Дарья Михайловна Ромашкина
Эксперт по предмету «Педагогика»
Самоуправление процессом обучения
Активизация учения – это целенаправленная организация действий учащихся, которые направлены на разрешение и осознание определенных учебных проблем.
Проблемой в данной случае выступает, прежде всего, «знание о незнании», а именно осознание того, что получаемые знания недостаточны для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.
Татьяна Ивановна Шамова – действительный член Международной академии педагогических наук, член-корреспондент РАН.
Шамовой Т. И. была выявлена и описана функция непосредственного управления определенными процессами деятельности учащихся, которая лежит в основе познавательной активности. Познавательная активность учащихся оказывает значительное влияние на успешность усвоение учебной информации, формирование необходимых умений и навыков. То есть она является одним из главных компонентов обучения.
Познавательная деятельность представляет собой совокупность внутренних действий, которые имеют логическую последовательность, определяющих ее структуру.
Активизация учения школьников зависит от самоуправления процессом обучения. В свою очередь процесс самоуправления состоит из нескольких блоков, которые были охарактеризованы советским философом М. С. Коганом:
Наличие всех блоков, а конкретно их взаимосвязанная совокупность, обеспечивают осуществлении качественного процесса самоуправления обучением и самообучением, а также возможность активизации учения при необходимости.
Типы познавательного действия (Шамова Т. 1982г
«Активизация учения школьников (Т. И. Шамова) » 👇
Активизация учения школьников во многом зависит от эффективности организованных педагогом познавательных действий. Т.И. Шамовой в 1982 году были систематизированы и охарактеризованы следующие типы познавательного действия, направленные на активизацию обучения школьников:
Дидактические основы активизации учения школьников
Как было установлено Т. И. Шамовой, особое значение в успешности реализации принципа активности учения в первую очередь имеют самостоятельные работы учащихся, имеющие творческий характер.
Активизацию учения школьников необходимо воспринимать и осуществлять не как отдельное действий, представляющее собой усиление учебной деятельности, а как процесс мобилизации педагогом физических и нравственно-волевых сил учащихся, посредством использования специальных средств, с целью достижения конкретных результатов обучения.
Физиологической основой активизации учения выступает познавательная активность учащихся, которая представляет собой рассогласование между имеющимися знаниями и потребностью ученика в них.
Таким образом, особое значение в активизации учения имеет включение учащихся в активную познавательную деятельность посредством ориентировочно-исследовательского рефлекса, который проявляется в виде реакций организма на изменения в окружающей среде.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Нина Афонина
преподавательский стаж — 4 года
Проблема активизации учебной деятельности в современном образовательном процессе
Активизация учебной деятельности выступает актуальной проблемой современности. Она затрагивает и педагогическую науку, и педагогическую практику.
Активность учебной деятельности является основой ее эффективности и достижения целей и задач образования. Активность необходимо развивать, поскольку, она способствует формированию устойчивого интереса к познанию и учению, развитию потребности в расширении и углублении знаний, а также видов деятельности, которые выступают основой развития. Развитие реализуется в действии.
Рисунок 1. Активизация познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Активность учебной деятельности характеризует положительное отношение учащихся к учебному процессу, познанию и развитию. Она отражает интенсивность познавательной деятельности и обучения.
Проблема активизации учебной деятельности связана с формированием познавательной мотивации учащегося. Активность включает в себя следующие компоненты:
Развитие активности в учебном процессе связано с формированием основ и навыков самостоятельной деятельности. Самостоятельность в обучении – залог плодотворности учебного процесса. Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Активность развивается посредством применения разнообразных средств и методов, форм организации образовательной деятельности.
«Пути активизации работы учащихся в процессе использования различных методов обучения» 👇
Условиями развития познавательной активности учащихся выступают:
Выполнение данных условий осуществляется посредством использования специальных методов обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование задатков активной деятельности в обучении.
Рисунок 2. Пути активизации познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности
Технология проблемного обучения – это способ организации образовательной деятельности, в основе которого лежит создание проблемной ситуации, требующей разрешения учащимися при совместной работе с педагогом для получения нового знания, совершения открытий.
Проблемное обучения основывается на проблемной ситуации, задаче, разрешение которой дает учащимся новые знаний и способы деятельности. Любая проблема приводит к возникновению у учащихся вопросов, затрагивающих варианты ее разрешения, причины возникновения и т. д. Это является импульсом, побуждающим к познанию, что является основой развития познавательной активности учащихся.
На уроках могут быть применены следующие виды проблемных ситуаций:
Использование методов интерактивного обучения для активизации учебной деятельности учащихся
Данные методы основаны на сотрудничестве и взаимодействии учащихся. Обучение интерактивной направленности приобретает форму диалогового взаимодействия между участниками образовательной деятельности.
Такие методы обучения способствуют увлечению учащихся. Они интересуются происходящим на уроке, занимая активную позицию в образовательном процессе.
В учебном процессе применяются следующие методы интерактивного обучения, активизирующие учащихся на познание и развитие:
Данные методы активизируют работу педагога и учащегося, побуждают на энергичные действия, ликвидируют традиционные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.
Сущность активизации познавательной деятельности учащихся
Ученик– это не просто сосуд, который надо заполнить,
а факел, который необходимо зажечь.
Обучение –организованный и важный процесс, которым управляет педагог. Оно направлено на усвоение умений, знаний, навыков, формирование мировоззрения, а также развитие умственных сил и потенциальных всех возможностей обучаемых.
Раскроем всю сущность понятия познавательная деятельность.
Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления,чувственного восприятия и практической деятельности. Она осуществляется на любом жизненном этапе, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (общественно полезный и производительный труд, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общение), а также путем выполнения разных предметно-практических действий в любом учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Однако только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особую, присущую лишь человеку, учебно-познавательную деятельность или же простое учение.
Обучение основывается всегда на вербально-деятельностном подходе и происходит в общении. Слово является основным средством выражения и познания сущности изучаемого явления, инструментом коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся одновременно.
Так, обучение, как и любые иные процессы, имеет связь с движением. Можно наблюдать четкую взаимосвязь в процессе обучения, которая состоит в следующем: решение одной учебной задачи ведёт к решению иной, тем самым продвигая любого учащегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более точному и полному. Обучение заключается не только в механической «передаче» умений, знаний и навыков, так как обучение представляет собой видимый двусторонний процесс, в котором учащиеся и педагоги находятся в тесном взаимодействии: преподавание и учение.
Рассмотрим структуру активности. В ней чаще всего выделяются следующие компоненты:
· готовность к выполнению учебных заданий;
· систематичность обучения;
· сознательность выполнения заданий;
· стремление к самостоятельной деятельности;
С активностью непосредственно связана еще одна такая важная сторона мотивации учения учащихся как самостоятельность. Она связана с определением средств, объекта и инструментов деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Следует отметить, что познавательная активность и самостоятельность друг с другом неразрывно связаны: так, более активные школьники, зачастую, являются более самостоятельными; а недостаточная собственная активность у любого учащегося лишает его самостоятельности и делает его сильно зависимым от других.
Управление активностью учащихся называют традиционной активизацией. Активизацию можно определять как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному и энергичному учению, преодоление пассивной, типичной деятельности, спада и задержки в умственной работе. Главной целью активизации является формирование активности учащихся, а повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Так, в педагогической практике применяются различные пути активизации познавательной деятельности. Основные из них – разнообразие форм, средств, методов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в определенных ситуациях стимулируют самостоятельность и активность учащихся.
Следует отметить, что максимальный эффект на занятиях получается при использовании ситуаций и заданий, в которых учащиеся должны самостоятельно:
отстаивать свою точку зрения;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
проводить рецензию ответов товарищей;
задавать вопросы преподавателям и своим товарищам;
давать оценку ответов и письменных работ товарищей;
заниматься обучением отстающих;
Таким образом, можно смело утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения направлены, прежде всего, на повышение активности учащихся: истина, которая добыта путем собственного приложения усилий, имеет большую познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, о том, что успех любого обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, самостоятельным и осознанным приобретением знаний, умений и навыков, а также их активностью.
Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:
1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.
Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это – максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д. И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.
От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки – деловые игры; уроки – пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки – творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки – ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения
Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.
3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект – субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
4. Широкое применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;
— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;
— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
— ситуация – несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.
Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает их, т.е. возникает проблемная ситуация. Итак, затруднение вызывает противоречие между отсутствием поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, не только постоянным, но и временным, и делают предположение, что один из этих видов стока здесь существует.
Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: – тематические презентации, – теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,- видеофрагменты и видеосюжеты,- карты, – картосхемы, – таблицы и многое другое.
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты – новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
7. Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде – учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.
8. Вовлечение учащихся в создание творческих работСила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.
Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:
На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.
Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.
Как провести актуализацию знаний на уроке?
Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.
Сбор информации происходит по плану.
Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.
Способ 2. Да – нет
Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Подробнее о приеме Да-Нет/Верно-не верно.
Способ 3. Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.
Способ 4. Определи логическую связь
Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.
Способ 5. Мы шагаем
Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
Способ 6. Видеозарисовка
Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.
Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.
Способ 7. Черный ящик
По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.
Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.
Способ 8. Волшебная коробка
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.
Способ 9. Портрет известного человека
Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.
Способ 10. Визуальный ряд
На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.
Способ 11. Ассоциации
На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.
Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста
На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.
Способ №13. Экскурс в будущее
Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.
Способ №14. Смена социальной роли
Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.
Способ №15. Интересный гость
Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.
Способ №16. Задание на опережение
Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на занятии и дает задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.
Способ №17. Неоконченный рассказ
Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.
Способ №18. Риторический вопрос
К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.
Способ №19. Продолжение фраз
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.
Способ №20. Тема урока как обычный предмет
Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.
Способ №21. Метапредметная задача
Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.
Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.
Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.
Способ №22. Задания – загадки
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.
Способ №23. Прямой вопрос
Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.
Способ №24. Общее – разное
Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.
Способ №25. Викторина
Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.
Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.