АКТИВИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ

Ход педсовета

I. Вступительное слово директора школы Куприной
М. А.

Основной функцией учителя является
стимулирование познавательных интересов
учащихся, помочь им в самостоятельном поиске
необходимой информации, в организации
собственной деятельности. Для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроке
необходимо:

II. Выступление заместителя директора школы по
УВР Труновой М. П.

Активизация познавательной деятельности
учащихся была и остаётся одной из вечных проблем
педагогики. Всё большее значение в жизни
приобретают коммуникативные умения, способность
к моделированию ситуаций, приобретению опыта
ведения диалога, дискуссий, приобщению к
творческой деятельности. В то же время
наблюдается снижение интереса к учёбе,
интеллектуальная пассивность. Поэтому
объясняется особое внимание учителя к
использованию методов и приёмов, требующих
активной мыслительной деятельности, с помощью
которых формируются умения сравнивать, обобщать,
видеть проблему, формировать гипотезу, искать
средства решения, корректировать полученные
результаты.

Система работы активизации познавательной
деятельности учащихся к учению строится на
основных положениях: теории деятельности, теории
развития познавательного интереса, теории
активизации познавательной деятельности
школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и
интерес к своему предмету. Лучшему усвоению
учебного предмета, развитию научного интереса,
активизации учебной деятельности учащихся,
повышению уровня практической направленности
способствуют наиболее активные формы, средства и
методы обучения. Активизация познавательной
деятельности способствует развитию
познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса
включают три момента:

“ Учение, лишённое всякого
интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению, а учение,
основанное только на интересе, не даёт
возможности окрепнуть самообладанию и воле
ученика, так как всё в учении интересно и
необходимо брать силою воли”

Условия, для проявления познавательной
деятельности:

Активные методы обучения позволяют
использовать все уровни усвоения знаний: от
воспроизводящей деятельности через
преобразующую к главной цели –
творческо-поисковой деятельности.
Творческо-поисковая деятельность оказывается
более эффективной, если ей предшествует
воспроизводящая и преобразующая деятельность, в
ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается
в том, что с помощью его форм, методов можно
достаточно эффективно решать целый ряд задач,
которые трудно достигаются в традиционном
обучении:

В педагогической практике используются
различные пути активизации познавательной
деятельности, основные среди них – разнообразие
форм, методов, средств обучения, выбор таких их
сочетаний, которые в возникших ситуациях
стимулируют активность и самостоятельность
учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях
дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Можно утверждать, что новые технологии
самостоятельного обучения имеют в виду, прежде
всего, повышение активности учащихся: истина,
добытая путем собственного напряжения усилий,
имеет огромную познавательную ценность.

На подготовительном этапе учителями нашей
школы были показаны уроки и фрагменты уроков, на
которых были продемонстрированы те или иные
методы и формы активизации познавательной
деятельности учащихся на уроке. (см. Приложение
2)

Формы организации деятельности учащихся

Формы и методы урока:

Но активности познавательной деятельности,
проявленной на уроке, требуется выход и во
внеурочные формы работы, поэтому помимо урока
играет важную роль организация
исследовательской и проектной деятельности
учащихся. Одним из путей творческого восприятия
современных наук – это систематическая
исследовательская и проектная деятельность,
позволяющая применять полученные знания на
уроке на практике: участие в олимпиадах,
конкурсах, конференциях разного уровня.
Современные условия развития общества требуют
переориентации обучения с усвоения готовых
знаний, умений и навыков на развитие личности
ребенка, его творческих способностей,
самостоятельности и критичности мышления,
умения работать с информацией. Созданное в нашей
школе НОУ “МАНУскрипт” позволяет решать три
главные задачи образовательного процесса:

Главная ценность культуры сегодня – читающий
ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем,
открывает свой личностный потенциал. Книга
питает его ум и душу. И тогда книга становится
пространством для развития личности,
формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие
ученики обречены на неуспеваемость в средних и
старших классах, где учебный материал
увеличивается во много раз. Кроме того, в
процессе чтения совершенствуются оперативная
память и устойчивость внимания, от которых
зависит умственная память и умственная
работоспособность.

