Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите.

д) говорите: “Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо”.

а) Немедленно прекращаете беседу.

б) Говорите: “Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда”.

в) Говорите: “Извините, я буду говорить тише”, после чего ведется беседа приглушенным голосом.

г) Говорите: “Извините” и прекращаете беседу.

д) Говорите: “Все в порядке” и продолжаете громко разговаривать.

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: “Некоторые люди ведут себя очень нервно”.

б) говорите: “Становитесь в хвост очереди!”

в) ничего не говорите этому типу.

г) говорите громко: “Выйди из очереди, ты, нахал!”

д) говорите: “Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди”.

а) выкрикиваете: “Вы болван, я ненавижу Вас!”

б) говорите: “Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете”.

в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

г) говорите: “Я рассержен. Вы мне не нравитесь”.

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

а) говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

б) воздерживаетесь от всяких просьб.

в) отбираете эту вещь.

г) говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

а) говорите: “Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом”.

б) говорите: “Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им”.

в) говорите: “Нет, приобретайте свой!”

г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

д) говорите: “Вы с ума сошли!”

а) не говорите ничего.

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

а) говорите: “О, это пустяк”. Или: “Да ничего особенного”.

б) говорите: “Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?”

в) продолжаете молча работать.

г) говорите: “Это совсем Вас не касается”.

д) прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

а) рассмеявшись, говорите: “Почему Вы не смотрите под ноги?”

б) говорите: “У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?”

в) спрашиваете: “Что случилось?”

г) говорите: “Это все колдобины в тротуаре”.

д) никак не реагируете на это событие.

а) говорите: “Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!”

б) ничего не говорите, игнорируя этого человека.

в) говорите: “Почему Вы не занимаетесь своим делом?”

г) говорите: “Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне”.

д) говорите: “Пустяки, у меня все будет о’кей”.

б) говорите: “Это их ошибка!”

в) говорите: “Эту ошибку допустил Я”.

г) говорите: “Я не думаю, что это сделал этот человек”.

д) говорите: “Это их горькая доля”.

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

д) заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

а) говорите: “Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал”.

б) говорите: “Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?”

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

д) говорите: “Замолчите! Вы меня перебили!”

а) говорите: “Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

б) говорите: “Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще”.

в) говорите: “Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите”.

г) говорите: “Отойдите, оставьте меня в покое”.

д) говорите: “Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом”.

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

д) ничего не говорите этому человеку.

а) говорите: “Что Вам угодно?”

б) не говорите ничего

в) говорите: “Оставьте меня в покое”.

г) произносите в ответ “Привет!”, представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

д) киваете головой, произносите “Привет!” и проходите мимо.

Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) (для старшеклассников)

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов.

Неправильные ответы подразделяются на неправильные “снизу” (зависимые) и неправильные “сверху” (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения.

Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике.

Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:

– ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)

– ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)

– ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)

– ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)

– ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом.

Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

  • Реагирование на справедливую критику – вопросы 4, 13.
  • Реагирование на несправедливую критику – вопросы 3, 9.
  • Умение обратиться к сверстнику с просьбой – вопросы 6, 16.
  • Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать “нет” – вопросы 10, 17, 25.
  • Умение самому оказать сочувствие, поддержку – вопросы 7, 20.
  • Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников – вопросы 8, 21.