Елена Александровна Булахова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Активизация познавательной деятельности – это динамичный процесс, направленный на побуждение учащихся к активному и целенаправленному получению знаний, преодоление пассивности и стереотипов, застоя и спада в умственной деятельности.
Существуют
основные способы активизации познавательной
деятельности:
В
активизации познавательной деятельности
учащихся большую роль играет умение
учителя побуждать своих учеников к
осмыслению логики и последовательности
в изложении учебного материала, к
выделению в нем главных и наиболее
существенных положений. Уже в младших
классах полезно приучать ребят
самостоятельно выделять самое существенное
в объяснении учителя и формулировать
важнейшие вопросы, которые объяснены
на уроке. В средних же и старших классах
этот прием служит действенным стимулом
познавательной активности учащихся.
Если учитель предлагает по ходу своего
изложения выделить основные вопросы,
т.е. составить план изучаемого материала,
это задание заставляет ребят глубже
вникать в сущность новой темы, мысленно
расчленять материал на важнейшие
логические части.
Данные способы
активизации познавательной деятельности
осуществляются с помощью методов
обучения. Активными методами обучения
следует называть те, которые максимально
повышают уровень познавательной
активности учащихся, побуждают их к
старательному учению.
Методы
активизации познавательной деятельности
учащихся
Степень
активности учащихся является реакцией,
методы, и приемы работы преподавателя
являются показателем его педагогического
мастерства.
Активными методами
обучения следует называть те, которые
максимально повышают уровень познавательной
активности школьников, побуждают их к
старательному учению.
Все
методы
активного обучения
делятся на:
— неимитационные,
реализуемые на традиционных видах
занятий,
— имитационные,
игровые, применение которых, как правило,
связано с использованием в учебном
процесс новых видов занятий.
Неимитационные
методы активного обучения
Основное
отличие этих методов
от других методов активного обучения
— отсутствие представленной в той или
иной форме имитационной модели изучаемого
объекта, процесса или деятельности.
При этом активизация
обучения, признаки которой были отмечены,
достигается лишь в результате использования
постоянно действующих прямых или
обратных связей между обучающей системой.
На
лекции
активное обучение достигается в том
случае, если на всем ее протяжении
каким-либо способом обеспечивается
самостоятельная интенсивная работа
каждого студента. Один из эффективных
способов — контрольная проверка знаний
всех студентов в конце лекции.
На
лабораторных или практических занятиях
активность достигается возможно большей
индивидуализацией обучения, самостоятельным
выполнением заданий под постоянным
контролем со стороны преподавателя,
который сразу же на основе информации
обратной связи направляет студента на
решение новых задач либо пополнение
недостающих знаний.
Семинар
относится к активному обучению, если
гарантируется привлечение всех студентов
в качестве докладчиков или выступающих.
Достаточно
длительная активная деятельность
студента достигается в период его
производственной
практики,
если он назначается на конкретную
должность. Практикант вынужден регулярно
и самостоятельно принимать управленческие
и производственные решения, т.е. активно
обучаться.
Важные
формы активного обучения — олимпиады
и научно-технические конференции,
в процессе подготовки к которым студенты
осуществляют активный самостоятельный
поиск фактов, имеющих отношение к
тематике.
К
активному обучению относится и широко
практикуемая научно-исследовательская
работа студентов
(НИРС).
Таким образом,
практически на всех традиционно
используемых в вузах видах занятий
можно применить методы активного
обучения.
В разных случаях
они могут принимать различную форму,
но все они неизменно побуждают учащихся
к длительной активной деятельности и
обеспечивают надежную обратную связь
между обучаемой системой и обучаемыми.
Имитационные
методы активного обучения.
Опыт внедрения
методов активного обучения в такие
традиционные формы занятий, как лекции,
лабораторные и практические работы,
курсовые и дипломные проекты,
свидетельствуют о высокой эффективности
этих методов, их влиянии на повышение
качества подготовки специалистов.
Но традиционными
формами обучения, кроме, пожалуй,
производственной практики, почти не
затрагивается третий уровень подготовки
специалиста — приобретение им еще в
стенах института навыков предстоящей
профессиональной деятельности.
Трудность получения
этих навыков связана с тем, что такая
деятельность, как правило, носит
коллективный характер, т.е. большинство
реальных решений принимается в процессе
взаимодействия с коллегами по работе.
В жизни на каждом
шагу проявляется вероятностный характер
производства, происходят срывы из-за
непредвиденных обстоятельств, таких
как задержки поставок материально-технических
ресурсов.
Необходимо умение
не только быстро ориентироваться в
меняющейся обстановке, но и эффективно
достигать поставленных целей. Без такого
умения затягивается адаптация молодого
специалиста на производстве, а принимаемые
им решения зачастую далеки от оптимальных.
Вот эти навыки
предстоящей деятельности должны частично
приобретаться студентами в учебном
заведении на имитационных игровых
занятиях.
Основная
отличительная черта таких занятий —
это имитация предстоящей трудовой
деятельности:
производственно-хозяйственной,
проектно-конструкторской, преподавательской.
Такая имитация
может носить индивидуальный характер,
когда условно не учитывается взаимодействие
с коллегами, и коллективный характер,
требующий назначения участников на
определенные роли, сходные с реальными.
В педагогической
практике и в методической литературе
традиционно принято делить методы
обучения по источнику знаний: словесные
(рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные
(демонстрация натуральных, экранных и
других наглядных пособий, опытов) и
практические (лабораторные и практические
работы). Каждый из них может быть и более
активным и менее активным, пассивным.
1.
Метод дискуссии
применяю по вопросам, требующим
размышлений, добиваюсь, на своих уроках,
чтобы учащиеся могли свободно высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение
выступающих.
2.
Метод самостоятельной работы учащихся.
С целью лучшего выявления логической
структуры нового материала дается
задание самостоятельно составить план
рассказа преподавателя или план-конспект
с выполнением установки: минимум текста
– максимум информации.
Используя этот
план-конспект, учащиеся всегда успешно
воспроизводят содержание темы при
проверке домашнего задания. Умение
конспектировать, составлять план
рассказа, ответа, комментированное
чтение литературы, отыскивание в нем
главной мысли, работа со справочниками,
научно-популярной литературой помогают
формированию у учащихся теоретического
и образно-предметного мышления при
анализе и обобщении закономерностей
природы.
Для закрепления
навыка работы с литературой дают учащимся
различные посильные задания.
В классе учащийся
должны постараться не прочитать, а
пересказать свое сообщение. При таком
виде работы учащиеся учатся анализировать
и обобщать материал, а также развивается
устная речь. Благодаря этому, учащиеся
в последствии не стесняются высказывать
свои мысли и суждения.
Методика активизации познавательной деятельности учащихся
Способы активизации познавательной деятельности учащихся
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки – деловые игры; уроки – пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-конкурсы; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки – ролевые игры; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой и другие.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.
Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.
В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Трудность в использовании технологии проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение.
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.
Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
7. Систематическое использование различных средств контроля
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде – учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.
8. Вовлечение учащихся в создание творческих работ.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и учения тому, как его выполнить. Только при этих условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
Методы обучения и мотивации познавательной деятельности учащихся
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В методической литературе и педагогической практике принято делить методы обучения по источнику знаний:
Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)
Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)
Практические (лабораторные и практические работы).
1)Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
Организуется самостоятельная работа следующим образом: классу дается конкретное учебное задание.
Здесь есть свои требования:
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
Эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
4) Метод проблемного изложения.
Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.
Также используются методы устного изложения – рассказ и лекция.
Активизации
познавательной деятельности учащихся
1.
Активизация познавательной деятельности
учащихся. Уровни познавательной
активности учащихся
2.
Принципы активизации познавательной
деятельности учащихся. Факторы,
побуждающие учащихся к активности
3.
Способы, методы и приемы активизации
познавательной деятельности учащихся
1.
Активизация познавательной деятельности
учащихся.
Обучение
– самый
важный и надежный способ получения
систематического образования. Отражая
все существенные свойства педагогического
процесса (двусторонность, направленность
на всестороннее развитие личности,
единство содержательной и процессуальной
сторон), обучение в то же время имеет и
специфические качественные отличия.
Будучи сложным и
многогранным, специально организуемым
процессом отражения в сознании учащегося
реальной действительности, обучение
есть не что иное, как специфический
процесс познания, управляемый педагогом.
Именно направляющая роль учителя
обеспечивает полноценное усвоение
учащимися знаний, умений и навыков,
развитие их умственных сил и творческих
способностей.
Познавательная
деятельность – это единство чувственного
восприятия, теоретического мышления и
практической деятельности. Она
осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся
(производительный и общественно полезный
труд, ценностно-ориентационная и
художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения
различных предметно-практических
действий в учебном процессе
(экспериментирование, конструирование,
решение исследовательских задач и
т.п.). Но только в процессе обучения
познание приобретает четкое оформление
в особой, присущей только человеку
учебно-познавательной деятельности
или учении.
Обучение всегда
происходит в общении и основывается на
вербально-деятельностном подходе. Слово
одновременно является средством
выражения и познания сущности изучаемого
явления, орудием коммуникации и
организации практической познавательной
деятельности учащихся.
Обучение,
как и всякий другой процесс, связано с
движением. Оно, как и целостный
педагогический процесс, имеет задачную
структуру, а, следовательно, и движение
в процессе обучения идет от решения
одной учебной задачей к другой, продвигая
учащегося по пути познания: от незнания
к знанию, то неполного знания к более
полному и точному. Обучение не сводится
к механической «передаче» знаний, умений
и навыков, т.к. обучение является
двусторонним процессом, в котором тесно
взаимодействуют педагоги и учащиеся:
преподавание и учение.
Отношение
учащихся к учению преподавателя обычно
характеризуется активностью.
Активность
(учения, освоения, содержания и т.п.)
определяет степень (интенсивность,
прочность) «соприкосновения» обучаемого
с предметом его деятельности.
В структуре
активности выделяются следующие
компоненты:
С активностью
непосредственно сопрягается еще одна
важная сторона мотивации учения учащихся
это самостоятельность, которая связана
с определением объекта, средств
деятельности, её осуществления самим
учащимся без помощи взрослых и учителей.
Познавательная активность и
самостоятельность неотделимы друг от
друга: более активные школьники, как
правило, и более самостоятельные;
недостаточная собственная активность
учащегося ставит его в зависимость от
других и лишает самостоятельности.
Управление
активностью учащихся традиционно
называют активизацией.
Активизацию можно
определить как постоянно текущий процесс
побуждения учащихся к энергичному,
целенаправленному учению, преодоление
пассивной и стерео типичной деятельности,
спада и застоя в умственной работе.
Главная
цель активизации
– формирование активности учащихся,
повышение качества учебно-воспитательного
процесса.
В педагогической
практике используются различные пути
активизации познавательной деятельности,
основные среди них – разнообразие форм,
методов, средств обучения, выбор таких
их сочетаний, которые в возникших
ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся.
Наибольший
активизирующий эффект на занятиях дают
ситуации, в которых учащиеся сами должны:
Можно
утверждать, что новые технологии
самостоятельного обучения имеют в виду,
прежде всего повышение активности
учащихся: истина, добытая путем
собственного напряжения усилий, имеет
огромную познавательную ценность.
Отсюда можно
сделать вывод, что успех обучения в
конечном итоге определяется отношением
учащихся к учению, их стремлению к
познанию, осознанным и самостоятельным
приобретение знаний, умений и навыков,
их активностью.
Современные
требования к высшей школе определяют
необходимость создания единой комплексной
программы совершенствования методов
обучения. В этих условиях особое внимание
обращается на методы, активизирующие
познавательный процесс.
Центральным
понятием в решении этого вопроса является
понятие активизация
учебной деятельности,
под которой понимается целеустремеленная
деятельность преподавателя, направленная
на разработку и использование такого
содержания, форм, методов, приемов и
средств обучения, которые способствуют
повышению интереса, активности, творческой
самостоятельности учащихся в усвоении
знаний, формировании умений и навыков,
применения их на практике.
Активность
учащихся в обучении
— это волевое действие, деятельное
состояние, характеризующее усиленную
познавательную деятельность личности.
Активность
проявляется в различных видах деятельности
и бывает внешняя и внутренняя.
Внешняя
(моторная) активность
легко определяется преподавателем, так
как ее признаки ярко выражены — учащийся
деятелен — на лекциях конспектирует,
на практических занятиях – отвечает и
решает, на лабораторных – выполняет
опыты.
Внутренняя
(мыслительная) активность
характеризуется тем, что предполагает
наличие внешней активности. Но, кроме
того, ей присущи специфические признаки
— напряженность умственных сил,
мыслительных действий и операций —
анализа, синтеза, сравнений, обобщения.
Высший
уровень активности — творческая
активность
— это стремление проникнуть в сущность
изучаемых вещей и явлений, способность
вносить элементы новизны в способы
выполнения учебного задания.
Развитие творческой
активности связано с активизацией
учебной деятельности учащегося, которую
осуществляет преподаватель.
Активизация
познавательной деятельности требует
от педагога
умелого руководства познавательной
деятельностью, понимания целесообразность
применяемых форм, методов и средств
обучения.
Решение проблемы
активизации познавательной деятельности
требует:
— разработки
приемов и способов, способствующих
активизации познавательной деятельности,
— вооружения
преподавателей этими методами и приемами,
т.е. активизации деятельности самого
преподавателя,
— создания условий
для активной учебной работы, научного
поиска учащихся, вооружения их способами
и приемами активного мышления.
К
понятию активизации познавательной
деятельности примыкает понятие
интенсификации
обучения
— изыскание возможностей передачи
учащимся возрастающего объема информации
при неизменной продолжительности
обучения.
Интенсификация
обучения рассматривается сегодня как
одна из кардинальных задач развития
всей системы образования. Идет поиск
путей, которые позволили бы повысить
темпы обучения, не снижая требования к
качеству занятий обучаемых. Решение
этой задачи требует внедрения более
совершенных, научно обоснованных методов
руководства учебно-познавательной
деятельностью, мобилизирующей творческие
способности личности.
По
способу организации обучения выделяются:
— активные методы
обучения,
— традиционные —
информационные, сообщающие, которые мы
с вами рассматривали на предыдущей
лекции.
Под
методами активного обучения
понимается совокупность способов
организации и управления учебно-познавательной
деятельностью, которые обладают по
сравнению с традиционными методами,
следующими основными особенностями.
1.
Принудительная активизация мышления
и поведения учащихся, т.е. их вынужденная
активность.
Суть этой особенности
в том, что каждый учащийся непрерывно
побуждается к активной деятельности,
не может не быть активным, независимо
от того, желает он этого или нет.
2.
Достаточно длительное время
вовлечения всех учащихся в активное
обучение (практически на протяжении
всего занятия).
Таким
образом, активность учащегося не
кратковременна, носит не эпизодический
характер. Поэтому можно говорить о
сопоставлении периода активной работы
на занятии учащегося с периодом активной
деятельности на том же занятии
преподавателя или обучающей машины.
Первый
уровень – воспроизводящая
активность.
Характеризуется
стремлением учащегося понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть способом
его применения по образцу. Этот уровень
отличается неустойчивостью волевых
усилий школьника, отсутствием у учащихся
интереса к углублению знаний, отсутствие
вопросов типа: «Почему?»
Второй
уровень – интерпретирующая
активность.
Характеризуется
стремлением учащегося к выявлению
смысла изучаемого содержания, стремлением
познать связи между явлениями и
процессами, овладеть способами применения
знаний в измененных условиях.
Характерный
показатель: большая устойчивость волевых
усилий, которая проявляется в том, что
учащийся стремится довести начатое
дело до конца, при затруднении не
отказывается от выполнения задания, а
ищет пути решения.
Третий
уровень – творческий.
Характеризуется
интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений
и их взаимосвязей, но и найти для этой
цели новый способ.
Характерная
особенность – проявление высоких
волевых качеств учащегося, упорство и
настойчивость в достижении цели, широкие
и стойкие познавательные интересы.
Данный уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени
рассогласования между тем, что учащийся
знал, что уже встречалось в его опыте и
новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности
личности, является неотъемлемым условием
и показателем реализации любого принципа
обучения.
Вопросы активизации познавательной
деятельности учащихся относятся к числу
наиболее актуальных проблем современной
педагогической науки и практики. Реализация
принципа активности в обучении имеет большое
значение, т.к. обучение и развитие носят
деятельностный характер, и от качества учения
как деятельности зависит результат обучения,
развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи
повышения эффективности и качества учебного
процесса является активизация познавательной
деятельности учащихся. Знания, полученные в
готовом виде, как правило, вызывают затруднения
учащихся в их применении к объяснению
наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Одним из существенных недостатков знаний
учащихся остается формализм, который
проявляется в отрыве заученных учащимися
теоретических положений от умения применить их
на практике.
Активизация познавательной
деятельности учащихся была и остаётся одной из
вечных проблем педагогики. Всё большее значение
в жизни приобретают коммуникативные умения,
способность к моделированию ситуаций,
приобретению опыта ведения диалога, дискуссий,
приобщению к творческой деятельности. В то же
время наблюдается снижение интереса к учёбе,
интеллектуальная пассивность. Поэтому
объясняется особое внимание учителя к
использованию методов и приёмов, требующих
активной мыслительной деятельности, с помощью
которых формируются умения сравнивать, обобщать,
видеть проблему, формировать гипотезу, искать
средства решения, корректировать полученные
результаты.
Система работы активизации
познавательной деятельности учащихся к учению
строится на основных положениях: теории
деятельности, теории развития познавательного
интереса, теории активизации познавательной
деятельности школьника, педагогики коллективных
дел.
Желание каждого учителя – привить
любовь и интерес к своему предмету. Лучшему
усвоению учебного предмета, развитию научного
интереса, активизации учебной деятельности
учащихся, повышению уровня практической
направленности способствуют наиболее активные
формы, средства и методы обучения. Активизация
познавательной деятельности способствует
развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного
интереса включают три момента:
“ Учение, лишённое всякого
интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению, а учение,
основанное только на интересе, не даёт
возможности окрепнуть самообладанию и воле
ученика, так как всё в учении интересно и
необходимо брать силою воли”
Условия, для проявления
познавательной деятельности:
Активные методы обучения позволяют
использовать все уровни усвоения знаний: от
воспроизводящей деятельности через
преобразующую к главной цели –
творческо-поисковой деятельности.
Творческо-поисковая деятельность оказывается
более эффективной, если ей предшествует
воспроизводящая и преобразующая деятельность, в
ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения
заключается в том, что с помощью его форм, методов
можно достаточно эффективно решать целый ряд
задач, которые трудно достигаются в традиционном
обучении:
В педагогической практике
используются различные пути активизации
познавательной деятельности, основные среди них
– разнообразие форм, методов, средств обучения,
выбор таких их сочетаний, которые в возникших
ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на
занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами
должны:
Можно утверждать, что новые технологии
самостоятельного обучения имеют в виду, прежде
всего, повышение активности учащихся: истина,
добытая путем собственного напряжения усилий,
имеет огромную познавательную ценность.
На подготовительном этапе учителями
нашей школы были показаны уроки и фрагменты
уроков, на которых были продемонстрированы те
или иные методы и формы активизации
познавательной деятельности учащихся на уроке.
Формы организации деятельности
учащихся
Формы и методы урока:
Главная ценность культуры сегодня –
читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем,
открывает свой личностный потенциал. Книга
питает его ум и душу. И тогда книга становится
пространством для развития личности,
формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо
читающие ученики обречены на неуспеваемость в
средних и старших классах, где учебный материал
увеличивается во много раз. Кроме того, в
процессе чтения совершенствуются оперативная
память и устойчивость внимания, от которых
зависит умственная память и умственная
работоспособность.
При организации работы с учебником
учитель формирует умения:
Для этого учитель использует
следующие компоненты учебника:
Формы работы с учебником:
Книга – важнейшее средство
информационного общения. В учебной книге
моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не
только отдельной личности, но и всего
человечества во всех доступных измерениях
времени и пространства:
Информационные технологии – это
все технологии, использующие специальные
технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Использование продуктов
информационных технологий (презентация,
интерактивная доска, видеоматериалы, учебный
фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики
значительно ярче и глубже осознают важность,
значимость изучаемых вопросов и оттого
относятся к ним с большим интересом.
В числе основных факторов, побуждающих
учащихся к активности, авторы выделяют:
Учитывая перечисленные факторы,
преподаватель может безошибочно активизировать
деятельность учащихся, так как различный подход
к занятиям, а не однообразный подход это, прежде
всего, у учащихся вызовет интерес к занятиям,
учащиеся будут с радостью идти на занятия, так
как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие
вышеназванных факторов на учащегося оказывает и
игра, и состязательность, и творческий характер,
и профессиональный интерес. Эмоциональное
воздействие также существует, как
самостоятельный фактор и является методом,
который пробуждает желание активно включится в
коллективный процесс учения,
заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной
реализации принципа активности в обучении имеют
самостоятельные работы творческого характера,
таких как программированные задания, домашние
химические эксперименты, моделирование и т.д.
Активизация учения учащихся не как
усиление деятельности, а как мобилизация
преподавателем с помощью специальных средств
интеллектуальных, нравственно-волевых и
физических сил учеников на достижение
конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой
познавательной активности является
рассогласование между наличной ситуацией и
прошлым опытом. Особое значение на этапе
включения учащегося в активную познавательную
деятельность имеет
ориентировочно-исследовательский рефлекс,
представляющий собой реакцию организма на
необычные изменения во внешней среде.
Исследовательский рефлекс приводит кору больших
полушарий в деятельное состояние. Возбуждение
исследовательского рефлекса – необходимое
условие познавательной деятельности.
Принципы активизации познавательной деятельности
Активизация познавательной деятельности учащихся требует соблюдения ряда принципов:
Использование принципов активизации познавательной деятельности осуществляется комплексно, их выбор определяется педагогом самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей их развития, а также потребности в получении новых знаний и умений.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Понятие познавательной деятельности
В настоящее время в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но и развитие личности ребенка, как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.
Именно характер мотивов, интересов и потребностей, которые лежат в основе деятельности личности, определяет содержание и направление ее активности. Вовлеченность учащегося познавательную деятельность, проявляемая им активность и инициативность, удовлетворенность полученным результатом и своей деятельностью, являются важным фактором для дальнейшего качественного развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.
Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия.
Познавательная деятельность осуществляется учащимися во всех сферах жизнедеятельность, а также проявляется во всех видах взаимоотношений учащихся. Однако только в процессе обучения она приобретает четко оформление, которое присуще только человеку и в реализуемых им видах деятельности.
Сущность активизации познавательной деятельности школьников
Отношение учащихся к процессу обучения принято характеризовать его активностью.
Активность обучения определяется степенью проникновения учащегося в изучаемый предмет, «погружением» в учебный материал.
Активность учащихся непосредственно сопряжена с мотивацией учащихся, а именно с самостоятельностью в процессе обучения. Под самостоятельностью обучения понимают умения без помощи педагога находить нужную учебную информацию, систематизировать и анализировать ее, обрабатывать и усваивать, ставить себе учебные цели и достигать их, осуществлять проектную и исследовательскую деятельности и т.д.
«Активизация познавательной деятельности школьников» 👇
Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и неотделимы. Так, учащиеся, которые проявляют большую активность в процессе обучения и более самостоятельны.
Большое значение имеет управление познавательной деятельностью учащихся, которое принято называть активизацией.
Основная цель активизации познавательной деятельности – формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса.
Современная педагогическая наука предлагает различные пути активизации познавательной деятельности школьников:
Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. От учащихся в данном случае требуется понять, запомнить и воспроизвести при необходимости полученные знания, получит умения оперировать собственными знаниями, применять их в практической и повседневной жизни.
Таким образом, уровень продуктивности обучения во многом зависит от активности познавательной деятельности учащихся.