При организации работы с учебником учитель
формирует умения:

Для этого учитель использует следующие
компоненты учебника:

Формы работы с учебником:

Книга – важнейшее средство информационного
общения. В учебной книге моделируются жизнь,
чувства, мысли и дела, не только отдельной
личности, но и всего человечества во всех
доступных измерениях времени и пространства:

Информационные технологии – это все
технологии, использующие специальные
технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных
технологий (презентация, интерактивная доска,
видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает
особый интерес, ученики значительно ярче и
глубже осознают важность, значимость изучаемых
вопросов и оттого относятся к ним с большим
интересом.

Выступления учителей-предметников позволит
нам представить, как на практике реализуются эти
результаты.

III. Выступления учителей-предметников

(см. Приложение 3)

1. ЛялинаН. В.-учитель биологии.
Тема: “Использование возможностей
интерактивной доски на уроках природоведения и
биологии”.
Форма выступления: демонстрация методов
работы с интерактивной доской.

1. Волошинова В. В. – учитель химии, Лялина Н. В. –
учитель биологии.
Тема: “Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках биологии и химии
при проведении лабораторных и практических
работ, их практическая направленность и связь с
жизнью”.
Формы выступления: проведение лабораторных и
практических работ.

1. Кулаковская М. В. – учитель географии.
Тема: “Использование учебного программного
обеспечения для самостоятельной и
индивидуальной работы с учащимися на уроках
географии”
Форма выступления: демонстрация форм работы
с мультимедийной учебной программой.

1. Тихонова Т. А – учитель литературы и русского
языка.
Тема: “Использование тематических учебных
презентаций, выполненных учащимися к урокам
литературы в старших классах”
Форма выступления: демонстрация презентаций
учащихся.

1. Николаева Т. М. – учитель начальных классов.
Тема: “Использование “МИМИО” в начальной
школе”.
Форма выступления: сообщение

2. Игнатова Н. Г. – учитель истории и
обществознания.
Тема: 1. “ Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках истории с
использованием учебных фильмов”.
Форма выступления: демонстрация учебного
фильма подготовленного учителем для урока.

2. “ Исследовательская и проектная деятельность
учащихся в рамках НОУ “МАНУскрипт”.

Форма выступления: сообщение.

Тема: “Использование созданных учащимися
видеороликов и презентаций на уроках истории и
культуры Санкт-Петербурга и МХК”.

Форма выступления: демонстрация видеоролика
“Памятники г. Колпино”

Проект решения педагогического совета:

Приемы  активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

Хохлова Светлана Александровна,

Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.                                                                                             Л. Г. Петерсон

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики  –  активизация познавательной деятельности учащихся.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять,  чтобы повысить активность учащихся на уроках?

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.        Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности  как в содержание, так и в форму работы.

В своей практике  я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение “ошибкоопасных мест”.       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.   Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.                     Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.  Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Если ученик  выполняет посильные для него задания, то он  работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.        Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.      Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организоваваю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение  для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.     Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий.  Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе . Такими методами являются:

– Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

– Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

– Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. ( Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

– Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Использую  методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

– Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

– Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

– Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

– Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей работе  наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения.  Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет :                                                                       – сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

– эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

– индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

– самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

– осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике.   Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.        Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

2. Начальная школа. Журнал. №4,1997.

3. Начальная школа. Журнал. №8, 1999.

4. Начальная школа. Журнал. №4, 2000.

5. Начальная школа. Журнал. №6,2001

6. Начальная школа. Журнал. №3, 2002.

Вопросы активизации познавательной
деятельности учащихся относятся к числу
наиболее актуальных проблем современной
педагогической науки и практики. Реализация
принципа активности в обучении имеет большое
значение, т.к. обучение и развитие носят
деятельностный характер, и от качества учения
как деятельности зависит результат обучения,
развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи
повышения эффективности и качества учебного
процесса является активизация познавательной
деятельности учащихся. Знания, полученные в
готовом виде, как правило, вызывают затруднения
учащихся в их применении к объяснению
наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Одним из существенных недостатков знаний
учащихся остается формализм, который
проявляется в отрыве заученных учащимися
теоретических положений от умения применить их
на практике.

Активизация познавательной
деятельности учащихся была и остаётся одной из
вечных проблем педагогики. Всё большее значение
в жизни приобретают коммуникативные умения,
способность к моделированию ситуаций,
приобретению опыта ведения диалога, дискуссий,
приобщению к творческой деятельности. В то же
время наблюдается снижение интереса к учёбе,
интеллектуальная пассивность. Поэтому
объясняется особое внимание учителя к
использованию методов и приёмов, требующих
активной мыслительной деятельности, с помощью
которых формируются умения сравнивать, обобщать,
видеть проблему, формировать гипотезу, искать
средства решения, корректировать полученные
результаты.

Система работы активизации
познавательной деятельности учащихся к учению
строится на основных положениях: теории
деятельности, теории развития познавательного
интереса, теории активизации познавательной
деятельности школьника, педагогики коллективных
дел.

Желание каждого учителя – привить
любовь и интерес к своему предмету. Лучшему
усвоению учебного предмета, развитию научного
интереса, активизации учебной деятельности
учащихся, повышению уровня практической
направленности способствуют наиболее активные
формы, средства и методы обучения. Активизация
познавательной деятельности способствует
развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного
интереса включают три момента:

Условия, для проявления
познавательной деятельности:

Необходимость активного обучения
заключается в том, что с помощью его форм, методов
можно достаточно эффективно решать целый ряд
задач, которые трудно достигаются в традиционном
обучении:

В педагогической практике
используются различные пути активизации
познавательной деятельности, основные среди них
– разнообразие форм, методов, средств обучения,
выбор таких их сочетаний, которые в возникших
ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на
занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами
должны:

На подготовительном этапе учителями
нашей школы были показаны уроки и фрагменты
уроков, на которых были продемонстрированы те
или иные методы и формы активизации
познавательной деятельности учащихся на уроке.

Формы организации деятельности
учащихся

Главная ценность культуры сегодня –
читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем,
открывает свой личностный потенциал. Книга
питает его ум и душу. И тогда книга становится
пространством для развития личности,
формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо
читающие ученики обречены на неуспеваемость в
средних и старших классах, где учебный материал
увеличивается во много раз. Кроме того, в
процессе чтения совершенствуются оперативная
память и устойчивость внимания, от которых
зависит умственная память и умственная
работоспособность.

При организации работы с учебником
учитель формирует умения:

Для этого учитель использует
следующие компоненты учебника:

Книга – важнейшее средство
информационного общения. В учебной книге
моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не
только отдельной личности, но и всего
человечества во всех доступных измерениях
времени и пространства:

Информационные технологии – это
все технологии, использующие специальные
технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов
информационных технологий (презентация,
интерактивная доска, видеоматериалы, учебный
фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики
значительно ярче и глубже осознают важность,
значимость изучаемых вопросов и оттого
относятся к ним с большим интересом.

В числе основных факторов, побуждающих
учащихся к активности, авторы выделяют:

Учитывая перечисленные факторы,
преподаватель может безошибочно активизировать
деятельность учащихся, так как различный подход
к занятиям, а не однообразный подход это, прежде
всего, у учащихся вызовет интерес к занятиям,
учащиеся будут с радостью идти на занятия, так
как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие
вышеназванных факторов на учащегося оказывает и
игра, и состязательность, и творческий характер,
и профессиональный интерес. Эмоциональное
воздействие также существует, как
самостоятельный фактор и является методом,
который пробуждает желание активно включится в
коллективный процесс учения,
заинтересованность, приводящая в движение.

Особое значение для успешной
реализации принципа активности в обучении имеют
самостоятельные работы творческого характера,
таких как программированные задания, домашние
химические эксперименты, моделирование и т.д.

Активизация учения учащихся не как
усиление деятельности, а как мобилизация
преподавателем с помощью специальных средств
интеллектуальных, нравственно-волевых и
физических сил учеников на достижение
конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой
познавательной активности является
рассогласование между наличной ситуацией и
прошлым опытом. Особое значение на этапе
включения учащегося в активную познавательную
деятельность имеет
ориентировочно-исследовательский рефлекс,
представляющий собой реакцию организма на
необычные изменения во внешней среде.
Исследовательский рефлекс приводит кору больших
полушарий в деятельное состояние. Возбуждение
исследовательского рефлекса – необходимое
условие познавательной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *