МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района
в подростковом возрасте»
Автор работы: Евдокимова Александра,11класс,
МБОУ Магаритовская СОШ Азовского района.
Руководитель: Шкурко Клавдия Викторовна,
Место работы/учебы (аффилиация): Школа №1368 г. Москвы, 10 класс
В нашем современном мире достаточно много проблем, но одна из них меня заинтересовала больше всего.
Данная тема имеет место быть, потому что психология подростка настолько уникальна, что можно запросто отдать этой теме всю свою жизнь. К каждому ребенку нужен свой особенный подход чтобы понять причины агрессии к своим сверстникам.
Выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции.
Почти каждый человек сталкивался с агрессивным поведением подростка, приносящее вред окружающему его социуму, но большинство из них не знают, как спасти общество от такого психологического состояния ребенка.
Чтобы помочь и подросткам, и окружающим их людям, нужно в первую очередь посмотреть на свое поведение, на пример, который мы подаем подрастающему поколению, на наше отношение к ним. Ведь первое, что влияет на психологию ребенка – наше собственное поведение.
Место работы/учебы (аффилиация): ЧОУ “Православная школа во имя Святой Троицы”, г. Ангарск, 8 класс
В работе рассматривается агрессия как психологическое и социальное явление, её причины, возможные способы управления. Автор попытался «нарисовать» психологический портрет современного подростка, дать обзор молодежным движениям, пропагандирующим агрессию как форму общения. Работа будет интересна как взрослым, так и подросткам, пытающимся найти себя в этом сложном мире.
Актуальность: Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.
Тема: Агрессия как доминанта поведения современных подростков.
Цель: Выяснить, что такое агрессия, каковы ее причины, способы управления ею.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: агрессия в подростковой среде
Гипотеза: Современный подросток может управлять своей агрессией.
Методы исследования: изучение информационных источников, опрос, интервью с психологом.
Конечный продукт: буклет с набором упражнений по снятию агрессии.
Приложение № 1. Таблица результатов методики для выявления эмоционально – личностной сферы ребенка
Приложение № 2. Таблица результатов методики для выявления признаков агрессии
Приложение № 3
Самооценка форм агрессивного поведения (модифицировнный вариант Басса-Дарки).
1. Если я разозлюсь, то могу кого-нибудь ударить.
2. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если мне случайно обмануть кого-нибудь, я испытывал(а) мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, то хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, что бы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу.
19. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.21. Нет людей, который я по-настоящему ненавидел бы.
22. Довольно много людей мне завидуют.
23. Даже если я злюсь, то не прибегаю к «сильным» выражениям.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударил меня.
26. Я могу вспомнить случай, когда был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его.
27. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают командным тоном, мне ничего не хочется делать.
29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Если кто-то первым ударит меня, я не отвечу ему.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я не раздражаюсь из-за мелочей.
36. Когда люди корчат из себя начальника, я делаю все, что бы они не зазнавались.
37. Я не всегда получаю то хорошее, чего заслуживаю.
38. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
39. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Актуальность данной темы: агрессии подростков 14–15 лет, определяется насущными проблемами общественной жизни. Ни для кого не секрет, что проблема агрессивности, а именно агрессии подростков, одна из самых значимых проблем в современной психологии. С данной проблемой можно столкнуться каждый день на улице, в школе, в общественном транспорте.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой подростковой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме поведенческих отклонений или как сейчас их принято называть: «трудных детей». Психологи, педагоги, социологи, физиологи, врачи и другие специалисты пытаются разобраться в ее причинах. Особенно волнует исследователей агрессивность, которая наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.
Главное содержание подросткового возраста представляет его переход от детства к взрослости. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки личности.
Подростковый возраст является тем возрастом, когда для личности становится особенно значимым ценностное измерение реальности. Становление ценностной сферы в этом возрасте проходит особенно активно. Подросток приобщается к тем ценностям, которые доминируют в его окружении. Однако этот процесс не является пассивным усвоением, роль активности личности здесь чрезвычайно велика. Тогда становится правомерным предположение о том, что подросток, осуществляющий агрессивное поведение в результате будет усваивать соответствующие ценности.
Следует отметить, что проблема агрессии не нова для психологической науки. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии подростков представлены в работах Л. М. Семенюка, М. Кравцова, Г. Э. Бреслава, Барбары Крэйхи, А. В. Ковальчука, Ю. Б. Можгинского, Е. В. Гребенкина, Л. М. Фридман, Альберта Бандура, Ремшмидта Хельмута, Е. В. Ольшанской, Л. М. Барденштейн, Д. И. Фельдштейна, Н. М. Хлыстова, А. А. Реана, Л. Ф. Обуховой.
Учитывая актуальность проблемыв данной работе ставится изучить агрессивное поведение подростков 14–15 лет.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие
У большинства детей принимавших участие в исследование проявляются моменты агрессивности.
Агрессивное поведение в подростковом периоде.
Определить уровень агрессии у детей 14–15 лет.
МБОУ Маргаритовская СОШ, ученики 8 класса.
исследования: Выявить подростков с высоким уровнем агрессии для дальнейшей коррекционной работы.
Термином “агрессия” обычно обозначают напористое, доминантное, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения вплоть до убийств и самоубийств.
В современном мире, обществе подростки с каждым днем становятся все агрессивней и агрессивнее. Что является причиной тому? Ответ прост – окружающий их мир, а именно, семья, друзья и конечно же СМИ. Дети еще в дошкольном возрасте проецируют на себя отношения окружающих их людей – родители решают конфликты криками, битьем посуды, а нередко еще и драками. И у ребенка создается впечатление, будто все в жизни решается именно так. А СМИ? Не говоря о телевидении и печатных изданиях, достаточно назвать интернет – в любом количестве, виде и качестве, на любой вкус и цвет – порнография, сцены насилия, драки и различного рода извращенности. То тут, то там пестрят анимированные рекламы: «Смотрите все!!! Девчачьи драки!!!» или «Новость недели! Смотрите, как школьники издевались над учителем!!» и это самое безобидное. А алкоголь? Ведь даже в малых количествах он кардинально изменяет состояние ребенка, его тянет на «подвиги».
Так же сам переходный возраст – переломный момент в развитии ребенка, как сформировавшейся личности и подростковый максимализм, связанный с этим моментом в жизни подростка – еще не взрослого, но уже не ребенка, – в ребенке просыпается желание к самостоятельности, своенравности, самовыражению. Но редко когда желания подростка совпадают с мнениями окружающих его взрослых – отсюда также проявление агрессии.
Все вышеперечисленное является основными причинами столь мощного проявления агрессии у подростков современности. И с развитием современных технологий, а также с новообразованиями в обществе, дети становятся все агрессивней. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Именно поэтому данная проблема была выбрана для написания данной работы.
Только в XX веке проблема агрессии стала предметом систематического научного исследования, поэтому не удивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с данной проблемой, имеются ответы. Так, недостаточно изученной является проблема взаимосвязи агрессивности и социально-психологической адаптации у подростков.
Таким образом, выбранная проблема является в настоящее время достаточно актуальной, но мало разработанной. Цель настоящей работы – выявить специфику и гендерные (половые) особенности агрессивного поведения подростков. Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»;
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков;
· Провести эмпирическое исследование
Объектом исследования явилась подростковая агрессия, а предметом, в свою очередь, – гендерные особенности агрессивного поведения подростков.
Гипотеза – Я предполагаю, что агрессивное поведение имеет гендерные различия.
Базой моего исследования выступили студенты 1 курса ГБОУ СПО ПППЭТ МО возраст – от 15 до 16 лет.
Методологической основой стало изучение литературы по данной теме и тестирование (методика Басса-Дарки).
Опросник Басса-Дарки разработан в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Методика включает 75 вопросов и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций личности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, Басc и Дарки выделили следующие виды реакций:
Ответы оцениваются по 8 шкалам. Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
На данных диаграммах графически представлены результаты исследования по выявлению типа агрессии, присущего подросткам 15-16 лет (обоих полов).
Диаграмма 1 – Физическая агрессия. Из диаграммы видно, что по результатам исследования, данный тип агрессии присущ больше девочкам. А мальчикам же принадлежат низшие уровни физической агрессии. Хотя это противоречит данным, полученным в ходе изучения теоретического материала.
Диаграмма 2 – Косвенная агрессия. Здесь также прослеживается «лидерство» девочек, что не имеет разногласий с теорией – именно для девочек более характерны сплетни, истерики и т.д., в отличии от мальчиков, которые чаще решают свои споры кулаками.
Диаграмма 3 – Раздражение. На данном графике видно, что данный вид агрессии одинакового проявляется и у мальчиков и у девочек. Однако, по численным показателям (среднее значение: мальчики-5,3, а девочки-6,2) видно, что мальчики менее подвержены раздражению.
Диаграмма 4 – Негативизм. На данной схеме заметно, что уровень негативизма в среднем одинаков и для мальчиков и для девочек. Девочки занимают как верхний уровень (наравне с мальчиками), так и самый нижний.
Диаграмма 5 – Обида. Уровень обиды, представленный на данном графике, примерно одинаков для девочек и мальчиков (разница в среднем арифметическом 0,6 в пользу девочек).
Диаграмма 6 – Подозрительность. Средний уровень подозрительности составляет 4,4 для мальчиков и 5,2 для девочек. Отсюда можно сделать вывод, что для девочек подозрительность более характерна, чем, для мальчиков.
Диаграмма 7 – Вербальная агрессия. По данным, полученным в ходе изучения теории по данной проблеме, указано, что для женского пола более характерен именно эта форма агрессии, потому что для женщин, как для «слабого пола», присущи крики, ссоры и т.д., что и отображено в данной диаграмме.
Диаграмма 8 – Чувство вины. По данной схеме заметно, что чувство вины в одинаковом объеме присуще как девочкам, так и мальчикам (разница только в 0,2 балла).
Диаграмма 9 – Уровень Агрессивности. Данный график показывает соотношение индекса агрессивности мальчиков и девочек.
Диаграмма 10 – Уровень Враждебности. По представленной диаграмме можно определить соотношение индекса враждебности мальчиков и девочек.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что формы и виды агрессии неодинаково проявляются у обоих полов. Тем самым подтверждается гипотеза. Полученные данные, в некоторых случаях противоречат данным, полученным в ходе изучения теоретического
материала по данной проблеме, однако в целом соответствуют им. Девочкам наиболее присущ косвенный, вербальный и, как ни странно, физический тип агрессии. Остальные же формы агрессии «разделились» поровну – они характерны как для мальчиков, так и для девочек
Как бороться с проявлениями агрессии подростков?
Первое правило подавления агрессии подростков — не проявлять агрессию самому. Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии.
Если подросток стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы.
На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Спасибо за внимание!
Тема: «Агрессия как доминанта поведения современных подростков»
Руководитель: Татевосян Мариам Микити,
педагог-психолог МБОУ СОШ №5
Красный Сулин 2018
Аргументы выбора темы.
Тревожным симптомом является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отношению к сверстникам.
Цель работы: выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции.
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна.
Гипотеза: учитывая, что большинство подростков любят рисовать, а рисование является терапевтическим методом, я считаю возможным коррекцию агрессивного поведения посредством изотерапии.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста.
2. Изучить понятие агрессия и агрессивное поведение.
3. Подобрать методику и провести исследование среди подростков.
4. Провести занятие для подростков.
1. Теоретический анализ проблематики
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет, однако данный период применим не ко всем детям, и варьируется в диапазоне 1-2 года в зависимости от быстроты развития ребенка, его способностей.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений с взрослыми.
2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А. Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.
3. Возникновение интереса к противоположному полу. А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
4. Развитие самосознания. Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л. С. Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В. Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».
1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения
Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».
Что же такое агрессивное поведение?
Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.
1.3. Агрессивное поведение подростков
Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми.
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.
Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные:
Поведенческие проявления агрессивного подростка:
1. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
Теоретический анализ темы позволяет сделать следующие выводы:
Агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении
2. Исследование агрессивного поведения подростков
2.1. Методы диагностики агрессивного поведения подростков
Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:
– проективные методики
Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям.
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:
Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»
Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
В нашей работе была использована методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев (приложение 1). Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Методика позволяет выявить:
2.2. Диагностика агрессивности среди подростков
Нами было проведено тестирование в 9 классе. Количество участников тестирования 20 подростков в возрасте 14-15 лет. При исследовании была использована методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Анализ результатов свидетельствует о следующем:
То есть, в данной подростковой группе чаще агрессия проявляется в словестной форме (некрасивые выражения, ругательства, возможно придумывание друг другу неприятных псевдонимов и т.д.)
После занятия участники заполнили анкету со следующими вопросами:
1. Понравилось ли тебе занятие?
2. Если Вы испытали следующие ощущения, то отметьте это на бланке:
Нами был проведен анализ анкет и получены следующие результаты:
Всем участникам занятия понравилась форма работы.
Из 13 участников занятия 6 подростков отметили расслабление в теле, 13 эмоциональную разгрузку.
Нами было проведено исследование среди подростков в возрасте 14-15 лет. Результаты исследования свидетельствуют о том, что действительно учащиеся подросткового возраста склонны к агрессивному поведению в том или ином проявлении. В диагностируемой группе вербальная агрессия носит доминирующий характер (у 50 % исследуемых подростков). В связи с потребностью нами было разработано и проведено занятие с подростками.
Так как 100% участников занятия в анкете указывают на эмоциональную разгрузку, а 78% на мышечное расслабление мы можем говорить о том, что занятия с использованием рисования являются эффективными для снятия агрессивного состояния у подростков. Данная техника может стать для подростков методом регуляции собственного состояния. А для учителей способом разгрузки в работе с подростками.
1) Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
2) Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 413-415.
3) Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929
4) Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
5) Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с
6) Выготский, Л. С. Психология детского возраста (1930) Л. С. Выготский. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с
7) Андреев А. М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.
8) Дубинко Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2015. № 4. С. 85-92.
9) Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. 815 с. ( Серия «Большая психологическая энциклопедия»).
10) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С Пб: Питер, 2011. 352 с: ил. ( Серия «Мастера психологии»).
13) Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. – М., 2014. – 752 с.
14) Общая психодиагностика /Под ред . А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 15) Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А. Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция к тесту: «Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».
Обработка результатов и интерпретация
Склонность к прямой вербальной агрессии: Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37. Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
Склонность к косвенной вербальной агрессии: Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38. Ответы «Нет»: 22, 26.
Склонность к косвенной физической агрессии: Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35. Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.
Склонность к прямой физической агрессии: Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32. Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.