АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНА С АКТИВНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эксперт по предмету «Психология»

Несмотря на широкое функционирование терминов «познавательная деятельность», «активность» по сегодняшний день понятие активности познавательной деятельности остается дискуссионным в современной научной литературе.

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Активизация познавательной деятельности – это динамичный процесс, направленный на побуждение учащихся к активному и целенаправленному получению знаний, преодоление пассивности и стереотипов, застоя и спада в умственной деятельности.

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Познавательная активность характеризует заинтересованность учащихся в процессе получения знаний и умений, а также освоение способов получения этих знаний, методов и приемов их усвоения и навыков поиска познавательной информации.

муниципальное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи №1 «Развитие» Учитель-дефектолог Колоколова Екатерина Константиновна Красноярск 2017 Что такое познавательная деятельность?

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Развитие познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов. 2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

2-3 года. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования ( предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр. 3-4 года . К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию.

4-5 лет. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. 5-6 лет. Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со­страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, на котором базируется весь воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Игра для ребёнка – это серьёзная деятельность, в которой мы создаём наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития. Игра — это познавательное развитие, социальное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, психическое развитие и здоровье.

Организация познавательных занятий Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательной деятельности. Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры. Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Наши дети получают развитие познавательных процессов -учатся читать, писать и считать, – приобщаются к творчеству учебному труду, -приобщаются к прекрасному, – любят рисовать, конструировать и лепить, – уверено общаются со сверстниками и взрослыми, – активно занимаются физическими упражнениями, – приобщаются к здоровому образу жизни.

Спасибо за внимания

Формы
организации познавательной деятельности учащихся.

Без познавательной активности и развития творческих способностей
невозможно вписаться в современный социум с его лавинообразными темпами
обновления. Поэтому современный учитель должен постоянно идти в ногу со
временем, должен использовать различные методы и приёмы для активизации
познавательной деятельности учащихся, развивать  у  учащихся их творческие
способности, практические умения. Но, успешность
обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации
познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация
происходит как раз в той или иной форме деятельности.

Любой урок осуществляется путем функционирования различных
форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

Выделяют следующие формы организации учебно-познавательной
деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая и коллективная.

1. Фронтальная
форма  учебно-познавательной деятельности

Это самая распространенная в нашей школе форма организации
познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях,
конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Характерной
чертой является то, что
учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса –
рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем,
обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо
знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель
должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации,
отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.

Плюсы этой формы: способствует установлению доверительных отношений и общения между
учителем и учащимися; воспитывает чувство коллективизма, позволяет учить
школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по
классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их
деятельность.

Минусы этой формы: она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика,
побуждает ученика к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разно
уровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и
навыков не готовы.

Так, для максимальной
эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать и другие
формы учебной работы

Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения
задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
учебными возможностями. Индивидуальная форма особенно удачно используется во
время самостоятельного решения задач. Так же это может быть: работа с
учебником; выполнение теста или самостоятельной работы;  подготовка реферата,
доклада; исследовательская деятельность  и т.д.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех
этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых
знаний и их закрепление, для формирования и закрепления умений и навыков для
обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения изучаемым
методом. Проще всего, конечно, использовать эту форму организации обучения
школьников для закрепления, повторения организации разнообразных упражнений.

Плюсы этой формы: учитывает особенности каждого ученика; учит индивидуальному
труду; способствует воспитанию самостоятельности, настойчивости в достижении
цели, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.

Минусы этой формы: организация требует больших расходов времени и усилий учителя; не
способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия
для формирования эгоистических черт характера у учащихся.

3. Групповая
форма организации учебно- познавательной деятельности

Главные признаки:
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа
получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и
выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или
учителя.

Групповая форма
работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении
практических работ, лабораторных опытов и работ практикумов; при подготовке 
проектов, тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме.

Выделяют следующие
формы группового взаимодействия:

1 Парная форма
учебной работы – два
ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для
достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и
т.д

Работа
в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь
потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков
высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся,
объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель
руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи. Выполняя часть
общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание
в процессе коллективного обсуждения, Главные итоги такого обсуждения становятся
известны всему классу и записываются всеми присутствующими на занятиях.

форма предусматривает организацию работы ученических групп с
различными учебными возможностями.

Задача
дифференцируются по уровню сложности или по их количеству

учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность,
внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе
получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые
не могут отвечать при всем классе.

1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического
мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2)
существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть
достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Коллективная форма
познавательной деятельности учащихся.

Это
такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же
время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других.
Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают
каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно
действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой
стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Признаки,
характеризующие коллективную форму познавательной деятельно­сти учащихся:

Наличие у всех
участников общей цели.

Между участниками имеет
место разделение труда, функций и обязанностей

Работа строится на
сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи

Участники работы
привлекаются к учету и контролю за выполнением цели

Эта форма
познавательной деятельности основывается на ра­венстве объективных условий для
каждого.

Это школа обучения
каждого каждым.

Каждый ученик здесь
непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника
занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом,
деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает
не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной
работе.

Использование
на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, парной работы
обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует
поэтапному формированию не только предметных компетенций, но и ключевых.

Учителю необходимо уметь создать творческую
самостоятельную деятельность учащихся на уроках  и руководить процессом через
использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приёмов
через, особым образом, организованное общение.

Приемы активизации познавательной деятельности слушателей на практическом занятии

Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности учащихся на занятиях применяются разнообразные способы и приемы.

Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность учащихся на последующих этапах занятия во многом зависит от того, как организована его деятельность в начале занятий, от того, как сумеет преподаватель с первых же слов овладеть их вниманием, увлечь темой. Если, преподаватель «не видит» учащихся, не устанавливает с ними контакт, не обратит внимание на то, как они подготовлены к занятию, не назовет тему и план практического занятия, то такое начало занятия не организует учащихся на серьезное отношение к теме и не вызовет интереса у многих учащихся. Начало любого занятия требует четкой организации, требовательности, глубокого продумывания каждого структурного элемента. Психологи отмечают, что перестройка внимания учащегося в системе перерыв (перемена) – занятие сопряжено с включением слушателей в новую психологическую ситуацию.

Опыт показывает, что целесообразно применять энергичную форму начала занятия и весьма важно разнообразить вводную часть различными приемами. Как известно, начало занятия может быть организовано по-разному: 1) связь практического занятия темой лекции с содержанием прошлого занятия (преподаватель, напоминая один из основных вопросов прошлой лекции, прокладывает мостик-переход к новой теме); 2) подчеркивание значения темы занятия для будущей деятельности учащегося, для практики; 3) дается интересная историческая справка, показывающая предысторию данной темы или справка о лицах, работающих над этой темой; 5) ставится интересный, захватывающий вопрос или задача, решению которой посвящается данное занятие

Рассказ и постановку целей на занятии целесообразно начинать с привлекательного факта, примера, постановки жизненной задачи, познавательного вопроса.

Опыт показал, что постановка вопросов, задач в начале занятия может применяться в разных вариантах, план занятия может быть представлен в виде вопросов, возбуждающих интерес учащихся, поставлен проблемный вопрос по основному содержанию темы или названы вопросы, представляющие затруднение для учащихся. Подобные вопросы определяются на основе анализа опыта учебной работы учащихся прошлых групп. Проблемы, задачи, вопросы в начале занятия могут быть поставлены при помощи видеофрагментов, диафильмов, телевизионной вставки. Например, на уроке по дисциплине «Пожарная техника» , показывается применение пожарных автомобилей на практике. Такое начало также будет способствовать мобилизации внимания учащихся.

Таким образом, с учетом особенностей содержания изучаемого материала, особенностей состава слушателей, условий проведения занятий и других факторов, преподаватель может разнообразить начало практического занятия, активизировать внимание учащихся с первых же минут занятия. Следует отметить, что когда преподаватель применяет, например, подробное повторение материала прошлой лекции или сразу же приступает к обсуждению материала чрезмерной сложности, наблюдается спад внимания и активности учащихся. Поэтому целесообразны лишь те приемы, которые постепенно мобилизуют внимание слушателей и способствуют дальнейшему развитию и поддержанию активности.

Активность учащихся, их интерес к изучаемому материалу, развитый в начале занятия, должны быть поддержаны до конца занятия. В основной части занятия оправдывают себя следующие приемы активизации:

1) сталкивание мнений различных авторов, исследователей данной проблемы. В процессе изложения отдельных теоретических положений преподаватель приводит мнения различных ученых, показывая на разногласие в их подходах к решению данного вопроса. В одном случае педагог на этом же занятии высказывает свое мнение по этому вопросу, обосновывает правильность или наоборот, неточность того или иного подхода, а в другом – оставляет этот вопрос для самостоятельного об суждения самими учащимися, а на одном из очередных занятий вновь возвращается к этому вопросу, проверяет правильность его решения учащимися.

2)преподаватель по тому или иному вопросу делает вывод не до конца, т. е. рассмотрев основные сведения, показав направление решения вопроса, задачи дает возможность самим учащимся сделать выводы обобщения. Иногда занятие специально строится таким образом, что она прерывается на самом интересном месте, при разборе самого увлекательного положения, а обсуждение материала продолжается на следующем занятии.

4)лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной проблемы, задачи преподаватель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в затруднительном положении, «не знает», как дальше действовать, и приглашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения;

5)педагогически целесообразная перемена интонации, темпа, громкости речи. Безусловно, не может быть постоянного темпа изложения материала при проведении занятия. Он динамичен, меняется: в зависимости от содержания материала, той или иной ситуации , ускоряется или замедляется.

Так, основные положения, которые должны быть усвоены и отработаны в процессе занятия, излагаются в замедленном темпе, а интересные факты, вспомогательный материал сообщаются в более быстром темпе.

Важную роль играет умение преподавателя регулировать громкость речи. Педагогически необоснованным является чрезмерное усиление громкости речи в начале занятия: якобы излишняя громкость звучания голоса способствует быстрой мобилизации внимания учащихся, что это помогает устранению непрекратившегося разговора. Педагогически оправданным является некоторое ослабление громкости и темпа речи в начале с тем, чтобы постепенно его усиливать. Ослабление громкости речи в начале занятия способствует активному сосредоточению внимания учащихся, которые по собственной инициативе просят своих соседей быстрее включиться в работу.

Определенное значение имеет умелое использование пауз, которые нужны и для учащихся, и для самого преподавателя. Во время паузы учащиеся анализируют сведения, полученные в процессе слушания, фиксируют отдельные положения в тетради, а преподаватель мысленно готовит очередной тезис. Паузы обычно делаются после изложения целого тезиса, законченного положения. Длительность паузы не должна превышать 7-10 секунд;

6)приведение по ходу отработки упражнения убедительных примеров, фактов из жизни, практики, анализ которых активизирует мыслительную деятельность учащихся, одновременно обучает их методике анализа жизненных фактов и примеров. Факты и примеры должны быть использованы во взаимосвязи с выполняемым упражнением.

В данной работе названы лишь некоторые способы и приемы активизации познавательной деятельности на практических занятиях В богатом опыте передовых, творчески работающих преподавателей можно обнаружить множество других приемов, что требует их внимательного изучения и обобщения.

Безусловно, важную роль в решении проблемы активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях играют внутренняя теплота, наличие у преподавателей глубокой убежденности в достоверности, точности тех положений, фактов, которые он излагает, наличие у преподавателя умений и навыков связанных с техникой педагогического дела, которые играют немаловажную роль в повышении интереса учащихся, привлечении их внимания к изучаемой теме. « Точно рассчитывать свои движения» (А. С. Макаренко), жесты, мимику и умение «немного играть».

Процесс активизации будет тем продуктивнее, чем выше мастерство преподавателя, ибо педагогическое мастерство состоит из множества элементов, среди которых важное место занимает умение активизировать познавательную деятельность учащихся, организовать их творческие способности.

Вывод: Условиями успешного применения вышеизложенных приемов и способов активизации являются максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Библиографическое описание

Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников / И. С. Штепина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1371/ (дата обращения: 08.10.2023).

Сегодня понятие «познавательная
активность» широко используется в различных направлениях
психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания
образования, формирования общих учебных умений, оптимизации
познавательной деятельности учащихся, взаимоотношений детей со
сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в
развитии познавательной активности учащихся.

Однако среди авторов нет единого мнения по поводу
значения понятия «познавательная активность», которое
трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной
деятельности, как естественное стремление ребенка к познанию, как
состояние готовности к познавательной деятельности, как свойство или
качество личности.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме
исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания
структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная
система выделения показателей, критериев познавательной активности.

Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано
выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной
активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно –
процессуальный и компонент социальной ориентации.

Учитывая всю трудность фиксации такого сложного
феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность
неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход
поэлементного изучения. В каждом структурном компоненте нами
обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию
и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры
познавательной активности может быть отражен в определенных
критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента.

Система внешних признаков позволяет фиксировать
качественное состояние компонентов познавательной активности, а
выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень
сформированное компонентов с количественных позиций.

Выделенные компоненты познавательной активности могут
находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части
системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и
взаимозависимости.

Так, например, положительное эмоциональное отношение к
познавательной деятельности стимулирует развитие
содержательно-процессуального компонента и наоборот, значительный
объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению
к учебной деятельности.

