АНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ И АНАЛИЗ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

работы педагога по методической теме самообразования

за период 2019/2020 учебного года

Ф. И. О. учителя – Казакова Марина Вячеславовна.

1. Методическая тема по самообразованию:

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

3. Цель работы:  Способствовать формированию УУД через внедрение технологии научно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО.

1. Формировать систему научных взглядов учащихся;

2. Развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды;

3. Знакомить с современными методами научно- исследовательской работы;

4. Создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;

5. Участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города: конкурсах, олимпиадах, конференциях;

6. Научить детей работать с научной литературой.

Объект исследования: процесс формирования основ исследовательской и познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ исследовательской и познавательной деятельности младших школьников.

4. Этапы реализации методической темы:

5. . Планируемые результаты

1. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, и развитие их творческих способностей;

2. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

3. Обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;

4. Мотивация учебной деятельности;

6. Практический выход, формы представления:

1. Сообщение на заседании МО учителей – начальных классов.

2. Показ применения новых технологий на открытом уроке.

3. Защита проектов на ежегодной научно-практической конференции для учащихся начальной школы.

7. Виды диагностик, позволяющих отследить эффективность работы в педагогической деятельности:

8. Творческое сотрудничество:

9. Выводы о проделанной работе за II полугодие 2019/2020 уч. г.

Завершился 5 обобщающий этап.

Результатом своей деятельности считаю:

Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности.

– Открывает возможности формирования жизненного опыта.

– Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.

– Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

– Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

– Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Исследовательской работой можно заниматься и на уроках и во внеклассной работе.

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что использование проектно-исследовательского метода оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.

Таким образом, использование метода проектов в начальной школе – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

В период реализации методической темы изучила методическую, педагогическую и психологическую  литературу.

– философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); психолого-педагогические теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, В. Д. Шадриков, Б. Д. Эльконин);

– идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);

– теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов), творческого саморазвития личности (В. И. Андреев, А. М. Матюшкин);

– концепция развития исследовательской деятельности детей (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов); психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков);

– концептуальные основы педагогических технологий (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. М. Монахов, И. Ю. Соколова и др.)

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику развития исследовательских умений младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию исследовательских умений на уроках.

Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»

Приемы, для повышения интереса к учебному материалу:  1. Прием “Привлекательная цель”  Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя – закрепление последовательности чисел первого десятка).  2. Прием “Удивляй”  Например, дети, какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.  3. Прием “Отсроченная отгадка”  В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”  4. Прием “Фантастическая добавка”  Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают. Р АСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/  5. Прием “Лови ошибку”  Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать почему ошибка и как её исправить.

6. Прием “Свобода выбора”  На уроках чтения – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.  7. Прием “Драматизации и театрализации”  В чтение много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему. 8. Прием “Да-нетка” – универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Создание исследовательских проектов: – «Животный мир родного края»

– «Растительный мир родного края»

– «Памятные места Ростовской области»

– «Компьютеры – вред или польза!»

– «Секреты шоколада»

– «Памятники истории Ростовской области»

– «Наш край в годы ВОВ»

(Материал будет опубликован на сайте Казаковой М. В.)

С уверенностью могу сказать что, исследовательскую и познавательную деятельность можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. На практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков.

Анализ работы над темой по самообразованию.

Каким быть человеку ХХI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица своих учеников, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась навстречу тебе душа?

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка.

На уроках литературного чтения и русского языка дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову – своему и товарищей.

Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Рассуждая над данной проблемой и возникла тема: «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения».

При рассмотрении темы «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения» ставились следующие задачи:

Объект исследования: речевая деятельность как структурная единица образовательного процесса в начальной школе.

особенности организации речевой деятельности младшего школьника на уроке литературного чтения.

В ходе работы над темой было выявлено следующее:

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи уроков литературного чтения: развивать умения видеть слово в тексте, наблюдать за его значением, понимать, почему данное слово отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя, различать переносное, образное значение, учить использовать в собственной речи меткие слова и выражения, обучать пониманию текста, развивать навыки выразительного чтения, культуры речи, творчества.

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов на книгу, аннотации).

Мы, учителя, должны подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.

Классный руководитель 1 класса: Рулинская Татьяна Сергеевна

За 2016-2017 учебный год

учителя математики Ахмедовой  Людмилы  Мюгюдиновны

:” Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках математики через ИКТ”

В начале учебного года я выбирала тему самообразования, исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы составила план работы:

2)использовать ИКТ на уроке и во  внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;

3)развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений;

4)формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

В ходе самообразования я  использовала различные источники информации:

1) изучение литературы: под редакцией Е. С. Полат -М.:2004 « Новые педагогические и информационные технология в системе образования»,  М. В. Величко «Проектная деятельность учащихся»

2) изучение материалов в сети Интернет: nsportal.ru, инфоурок.ру ,Якласс   , посещение онлайн семинаров и вебинаров: онлайн-семинар Дмитрия Гущина на сайте цифра.ру, интернет- вебинары: «система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ» на сайте алгоритм.ру,  «Современный урок математики», “ментальная арифметика» abacus.ru ,

3)посещение уроков коллег с последующим обменом опыта .

участие во Всероссийской педагогической олимпиаде «Слово педагога» в номинации  «Определение уровня квалификации». Диплом 2 степени;

участие во Всероссийской олимпиаде “Мир -олимпиад» в номинации « учитель 21 века». Диплом 1 степени;

*участие  во Всероссийских олимпиадах школьников: «Отличник» ,«Мега  талант» , «Мир-Олимпиад» .

1 степени: Кебедгаджиева Марьям 7а(Всероссийский конкурс «Отличник»)

Мусакаев Даниял 10в

Маллаева Калимат 10в

Джамавова Диана 10в

Султанов Нуцал 8г

Курбанов Гусейн 8г

2 степени: Гусейнов Гамзат 7а(Всероссийский конкурс «Отличник»)

Магомедова Айшат 7а(Всероссийский конкурс «Отличник»)

Зубаиров Зубаир  7в

3 степени:Сулейманова Фатима 8г

Абдурахманов Саид 7а

Тинкуева Лейла 7а(Всероссийский конкурс «Отличник»)

Призеры:Ибрагимова Аиша 7в

Гаврилова Зинаида 7в

Мусакаева Патина 7в

Садыкаева Фарида 8г

1)Магомедова Айшат 7 кл«Треугольники в нашей жизни»,

2)Сулейманова Фатима  8 кл«Математика и гармония»,

3)Гаджиева Лайла 10 кл «Связь математики с другими науками».

1)Кебедгаджиева Марьям 7 кл «История возникновения алгебры»,

2)Мусакаев Даниял 10 кл «Применение производной в геометрии,физике,технике»,

3)Султанов Нуцал 8 кл «Великий Пифагор».

В 2016-2017 учебном году был проведен открытый урок на тему: «Формулы сокращенного умножения в 7в классе с мультимедийным сопровождением».

Внеклассное мероприятие  «Конкурс умных  и находчивых» с использованием ИКТ .

При изучении данной темы сотрудничала с заведующим кафедрой математики Хаировой Ф. Г и с учителем математики Ашурбековым К. Д.

Часто на уроках использовала систему «Я-класс»  и сайт «Сдам огэ» для контроля знаний в онлайн режиме.

Применяя информационные технологии на уроках,мне удалось

планирую расширить свою компетентность в области ИКТ-технологий посредством реализации следующей темы самообразования: «ИКТ-технологии как средство формирования метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС».

Анализ проведенной работы над темой  по самообразованию  воспитателя группы № 4 (старший дошкольный возраст)

за 2017 -2019 учебный год

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Срок реализации – 2 года

Тема «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» вызвала у меня большой интерес.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.  Я думаю, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа.  Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Работа над темой проходила в несколько этапов.

1-й этап –

Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне верно определить цели, задачи и направления в реализации данной темы.

Цели и задачи представлены на слайде.

В результате работы на первом этапе, я  познакомилась и опробовала новую педтехнологию – Лепбук. Пополнила и обновила предметно-развивающую среду в группе  пособиями по данной теме.

Изучая эту тему, для себя я поняла, что педагоги должны создавать все необходимые условия для развития театрализованной деятельности, так как среда является одним из основных средств развития личности детей, источником их индивидуальных знаний и социального опыта. Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

2-й этап – Диагностический

По результатам анкетирования по самообразованию определила круг вопросов, требующих дополнительной подготовки.

Формирование банка данных об уровне родительской компетенции в вопросах развития речи детей проходило через анкетирование родителей по данному вопросу. Выяснилось, что родители не достаточно компетентны в вопросах речевого развития  и развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность, но хотели бы принять участие в реализации этого проекта. Утеряны традиции семейного чтения и высокая занятость родителей оставляет мало времени и желания на более тесное взаимодействие с ребенком.

Уровень детской компетенции определялся способом диагностических бесед  и наблюдений на данную тему при создании специальных игровых ситуаций.

Проведя анализ полученной информации, получила следующие данные, представленные на слайде. Из полученных  данных можно сделать следующий вывод.  У детей достаточно высокий интерес к театру, но не достаточно знаний и умений для реализации своих замыслов, а так же не достаточная эмоциональная свобода в выражении собственных эмоций.

Знакомство детей с разными видами театра проходило различными способами:

В группе имеются следующие виды театров, созданные своими руками и приобретенные педагогами:

Я разработала парциальную программу для занятий  с дошкольниками на учебный год  на основе  программы Н. Ф. Сорокиной «Театр, творчество, дети».  Составила  план взаимодействия с родителями по  данной теме. Основной акцент в организации театрализованной деятельности решила сделать  на  форму внешней демонстрации театрализованного действия, и на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я постаралась учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Дети с удовольствием  участвовали в спектаклях «Осенняя ярмарка», «Происшествие в лесу», показанных детям младших групп.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями и социальными партнерами. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.

Коллектив театра «Наш Дом» показал детям мир закулисья и познакомил с профессиями  работников театра.

Кукольный театр «Золотой петушок» организовал квест-игру «Путешествие в мир театра кукол» и познакомили детей с разными видами игровых кукол и процессом создания сказки.

Тема  организации театрализованной деятельности с детьми оказалась интересна и моим коллегам. Подготовила доклад для воспитателей «Развитие экологической компетентности  дошкольника посредствам театрализованной деятельности». Провела мастер-классы на фестивале «Олимпийский декадник 2019» в городе Челябинске на темы: «Использование приёмов театрализованной деятельности в коррекции недостатков речевого развития у  детей дошкольного возраста»  и  «Театрализованная деятельность, как одна из  современных форм работы с дошкольниками и родителями».  Подготовила мастер-класс для педагогов на «Панораму педагогических достижений», но смогу  представить его на следующий год.

Опубликовала сценарий  спектакля в электронном СМИ

Театрализованные занятия  всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. По-моему воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Театрализованные игры помогают детям  закрепить социально-коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с дошкольного возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Предполагалось, что  в результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы; будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что  способствует формированию и развитию социально-коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическая выразительность; навыки имитации), а также развитию психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение,  познавательные процессы), личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным)

Результаты  контрольной диагностики детей  говорят о том, что предполагаемый результат достигнут. У детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию социально-коммуникативных навыков. Более того, хочется отметить и еще один положительный аспект в результате проведенной работы – это значительное улучшение  психологического микроклимата в системе взаимоотношений ребенок -детский сад-семья.

По результатам повторного анкетирования среди родителей,  уровень осведомленности и компетентности по вопросу развития творческих способностей детей  так же значительно повысился.

В дальнейшем планирую продолжить работать над этой темой, т.к.  считаю  ее актуальной. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в детской деятельности, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию всех черт личности, а так же способствуют налаживанию положительного эмоционального контакта между детским садом и родителями.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *