АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов “метод обучения” и “прием обучения”. По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия “учитель = ученик”. Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия “учитель = ученик” и “ученик = ученик”. То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься “на блюдечке”. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Понятие активных методов обучения и принципы их организации

Использование активных методов обучения способствует тому, что меняется роль учащихся, из послушных механически «запоминающих устройств» они превращаются в активных участников учебного процесса. Данная роль положительно сказывается не только на усвоении знаний, но и оказывает влияние на формирование активной личности, обладающей рядом актуальных навыков и качеств успешного человека.

Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

Признаки активных методов обучения

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

«Активные методы обучения» 👇

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов, имеющих свои отличительные особенности и черты.

Классификация активных методов обучения

Классификация активных методов обучения предусматривает их деление на две основные группы, в зависимости от количества участников: индивидуальные и групповые.

Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых:

Каждый вид активных методов обучения имеет свою специфику содержания и организации взаимодействия между участниками. Для того, чтобы процесс обучения был направлен не только на получение знаний и умений, а был познавательным и развивающим, педагог должен использовать во время занятия не один определенный метод, а их взаимосвязанный комплекс методов.

Таким образом, активные методы обучения направлены на организацию сотрудничества педагога и учащихся, что позволяет значительно повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2023

Активные и интерактивные методы обучения

Татьяна Сорова

Активные методы обучения — это методы, способствующие активизации учебного процесса и побуждению учащихся к творческому и активному участию в нем.

Интерактивные методы обучения – это форма взаимодействия, которая ориентирована на более широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, а также учащимися друг с другом, на основании доминирования активности учащихся в процессе обучения.

Активные методы обучения имеют конкретную установленную схему взаимодействия: «педагог – учащийся», которая предусматривает равнозначное участие в процессе обучения и учителя, и учеников.

Активные методы обучения имеют характерные признаки, отличающие их от иных методов:

В соответствии с общей классификацией активных методов обучения, их принято делить на две обширные группы: групповые и индивидуальные. Более подробная классификация включает следующие методы:

При организации образовательного процесса педагог может использовать как один метод активного обучения, так и их комбинацию. Успешность зависит от соотношения методов обучения и поставленной образовательной задачи.

Наиболее распространенными активными методами обучения являются:

«Активные и интерактивные методы обучения» 👇

Интерактивные методы обучения предусматривают следующую схему взаимодействия: «педагог = учащийся» и «учащийся = учащийся», то есть в данном случае к обучению учащихся привлекает не только учитель, но и они сами в процессе взаимодействия между собой. Роль педагога заключается в оказании помощи учащимся и создании условий для появления инициативы у детей.

Задачами интерактивных методов обучения являются:

Методами и приемами интерактивных методов обучения являются:

Таким образом, активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС, — научить ребенка учиться.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *