АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. – Тюмень, 2001. )

(дидактический принцип) – процесс обучения, который стимулирует у учащихся активность и самостоятельность, способствует прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков.

совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности; осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому и социально-экономическому.

целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению познавательного интереса, активности, творческой самостоятельности обучающегося в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: а) педагогическое – использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы; б) социально-психологическое – организация межличностного общения в учебной группе, способствующего состязательности и взаимообучению ее членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы; в) социально-экономическое – повышение личной социальной экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности.

Способы активизации учебной деятельности

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности.

В обучении его называют познавательный интерес. Его область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает знания.

Что же способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе?

Содержание учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво, и увлекательно познавать это новое на каждом уроке и вне его.

Эмоциональное воздействие, которое пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение. Эмоциональное воздействие оказывает на учащегося:

-игра. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности. Любая игра побуждает её участника к действию.

является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это не должно сводится к соревнованию за лучшие отметки, а умению продемонстрировать глубину своих знаний и умений.

– творческий характер заданий, который сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Разнообразие форм и методов, используемых учителем на уроке:

Использование информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) повышается наглядность обучения; реализуется творческий потенциал обучаемых; позволяет обучаемым глубже понять сущность тех или иных явлений;

Использование здоровье сберегающих технологий.

Одним из главных приоритетов современной системы образования является здоровье обучающихся. В связи с этим необходимо внедрять здоровье сберегающие технологии, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью. Понимая, что активизация познавательного интереса у уставшего, ослабленного обучающегося крайне сложно.

Какие условия необходимы, для проявления познавательной деятельности:

-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

– создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

– включение учащегося в активную деятельность, коллективные формы работы;

– использование элементов нестандартности при изучении материала;

-использование проблемных ситуаций;

-практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Читать PDF

153.28 кб

Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ

Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности учащихся образовательных школ.

Читать PDF

1.55 мб

Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза

Бичева Ирина Борисовна, Голубева Анастасия Евгеньевна, Царева Инесса Алексеева

В статье представлены некоторые методические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяющие реализовать современные тенденции образовательной практики вузе.

Читать PDF

168.73 кб

Активизация образовательной деятельности обучающихся по безопасности жизнедеятельности

Рассматриваются способы активизации образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности на основе применения активных методов обучения.

Читать PDF

165.99 кб

Образовательные горизонты дидактической игры в контексте активизации познавательной деятельности мла

Курилова С. Ю.

В статье обосновываются потенциальные возможности использования дидактических игр в процессе активизации познавательной деятельности младшего школьника.

Читать PDF

363.51 кб

Методические основы активизации учебно-познавательной деятельности курсантов образовательных учрежде

Актуальность работы заключается в том, что возрастает интересе к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, однако еще не в полной мере выявлены особенности учебно-познавательной деятельности курсантов воен

Читать PDF

14.08 мб

Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационно-образовательной среды у

Сороцкий Владимир Александрович

Рассмотрены особенности переноса в электронное обучение форм и методов активизации познавательной деятельности, сформировавшихся в классической педагогикеThe paper covers the features of transferring cognitive function activizatio

Читать PDF

855.96 кб

Партнерская работа как способ активизации образовательной деятельности обучающихся на занятиях франц

В статье описывается опыт автора по применению приемов партнерской работы обучающихся на основе учебного просмотра документальных фильмов по истории страны изучаемого языка для формирования лингвострановедческой компетенции школьн

Читать PDF

5.39 мб

Бинарная лекция как средство активизации деятельности обучающихся образовательных организаций высшег

Брызгалова Ирина Викторовна

В статье рассматривается инновационный подход к проведению учебных занятий бинарная лекция, способствующая активному включению курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в мыслительный процесс, что спосо

Читать PDF

8.92 мб

Социально-педагогическая проектная деятельность как средство активизации образовательной вовлеченнос

Хацкевич Т. А., Фуряева Т. В.

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки бакалавров.

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса.

совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

Совершенствование методов учебной работы и организационных форм обучения, обеспечивающее повышение эффективности деятельности учащихся. В А. п. о. скрыты резервы «повышения производительности» педагогического труда. Индивидуальный подход к учащимся, связь аудиторной и внеаудиторной работы, повышение объема самостоятельной работы являются условиями А. п. о. Средства, способы А. п. о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, от уровня подготовки и индивидуально-психологических особенностей учащихся, от ТСО, которые использует в своей работе преподаватель.

совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В А.п.о. скрыты резервы повышения «производительности» педагогического труда. Необходимость А.п.о. диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. В последние годы проблема А.п.о. находит свое решение в практике работы лучших педагогов, коллективов ПУ. Ей посвящено много трудов дидактов, психологов, методистов. Изучение основ наук в тесной связи с жизнью, с практикой, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом открывает широкие возможности А.п.о. Труд учащихся в мастерских и на производстве, являясь не только средством приобретения трудовых навыков и умений, но и источником новых знаний, активизирует процесс обучения. Для этого в физический труд надо широко включать умственную деятельность, знакомить их с логикой трудовых операций, учить проводить анализ, планирование трудового задания и применять теоретические знания (см. Трудовоеобучение). А.п.о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащегося поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных действий; инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и лишними данными, а также практические задачи, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем – пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии (конечно, не провоцирующие учащегося на неверные ответы), обсуждение составленных самостоятельно задач, решений. Атмосфера коллективной творческой работы способствует А.п.о. При изложении нового материала педагогом А.п.о. может быть достигнута постановкой учебных задач, в т.ч. и проблемного характера. Когда это возможно, учащиеся сами участвуют в построении гипотез, их проверке. Педагог обращает внимание учащихся на цели рассуждений и возможные затруднения. Опыты, демонстрации – не только иллюстрация к рассказу педагога, они могут носить «исследовательский» характер. Педагог, например, спрашивает у учащегося, какой опыт следует поставить для выяснения сущности того или иного явления. И класс из предложенных вариантов выбирает самый убедительный. Или же, например, перейдя к новому разделу темы с учетом подготовленности учащегося, проделывает перед классом опыт, не поясняя и не комментируя его. Все пояснения и выводы делают сами ученики. Полезно описание того, как потребности общества выдвинули перед учеными ту или иную теоретическую проблему, каким путем они шли к ее решению. Если учащиеся располагают предварительными знаниями, можно использовать беседу как метод ведения урока. А.п.о. достигается при таком построении урока, когда он не распадается на изолированные этапы, а представляет единый во всех элементах процесс. У передовых педагогов опрос тесно связывается с подготовкой и изложением нового материала. Проверка усвоения учащимися материала происходит на основе выполнения новых (но аналогичных домашним) заданий. Вопросы для повторения требуют не простого воспроизведения фактов, а их сравнения, применения знаний в новых условиях, подбора примеров и задач с использованием местного материала и т.п. Следует максимально привлекать личный опыт школьников, обогащать, помогать переосмысливать его в свете новых знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы работала не только голова, но и руки: устные упражнения сменять письменными, восприятие наглядных пособий – их изготовлением, текстовые задачи – практическими. Однако нужно помнить, что чрезмерное напряжение внимания, вызванное частой сменой видов деятельности, может не оставить времени для размышления, оценки и обобщений. Установление связи между различными темами, отдельными понятиями – одно из условий А.п.о. Полезны общие указания, обобщения, оформленные в виде сводок правил, схем, таблиц и т.п. Они позволяют объединить знания в единую систему. Если какой-либо факт не включен в круг осмысленно связанных между собой предметов (понятий), то он быстро забывается. Правильное соотношение логического и эмоционального элементов имеет большое значение для А.п.о. Использование конкретной ситуации, затрагивающей эмоции учащихся, повышает их интерес и внимание к теме урока. Таковы вводные рассказы и беседы, имеющие интересную внешнюю фабулу, основывающиеся на личном опыте и знаниях учащихся и связанные с новым учебным материалом. Этой же цели служат оригинальные опыты, занимательные вопросы и т.д. По мере развития учащихся возбуждение интереса и внимания должно все больше основываться на внутренней логике предмета и практической значимости изучаемых вопросов. Решение задачи А.п.о. неотделимо от повышения эффективности методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Как показывают экспериментальные данные, формирование у учащихся определенных умственных операций при работе с предлагаемым им учебным материалом сокращает время и силы, которых требует его усвоение. Так как при этом учащиеся овладевают все более совершенными способами усвоения, то дальнейшее обучение происходит у них еще быстрее и эффективнее. Индивидуальный подход к учащемуся, связь классной и внеклассной работы являются непременными условиями А.п.о. Средства и способы А.п.о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает педагог. Лит.: Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. – М., 1961; Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962; Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959; Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. с предисл. и под ред. А.Р. Лурия. – М., 1962. М. Б. Волович, Л. М. Новиков

Целью использования методов активации учебной деятельности является развитие способности учащихся в совместной учебно-познавательной деятельности самостоятельно добывать и критически осмысливать новые знания, когда преподаватель выступает как один из источников информации. Весьма пророчески звучат слова гениального И. Г. Песталоцци: « Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. Это далеко не простая задача, решение которой можно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Рассмотрим некоторые формы активации учащихся, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на занятиях. Это использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры, творческие проекты.

Эвристическая беседа (от греческого «эвристика» – отыскание, открытие) – это вопросно-ответная форма (метод) работы мастера с учащимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п.

Мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Вместе с тем использование в производственном обучении эвристической беседы при явных ее достоинствах имеет определенные, объективные ограничения:

– применение беседы как метода обучения требует наличия у учащихся определенного запаса профессиональных знаний, опыта, поэтому ее используют на более поздних этапах учебного процесса;

– коллективная форма общения мастера с учащимися не всегда целесообразна

– проведение и руководство эвристической беседы требует от мастера определенного педагогического опыта, особой подготовки.

Рациональность технологии проведения эвристической беседы требует соблюдения следующих правил руководства ею:

– не предлагать учащимся несколько вопросов сразу – это рассеивает их внимание;

– поощрять стремление учащихся ответить на вопрос по желанию;

– чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение;

– обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие основную сущность обсуждаемого;

– обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах по мере того, как в этом возникает необходимость.

Деловые игры, как форма (метод) обучения, относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм. Деловые игры представляют имитацию принятия решений, разыгрывания ролей, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок результатов деятельности.

Массовое применение этого типа дидактических игр вызвано двумя причинами. Во-первых, применение деловых игр в значительной степени повышает познавательную активность учащихся. Учащиеся получают и усваивают значительно больше чисто прикладной информации, необходимой для грамотного принятия соответствующих решений. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной.

Вторая причина «увлеченности» деловыми играми определяется спецификой требований к работнику. Необходим опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми.

В деловой игре, как правило, принимают участие:

– ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели каждой команды и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию (коррекцию) деятельности команд;

– капитаны, старшие команд: обеспечивают превращение команд в коллективный субъект деятельности, прилагают усилия для созданий в команде творческой атмосферы, обеспечивают активное включение каждого участника игры в творческий процесс;

– информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации, анализирует ход игры и дает руководителю предложения по оценке ее результатов;

– игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранны: до игры – они инструкторы; в процессе игры – консультанты, при подведении итогов – главные судьи и руководители заключительной дискуссии.

Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:

– этап подготовки – разработка сценария, в содержание которого входит учебная цель, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры материалы, инструкции, сообщаются правила игры, даются участникам игры необходимые предварительные консультации;

– этап проведения – групповая (или бригадная, командная) работа над выполнением игрового задания: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», внутрикомандные и межкомандные дискуссии, защита результатов, работа арбитров;

– этап анализа – выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки и недостатки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Особой разновидностью деловых игр являются различного рода ролевые игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами.

Применение активных методов в учебном процессе способствует формированию у учащихся продуктивного, творческого мышления.

Проблемная ситуация – это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления.

На этой основе строится технология проблемного обучения, сущность которого в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение задач (проблем), выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию.

Проблемой является вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но учащийся обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения.

Необходимо производить целесообразный отбор реальных учебных и учебно-производственных ситуаций, сталкивать учащихся с ними, пробуждая их к открытию нового.

Пути создания проблемной ситуации разнообразны. В содержании производственного обучения много моментов и ситуаций, обладающих «естественной проблемностью», которые широко могут быть использованы при организации проблемного построения учебного процесса. Например, изучается операция – правка металла. Учащиеся уже знают, что правку полосы или прутка производят ударами или нажатием пресса на выпуклую их часть. Переходя к правке листового металла с выпуклость, мастер просит их подумать и предложить способ правки покоробленных листов. По аналогии с правкой прутка учащиеся считают, что удары молотком следует наносить по выпуклостям. Когда попробовали – не получилось. Почему? Создалась проблемная ситуация.

Проблемную ситуацию можно создать, поставив учащихся перед необходимостью выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им. Из «Специальной технологии» учащиеся знают, что увеличение скорости резания способствует уменьшению шероховатости и повышению точности обработки, повышению производительности труда; чем тверже обрабатываемый материал, тем меньше должны быть скорость резания; при прочих равных условиях наибольшие скорости резания можно применять при использовании резцов с твердосплавными пластинами; производительность токарной обработки повышается при увеличении поперечного сечения стружки, что достигается увеличением или подачи, или глубины резания.

Предлагая задания на выбор оптимальных режимов резания, обеспечивающих заданную шероховатость и точность обработки, высокую производительность труда и т.д.  мастер может создать самые разнообразные проблемные ситуации, требующие выбора учащимися наиболее рационального решения из возможных известных им.

В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставив учащихся в условия, требующие практического использования имеющихся у них знаний и умений в новых непривычных условиях, что не только повышает мобильность их мышления, но зачастую служит средством приобретения новых знаний и умений. Подобные проблемные ситуации могут быть созданы, например, при рассмотрении полезного использования трения, известного учащимся, как вредное нежелательное явление, в различных устройствах, узлах машин и механизмов и их деталях (резьбовые соединения, муфты сцепления, фрикционные передачи, клиновые соединения и т.п.).

Из других способов создания проблемных ситуаций следует отметить и такие, как:

– предложение учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, наладчика, контролера, экономиста, продавца, менеджера и т.п.);

– постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений и т.п.;

– постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;

– предложение учащимся задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.п.

Проблемное обучение даст ожидаемый эффект только при умелом руководстве учебным процессом со стороны мастера.

Если выпускник профессионального учебного заведения приобретает указанные выше навыки и умения, он становиться более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в любых ситуациях, работать в различных коллективах.

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Основные задачи активизации познавательной деятельности  обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению,  положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

Если мы признаём, что познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника, то очень важно знать условия, соблюдение которых способствует укреплению познавательного интереса. Это – максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся (ситуации, практические задания); ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера общения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д. И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Анализ педагогической литературы позволяет  выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки – деловые игры; уроки – пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки – творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки – ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии;  интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект – субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Широкое применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

— ситуация – несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

Пример проблемного задания: «Пользуясь картами, установить, почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)». Это задание предлагается учащимся в VII классе, в курсе географии материков и океанов. Из предшествующего курса они знают, что сточные озера имеют пресную воду, а соленая характерна для бессточных озер. Столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом создает у школьников интеллектуальное затруднение, озадачивает их, т.е. возникает проблемная ситуация.       Итак, затруднение вызывает противоречие между отсутствием поверхностного стока и почти пресной водой. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить. Учащиеся уже знают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, не только постоянным, но и временным, и делают предположение, что один из этих видов стока  здесь существует.

Трудность в использовании  технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.

5. Использование на уроке разнообразных  форм учебной работы учащихся.

новых информационных технологий

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках: – тематические презентации, – теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,- видеофрагменты и видеосюжеты,- карты, – картосхемы, – таблицы и многое другое.

Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты – новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды  и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде – учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.

8. Вовлечение учащихся в создание творческих работСила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно  создавая презентации, осваивают работу с компьютером, причем одну из самых распространенных сейчас программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.

8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса  к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО.
.
.

Смотреть что такое “АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” в других словарях

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
.
.

Смотреть что такое “Активизация процесса обучения” в других словарях

— совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.

(Основные понятия и термины системы образования. – Тюмень, 2001. С. 5)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *