Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».
Материал поможет ребенку определить падеж у имён существительных
Как определить падеж существительного в предложении?
Для определения падежа существительного в предложении нужно:
1. Выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним слова. По вопросу и предлогу определить падеж.
3 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам. Алгоритм определения падежей»
Цель: познакомить учащихся с алгоритмом определения падежа, со словами – помощниками при
Планируемые результаты: учащиеся научатся изменять имена существительные по вопросам;
определять падеж имени существительного по алгоритму; сравнивать написание и произношение
– Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв, мы будем сегодня
повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП.)
– Когда на письме мы используем заглавные буквы?
– О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы?
(Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом
– Открою тетрадь, напишу на «5»!
– -то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в
– Падеж – Какая орфограмма в этом слове?
Подберите проверочные слова. ( Падежи, падежные вопросы, изменение по
– Сколько падежей в русском языке?
– Кто запомнил их название?
Откуда пошли названия падежей
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать –
Родился – стал
Пока был малышом, ему все давали, и он стал
Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь
Запомнить последовательность падежей в русском языке помогает поговорка
Иван рубит дрова, Варвара топит печь. ( Записывают в тетрадь. Какие
изученные орфограммы встретились в этих словах?)
– Составь слово из вставленных букв.
– Что обозначает это слово? (Изменение существительных по вопросам
IV. Изменение по падежам, склонение ключевые слова нашего урока. Кто
догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Изменять существительные по падежам, склонять, определять падеж.
V. Работа по теме урока.
1) Давайте сначала вспомним, на какие вопросы отвечают падежи.
Заполним таблицу. У каждого падежа есть словопомощник. Почему в каждом
падеже 2 вопроса?
Склонение имён существительных
2) Просклоняем имена существительные сестра, земля.
3) Работа по учебнику.
– Прочитайте сообщение профессора Самоварова.
– Для чего нужно уметь определять падеж имён существительных? (
писать их окончания.)
– Исследуем это на примере слов «река» и «лодка». Что объединяет эти слова? (Они
отвечают на вопрос Что? и относятся к женскому роду.)
(Записываю на доске название падежей и вопросы, ученики склоняют слова и
записывают в тетрадь.)
Р. п. (чего?) реки, лодки
Дп. (чему?) реке, лодке
П. п. (о чём?) о реке, о лодке
– Поставьте ударение в словах. В каком слове окончание находится под ударением?
– Назовите безударные гласные в окончаниях.
– Сравните произношение и написание. В каких словах они расходятся?
– Как пишутся ударные и безударные окончания?
– Как теперь вы понимаете слова профессора Самоварова? ( Надо уметь определить
падеж, чтобы правильно написать падежное окончание
4) Знакомство с алгоритмом определения падежа. Стр. 21
– Запишите предложение. Их водой не разольёшь.
– Прочитаем «Шаги к умению» Дети читают сообщение и выполняют работу над
– Найдите слово, от которого зависит имя существительное в предложении. ( Не
– Поставьте от него вопрос к слову «водой». (Не разольёшь (чем?) водой.)
– Определите по вопросу падеж. (Т.п.)
– Как вы понимаете смысл этого устойчивого выражения?
5) Работа по учебнику № 32. КомментированиеПо алгоритму согласно образцу.
1. Сколько падежей в русском языке?
2. Какие вопросы не являются падежными?
Б) Кого? Чего?
В) Куда? Откуда?
3. Укажите правильную последовательность падежей.
А) И. п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Б) И.п., Д.п., Р.п., В.п., Т.п., П.п.
В) И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.
4. Укажи цифрами в каком порядке надо действовать, чтобы определить
падеж имени существительного.
___ Определяю падеж имени существительного.
___Ставлю вопрос от главного слова к имени существительному.
___ Нахожу слово, от которого зависит имя существительное.
5. Укажи падеж выделенного существительного.
Дедушка продолжил рассказ о
Стр. 21 Алгоритм, № 34
А) Кто? Что?
Тема урока: « Падеж имен существительных»
составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
«Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
: урок открытие новых знаний
Методы и приемы: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
– развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
– осуществление системно-деятельностного подхода;
– развитие критического мышления;
– развитие внимания;
– формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
– развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
– развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
– развивать умение применять новые знания;
– развитие творческих, речевых способностей учащихся;
– формирование логических умений;
– развитие умения опираться на изученный материал
– воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
– воспитание ценностного отношения к слову;
– развитие коммуникативных УУД;
– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
– воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.
Планируемые образовательные результаты
Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных.
– формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.
– воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки).
1. Орг. момент.
Звучит песенка «УЛЫБКА».
– Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок,
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
2. Проверка домашнего задания.
– И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было списать текст и проставить мягкий знак в словах, где он необходим.
– В каких сочетаниях согласных с Ч и Щ мягкий знак не пишется?
3. Актуализация знаний
-Ребята, как изменяется слово весна?
– Как называется такое изменение имен существительных?
– Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема?
– Правильно, падеж имен существительных.
– Пишем число и тему урока.
4. Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1. Падежи и вопросы к ним.
2. Умение находить имена существительные и определять падеж.
– Сколько падежей в русском языке?
– Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5. Первичное закрепление.
1. Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
6. Работа с учебником.
1 упр. 521 ( на доску через презентацию).
2 упр. 524.
– Нам предстоит работа с книгой.
– Открываем учебники на стр. 209, упр. 521.
– Прочитайте задание к упражнению.
– Что нужно сделать в упражнении?
7. Подведение итогов.
– Что нового узнали на уроке?
– Что должны сделать, чтоб определить падеж существительного?
– Просклоняйте по падежам слово «ученик».
8. Домашнее задание: параграф 98, упр.523.
1. Велик телом, да мал
шуток не любит.
3. От слова до
4. И умен, и крепок, и в
6. Жизнь дана на добрые
7. Умен на словах, да глуп на
8. Языком не спеши, а
о тебе судят.
как сажа бела.
время, потехе час.
знай, а правду помни.
и день пролетел незаметно.
14. Хороша вера у
Урок русского языка в 4г классе
: Нафикова Гульназ Наиловна
Дата проведения урока: 25 октября 2010 г.
Именительный падеж имён существительных.
1. Познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже. Отработать приём распознавания падежей.
2. Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
3. Прививать интерес к русскому языку, воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
: карточки с заданиями, таблица с вопросами, алгоритмом
1. Организационный момент и сообщение целей урока
– Признайтесь, вам давно хотелось придумать что-то необычное, заняться чем-то интересным, проявить свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об имени существительном, узнаете новое . Мы будем думать, исследовать, делать выводы и даже решать задачи. Да-да, не удивляйтесь!
Значит в путь, ребята, в путь!
Всё что помнил – не забудь! (дети садятся)
Кроме этого, в конце урока каждый из вас сможет оценить себя сам и получить отметку. А самым старательным ученикам я вручу символ учительской поддержки – дополнительный балл, что поможет улучшить вашу отметку.
В конце урока мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?
2. Каким членом предложения чаще всего бывает имя существительное в именительном падеже?
Открыли тетради. Записали число, классная работа. Следим за посадкой.
2. Минутка чистописания.
ч Чч Чк чн ча чу че
– Что интересного заметили в чистописании?
– Дайте характеристику звуку ч.
3. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были повторить словарные слова. А сейчас проверим ваши знания.
– Вставьте пропущенные буквы.
Проверка. Работа в парах. 1 вариант проверяет второй и наоборот
– Перед вами критерии оценивания этой работы:
Без ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
– Встаньте те, кто справился на «5». А кто на «4»? Молодцы! Спасибо.
4. Работа над новым материалом.
А сейчас начнём работу по теме урока.
(открыть ) Прочитайте предложение на доске.
– Назовите в предложении имена существительные. Что вы знаете об имени существительном?
– Вчера, когда я готовилась к уроку, прочитав это предложение, вдруг засомневалась: в каком же падеже стоят существительные ? Как вы думаете? Вот вам и грамматическая задача!
(Учитель выслушивает ответы детей. Обучающиеся должны прийти к выводу, что подлежащее будет стоять в И.п., а второстепенный член предложения – в данном предложении – в В.п. )
– Давайте проверим наши предположения.
Откройте учебник на стр. 66, прочитайте и сравните, совпало ли вы предположение с изложением автора учебника? Что вы поняли про существительные в именительном падеже? Обсудите это в парах (дети поворачиваются друг к другу.)
– Итак, к какому выводу вы пришли? (Существительное в именительном падеже в предложении являются подлежащим)
– Значит, что необходимо сделать, чтобы найти в предложении существительное в именительном падеже? ( Надо найти подлежащее).
-Вернёмся к нашему предложению. Запишите его в тетрадях.
– Когда существительное будет стоять в именительном падеже? (Когда оно будет подлежащим.) Предположим, что подлежащее Назовите главные члены.
/подчёркиваю в предложении/
Составьте словосочетание со второстепенным членом.
будет стоять в именительном падеже? (Когда оно будет подлежащим)
– Предположим, что подлежащее
– Назовите главные члены.
– Составьте словосочетание со второстепенным членом.
– Как вы думаете, от чего зависит, что будет являться подлежащим в данном предложении? ( Зависит речевой ситуации).
– Определите для себя, о чьей любви хотели бы вы рассказать. Составьте предложение в котором вы уточните, о чьей любви говорится в предложении. Запишите своё предложение.
– Как же нам не ошибиться в определении существительного в именительном падеже?
Давайте составим алгоритм.
Итак, как найти в предложении существительное в именительном падеже?
Алгоритм поиска существительных в именительном падеже:
Надо найти существительное, которое отвечает на вопрос
Определить, каким членом предложения является существительное.
– Имеются ли предлоги?
Посмотреть, имеются ли предлоги.
У существительных именительного падежа нет предлогов.
– А если существительное одушевлённое и отвечает на вопрос , может ли оно стоять в винительном падеже?
– Итак, сделайте вывод: как найти существительное в именительном падеже?
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто!
Как живёшь? – вот так!
Как идёшь? – вот так!
Как даёшь? – вот так!
Как берёшь? – вот так!
Как грозишь? – вот так!
А как сидишь?
4. Закрепление изученного.
У вас на партах лежат цветные карточки. Возьмите желтую карточку. На ней напечатаны 3 группы предложений. Прочитайте и выпишите из каждой группы те предложения, в которых выделенные слова стоят в именительном падеже.
выпал из гнезда. Ласточки кружились над выпавшим и посадил его в гнездо
радует светлым журчанием. Ночью
Белая луна освещала . Страшно зайцу в тёмном . После дождя
Итак, какие предложения вы выписали?
Докажите, что существительное стоит в именительном падеже. ( По алгоритму: на какой вопрос отвечает? каким членом предложения является? имеется ли предлог?) Подчеркните подлежащее, укажите падеж.
Проверка. ( Ставим баллы на полях)
-Оцените себя по данному критерию:
1ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
– Итак, как мы найдём в предложении существительное в именительном падеже?
– А теперь мы с вами будем закреплять наши знания. Учиться безошибочно определять существительные в именительном падеже.
– Возьмите голубую карточку, прочитайте. В скобках определите падеж выделенных имён существительных.
У норы добычи ждёт, притаившись, старый
Мышь осталась без хвоста, вырываясь
А теперь и за версту не приблизится
Крыса старая, и та, видя грозного
Удерёт в нору под дом, чтоб не встретиться
Там дрожит и в темноте вспоминает
– Прочитайте предложение, в котором выделенное существительное стоит в именительном падеже. Как определили?
– В каких падежах употреблены остальные имена существительные? Назовите по цепочке.
6. Физкультминутка «Самолёт»
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
7. Работа по учебнику.
Расскажите всё, что вы знаете про это слово. ( Оно сложное, состоит из двух корней –
Запишите слово. Разберите его по составу. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
– Какие ещё сложные слова вы знаете? ( самокат, тепловоз, теплоход и т.д.)
– Что обозначает слово самолёт?
У слова самолёт много значений. Текстильщики называли «самолётом» ручной ткацкий станок. В армии Петра 1 «самолётом» называли паром, на котором пересекали речку. А в сказках называли то, что могло само летать (ковёр-самолёт). Первое время воздушную машину называли словом «аэроплан», а позднее – самолёт.
А сейчас выполним упражнение. Запишите:
– Прочитайте. Найдите предложения в которых говорится о работе самолёта. Запишите их. ( Один ученик работает у доски)
Высоко в небе летит . Во все концы нашей обширной земли доставляют пассажиров, почту и разные грузы.
– Найдите существительные, которые стоят в форме именительного падежа. Докажите. Подчеркните орфограммы.
9. Итог урока.
Ну, что ж ребята – конец – делу венец. Давайте же ответим на вопросы, которые ставили в начале урока
(Ответы на вопросы)
Как мы с вами поработали, скоро узнаем и сами себя оценим.
– А сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу и проверим как усвоили тему.
Положите перед собой зелёную карточку. Прочитайте текст.
В предложениях подчеркните только имена существительные , стоящие в именительном падеже.
На пасеку пожаловал бурый медведь. Мишка перелез через высокую изгородь. Косолапый гость хозяйничал на пасеке всю ночь. Медведь повалил несколько ульев. Пчёлы сильно жалили его в нос, глаза и губы. Медведь заревел от сильной боли и убежал в лес.
( слайд 7)
И снова оцените себя по данному критерию:
А сейчас посчитайте общий балл за все задания у себя на полях и на карточках.
( слайд 8)
14, 15 баллов – «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
– Встаньте те, кто получил за урок «5», «4». Молодцы.
10. Домашнее задание ( слайд 9)
1) упр. № 119;
– Выписать из словаря 10 слов, отвечающих на вопрос кто? Составить предложение с одним из них. Написать. Обозначить падеж существительного с которым вы составите предложение.
2) творческое задание – сочинить сказку про Именительный падеж.
«Изменение имён существительных по падежам».
В 2006 году учителя начальной школы нашей гимназии начали
осваивать программу развивающего обучения, разработанную Л. В.
Занковым. В процессе работы нами были отмечены особенности, которые
коренным образом изменили весь процесс обучения младших школьников.
Благодаря новым дидактическим принципам и методике преподавания
существенно изменилась структура и форма урока. Стёрлись стандартные
этапы урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся
движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее
полученными. Формы организации обучения в системе Л. В. Занкова
отличаются гибкостью, динамичностью, что соответствует цели
достижения оптимального общего развития каждого ребёнка. На уроке в
зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые,
фронтальные способы её решения. Обучающую роль играют и слово
учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Основные
формы проведения урока – диалог, полилог, что является средством
воспитания школьников, развития их речи, их коммуникационных
При подготовке к данному уроку необходимо было творчески
переосмыслить учебный материал, продумать разнообразие видов
деятельности учащихся на уроке. Надо было спланировать ситуацию
открытия школьниками новых знаний. Необходимо было организовать
сравнение материала, его анализ, который приведёт учеников к
установлению закономерностей. При этом на передний план должны
выйти высказывания учеников, а учитель сыграет роль «режиссёра».
Данный урок может заинтересовать учителей, работающих по
программе Л. В. Занкова, а также начинающих учителей.
Цель урока: познакомить учащихся с новым грамматическим признаком
обобщить знания учащихся о грамматических признаках имени
закрепить умения учащихся определять склонение имён
существительных, задавать вопросы;
сформировать у учащихся понятие падежа имени существительного;
сформировать алгоритм определения падежа у имени
развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление,
развивать умение работать в малой группе, формулировать выводы,
-воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие.
листы для групповой работы;
таблица «Грамматические признаки имён существительных»;
индивидуальные карточки с деформированными текстами;
демонстрационные карточки для физкультминутки;
таблица падежей имён существительных;
индивидуальные карточки с текстами для определения падежа у
схемаалгоритм определения падежа у имён существительных.
I. Организационный момент.
. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.
1. Работа в малых группах.
Четыре группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших
листах. Группам предлагаются следующие слова:
вьюга Францицаревич
Снегуроа сливки ножницы
Рождество цы
1 группа: разделить слова на 2 группы – одушевлённые/неодушевлённые
2 группа: разделить слова на 2 группы – собственные/нарицательные
3 группа: разделить слова на 3 группы в зависимости от числа имён
4 группа: разделить слова на 4 группы в зависимости от рода имён
2. Работа с оставшейся частью класса.
На доске эти же слова.
– Что общего между словами? (имена существительные)
– Объясните выделенные орфограммы.
– Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.
3. Проверка заданий, выполненных в группах.
Листы вывешиваются на доску.
– Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова?
(выслушиваются ответы детей)
– Дайте общее название. (грамматические признаки имени
На доску вывешивается таблица:
– Какие грамматические признаки являются постоянными?
4. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени
III. Изучение нового материала.
1. Выяснение роли окончания в слове.
На доске: зимовать зима
зима до зимы
зимний зимой
зимовка о зиме
перезимовать зиму
– Что объединяет слова каждой группы? (первая группа – однокоренные
слова, вторая – формы одного и того же слова)
– Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи;
образованы с помощью суффиксов и приставок)
– Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные
– Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)
– Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в
2. Работа с деформированными предложениями.
На партах карточки:
С друг можно разделить и радость и беда.
Человек создан для счастье, как птица для полёт.
Правда в огонь не горит и в вода не тонет.
– Придумайте задание к упражнению. ( Дети предлагают задание:
«Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом
Дети работают в парах. Проверяется выполнение задания.
– Что помогло правильно выбрать форму имени существительного?
(вопрос, который задавали к имени существительному)
– Как задавали вопрос? (от главного слова к зависимому)
– Умеете ли вы правильно задавать вопросы?
– Мысленно задавайте вопрос от глагола
«бежать» к тому имени существительному,
которое я буду показывать. Каждому вопросу
будет соответствовать определённое движение. Эти движения вы будете
На доске рисунок –
Учитель показывает на карточках следующие слова: от реки, под
мостом, к деревне, за хлебом, до поворота, по берегу, из школы, к финишу,
Учащиеся кивают головой, если слово отвечает на вопрос «чему?»,
поднимают плечи, если слово отвечает на вопрос «чем?», моргают глазами,
если слово отвечает на вопрос «чего?».
4. Работа с учебником. ( стр.44, №
– От какого слова задаём вопрос к слову «кот»? (от слова «ждёт»)
– Можно ли сказать, что слово «ждёт» главное, а «кот» зависимое? (нет,
т. к. это грамматическая основа предложения)
В тетради и на доске делаем следующую запись:
от кого? кота
к кому? к коту
с кем? с котом
о ком? о коте
– Почему изменялось слово «кот»? (задавали разные вопросы)
5. Работа со словарной статьёй( стр.45,
– Прочитайте глазами текст, запомните главное.
После прочтения статьи учитель задаёт детям вопросы:
Чему соответствуют шесть полученных вопросов?
Из какого языка пришло слово «падеж»?
Кто впервые подметил, что у имён существительных есть начальная
Что можно сказать о начальной форме?
Как называются формы, которые отклоняются от основной
Как называется изменение имён существительных по падежам?
Какой грамматический признак можно добавить?
6. Работа с таблицей падежей.
– Как вы только что узнали, в русском языке шесть падеже
На доску вывешивается таблица падежей.
– Назовите падеж, в форме которого имя существительное является
подлежащим. ( Именительный падеж)
– Догадайтесь по названию, какой падеж не употребляется без предлогов.
– Почему у каждого падежа по два вопроса? (Один вопрос задаётся с
одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому)
– Определить падеж имени существительного помогают не только
вопросы, но и вспомогательные слова.
Дети получают карточки:
Коллективно заполняется первый столбик таблицы. Остальные
столбики будут заполняться во время изучения темы «Правописание
безударных окончаний имён существительных. Таким образом,
получится таблица – памятка правописания окончаний имён
Упражнение в определении падежа у имён существительных.
– Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы
безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами
небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных
существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения
падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритмсхема)
Определить падеж у выделенных имён существительных.
Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки
старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый
иней. Он белой пылью сел на куст сирени
Как определить падеж имени существительного
1) Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени
2) Задать вопрос к имени существительному.
3) По вопросу и вспомогательному слову определить
С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в
IV. Итог урока. Домашнее задание
– Что нового узнали?
– Как называется изменение имени существительного по падежам?
1. Нечаева Н. В., Яковлева С. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: в 2
частях. –е изд., пересмотр. – Самара: Издательство «Учебная
литература», Издательский дом «Фёдоров», 2007.
2. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы:
В 2 ч. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. – М.: ВентанаГрафф,
3. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2
классы / Авт.сост. Н. Н. Максимук. – М.: ВАКО
Сегодня перед школой поставлена важная задача:
ученик должен учиться с увлечением и
удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать
ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось
не в наказание, а в радость познания. Этому и
служат педагогические технологии, которые
учителя русского языка и литературы применяют на
своих уроках.
Предлагаемый урок по теме “Падеж имен
существительных”, построен на групповой работе
и работе в парах. Класс разделен был на 6 групп (по
4 человека в каждой) в соответствии с шестью
падежами имен существительных, и каждая группа
выполняла свое задание.
Парты в кабинете были расставлены
нетрадиционно, так, чтобы каждый ребенок видел
своих собеседников. На столах, кроме тетрадей и
учебников, лежали заранее приготовленные листы
бумаги формата А-3, фломастеры, маркеры,
карандаши.
Групповая организация учебной деятельности
учащихся на уроке позволила всему классу активно
участвовать в работе, проявить свои творческие
возможности и показать высокие результаты по
предмету. В итоге каждый ученик получил по две
оценки (одну – в тетрадь за словарную работу,
другую – в журнал за работу в группе).
Проведенный урок русского языка показал, что
работа учащихся по группам и в парах
способствует повышению грамотности,
интеллектуального уровня учащихся, формированию
положительных нравственных качеств личности.
Оборудование урока: репродукция картины
И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
I. Орг. момент.
II. Работа по теме.
1. Орфографическая пятиминутка.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл,
береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
2. Повторение теории.
3. Сообщение учителя. ” Это
интересно”.
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны
запомнить название 14 падежей, а Финляндии – 15. А
вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа.
Звание чемпиона по количеству падежей могут
оспаривать только некоторые языки народов
Дагестана, в грамматике которых может быть свыше
50 падежей. А вот у китайцев, напротив,
существительные не склоняются и никаких падежей
в китайской грамматике нет! Отношения между
словами передаются при помощи служебных слов и
особых правил порядка слов.
“Приди ко мне, брате, в Москов”,- обращается Ю.
Долгорукий к черниговскому князю Святославу.
Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не
каждый знает, что слово “брате” стоит в
звательном падеже. Такой 7-й падеж был в
древнерусском языке. Его употребляли при
обращении.
В современном русском языке звательная форма
совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь
особой звательной интонацией и синтаксическим
употреблением (в качестве обращения).
4. Работа в группах. (6 падежей – 6
групп)
Каждая группа получает свое задание.
Результатом работы группы является оформление
таблицы на доске, листа презентации и устное
выступление лидера группы. Учащиеся сами
оценивают работу своих товарищей, выставляя
оценки группам на листе “Наши результаты”.
Задание для групп:
1. Выбрать и записать пословицы, в которых слово
“дело” стоит в :::. падеже. Определить, каким
членом предложения является слово “дело”.
2. Сформулировать правило, как определить падеж
имени существительного.
3. Из предложенного стихотворения выписать
предлоги, которые употребляются с данным
падежом.
4. Представить выступление и оформить на доске
таблицу.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?
Поворот судьбы такой удивительный:
Изучаемый падеж Именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
Именительный!
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но Родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу!
А еще Кому? Чему?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)
“Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!”
Чтоб Винительный запомнить,
Научилась я:летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодки на песке:
Хватит! В школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже Творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я:творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник! Я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом,
На листе своем большом,
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну!
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончим дело!
Я альбом закрою свой.
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе:
Ой, мечтаю я уже:
О Предложном падеже!
Итог работы учащихся по группам:
Каким правилом мы должны руководствоваться,
чтобы определить падеж имен существительных?
(учебник стр. 198)
5. Полминутки для шутки.
Чтение учеником стихотворения Граубина
“Ленительный падеж”.
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
6. Определение синтаксической роли имени
существительного в предложении.
Шумят потоки вешние и жгут снега последние
.
7. Лингвистическая задача.
Митя и Коля – близнецы. Сегодня каждому из них
исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На
столе около кроватей, как всегда в этот день,
лежали приготовленные для них подарки от мамы и
папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись –
“Подарок Мити”, на втором – “Подарок Коли”.
Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно
переглянулись: раньше они ничего не дарили друг
другу. А когда Митя развернул пакет с надписью
“Подарок Коли”, а Коля – пакет с надписью
“Подарок Мити”, оба удивились еще больше. Коля
получил в подарок то, что хотел иметь Митя, –
перочинный ножик, а Митя – масляные краски, о чем
мечтал Коля.
Не успели они удивиться, как в комнату вбежала
их сестренка Лена и спросила:
– Понравились вам мои подарки?
– Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не
дарила, – ответили Митя и Коля в один голос.
– Да вот же они, – сказа Лена, показывая на
перочинный ножик и масляные краски.
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.
А почему оно произошло, как вы думаете?
Объясните смысл словосочетаний:
8. Творческая работа. Контроль за темой.
Составьте несколько предложений по картине И. Э.
Грабаря “Февральская лазурь”, используя слова
из орфографической работы, определите падеж имен
существительных.
Д/з параграф 97, упр. 523.
Методические разработки, презентации и конспекты
«Именительный падеж имён существительных» Подготовила: учитель начальных классов МОУ Варшавская СОШ Шартон Ирина Александровна
Оцени себя: Красный – ответ полный и уверенный Зелёный – ответ правильный, с небольшими дополнениями Синий – ответ неверный, много исправлений.
Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег. Девочка упала в снег.
Снег медленно падает на землю . Мама любила первый снег . Девочка упала в снег.
Проверь, исправь ошибки. Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней.
Ночью был буран. Ветер гудел в трубе. Белая вьюга кружила над деревней. Им.п .
Упражнение: 75 Привели, на, следы , охотника, полянку. По, рябчик , разгуливал, ней. Из-под, торчали, снега, брусники, кустики . Склёвывал, петушок , лесной, последние, ягодки.
Упражнение: 75 Привели следы охотника на полянку. По ней разгуливал рябчик . Из-под снега торчали кустики брусники. Склёвывал лесной петушок последние ягодки.
Предварительный просмотр
Тема: «Именительный падеж имён существительных»
1) познакомить с особенностями именительного падежа.
2) развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
умение анализировать, делать простые выводы;
: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию
учебник «Русский язык», 3 класс, рабочая тетрадь, магнитная доска с экраном, «волшебный сундучок» со снежинками, пазлы для работы в паре, презентация, карточки с предложениями.