Тяжельникова Надежда Запуск речи у неговорящих детей группы раннего возраста в условиях ДОУ
Очень часто слышим фразу от родителей : «Мой ребенок все понимает, но не говорит».
Но что на самом деле понимает ребенок?
Существует 6 уровней понимания речи по Н. С. Жуковой:
I уровень – выражено речевое понимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.
МАРИНА СУЛТАНОВА Логопедическая коррекционная работа при запуске речи у неговорящих детей
Существуют определенные сензитивные (благоприятные) периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.
Что делать, когда ребенок молчит? К какому специалисту обращаться? Какая методика самая эффективная?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников. Наша статья посвящена наиболее перспективным методикам запуска речи у неговорящих детей.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.
Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.
У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.
Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.
Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.
Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.
Методика Татьяны Грузиновой
Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.
Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.
Запуск речи происходит в три этапа:
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму. Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Публикация «Запуск речи у неговорящих детей группы раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
II уровень – понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т. д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.
III уровень – понимает названия отдельных предметов и игрушек:
А) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 месяцев)
Б) узнает их на картинках
В) узнает их на сюжетной картинке (15-18 месяцев)
IV уровень – понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т. д.
А) понимает двухступенчатую инструкцию(2 года) : «Иди на кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.
Б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т. д. (2 года 6 месяцев)
V уровень – понимает прочитанные короткие рассказы, сказки (2года 6 месяцев – 3 года)
VI уровень – понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов в непривычной конкретной ситуации (4 года).
Как понять, что у ребенка речь задерживается?
• В 4 месяца малыш эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется;
• В 8 – 9 месяцев у ребенка нет лепета;
• В 1, 5 года:
1) в речи ребенка нет простых слов, например «мама» или «дай» .
2) ребенок не откликается на свое имя, не понимает названий окружающих предметов.
3) ребенок не способен выполнять простейшие просьбы, например «сядь», «иди сюда» и т. д.
4) у ребенка есть трудности с жеванием. Например, малыш не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
5) у ребенка нет указательного жеста.
• В 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
• В 2, 5 года:
1) активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний
2) не знает названий окружающих предметов и частей тела
3) не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо
4) не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
• В 3 года:
1) малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные
2) не говорит простых предложений
3) не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
4) ребенок говорит в основном фразами из мультфильмов и книг, но не строит собственные предложения.
Разговаривать с ребенком нужно и важно – это обязательно. Но важно помнить, что запуск речи зависит от многих факторов. Нужно каждый день проводить комплекс из 6 упражнений:
Игры на развитие фонематического слуха
Развитие мелкой моторики
1. И ГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материалы: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Описание: педагог включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Маленький музыкант»
Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.
Материалы: детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
Описание: Сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем – четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (в качестве ширмы можно использовать перевернутый набок детский столик, или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом ( возможно звукоподражанием: «та-та-та» – барабан, «ду-ду» – дудочка, «бом-бом» – бубен и т. п.).
В момент загадывания и отгадывания звуковых загадок в группе должна быть полная тишина, чтобы определить загаданный звук от других звуковых впечатлений, а также для того, чтобы все участники игры могли сосредоточиться и оценить ответы друг друга.
Игра «Кто в теремочке живет?»
Цель: Развивать фонематический слух, интерес к речевым звукам. Развивать звукоподражание. Способствовать положительному эмоциональному настрою.
Материалы: Ширма, игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).
Описание: Педагог показывает домик, ставит его за ширму и говорит, что этот домик для зверей и птиц. В нем живут (перечисляет, одновременно действуя с игрушкой и подражая ее звуку). Затем животные и птицы по одному появляются из домика, а дети вместе с педагогом произносят звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ква-ква» и т. д.
В конце игры необходимо предложить детям потрогать игрушки, погладить их.
Игра «Передай колокольчик»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу; предлагать выполнять простейшее действие. Учить запоминать имена детей в группе.
Описание: Дети сидят полукругом на стульях. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Маша, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если дети не могут называть имен, то можно пользоваться указательным жестом.
2. Д ЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1) Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
2) Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
3) Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
4) Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
5) Сдуваем с поверхности перышки, шарики для пинг-понга
6) Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой, с шариками с пенопластом
7) Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
8) Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
9) Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
10) Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
3. П АЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
1) Все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.
– Пальчик, мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил. ( Показать указательный палец.)
– С этим братцем – щи варил. ( Показать средний палец.)
– С этим братцем – кашу ел. ( Показать безымянный палец.)
– С этим братцем – песни пел. ( Показать мизинец.)
2) Наши пальчики устали. ( Пошевелить всеми пальцами.)
Долго, долго рисовали. ( Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т. д.).)
Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке)
И рисовать опять начнём. ( Подуть на пальчики.)
3) Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
4) Стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.
Вышли пальчики гулять. ( Поочерёдно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)
В домик спрятались опять. ( Поочерёдно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)
5) Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
6) Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.)
7) Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
(Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)
4. Р АЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игры с крупами.
– Прячем ручки
Возьмите большую миску, насыпьте в нее крупу – гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками : «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?»
– Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки. Предложите ребенку отыскать их.
– Делаем бусы из макарон
Возьмите несколько видов макарон с отверстиями. Вместе с ребенком нанизывайте их на шнурок или ленту.
– «Покорми меня»
Учимся проталкивать крупы в маленькое отверстие. Возьмите любую коробку, например из-под каши, наклейте на одну из сторон изображение животного. Там, где у животного рот – прорезаем дырочку. Задача малыша «накормить» животное, проталкивая фасоль, макароны или горох.
– Раскопки и рисование на манке. Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т. п.
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких “раскопок” ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с прищепками.
– Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т. п.
– Сортируем прищепки по цвету.
– Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
– Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить “червячков” в тарелочку к птичке используя прищепки) :
– Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок.
Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш).
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Что можно рисовать? Подключите фантазию!
– можно лечить кариес на зубах;
– смазывать ранки у слоненка зеленкой;
– можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т. п.).
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
– лепить пирожки с начинкой.
– лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т. п.).
– лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т. п.
– осваивать технику размазывания пластилина:
– очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет.
5. А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для развития мышц губ:
1. « Улыбнись маме»
– Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
– Сами покажите, как нужно улыбаться.
– Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
– В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. « Поцелуй маму»
– Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
– После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.
Упражнение для щёк «Воздушный шарик» :
– Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
– Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
– Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.
Упражнения для языка:
1. « Домик для язычка»
– Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
– Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
– Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
– Убираем язычок, рот закрываем.
– Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. « Накажем непослушный язычок»
– Попросим малыша приоткрыть ротик.
– Теперь высовываем язычок
– И покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
– Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
– Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
– Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
– Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
– Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
– Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
– Покажите картинку со снежной крутой горой.
– Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
– Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
– Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
– Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.
– Покажите малышу картинку с лопатой.
– Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой» : рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
– Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
– Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
– Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
– Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
– Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.
Подготовьте; кусочки белой ваты.
– Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
– Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
– Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
– Сдувайте вату с помощью разных звуков речи : например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками)
Ди-ли, ди-ли, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!
Лады – лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения,«дуют» на ладошки)
Муравьи проснулись рано (потирают глаза,
сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки)
Новый начался денек!
Вместе весело живем –
Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась
за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук
собраны в одну щепотку)
Он становится большой (медленно развести
руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать
пальцы в щепотку)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в
стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой
руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий
вдох и междометие – на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая! Эта ручка – левая! (вытягивать
руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая
высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно
поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти
до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!
(пальцы расцепить и перебирать ими)
– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
Это ты в траве шуршишь? – ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
– Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
– У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук,
соединять и размыкать кончики пальцев).
При использовании всех шести упражнений в комплексе можно получить хороший и быстрый эффект. Всего месяц интенсивной работы около 15-20 минут в день и уже будет виден результат.
Важным моментом еще является то, чтобы родители дома тоже прорабатывали по 1-2 упражнению из каждой категории. Тогда эффект настанет быстрее.
Список правил для запуска и развития речи ребёнка
Реже использовать гаджеты но, согласитесь, порой без этого никуда от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее.
Много говорить. Стараться проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
Игры на развитие мелкой моторики.
Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд».
Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи. До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского.
Публикация «Логопедическая коррекционная работа при запуске речи у неговорящих детей» размещена в разделах
Очень важно для родителей понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение. Логопедическая работа с неговорящими детьми должна вестись согласно особенностям и тяжести нарушений.
На что нужно обратить внимание
Когда стоит начинать бить тревогу? Итак, это необходимо в случаях, если: Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов.
Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.
Причины и механизмы нарушения
Причины могут быть социального или биологического характера. К первой группе можно отнести:
Отсутствие общения (речевого, эмоционального) взрослых с ребенком. Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых. На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход. В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй. Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
Использование нескольких языков в семье. Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию. Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала.
Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения.
Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи). Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании. Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.
Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.
В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.
При большинстве из перечисленных нарушений, требуется дефектологическая помощь.
Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.
Коррекционная работа при сенсорной алалии
Логопедическая работа с неговорящими детьми 3-4 лет, страдающими алалией, строится в зависимости от типа данного нарушения. Если был установлен диагноз сенсорной алалии, то расстройство понимания речи будет корректироваться путем работы с сохранными анализаторами, то есть через тактильное, обонятельное, вкусовое и зрительное восприятие. Слуховое при этом не игнорируется, но включается в работу частично и уже на более поздних этапах.
Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:
I этап – подготовительный.
II этап – формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).
III этап – развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.
Прежде чем приступить к коррекционной работе по устранению речевых нарушений, следует понимать, что, хоть за основу и принято брать методические разработки, адаптированные под слабослышащих и глухих детей, тем не менее отсутствие слуха и непонимание речи – два абсолютно разных понятия и требуют кардинально противоположного в некоторых случаях подхода. Это нужно учитывать при выборе приемов и методов обучения детей с сенсорной алалией.
Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях – нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание, шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустико-гностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков.
Часто сопутствующими расстройствами у детей с сенсорной или сенсомоторной алалией являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, поэтому на первых порах занятия с ребенком будут, скорее всего, носить хаотичный, спонтанный характер. Ни в коем случае нельзя пытаться заставлять алалика «высиживать» на одном месте энное количество минут. Одна из главных первоначальных задач – наладить контакт с ребенком на уровне тактильного, зрительного восприятия. Только после того, как будет установлен контакт, можно начинать работу, в противном случае, все старания пойдут насмарку.
Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения – жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например:
«Покорми куклу». Логопед проговаривает и показывает, что необходимо сделать: усаживает куклу на стульчик (за стол, протягивает ко рту игрушки ложечку, имитируя «кормление» и т. д. Ребенок, в свою очередь, проделывает те же действия, дублируя жесты и мимику. Здесь в работе активно участвуют двигательные и зрительные анализаторы, используется прием «глаза в глаза», что позволяет малышу лучше понять, чего от него хочет взрослый. Однако этот метод не подойдет детям с аутизмом, так как зачастую для них характерно избегать зрительного контакта с другими людьми.
Также будут полезны игры с конструктором или кубиками. Такой вариант «параллельной игры» подойдет и для аутистов. Задействуется тактильное и зрительное восприятие и ощущение. Педагог строит совместно (если это не вызывает отрицательные эмоции) либо рядом с малышом башню или другую постройку, использует мимику и жесты. Речь минимальная, простая, односложная, в употреблении не должно быть слишком много слов, лучше с опорой на те, которые ребенок воспринимает, либо часто может слышать.
Работать можно также с различными пособиями на развитие сенсорики (цвета, вкуса, тактильных особенностей предметов) и мелкой моторики: музыкальные игрушки, мягкие и деревянные кубики. Целью второго этапа является формирование непосредственно самой потребности в речевом общении. Развивать ее можно при помощи искусственно созданного «информационного голода».
На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу – паравоз, ыы – медведь, му – корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа – плачет, ай – болит и т. д.).
Можно применить уже готовый материал «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной, разработанный в соответствии с современным психолингвистическим подходом, и систематизированный по блокам для более удобного изучения информации. Это пособие подойдет как для работы с сенсорными, так и с моторными алаликами.
Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями.
Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит:
активизировать использование слов согласно их назначению;
сформировать умение анализировать собственную речь;
пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный;
развить фонетико-фонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.
Коррекционная работа при моторной алалии
Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:
развитии и расширении пассивного словаря;
активизации новых слов;
формировании грамматической стороны речи;
формировании фразовой речи; развитии связной речи.
В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.
Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.
Прогнозирование и меры коррекции
Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.
Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.
Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.
«Мои первые слова» Н. Шишкиной
Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.
На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.
Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.
Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.