АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Цели деятельности учителя: Формирование представления учащихся об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.

– научатся правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

-научатся объяснять роль окончания для связи слов в предложении или в словосочетании;

-обобщат знания о частях слова;

-закрепят навыки морфемного анализа слов и навыки образования слов из морфем.

-примут и освоят роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов;-разовьют  осознанное уважительное отношение к  орфографически верному письму.

изучение нового знания

учебник по русскому языку УМК «Перспектива» (2 класс, 2 часть) Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. , рабочая тетрадь, презентация.

нестандартного урока на тему «Проверь свои знания»

учительницы средней школы №10

Керкинского этрапа Лебапского велаята

Хыдыровой Маи Худайназаровны

Тема урока: Нестандартный урок на тему «Проверь свои знания».

Цель урока: Совершенствование и закрепление знаний учащихся по

пройденным темам; воспитание любви, уважения,

почитания к наследию нашего народа; привитие чувство

любви и гордости к Родине, к Президенту.

Наглядность: Иллюстрации картин; карточки; учебные таблицы;

кластеры «Наследие», «Родина», «Мир».

Тип урока: Совершенствование знаний.

Межпредметная связь: Туркменский язык, история.

2) Проверка посещаемости учащихся.

3) Речевая разминка.

б) Вопросо-ответная беседа.

1) Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года?

2) Как называется наша родина? Какое оно государство?

3) 2021-ый год назван каким годом?

4) Какие преобразования происходят в нашей стране?

2. Вступительное слово учительницы:

—Ребята, сегодня у нас необычный урок. На уроке мы выполним различные задания увлекательного характера, параллельно повторим пройденные темы. Класс разделён на три команды: «Наследие», «Преобразование» и «Отчизна», которые будут соревноваться между собой.

3. Выполнение заданий.

1 тур . « Разминка ».

1. Какие виды синтаксической связи словосочетаний есть ?

2. Что такое грамматическая основа предложения ?

3. Какие виды сказуемого вы знаете ?

4. Чем может быть выражено подлежащее ?

5. Какое предложение называется двусоставным ?

6. Какие типы предложений по цели высказывания есть?

7. Что такое повествовательное предложение?

8. Что такое вопросительное предложение ?

9. Что такое восклицательное предложение ?

10. Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

11. Как звали учительницу французского языка из рассказа В. Распутина?

12. Сколько эпических сказаний входят в эпос «Горкут ата» ?

13. Кто автор повести «Простите нас!»?

14. Назовите настоящую фамилию писателя Грина и его произведение, которое мы изучали.

15. Кто автор повести «Капитанская дочка»?

16. Какое историческое событие изображается в этой повести?

2 тур . « Выберите правильный вариант ответа».

3 тур . « Подумайте и ответьте».

Повесть Ю. Бондарева «Простите нас!». Дайте положительные или отрицательные ответы по повести и отметьте свой выбор в матрице (не глядя в текст).

Задание: Составить предложения с составным глагольным и составным именным сказуемым, используя ответы на вопросы к повести Ю. Бондарева «Простите нас!».

4 тур . Интерактивное задание.

Дополните кластер .

5 тур. « Конкурс выразительного чтения».

6 тур. « Я тебе, ты мне». ( Вопросы команд друг другу).

4. Подведение итогов урока.

5. Обобщение всего урока.

1) Выявление победителей.

2) Комментирование оценок учащихся.

6. Задание на дом: Повторить пройденный материал.


АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дни науки в Академической гимназии № 56


АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алгоритмы на уроках русского языка

Татьяна Станиславовна ДМИТРИЕВИЧ, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Многие учителя русского языка и литературы пытаются найти более эффективные методы преподавания: проводят театрализованные уроки, применяют опорные конспекты, обобщающие таблицы, по-новому структурируют программный материал. Я много думала, как сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и повысить грамотность учащихся. Такие поиски путей обучения привели меня к изучению возможности применения на уроках алгоритмов при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию.

Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

Темы раздела «Орфография» изучаются во всех классах. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с правописанием частицы не с различными частями речи.

В 5-м классе эта тема изучается опять. Учащиеся повторяют правописание не с существительными и прилагательными, в 6-м классе – с глаголами и местоимениями, в 7-м – с причастиями, деепричастиями и наречиями. Кроме того, изучая в 7-м классе тему «Частицы», ребята снова возвращаются к повторению темы «Не с различными частями речи». Алгоритм помогает объединить разбросанные по всем учебникам сведения и освобождает время для практических упражнений.

Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.

В своей работе я использую алгоритмы уже в 5-м классе. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.

Предлагаю Вашему вниманию образцы таких алгоритмов.

ТИП УРОКА. Промежуточный контроль по
разделу “Лексика”.

– заранее класс разделить на равноценные
команды;

– выбрать капитанов;

– пригласить членов жюри (старшеклассников или
учителей);

– дать контрольные вопросы для повторения и
подготовки:

Перед началом УРОКА-КВНа желательно класс
украсить различными смешными рожицами и
воздушными шарами для создания хорошего
настроения, организовать музыкальные заставки.

1 . Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.(3адания КВНа)

3. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент (Приветствие и
пожелание учащимся у спехов и побед при
выполнении заданий КВНа)

1-й конкурс: ( Конкурс оценивается 3 балла)

РАЗМИНКА (Повторение теории. Каждая команда
вытягивает вопрос.

А) Первая команда- Что изучает лексика?
Б) Вторая команда- Как образуются слова в русском
языке?
В) Третья команда- На какие две группы делятся
морфемы?

2-й конкурс: (Конкурс оценивается 7 баллов)

ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ от станции

(Докажите, что приставка значимая часть слова.
Кто больше использует приставок.

Каждой команде дается одинаковая картинка (рисунок № 1)

3-й конкурс: (Конкурс оценивается 3 балла)

КОНКУРС КАПИТАНОВ “ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО
ДОСТРОИТЬ”

(Образуйте слова по заданной схеме. Каждому
капитану достается конверт с зашифрованным
словом, необходимо определить часть речи, форму
слова, определить значение этого слова)

“РАЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ” (Цена
конкурса 6 баллов)

(Учащиеся должны доказать, что окончание –
значимая часть слова и расписать падежные
окончания на одинаковых деталях( у каждого
предмета их по шесть)

“ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”

(Команды получают конверты, в которых на
отдельных листочках написаны слова

русские и иностранные. Команды должны
разложить слова по стопкам.)

Ш. Подведение итогов игры:

Сегодня мы с вами в такой игровой форме
повторили и я, надеюсь, закрепили полученные
знания по разделу “ЛЕКСИКА”.

А теперь многоуважаемое ЖЮРИ подведет итоги, и
мы узнаем, какая же команда оказалась лучшей.
.(Подводятся итоги)

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ КВНа:

А) Лексика изучает слово, его строение и
словарный состав языка.

Б) Слова в русском языке образуются следующими
способами:

В) Морфемы делятся на словообразующие и
формообразующие.

2. “ ПУТЕШЕСТВИЕ С ВЕСЕЛЫМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ”

3. “ ЧТО НАМ СТОИТ СЛОВО ДОСТРОИТЬ”

А) Имя существительное одушевленное,
множественного числа, в творительном падеже,
обозначает детеныша животного ( утятами,
котятами. . .)
Б) Имя прилагательное в единственном числе, в
именительном падеже, обозначает цвет со
значением (чуть-чуть).
В) Глагол неопределенной формы, несовершенного
вида; обозначает действие, которое еще не
выполнено.

4. Р АЗБЕРИТЕСЬ С ЗАГАДОЧНЫМИ РИСУНКАМИ:

Учащиеся должны расписать падежные окончания
имен существительных.

5. “ ПОМОГИТЕ ЗОЛУШКЕ РАЗОБРАТЬСЯ СО СЛОВАМИ”

1. Орг. момент

2. Запись даты (с комментированием всех
встречающихся орфограмм)

3. Инсценировка (1 ученик –
библиотекарь, приходит одна девочка, спрашивает
журнал о моде, приходит дедушка, спрашивает
свежую газетку, приходит девочка, спрашивает
словарь и энциклопедию)

– Внимательно посмотрите на небольшую
инсценировку и подумайте, куда приходили все эти
люди?

– Итак, куда приходили люди? ( в библиотеку)

– Как вы догадались?

– Что такое библиотека? (ответы детей)

– Слово “библиотека” образовалось от двух
греческих слов:

“библио” – книга, “тека” – хранилище.

– Для чего нужны библиотеки?

– Какие книги хранятся в библиотеке?
(художественная литература,
научно-познавательная, газеты и журналы)

– В нашей гимназии есть библиотека?

Песня (на мелодию “Учат в школе”)

Книжки разные читать
В каталоге их искать
Учат в школьной
Учат в школьной
Библиотеке.

Где найти нам про слона,
Про моря и острова
Учат в школьной
Учат в школьной
Библиотеке.

4. Сообщение задач урока.

– Сегодня у нас на уроке основные задачи:
повторить изученные части слова и узнать, что
такое окончание, как правильно определять
окончание в различных частях речи, а также
выяснить, для чего нужны книги и как их беречь.

5. Минутка красивого письма.

– Итак, в библиотеках живут книги.

– Какой первый звук в слове “книга”?

– Запишите этот звук в тетрадь и дайте ему
характеристику.

(1 ученик у доски)

– Какой буквой на письме обозначают этот звук?

(прописывание буквы Кк)

– Запишите слово “книга”. Образуйте
родственные слова.

– Какие слова называются родственными?

– При помощи каких частей слова образуются
родственные слова?

Книга, книжный, книжечка, книжка, книголюб.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Что такое имя существительное? Имя
прилагательное? Глагол?

– Составьте предложение с одним из этих слов
(устно).

6. Знакомство с окончанием.

– Подставим словосочетание “красивая книга” в
различные предложения и проследим, как меняется
окончание прилагательного и существительного.

– Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли
сказать, что эот текст? Почему?

– Что меняется?

(с. 92-чтение правила)

– Итак, что такое корень? Приставка? Суффикс?
Окончание?

1) – Прочитайте стихотворение. Найдите
существительные.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”

2) – Вы любите читать книги?

– Проверим вашу память и внимательность.

1) Кто автор книги “Приключения Незнайки и его
друзей”;

2) Кому принадлежат строчки:

“Нынче муха-цокотуха – именинница”;

3) Героями этой сказки являются Кай и Герда,

Кто автор сказки?

4) Кто это? (показ портрета А. С. Пушкина) Что
написал?

5) Чей это портрет? (А. Л. Барто)

– В библиотеке книги стоят в определённом
порядке. Кто знает. В каком?

– Запишите фамилии в алфавитном порядке.

– Определите окончания существительных.

3) – Люди всегда ценили книги, поэтому создали
много пословиц о книгах. Какие пословицы знаете?
(Кто много читает, тот много знает. Книга – мост в
мир знаний.

– Слова перепутались. Попробуйте восстановить
пословицу.

Умом, книга, двигай, книгой, а, своим.

(объяснить смысл пословицы)

4) – Посмотрите инсценировку “Две книжки”.

– Какую книжку вам жалко? Почему?

– Как нужно относиться к книгам, чтобы они не
плакали?

(работа по рисункам- знакам о бережном
отношении к книгам)

Если купишь книгу –
Не бросай на полку.
От неё не будет
Никакого толку.

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый лучший,
Самый умный друг!

От неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом!

8. Работа с текстом.

– Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй!

– Из чего делают книги?

– Прочитайте. Являются ли эти предложения
текстом? Почему?

Чтобы сделать бумагу, трудились л.сорубы и
сплавщики, ведь бумагу для кни. делают из
др.весины. П.сатели нап.сали текст, художники
нарисовали иллюстрации. Наборщики, печ.тники,
переплётчики и ещё многие другие люди созд.вали
книгу в типографии.

– О чём текст? Как можно озаглавить?

– Какие профессии людей встретились?
Прочитайте.

– Что такое типография?

– Какие это части слова:

1) значимая часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов;

2) общая часть родственных слов;

3) значимая часть слова, которая стоит после
корня и служит для образования новых слов;

4) изменяемая часть слова, которая служит для
связи слов в предложении;

10. Домашнее задание:

– Списать текст в тетрадь, вставить пропущенные
буквы – это на оценку 4, а если вы хотите получит
оценку 5 – нужно разобрать по составу слова,
около которых стоит цифра 2.

Урок русского языка в 7-м классе по теме “Буквы О, Е после шипящих в конце наречий”

познакомить учащихся с условиями выбора написания О и Е  после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы в разных частях слова.

отработка навыков правописания наречий на О и Е после шипящих.

развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление,а также  внимание, логическое мышление; развивать орфографическую зоркость, речь, творческую активность уч-ся.

: воспитывать интерес к урокам русского языка, пропаганда ЗОЖ.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов.

презентация, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М. Т. Баранов «Русский язык» 7 класс,  Просвещение, 2007.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Используемые технологии: сотрудничество, проблемное обучение, использование ИКТ, здоровьесберегающая.

1. Организационный момент.  (1мин.)

2. Мотивационный момент.     (1мин.)

3. Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

4. Организация целеполагания. (2мин.)

5. Объяснение нового материала  (5мин.)

6. Формирование знаний и умений. (10 мин.)а) работа по учебнику

7. Физкультминутка  (1мин.30 сек)б) подбор к прилагательным однокоренных наречий с О-Ев) замена наречий наречиями-синонимами  на О и Е.

г) в записанных словах исправить ошибки.

8. Гимнастика для глаз.(30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. Сочинение-миниатюра «Наша классная лыжная прогулка» (13 мин.)

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

11. Рефлексия (2 мин.)

(звучит музыка П. И. Чайковского «Лето»).

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационный момент. (1мин.)

Зарядка для успешности: (1-2 слайды)

Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

3. Повторение и систематизация изученного.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– Дома вы повторяли правописание гласных О и Е после шипящих в разных частях речи.

Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

Задание: Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.(3 слайд)

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. ( После каждого объяснения появляется  схема)

1 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в корне.

шорох                              стажер

шофер                             дирижер

:  В корне слова после шипящих пишется , а не . ( Исключения: крыжовник, шов, шорох, капюшон)В иноязычных словах без ударения обычно пишется : шофер, шоколад, жокей

2 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в суффиксах.

в суффиксах существительных, прилагательных  после шипящих  в ударном положении пишется гласная , в безударном –

3 ученик выписывает слова с О-Е после шипящих в окончаниях.

в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих  в ударном положении пишется гласная , в безударном –

4 ученик  отвечает на вопрос: Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

часть речи, часть слова, ударение).

1. Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой части речи, написание которой зависит от шипящей.  (Горячо)

2. Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания. (2 мин.)

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация) (5мин.)

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется , в каких

в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется , в безударном

б) Работа по учебнику.

– Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 40 стр.111

– Какие дополнительные сведения содержатся в   исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная

– Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений. (10 мин.)

а) Самостоятельная работа. (работа по учебнику

(Спишите, обозначая изучаемую  орфограмму.)

Сильные учащихся составляют предложения с любыми из этих наречий.

б)Проверка выполненного задания.

научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Физкультминутка  (1мин.30 сек.)

в)  Устная работа:

–  Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с

– Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.

Взяться за дело усердно – хорошо;

Выполнить работу прекрасно – блестяще;

Любить сильно – горячо;

Говорить напевно – певуче;

Вести себя дерзко – вызывающе;

Смотреть неодобрительно – испытывающее;

Двигаться неловко –  неуклюже;

Цель: научить образовывать наречия на О-Е после шипящих и употреблять их в своей речи.

г) Найди ошибки!

Пропажой, ношой, певуче, неуклюжо, моржом, саранчей, стужой, свежо, тушонка, горячо, грушой, бережем, межвеженок, речонка, ещо, шопот, камышевый.

Цель: развивать орфографическую зоркость уч-ся.

8. Гимнастика для глаз. (30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. « В здоровом теле – здоровый дух»

Сочинение – миниатюра «Наша классная лыжная прогулка». (13 мин.)

(Использование в сочинении наречий на О и Е после шипящих:

Чтение одного из сочинений.

Выучить орфографическое правило на стр.111, выполнить упражнение 242.

11. Рефлексия: (2 мин.)

Цель: формирование у учащихся
представлений об окончании как изменяемой части
слова и его роли в словообразовании.

Создать условия развития УУД:

Оборудование: учебник, интерактивная
доска, карточки,

I. Организационный момент. Слайд 1.

Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.

– Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
Тихонечко садитесь. Начнём урок.

II. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке мы продолжим наше
путешествие по стране “Морфемике”.

– Угадайте, кто будет нашим попутчиком.
Прочитайте загадку.

Зубастый, мохнатый
Как есть начнёт
Песенку поёт. (кот)

– Как догадались?

– Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу, мур-мур)

– Наш кот непростой, а учёный.

– Давайте расскажем коту, что мы знаем?

– Что такое морфемика? (наука о
словообразовании)

– Что она изучает? ( части слова )

– Какая часть есть в словах всегда? (корень)

– Какие части слова образуют родственные слова?
( приставка, суффикс)

– Чем они отличаются?

– Наш учёный Кот просит вас подобрать
родственные слова к слову кот. Запишите.

– О чём будем помнить при записи? (корень
родственных слов пишется одинаково)

– Выделите изученные части слова.

– Давайте проверим, что получилось.

Кот – котик – котёнок – котище

– Какие части слова помогли выполнить задание?
(суффиксы –ик, -ёнок, -ищ)

(выделяем на доске)

III. Постановка учебной задачи.

– Что означает ? на схеме?

(Есть ещё какая-то часть слова.)

– Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

(О новой части слова.)

– Сформулируем для себя задачу урока.

( Узнать о новой части слова.)

– Что бы вы хотели о ней узнать?

1. Как называется?

2. Какая это часть?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?

IV. Организация восприятия и осмысления
новой информации.

– Наш кот любит поиграть со словами и вот что у
него получилось. Прочитайте про- себя,
приготовьтесь прочитать вслух.

– Читаем вслух.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.

– Какие слова в стихотворении вам не понятны?

(Объясняем лексическое значение слов,
подбираем синонимы.)

– С каким словом играет кот? (кот, от кота, к коту,
с котом, о коте)

– Какое слово чаще встречается в стихотворении?

– Запишем эти слова в столбик. ( К доске выходят
ученики по одному и записывают слова.)

– Выделите в словах ту часть, которая одинаковая
и не изменяется.

– Как вы назовёте эту часть слова? (корень)

– Дети, что вы заметили в словах? (изменилась
концовка-окончание слова)

– Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)

– Как же называется новая часть слова?
(окончание)

– Как вы понимаете смысл слова окончание?

– Где можно узнать значение слова? (в толковом
словаре)

(зачитываю значение слова)

– Я зачитала вам два значения. Значит слово,
окончание – какое? (многозначное)

– В нашем случае окончание это часть слова.

– Что происходит с окончанием в слове кот? ( оно
изменяется)

– Значит, сделаем вывод. Это какая часть?
(изменяемая)

– Давайте проверим наши выводы. Откройте
учебник с.92. Прочитайте 1 абзац текста в рамке.

– Правы мы были? (Да)

– Нужно обозначить окончание графически.

– Посмотрим в правило. Каким значком выделено
окончание в словах? (с. 92)

– Обозначим окончание.

– Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?

(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)

Оказывается, в некоторых формах слов окончание
может быть не выражено звуками (буквами). Тогда
его называют нулевым и выделяют ?.

– Окончание изменяется. Изменяется ли от этого
смысл слов? Получились ли новые однокоренные
слова?

(обращаю внимание на слово кот)

– Какой вывод сделаем?

(Окончание не образует однокоренные слова,
оно изменяет форму слова.)

– Измените, слово стол, используя предлоги на, у,
под, к. Запишите. Выделите окончание.

– Давайте проверим, что получилось.
(Взаимопроверка)

(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)

– Давайте вернёмся к стихотворению, которое
предложил нам кот. Возьмите карточки. Прочитаем
стихотворение.

– Понятен ли смысл стихотворения? (нет)

– Почему? (в слове кот отсутствует окончание)

– Сделаем вывод. Для чего же служит окончание?
(Для связи слов.)

– Посмотрите, доволен наш котик.

– Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 абзац
правила. Правы мы или нет?

– Для чего служит окончание?

– Что ещё узнали об окончании из текста правила?
(значимая часть)

-Объясните, как вы понимаете значение слова
значимая? (что-то значит для слова)

V. Закрепление. Слайд 6.

– У нашего кота есть друг. Вот что он
рассказывает о нём. Возьмите листочки.
Прочитайте предложения.

– Смысл предложений ясен?

– Что нужно сделать, чтобы стало понятно?
(изменить окончание в слове друг)

– Я предлагаю обсудить возможные варианты в
парах.

– Давайте проверим. (работаем с доской)

– Запишите предложения правильно.

– Почему мы изменили окончание в слове друг?

– Какую роль играет окончание в предложении?

– Что такое окончание? Кто сможет дать полный
ответ?

VI. Итог урока.

Славно дети потрудились.
Вижу – многого добились.

– Пора подвести итоги.

– Какую задачу ставили?

– Достигли её?

– Какая часть слова называется окончанием?

– Есть ли окончание у существительного конь? Как
оно называется?

– Для чего нужно окончание?

– Возьмите карандаш в зависимости от того какое
у вас было настроение на протяжении всего урока:

– Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою
работу на уроке.

– Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему
было интересно и всё получилось – рисует солнышко
на верхней ступеньке.

– Кто считает, что на уроке он узнал новое, было
интересно, но не всё получилось – рисует
солнышко на ступеньке ниже.

– Кто считает, что на уроке ему было трудно и не
понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.

Учитель Дегтярева Елена Николаевна

Урок – исследование по русскому языку во 2- А  классе.

Приставка, её роль в слове.

практике правила правописания приставок;

познавательную активность, внимание, память, речь,

размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

остров, индивидуальные карточки, план, игра «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.

Ход   урока

1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

а)  – Сегодня мы с вами будем исследователями.

– Кто такие исследователи?

– Какими близкими по значению словами их можно заменить?

А вот в какую страну послушайте.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

– Что за страну мы посетим?

– Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

– Какие острова находятся в этой стране? (остров корень, суффикс,

в) – Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров. А что это за остров отгадайте. – Служит для образования новых слов.                                                                   – Часть слова.                                                                                                             – Стоит рядом с корнем.                                                                                            – Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.(). – Кто внимательно слушал, тот уже сможет сформулировать правило. (дети составляют правило). г) Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение? У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики

У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями. – А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).

3. Минутка чистописания.- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». ( Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу). Зарубить на носу.      – Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить) – Подберите однокоренные слова? Какой корень? – Что мы можем сказать о части слова, которая стоит перед корнем. Докажите, что это приставка.

4. Словарный диктант. – Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел. соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят       огорбузы               помипуста               моркофельЗапись на доске и в тетради с комментированием.

6. Упражнения в нахождении приставки.

1. Элементы какографии (устно). Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте. Я хадил сегодня н лез,Там на дерево залез,А потом спускался внисДа нечаянно повиз. 2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками. 3. Работаем по плану.                                                                                               а) Доказать. что приставка часть слова. б) Исследовать. для чего служит приставка. в) Вспомнить отличия приставки и предлога. 4. Приставка — часть слова. Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие. ( Дети вспоминают). Работа группой. ( Каждой группе раздаются листочки из произведения А. Барто, нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова). – Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях. Для чего служит приставка. а)  – А сейчас давайте поиграем в игру с приставками. Представьте. что вы сидите перед телевизором.

– Я вам говорю: Что вы сделаете?                                                                – А если скажу: ключим телевизор на другой канал.                                                       – А если : -Какой вывод можно сделать?                                                                           – Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

– Итак, для чего служит приставка?

6. Приставки и предлоги.

а) Работа по учебнику упр. 145. – Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога.

б) Игра «Да — нет». Хлопните всего разок.                                                                                               Если в слове есть предлог, А приставку услыхали — Хором все её назвали.

7. Итог урока.а) Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке.  Для этого проведём тестирование.                                                                                             (На партах тест на листочках — у каждого). 1. Корень это: а) часть речи —                                                                                                    б) часть слова — 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении — б) для образования новых слов — 3. Приставка стоит: а) перед корнем – б) после корня —                                                                                                        4. Приставка это: а) изменяемая часть слова — б) неизменяемая часть слова — Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова — б) подобрать однокоренные слова — схему разбора слов:

А)        –

)      –

7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок — б) записка — – Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец». б) И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим

так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали

8. Домашнее задание.

* красные карточки«Путешествие по острову               с индивидуальным заданием для каждого уч-ся. синие карточки —  зелёные карточки –

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *