АНИМАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

1. Обзор литературы

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления. Поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат

1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся

1.2. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

1.3. Методы активного обучения

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

2. С ПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
2.1. Дидактические игры

Почетное место на уроках биологии занимают игровые моменты.

Все дидактические игры можно классифицировать на классно-урочные игры и внеклассные игры.

Приведем ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.

Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в 6-7 классах.

Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.
Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы «Сельскохозяйственное значение злаков».
Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы:
– К какому семейству относятся эти растения?
– К какому классу?
– Назовите общие признаки класса, семейства.
– Что вы знаете об этом растении?
– Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать?
Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры – упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды. Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов. При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления школьников. Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое – ответ основывается на трех – пяти словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
Чаще всего мы используем кроссворды при изучении терминологии. При желании учащиеся могут составить кроссворд на заданную тему дома. В этом случае мы отрабатываем точность определения понятий. На следующем уроке их решаем по группам или индивидуально. Можно также предложить детям закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Например, по биологии в 6 классе после изучения темы «Деление клетки» задаем разгадывание кроссворда с заданием: впишите в графы кроссворда название фаз митоза. Если кроссворд использовать на этапе закрепления, то к заданию добавляем: кто выполнит первым и без ошибок.
Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет, и в то же время заинтересовывает, дает возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Биология требует от учеников большой словарной работы. Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.
Ребус – это задача, в которой зашифровано слово или предложение с помощью рисунков, букв или знаков. Мы постепенно знакомим с разными способами решения ребусов, с основными правилами составления и разгадывания ребусов – своего рода «ребусной азбукой».
Сюжетно-ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные роли. В таких играх дети отражают различные стороны жизни (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.
Интересны игры-соревнования, они могут включать в себя все вышеназ-ванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.
Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.

1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, законов, явлений, т.к. у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.
2. Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного материала в 5-6-х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются в игру.
3. В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно-ролевые игры, т.к. они содержат профориентационную информацию. Для проведения таких игр требуется более тщательная подготовка как с нашей стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы используем их 1-2 раза в год.
4. При объяснении нового учебного материала мы не увлекаемся большим количеством дидактических игр, т.к. образовательная значимость темы, ее научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. При объяснении нового материала применяем игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период, и следовали бы логике этого или иного открытия.
5. Мы не проводим дидактические игры длительные по времени, они утомляют учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5-10 мин).

2.3. Проблемные ситуации

Метод проблемного обучении составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

На уроках биологии использую следующие типы задач:

При изучении зоологии ребятам можно предложит следующие произведения:

«Лиса и еж» – басня Н. Сладков

«Мартышка и очки» – басня И. Крылов

Мартышка к старости слаба глазами стала
А от людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.
Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?

2.4. Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:

1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)
2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)
3 страница – используемое оборудование
4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)
5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)
6 страница – выводы
7 страница – список источников информации
Примеры проектов:
Проект 1 – «Растущие малютки»
Цель: продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий
Оборудование: молоко (нельзя брать кипяченое и стерилизованное), стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник
Ход работы: налить в каждую банку по 250 мл молока, накрыть марлей, поставить одну банку в холодильник, а другую в тепло. В течение недели проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока.
Проект 2 – «Раскрашенные яблоки»
Цель – убедится в изменении химического состава созревающего яблока
Оборудование: 5 (можно 3) яблок разной степени зрелости, маленькие стаканчики, спиртовой раствор йода, ватные диски, фольга, нож
Ход работы: вырезать ломтики из середины каждого яблока, разложить на фольге от незрелого в зрелому яблоку. Налить в стаканчики немного воды и капнуть по 5 капель йода, обмакнув ватный диск в раствор, хорошо смочить им ломтики яблок. Внимательно рассмотреть цвет.
Проект 3 – «Испарение воды листьями»
Цель – убедиться, что вода испаряется через устьице листа
Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.
Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течение 3 недель фиксируя результаты.

При изучении понятия птица приписываем ему свойство любого предмета, например коробки. Соединяем признаки коробки и птицы:

Картонная птица – оригами
Большая птица – страус
Маленькая птица – колибри
Красивая птица – канарейка
Старая птица – вымершая (дронт)
При изучении рыб можно использовать сопоставление с вазой:
Красивая рыба – аквариумная
Большая рыба – акула
Маленькая рыба – малек
Круглая рыба – луна
Плоская рыба – камбала
Г) «Ключевые слова» – каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.
Кишечнополостные
Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся.
Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги.
Оценочная шкала: 12-11 баллов – «5», 10-9 баллов – «4», 8-6 баллов – «3», менее 5 баллов – «2».
Д) «Верю – не верю» – предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).
Е) «Да-нетка» – по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
Ж) «Кроссвординки» – предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой). Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.
ВЫВОДЫ
1. В статье нами были рассмотрены сущность активного обучения, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Основные пути активизации познавательной деятельности – разнообразие форм и методов, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
3. Осуществлена подборка учебно-методических материалов по использованию методов активного обучения на уроках биологии по различным разделам школьного курса.
4. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что использование методов активного обучения на уроках биологии обеспечивает повышение уровня мотивации к изучению предмета, следовательно, способствует качественному усвоению материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. – М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
2. Акимов С. И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 17с.
3. Акперова И. А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.
4. Алексеев М. Ю., Золотова С. И. Применение новых технологий в образовании. – Троицк, 2005. – 62 с.
5. Бондарук М. М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. – Волгоград, изд. Учитель, 2007
6. Бордовская Н. В., Даринская Л. А., Костромина С. Н. Современные образовательные технологии. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
7. Борзова З. В, Дагаев А. М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
8. Воронина Г. А., Исакова С. Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
9. Высоцкая М. В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах-Изд. Учитель: Волгоград,2007.
10. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
11. Горбунова А. И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.
12. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. – Ассоциация педагогов-психологов. Сайт психологической службы Комитета по образованию Гатчинского района Ленинградской области. – gatchina-psi.narod.ru/06_daijest/06-02_motivacija.htm
13. Еськов К. Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека /К. Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
14. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности. – С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
15. Марина А. В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы //Биология в школе. – 2007. – № 6.
16. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаров. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
17. Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность. – М.: Роспедагенство, 2005. – 54 с.
18. Новоженов Ю. И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 78с.
19. Пустохина О. А. Урок в современной школе – Волгоград, изд. Учитель, 2009.
20. newreferat.com/- формы, методы и средства самостоятельной работы учащихся.2013.

Рекомендуем посмотреть

Что такое ИКТ

Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий

Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Система посещения уроков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *