АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура (сокр. А ФК)  — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Что такое адаптивная физическая культура и её функции


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Целью адаптивной физической культуры является здоровье человека с ОВЗ: развить жизнеспособность, обеспечить функционирование имеющихся физических возможностей (насколько позволяют имеющиеся ограничения по здоровью), максимально улучшить характеристики физического и психического здоровья.

На пути к этой цели специалисты по АФК решают следующие задачи:

Коррекционная и компенсаторная работа проводится с имеющимися физическими отклонениями (основное заболевание и сопутствующие), профилактическая работа направлена на повышение иммунитета, укрепление здоровья и физических сил, улучшение общего состояния. Воспитательная и образовательная работа направлена на социализацию людей с АФК, повышение уровня уверенности в себе, обучение взаимодействию с другими людьми и т. д.

Адаптивная физическая культура – что это?


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура (АФК) соединила в себе множество дисциплин – медицина, анатомия, коррекционная педагогика, патология и др. Вся деятельность специалистов по АФК направлена на лечение, реабилитацию и социализацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Важную часть в АФК занимает не только лечение и реабилитация людей с ОВЗ, а их социализация, возможность показать им новые стороны их жизни, подарить положительные эмоции и т. д.

Это ни с чем несравнимая радость от возможности двигаться, узнавать что-то новое, общаться с другими людьми, возможности справиться со своим недугом тем или иным образом. Сказать себе – я могу, я делаю, я живу, несмотря ни на что. Обычным людям, возможно, сложно будет это понять, ведь физические возможности воспринимаются нами, как некая данность.

Цели адаптивной физической культуры

Целью АФК как вида ФК является максимально возможное развитие жизненных сил человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидностью, обеспечение оптимального функционирования характеристик движения тела и высвобождающихся и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе психических сил, их гармонизация для максимально возможной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать базовое отношение к деятельности в этой области как для актеров, так и для учителя (педагога, тренера, методиста).

Максимальное развитие с использованием средств и методов адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека.

Поддержание оптимального психофизического состояния дает каждому инвалиду возможность реализовать свой творческий потенциал и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но даже превосходят их.


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Что нужно человеку для счастья? На самом деле, не так уж и много – возможность жить полноценной жизнью. Видеть, слышать, осязать, двигаться, возможность заниматься тем делом, которым любишь. Каждый может добавить в этот список что-то свое. Но начинается он всегда одинаково – это наше здоровье, которое не купишь ни за какие деньги.

А как быть тем людям, которые имеют ограниченные возможности? Сейчас не в ходу слово «инвалид». Ребенок или взрослый с ограниченными возможностями. Это не вопрос толерантности. Это вопрос человечности и этики. Достаточно просто посмотреть, как слепые участвуют в состязаниях по биатлону, люди с протезами нижних конечностей бегают марафоны и т. д.

Адаптивная физическая культура – одно из направлений воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое помогает не оставаться им «за бортом» современной жизни, помогает становиться полноценным членом общества, социализироваться и т. д.

Введение

В последние десятилетия интерес к этой очень важной и актуальной теме чрезвычайно возрос во многих странах мира. С этой целью были проведены обширные исследования для обоснования принципов и разработки методов реабилитации, реабилитационных программ и критериев их эффективности. Причина такого большого интереса – большое практическое значение реабилитации. Примером этого является, в частности, высокий процент пациентов, перенесших инфаркт миокарда, вернувшихся к своей прежней работе и привычному ритму жизни.

Среди причин большого интереса к реабилитации – снижение числа инвалидов и большой процент людей, вернувшихся на работу после определенных болезней и травм. В результате общество оказывает значительное социально-экономическое воздействие. Термин “реабилитация” давно используется в юридической практике для обозначения людей, восстановивших свои права, и происходит от латинского слова reabilitacio (реставрация).

В России наибольший опыт использования средств и методов физической культуры накоплен в работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем, в том числе с инвалидами, в терапевтической и педагогической областях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению акцента проблем данной социальной практики в эти области. Поэтому адаптивная физическая культура очень часто интерпретируется как часть терапевтической физкультуры или сводится к адаптивной физкультуре только в специальных (тюремных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями развития.

Признавая неоспоримые достижения местных специалистов в этих областях, неправильно оценивать функции такого всеобъемлющего и широкого социального явления, как АФК.

В этом случае доминирование многочисленных научных исследований по частным проблемам АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и абсолютному снижению эффективности исследований и, особенно, к распространению и практическому внедрению результатов исследований и передового опыта преподавателей – новаторов.

Первым и основным направлением АФК является восстановление здоровья пациента путем комплексного применения различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого – разработка компенсаторных и заменяющих устройств.

Основные компоненты (типы) адаптивной физической активности

На основе потребностей людей с нарушениями здоровья и инвалидностью можно выделить следующие компоненты (типы) АФК

Основной задачей адаптивной физкультуры является формирование сознательного отношения к собственным силам, твердого доверия к ним, готовности к смелым и решительным действиям, преодоление физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования предмета, а также необходимость систематических физических упражнений и, в целом, внедрение здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается в основном в рамках основных международных Паралимпийских и Специальных Олимпийских движений.

Основной целью адаптивного спорта является формирование спортивной культуры инвалида, ознакомление его с социальным и историческим опытом в этой области, овладение мобилизационными, технологическими, интеллектуальными и другими ценностями физической культуры;

Адаптивная двигательная реакция – компонент (тип) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с ограниченными возможностями (в том числе и инвалидов) в отдыхе, развлечениях, интересном досуге, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении.

Адаптивная физическая реабилитация – это компонент (тип) АФК, удовлетворяющий потребности человека с медицинским заболеванием, который находится в состоянии, требующем лечения для восстановления временно утраченных функций (за исключением тех, которые утрачены или уничтожены на длительное время или навсегда в результате серьезного заболевания, например, инвалидности).

Креативные (художественно – музыкальные) телесноориентированные практики АФК – это компонент (тип) АФК, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями в самореализации, творческом самовыражении, духовном самовыражении посредством движения, музыки, изображения (в том числе художественного) и других художественных средств.

Экстремальная двигательная активность является компонентом (типом) АФК, который удовлетворяет потребности людей с расстройствами здоровья, находящимися под угрозой, повышенным напряжением, необходимостью испытывать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и/или субъективно опасных для их здоровья и даже жизни.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»

(МОУ «Лазурненская СОШ»)

«Адаптивная и лечебная физическая культура»

Выполнил: обучающийся 7 А класса

Хакимов Ринат Сафаргалевич

Учитель физической культуры

Физическая культура – это составная часть культуры, обращенная на укрепление и сохранение здоровья, вырабатывает здоровый образ жизни, сохраняет отменное физическое развитие на продолжительное время.

В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.

Данная тема очень  в наше время, так как огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.

Существуют различные методы и формы занятий для таких детей адаптивная и лечебная физическая культура (АФК и ЛФК).

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы.

в том, что необходимо укреплять здоровье школьников по средствам развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечения системы организма.

– изучить теоретические аспекты адаптивной и лечебной физической культуры.

– изучить информацию об адаптивной и лечебной физической культуре;

– узнать, какие существуют  виды, средства и формы  адаптивной и лечебной физической культуры;

– сделать выводы по теме проекта.

1.1.  Понятие адаптивной и лечебной физической культуры

В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и лечебная физическая культура.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества.

Адаптивную физическую культуру невозможно представить без лечебной культуры. Так как для полного и все стороннего развития ослабленного организма необходимы комплексные методы лечения и профилактики, адаптации организма к внешней среде.

2.     Основная часть

Различия адаптивной физической культуры и лечебной заключается в том, что лечебная реабилитация в большинстве случаев устремлена на возобновление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида существенно большей активности и самостоятельности.

Лечебная физкультура включает в себя упражнения физической культуры, которые способствуют восстановлению органов и систем организма. Целью лечебной физкультуры является:

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Основные виды АФК:

1. Адаптивное физическое воспитание.

2. Адаптивный спорт.

3. Адаптивная физическая рекреация.

4. Адаптивная двигательная реабилитация.

Адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивного физического воспитания направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

. Содержание адаптивного спорта  направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов  высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление.

– это комплекс физических упражнений.

Различают два вида лечебной физкультуры:

преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

2.4.   Средства и формы АФК и ЛФК

К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.

является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося.

К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений.

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми.

Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

— утренней гимнастики (до уроков);

— организованных игр на переменах;

—« спортивного» часа (после уроков).

Внеклассные занятия —  оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах)

– это один из главных элементов общего лечения, который трактуют как персонально собранную систему лечебных методов или средств.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно – прикладные и игры.

Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т. д.).

Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные. Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Таким образом, даже краткий обзор возможностей адаптивной и лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека: связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

4. Список  литературы

Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Специалист по адаптивной физической культуре имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

В настоящее время одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности, является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года.

В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей-инвалидов Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 «Адаптивная физическая культура», 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

Задачи, решаемые в АФК, должны определяться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет той или иной задачи во многом зависит от компонента (типа) АФК, учебного материала, материально-технической базы образовательного процесса и других факторов.

Адаптивная физическая культура позволяет решить проблему интеграции инвалида в общество. Адаптивная физическая культура формируется у человека с ограниченными физическими или психическими возможностями:

В целом, адаптивная тренировка считается гораздо более эффективной, чем медикаментозная терапия. Понятно, что адаптивная физическая культура носит сугубо индивидуальный характер. Адаптивные упражнения выполняются полностью от начала до конца под руководством специалиста по адаптивным упражнениям.

В наиболее обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из характеристик задействованных людей – людей с проблемами со здоровьем и/или инвалидов. Это задачи по исправлению, компенсации и профилактике.

Когда мы говорим о корректирующих задачах, мы имеем в виду не только нарушения (дефекты) опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, лишний вес и т.д.), но и органов чувств (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и т.д.

Вторая группа – задачи образования, воспитания, оздоровления и развития – самая традиционная для ФК.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, целесообразно попытаться исправить существующий дефект, по возможности устранить его основной недостаток, используя огромный потенциал этой деятельности. И чем раньше будет замечен тот или иной дефект, тем больше вероятность того, что он будет исправлен.

Если коррекция невозможна, на передний план выходят компенсационные задачи (формирование пространственно-временной ориентации у слепых, “тренировка” спасенных органов чувств, тренировка ходьбы на протезах и т.д.). И, наконец, тот или иной дефект, та или иная болезнь требует обязательной профилактической работы (решения профилактических задач).

В адаптивной физкультуре необходимо учитывать образовательные, оздоровительные, воспитательные и корректирующие задачи.

Образовательные цели АЭФ включают в себя те, которые направлены на развитие, укрепление и совершенствование моторики и способностей, необходимых инвалиду.

К оздоровительным задачам относится организация труда таким образом, чтобы восстанавливались не только общее состояние, но и некоторые функции организма, нарушенные болезнью. Эти задачи включают в себя:

Образовательные задачи включают в себя развитие определенных черт характера (воля, настойчивость, чувство общности, организации, активности, мужества и т.д.), стимулируют умственное развитие и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память и изобретательность, совершенствуется ориентация, развивается интеллект. До недавнего времени обучение основным физическим характеристикам (сила, подвижность, скорость, выносливость) инвалидов считалось нецелесообразным, так как организм побеждается сложным способом, и они не могут полностью адаптироваться к самостоятельной жизни.

АФК инвалидов показывает ряд специальных задач коррекции, которые имеют самостоятельное значение, но тесно связаны между собой:

Адаптивная культура тела как интегрирующая наука

АФК объединяет, по меньшей мере, три основные области знаний – физическое воспитание, медицину, тюремную педагогику – и различные педагогические и научные дисциплины: теория и методика физического воспитания, теория и методика отдельных лиц и их групп, теория и методика физического воспитания, восстановление двигательной активности и физическая реабилитация; анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, гигиена, общая и частная патология, тератология, психология заболеваний и инвалидности, специальная психология, специальное образование, психиатрия, консультирование и др. д.

Необходимость объединения представителей ФК, медицины, коррекционной педагогики в единую исследовательскую группу приводит к различным трактовкам сути АФК, которая определяет научные предпочтения исследователей, их предыдущий опыт работы.

Например, среди профессионалов и исследователей, и особенно в массовом сознании, доминирует идея идентичности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и национальная практика, это не так, особенно в области адаптивных видов спорта (или спорта для инвалидов).

АФК – это гораздо более широкое и всеобъемлющее научное и социальное явление, целью которого является социализация или ресоциализация инвалида или человека с проблемами со здоровьем, повышение уровня их качества жизни, наполнение их новым содержанием, важность эмоций, чувств, а не только их лечения с помощью определенных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодня является развитие методологических основ АФК, фундаментализация обучения в этой области.

Основной проблемой здесь является не накопление и закрепление знаний о ФК, медицине, тюремной педагогике и большом количестве перечисленных выше педагогических и научных дисциплин, а, по сути, создание новых знаний, что является результатом взаимного проникновения знаний в каждую из этих областей и дисциплин. Эта задача архаична, но именно ее решение позволяет нам целостно взглянуть на человека с расстройствами здоровья (в том числе и на человека с той или иной инвалидностью); преодолеть так называемый дихотомический подход к исследованию их природы, когда они “разлагаются” на отдельные субстанции конкретных наук.

Функции адаптивной физической культуры


АДАПТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В АФК можно выделить четыре группы функций:

Давайте более подробно остановимся на каждой из этих функций.

Реабилитационная функция АФК

Коррекционная деятельность в рамках реабилитации направлена на лечение и коррекцию основного и сопутствующего (их может быть несколько) заболевания и вызванных им вторичных отклонений в физическом состоянии.

Специалист по АФК, выполняя реабилитационные действия, подбирает специальный комплекс воздействий на организм ребенка или взрослого с ОВЗ, при помощи физических упражнений. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие (обучение и воспитание через упражнения или игру) для того, чтобы воздействовать не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние пациента (его сенсорную систему, интеллект и т. д.). Данная деятельность так же затрагивает эмоционально-волевую сферу, познавательную и поведенческую сферу.

Компенсаторная работа проводится с теми людьми, у которых та или иная функция здоровья безвозвратно утеряна (интеллектуальные нарушения, потеря слуха, зрения и т. д.). Утерянные функции компенсируются за счет сохранившихся.

Проводя профилактическую работу, специалист по АФК использует доступные для пациента физические упражнения для того, чтобы предупредить гиподинамию или гипокинезию, которые преследуют людей с ОВЗ. Организованная двигательная активность (в пределах возможностей пациента) необходима для предупреждения появления вторичных заболеваний.

Педагогическая функция АФК

Образовательная и воспитательная деятельность специалиста АФК направлена на разработку стратегии и тактики работы с детьми, у которых есть те или иные отклонения в развитии. Благодаря именно образовательной деятельности происходит постепенный переход от занятий со специалистом (интерактивных занятий) к самостоятельной работе пациента.

Ребенок или взрослый, в результате работы специалиста, получает специальные знания, умения и навыки, формирует систему ценностей здорового образа жизни, совершенствуется физически и интеллектуально. Формируется гармонично развитая личность (там, где это допускают отклонения в развитии), пациент мотивируется на самосовершенствование, самообразование, преодолевается комплекс неполноценности, формируется чувство собственного достоинства.

Профессионально-подготовительная работа специалиста по АФК направлена на развитие и совершенствование тех физических навыков, которые необходимы для профессиональной дееспособности пациента. Формируется готовность (физическая и психологическая) к труду, приобретаются навыки и умения социально-бытового самообслуживания.

Функция физического воспитания и спорта АФК

Развивающая деятельность в рамках функции физического воспитания и спорта направлена на всестороннее развитие личности ребенка или взрослого с ОВЗ. Отставание в физическом развитии, несформированность двигательных функций, невозможность полностью управлять своими движениями – все это негативно сказывается и на других функциях организма. Работа специалиста по АФК направлена здесь на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации и других физических характеристик.

Соревновательная деятельность несет в себе важный социализирующий потенциал. Это возможность для людей с ОВЗ в рамках честной борьбы состязаться с другими спортсменами, учиться общаться и взаимодействовать между собой и другими участниками соревнований.

Творческая деятельность дает возможность реализовать способности людей с ОВЗ, вести положительную созидательную деятельность, демонстрировать свои возможности, характер, личные качества.

Социальная функция АФК

В рамках этой функции раскрываются особенности отношения человека с ОВЗ с обществом. Гуманистическая деятельность здесь направлена на то, чтобы людей с ОВЗ признавали равноправными членами общества, для которых можно и нужно обеспечить равные возможности.

Подводя итоги, хотим особо уделить внимание подготовке специалиста по АФК. Без должного образования, без специальных компетенций в этой области работа специалиста не увенчается успехом и будет безрезультативной.

Для всех, кому необходимы знания в этой области, можем порекомендовать наш курс «Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья».

На курсе вы получите все необходимые теоретические и практические знания, для успешной работы в области адаптивной физической культуры.

Принципы адаптивной физической культуры

Принципы являются неотъемлемой частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие природу, основные законы обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к этому процессу и степень взаимодействия между учителями и участниками. Принципы служат  руководством для строительной практики, профессионального конструирования технологий в соответствии с целями АФК.

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

Общеметодические принципы. Процесс неспециализированной физической подготовки инвалидов и инвалидов подчинен общим дидактическим законам, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется не только моральными, правовыми и этическими категориями, но прежде всего профессиональной компетентностью, научной обоснованностью образовательных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

Социально – методическими принципами являются принципы АФК, основанные на интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. В них доминируют теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специального образования и его разделов: Тифлопедагогика, олигопедагогика, педагогика языка жестов.

  • Евсеев С. П., Шапкова Л. В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000
  • Кесарев Е. Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997
  • Матвеев Л. П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991
  • Самыличев А. С., К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся// Дефектология, 1997

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адаптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Все функции АФК реализуются следующими способами: движение – двигательные действия (физические упражнения) – двигательные (физические упражнения) действия, основанные на активных способностях участников, которые они получили от природы, но ограничены влиянием той или иной патологии. Деятельность АФК настолько разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственного обучения ФУ, в котором выполняются преподавательские функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, социальными явлениями и процессами, формирующими социальные функции.

Во избежание степени учета функций в АФК выделены следующие группы функций: педагогические функции, которые являются уникальными и реализуются в процессе занятий по ФУ, и социальные функции в результате совместной деятельности с другими социальными учреждениями (учреждениями социальной защиты, специального образования, медицинской, психологической и педагогической помощи, родителями и т.д.). Были выбраны не все известные функции, а только те, которые имеют приоритет в этой категории.

Теория адаптивной культуры тела

Теория АФК как науки изучает содержание, структуру, функции АФК, его назначение, принципы, цели и средства, специфику деятельности работающих в данной области и специалистов; разрабатывает концептуальный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (типов) АФК, обосновывает и апробирует на практике его новые типы и формы, направленные на удовлетворение различных потребностей людей с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов.

Одной из основных проблем теории АКО является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в здоровье и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема изучения процесса формирования и коррекции аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоления психологических комплексов средствами и методами АФК.

Теория АФК должна учитывать ее комплексные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества – здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др. – а также разработать технологии для формирования готовности общества принимать инвалидов как равноправных членов, которые обладают самоуважением и огромным творческим потенциалом в широком спектре человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей интеллектуального, нравственного, эстетического, профессионального образования в процессе физической активности.

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности “адаптивная физическая культура”. Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

Адаптируемая культура тела

Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и осознанию необходимости их личного вклада в социальное развитие общества.

Адаптируемость – это название подчеркивает цель физического воспитания людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать положительные морфофункциональные изменения в организме с целью формирования необходимой двигательной координации, физических качеств и навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основным направлением адаптивной физической культуры является развитие двигательных навыков как биологических и социальных факторов, влияющих на организм и личность человека. Знание природы этого явления является методологической основой адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической подготовки для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФЦ является достижение максимально возможного развития жизненной силы человека со стабильными отклонениями в состоянии здоровья путем обеспечения оптимального режима функционирования физико-моторных качеств и умственных способностей, высвобождаемых и доступных (остающихся в жизненном процессе) по своей природе, их гармонизации для максимальной самореализации как социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное развитие средствами и методами адаптивной физической культуры жизнедеятельности человека, поддержание оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможность реализовать свои творческие способности и добиться отличных результатов, которые не только соответствуют результатам здоровых людей, но и превосходят их. Тема: Принципы, методы и техники обучения моторике на занятиях АФК.

Заключение

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов:

Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.

Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *