АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ АКТИВНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ

Надежда Вильмон Активизация речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста

Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема речевого развития детей 1,5-3 лет продолжает оставаться наиболее актуальной. Многие дети к 3 годам не только не обладают достаточным словарным запасом, но и просто не говорят, что не соответствует возможностям ребёнка этого возраста. Поэтому, чем раньше начать занятия по активизации речевой деятельности тем больших успехов можно добиться в работе.

Светлана Величко Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста

У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка.

Ю. Ф. Гаркулина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с ОНР уровень общения снижен. Это способствует возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.

В статье раскрываются условия, формы, средства и методы активизации речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: активизация, речевое общение, пересказ, ребенок, беседа, игра.

Современная концепция развития дошкольников выдвигает на первый план идею о развитии коммуникативных способностей в условиях активизации разных видов деятельности и, прежде всего, речевой. Главная цель образования — помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя.

Процесс формирования коммуникативных умений у детей происходит при накоплении соответствующего опыта и при систематическом закреплении полученных навыков под руководством педагогов и родителей.

Исходной формой речевого общения является диалог, который рассматривается как обмен высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. Между тем, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и речевой коммуникации позволяет активизировать процесс речевого общения.

Среди условий активизации речевого общения можно выделить следующие:

− общая активность, коммуникабельность, инициативность;

− умение преодолевать застенчивость;

− способность переходить от ситуативного диалога к обдуманной речи;

− наличие потребности в общении;

− вовлечение ребёнка в доступную для него деятельность.

Процесс активизация речевого общения осуществляется в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Основным методом активизации речевого общения является разговор педагога с детьми (неподготовленные беседы) и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные беседы).

Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации речевого общения своей речью учит детей языку.

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных слов и объяснять значение неизвестных.

В работе используются различные приемы активизации речевого общения: постоянное вовлечение ребенка в разговор (беседы педагога с детьми), использование на занятиях приема театрализации (педагог дает образец вербальной и невербальной коммуникации, а дети этот образец копируют), целенаправленная работа по составлению разных видов рассказов и совершенствованию пересказов.

Воспитатель начинает работу с детьми с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к процессу общения, к окружающим людям, вооружает их способами действий. При организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми воспитатель ориентируется на исходный уровень речевого развития каждого ребенка, учитывает его индивидуальные особенности, вовлекает в процесс коммуникации.

Работа по формированию речевого общения проводится регулярно и органично включается во все виды деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Для каждого ребенка определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков и закреплению полученных умений в разнообразных видах деятельности.

Освоение детьми общественного опыта осуществляется средствами разнообразных видов игр и в предметно-практической деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе сверстников.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных её компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, направленным на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения пользоваться уже имеющимися средствами в речевой практике. Значимость таких игр в том, что дети не просто получают и анализируют языковую информацию, а целенаправленно ею пользуются, что стимулирует их собственную речевую активность.

Особая роль в процессе активизации речевого общения отводится пересказу. Подбирая тексты для пересказа, взрослые должны учитывать содержание и идею произведения. Текст, использованный на занятиях по активизации речевого общения, должен не только познакомить ребёнка с особенностями русской речи, но и активизировать его речевую и мыслительную деятельность. В сюжете должна чётко прослеживаться последовательность событий и действий. Обоснованным также будет использование в повествовании знакомых персонажей, которые имеют свои чётко выраженные личностные характеристики.

Дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют принципами построения отдельных предложений, но создание из отдельных предложений логической речевой структуры для многих из них является порой непосильной задачей.

Именно поэтому в вводной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного текста, прослушивание музыкального произведения.

Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Не следует предупреждать детей о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия произведения и дать возможность эмоционально прочувствовать его. Эти два этапа являются динамическими и могут отсутствовать, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Не менее важную роль играет беседа после первичного прочтения текста. Необходимо продумать вопросы заранее, чтобы при разборе выделить основные моменты, обеспечить понимание детьми идеи произведения, дать характеристику персонажей и их действиям, обратить внимание на особенности языка произведения.

Повторное чтение после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа или использовать другие приемы работы.

Пересказ осуществляется посредством активного руководства со стороны педагога.

Значимое место в процессе активизации речевого общения детей отводится родителям дошкольников. Поэтому педагоги разрабатывают для них методические рекомендации по вопросам развития речи их детей, консультируют и ежедневно отвечают на возникающие вопросы.

В связи с этим в задачи педагогов также входит изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье, помощь родителям в осознании негативных последствий деструктивного общения в семье. Педагоги стремятся заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного и коммуникативного поведения, обращают внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в детском саду и в семье, создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Практика работы с детьми показывает, что помимо игр, способствующих активизации речевого общения дошкольников, эффективным средством также является пересказ.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, ребенок, активизация, беседа, идея произведения, педагог, пересказ, повторное чтение, процесс активизации, условие активизации.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью,  детским церебральным параличом,  нарушением слуха. Однако,  для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности,  недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности,  несформированность коммуникативной,  регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от  механизмов речевого нарушения.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона .

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию 

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. 7.  Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

9. Развитие мелкой моторики.

Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

–   Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

–   Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

–  Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

– Развития мелкой моторики;

–   Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми.

Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.

Игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

Упражнение «Звуки и движения»

Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О»

. Игра «Мыльные пузыри».

Задачи: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии.

Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п». На физическом уровне речь — это разновидность движения, и осуществляется по тем же законам, что и любое другое движение. При несоблюдении этих законов речевое движение, как и всякое иное, нарушается. Движения совершаются не какой-то одной частью тела, а всегда — почти всем телом. В произношении участвуют не только мышцы органов речи, но и другие мышцы тела. В речи участвуют мышцы груди, плечевого пояса, шеи. С их помощью повышается и понижается, усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица, и наконец,- органы артикуляции, которые завершают общую работу. Попробуйте застыть неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, вы при этом утратите способность связно мыслить).

Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М—–А и др. Затем слоги ВО- ДА, СО-ВА и др.

К числу инновационных технологий можно отнести и приёмы танцевальной терапии. Например, в упражнении «Огонь-лёд».

Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов.

Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда.

Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми. Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме. Одним из направлений арттерапии является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка. Целесообразно включать в коррекционно- развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребёнка, которая занимает в жизни ребёнка второе место после игровой.

Упражнение «Волшебные нитки»

Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребёнку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми.

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.

Для развития тактильной чувствительности «Разные животные»

Взрослый касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн»

Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. « Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.

Зрительное восприятие «Цвета»

Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету

Слуховое восприятие «Шумящие коробочки»

Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.

Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов

Игра «Выжимаем губки»

Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».

Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»

Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». « Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». « Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». « Кто подарит бусы?» — «Я».

Игра «Волшебный шкафчик»

Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать

При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

– Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.

– Многократное повторение нового слова

– Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.

Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.

1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой. 2.  Проговаривание слов по слогам с одновременным хлопком на каждый слог.

3. Произнесение слов по слогам с одновременным выкладыванием  дорожек из мелких предметов (камешки).

4. Игра «Пальчики здороваются».  Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.

1.                  Стимуляция речевой и психической активности.

2.                  Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

3.                  Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

4.                  Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

5.                  Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.                  Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.                  Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.                  Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Для реализации задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

–          Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

–          Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

–          Самостоятельной игровой деятельности;

–          Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

–          Особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

–          Организованным семейным воспитанием детей.

Групповая игра «Часы»

Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О».

Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме. Одним из направлений арттерапии является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка. Целесообразно включать в коррекционно- развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребёнка, которая занимает в жизни ребёнка второе место после игровой.(М. В. Водинская, М. С. Шапиро, 2006)

Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с безречевыми детьми.

Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету.

Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать.

Информационные технологии в логопедической работе с неговорящими детьми.

Технология формирования лексической стороны речи у неговорящих детей.

–          Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.

–          Многократное повторение нового слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

–          Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счёт усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы. Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки, фотографии, муляжи. Для развития лексической стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игры «Чудесный мешочек» или «Рыболов» вызовут у ребёнка интерес и мотивацию к произнесению слова.

Для игры понадобятся вырезанные из картона рыбки, на обратной их стороне закреплены скрепками картинки и конечно же «игрушечная» удочка. Ребёнку предлагается поймать рыбку и назвать, что ему попалось.

1.                  Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой

2.                  Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.)

3.                  Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку.

4.                  Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.

1.                  Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.

2.                  Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. – М.: Центр лечебной педагогики,1999. – Вып.2 -44–52с.

3.                  Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 1987.

4.                  Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.

5.                  Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.

6.                  Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977

7.                  Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008.-128с.

8.                  Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2006.-24с.

9.                  Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014

10.              Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения./ Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 2008 года. Часть 2.-М.-с.505–510

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, игровая деятельность, развитие, упражнение, ход упражнения.

Публикация «Активизация речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством использования обучающих игр-подражалок.

1. Способствовать развитию артикуляционного, голосового аппарата, слухового внимания детей.

2. Развивать способность воспроизводить по подражанию звукоподражательные слова.

3. Развивать пассивный и активный словарь детей.

4. Расширять знания и представления детей об окружающем мире.

Речевое подражание-это воспроизведение ребёнком вслед за говорящим произнесённых им звуков, слов, фраз. Это основной приём развития речевой активности детей в период раннего дошкольного возраста.

Выделяют несколько этапов развития речевого подражания :

1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку.

2. Повторение аморфных слов ( грамматически неизменяемые слова-корни: му-му, мяу-мяу)

3. Повторение слов.

4. Повторение коротких фраз.

Обычно процесс подражания развивается спонтанно, однако его можно стимулировать в ходе специально организованных игр и занятий, в повседневной жизни при рассматривании тематических альбомов, во время чтения детских стихов, загадок, пения песен. Например,

Ходят часики вот так: Молоко давать готова

Далее хотелось бы познакомить специально разработанной подборкой стихов известной детской писательницы Татьяны Андреевны Шорыгиной «Для самых-самых маленьких слушателей». Тематическое содержание стихотворений отвечает основным программным требованиям к развитию речи детей раннего возраста, придерживается системы и последовательности (от простого к сложному).

Стихотворения разбиты на четыре самостоятельных блока:

Молока налили мало!

Замяукал котик: «Мя-у»!

2. Игрушечные животные.

Для игрушечного мишки

Сшили тёплые штанишки!

3. Домашние животные.

4. Лесные животные.

Зайчик по лесу прыг-скок,

Спрятался он под кусток.

Сидит зайка под кустом,

Куст для зайца—это дом!

Именно в этой последовательности дети знакомятся с лексическим материалом. Методические рекомендации к каждому разделу содержат наиболее важные советы по ознакомлению малышей с материалом стихотворений.

Также можно почитать малышам стихи Марины Дружининой, «Голоса животных». После чтения, спросить ребёнка, как говорит животное (птица, попробовать рассказать стихотворение вместе, привлекая его произнести звукоподражание. Например,

Шел козлёнок по дорожке,

У него устали ножки,

Закричал козлё нок: Ме-е-е,

Постелите коврик мне!

Можно использовать разработки Елены Янушко. Её книги ставят своей целью «разговорить» ребёнка, описывают занятия и специальные приёмы, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми.

В работе с малышами я также использую готовые карточки-подражалки и цепочки-подражалки на вызывание звуков и звукоподражательных слов. Картинки вместе с представлением о предмете несут представление о слове, т. к. её рассматривание всегда сопровождается практическим действиями ребёнка : словом взрослого, чтением литературного произведения, постановкой вопросов.

Рифмованные загадки на договаривание слов уточняют имеющиеся у детей знания, накапливают словарный запас, формируют чувство ритма, развивают логическое мышление.

Может он зубами «щёлк»,

Догадались? Это (волк)

Он на ёлочку похож,

Это же колючий (ёж)

Жёлтый, очень кислый он!

На тарелочке (лимон)

1. У детей развиты артикуляционный, голосовой аппарат, слуховое внимание.

2. Развита способность воспроизводить по подражанию звукоподражательные слова (ку-ку, мяу-мяу, ква-ква и др.).

3. Развит пассивный и активный словарь детей.

4. Расширены знания и представления детей об окружающем мире.

Таким образом, использование дидактического материала на развитие речевого подражания способствует активизации речевой деятельности детей раннего возраста, развитию голоса и артикуляционного аппарата, расширению и углублению знаний и представлений об окружающем мире. Одновременно обогащается пассивный словарь, который в дальнейшем переходит в активный.