Все выделяемые исследователями уровни познавательной
активности можно классифицировать по следующим основаниям.

1. Потенциальная активность, характеризующая личность со
стороны готовности, стремления к деятельности.

2. Реализованная активность характеризует личность через
качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае.
Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность,
самостоятельность, творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости:

1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический
характер.

2. Интегральная активность, определяющая общее
доминирующее отношение к деятельности.

По характеру деятельности:

1. Репродуктивно – подражательная. Характеризуется
стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть
способом их применения по образцу.

2. Поисково-исполнительская. Характеризуется стремлением
к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между
ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях.
Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются
самостоятельно.

3. Творческая. Совершается путем поиска, инициативы в
постановке целей и задач, выработки самостоятельной оптимальной
программы действий, переносу знаний в новые условия.

Данные уровни сформированности познавательной активности
выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же
количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий,
средний и низкий.

Степень успешности процесса формирования познавательной
активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов.
К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические
свойства личности (способности, характер, темперамент и
направленность), к внешним – социальные и педагогические.

В продуктивной познавательной активности эти уровни
выражаются 1) как активность внимания, вызываемая новизной стимула и
разворачивающаяся в систему ориентировочно-исследовательской
деятельности; 2) как исследовательская познавательная активность,
вызываемая в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении,
профессиональной деятельности; 3) как личностная активность,
выражающаяся в форме «интеллектуальной инициативы»,
«надситуативной активности», «самореализации»
личности Адаптивные формы активности и соответствующие им процессы
вызываются многочисленными потребностями и теми видами мотивации,
которые по лучили общую характеристику мотивов достижения (успеха).
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на
формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как
активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в
педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной
модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых
знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию
познавательной деятельности обучающихся.

В данном направлении ведутся исследования различных
аспектов процесса формирования познавательной активности детей .
Ученые определяют сущность понятия «познавательная активность»,
однако, в современной науке пока нет однозначного его толкования, что
требует проведения дополнительных исследований для уточнения.
Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития
познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем
ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный нами в процессе исследования опрос учителей начальной
школы показал, что в первый класс поступает большинство детей с
низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже
обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют
стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Ученые утверждают, что одним из
значимых факторов развития познавательной активности является выбор
таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать
культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л. С. Выготского
ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт
человечества, представленный в форме различных знаков, символов,
моделей и т.п.

Методические приемы активизации учебной
деятельности: 1. Задания по самоанализу; 2. Задания творческого
характера; 3. Задания, направленные на повышение уровня знаний; 4.
Задания проблемного содержания; 5. Задания игрового и
соревновательного характера; 6. Задания, направленные на варьирование
содержания и способов выполнения.

Познавательная активность развивается
из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку
от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в
процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у
ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно
больше нового.

читаются,
что познавательная активность является одним из важных качеств,
характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная
активность, сформированная в период дошкольного детства, является
важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Мы определяем познавательную активность
как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений
окружающего мира.

Развитие познавательной активности
определяется качественными изменениями, отражающимися в
энергетическом и содержательном показателях. Энергетический
показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности,
настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует
результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение
различных культурных содержаний в ситуации.

Описание и изучение ситуации как одного
из факторов, определяющих поведение человека, на сегодняшний день
является одним из перспективных направлений в психологии. Очевидно,
что изучение личности без учета ситуационных факторов невозможно.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, дошкольный возраст, ориентировочно-исследовательская деятельность, развитие, познавательная активность детей, познавательная деятельность, процесс развития, содержательный показатель, социальная ориентация, учебная деятельность.

Активизация познавательной деятельности

Управление активностью познавательной деятельности называют активизацией.

Под данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к определенным видам деятельности, ориентированный на преодоление пассивных, стереотипных поведенческих паттернов, избегание спада умственной работы.

В процессе обучения активизация познавательной деятельности осуществляется посредством внедрения задач, проблемных ситуаций, направленных на поиск нескольких вариантов возможных решений познавательной задачи, проблемной ситуации; применение самопроверки, анализ собственных познавательных, практических действий.

Таким образом, активность познавательной деятельности выступает необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно в процессе жизнедеятельности индивидуума. Интенсивность протекания познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

В подходах одних исследователей категория активности может сближаться в своем понимании с категорией деятельности; другие рассматривают ее как более широкое понятие.

В наиболее общем виде активность представляет собой способность живых существ производить движения и изменяться под влиянием внутренних и внешних стимулов-раздражителей; специфическая, универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием собственных проявлений в познавательной, волевой, эмоциональной, личностной сферах.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного восприятия, теоретического мышления с практической деятельностью.

Реализация познавательной деятельности осуществляется постоянно на протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

В свою очередь, познавательная активность выступает процессом приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-природной среды, обусловленным развитием социально исторической практики, результатом которого является формирование нового знания о мире; личностное образование, деятельное состояние, умственное напряжение, волевое усилие, которое проявляется в процессе получения знаний.

Условия формирования познавательной активности

Познавательная активность является процессом, который предполагает наличие жажды знаний и поиск способов их добывания.

Стремление к познанию у ребенка, как правило, начинает активно развиваться к шести-семи годам. Это обусловлено формированием новых мотивов его деятельности, которые возникают после полноценного развития речи ребенка.

Свои знания дети выражают и обобщают посредством применения речи. Также, у них развиваются навыки анализа и синтеза, реализуемые через представления. Кроме того, дети начинают по-другому строить свои взаимоотношения со взрослыми, расширяя свой кругозор.


АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНА С АКТИВНОСТЬЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисунок 1. Признаки познавательной активности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для развития познавательных интересов и познавательной активности дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

«Развитие познавательной активности» 👇

Сущность активизации познавательной деятельности школьников

Отношение учащихся к процессу обучения принято характеризовать его активностью.

Активность обучения определяется степенью проникновения учащегося в изучаемый предмет, «погружением» в учебный материал.

Активность учащихся непосредственно сопряжена с мотивацией учащихся, а именно с самостоятельностью в процессе обучения. Под самостоятельностью обучения понимают умения без помощи педагога находить нужную учебную информацию, систематизировать и анализировать ее, обрабатывать и усваивать, ставить себе учебные цели и достигать их, осуществлять проектную и исследовательскую деятельности и т.д.

«Активизация познавательной деятельности школьников» 👇

Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и неотделимы. Так, учащиеся, которые проявляют большую активность в процессе обучения и более самостоятельны.

Большое значение имеет управление познавательной деятельностью учащихся, которое принято называть активизацией.

Основная цель активизации познавательной деятельности – формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса.

Современная педагогическая наука предлагает различные пути активизации познавательной деятельности школьников:

Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. От учащихся в данном случае требуется понять, запомнить и воспроизвести при необходимости полученные знания, получит умения оперировать собственными знаниями, применять их в практической и повседневной жизни.

Таким образом, уровень продуктивности обучения во многом зависит от активности познавательной деятельности учащихся.

Принципы активизации познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности учащихся требует соблюдения ряда принципов:

Использование принципов активизации познавательной деятельности осуществляется комплексно, их выбор определяется педагогом самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей их развития, а также потребности в получении новых знаний и умений.

Уровни познавательной активности

Развитие познавательной активности каждого учащегося может быть реализовано на разных уровнях. Такими уровнями являются:

Понятие познавательной деятельности

В настоящее время в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но и развитие личности ребенка, как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

Именно характер мотивов, интересов и потребностей, которые лежат в основе деятельности личности, определяет содержание и направление ее активности. Вовлеченность учащегося познавательную деятельность, проявляемая им активность и инициативность, удовлетворенность полученным результатом и своей деятельностью, являются важным фактором для дальнейшего качественного развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.

Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия.

Познавательная деятельность осуществляется учащимися во всех сферах жизнедеятельность, а также проявляется во всех видах взаимоотношений учащихся. Однако только в процессе обучения она приобретает четко оформление, которое присуще только человеку и в реализуемых им видах деятельности.

Структура познавательной активности

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:

«Активность познавательной деятельности » 👇

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она выступает стимулом для протекания всех мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности, мобилизации творческих сил для решения академических и профессиональных задач, положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с самостоятельностью: чем активней личность, тем более самостоятельной выступает она в процессе решения актуальных задач.

Активизация познавательной деятельности невозможна без активизации внимания личности: недостаток или отсутствие внимания не позволяет личности принимать активное участие в процессе реализации деятельности, сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию условий академической или профессиональной ситуации.

Воздействие психики и ее процессов на развитие познавательной активности

Все познавательные процессы, происходящие в организме, не имеют изолированности. Они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в своей работе. Кроме того, познавательная деятельность зависит от функционирования психических процессов. А это значит, что они активно влияют на развитие каждого компонента познавательной деятельности, в том числе и развитие познавательной активности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *