Концепция социального воспитания А. Макаренко
Эта концепция основана на формировании личности ребенка, отталкиваясь от тех социальных условий, в рамках которых он находится.
В данной концепции Макаренко считал, что в условиях труда огромная возможность реально воспитать нового человека, советского гражданина и участника общего коллектива. А.С. Макаренко считал, что только воспитание, основанное на коллективизме, может противостоять мещанству и иным порокам воспитания человека. Это связано с тем, что, по его мнению, коллективное воспитание дает возможность личности раскрыть свои способности и задатки.
Несмотря на то, что А. С. Макаренко предусматривал воспитание личности в коллективе, он при этом не унижал и не принижал личность каждого своего воспитанника. Основным принципом его педагогики было «Как можно больше уважения, как можно больше требований». Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию у ребенка сознательности и дисциплины.
В настоящее время актуальным остается теоретическая разработка ответственности, которую А. С. Макаренко внедрил в практику формирования социально-ответственной личности. Он уделил большое внимание вопросу разграничению понятий «коллективная ответственность», «воспитание ответственности» и «ответственность перед коллективом». Каждое из понятий приобрело свой индивидуальный смысл и значение в формировании личности ребенка.
Разработанные А. С. Макаренко принципы воспитания в коллективе и через коллектив, имеют большое значение для любого вида коллектива – трудового, учебного, семейного и т.д.
Важной заслугой А. С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива.
Биография А. Макаренко
Антон Семёнович Макаренко (13 марта 1888 – 1 апреля 1939) – советский педагог и писатель. Родился в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье маляра железнодорожных мастерских. В 1905 году окончил педагогические курсы, с этого же года работал учителем в железнодорожном училище. 1914 – 1917 окончил учительский институт с золотой медалью. В 1914 году написал первый рассказ, который не оправдался успехом. И спустя длительные годы затишья, в 1932 году Макаренко закончил свое главное художественное произведение «Педагогическая поэма». Параллельно с писательством Макаренко разрабатывал методику педагогической деятельности и воспитания, публиковал множество статей на эту тему. В 1936 году выходит его научно – педагогическая статья «Методика организации воспитательного процесса». В 1937 году выходит «Книга для родителей». В своих произведениях Макаренко выражает свой педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко придерживался такого принципа в отношениях со своими воспитанниками: – «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Еще при жизни А. С. Макаренко за свои труды по воспитанию получил высокую оценку от Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, А. Валлона, Я. Корчака и др. деятелей культуры и образования. Большое значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький, для которого забота о беспризорных детях была особенно важной работой.
Макаренко указывал на то, что педагог, занимающий воспитанием детей, должен в первую очередь сам из себя представлять достойную личность, а именно внешнее поведение, внутренние убеждения, гражданское воспитание, политические знания и так далее. А.С. Макаренко уделял значительное внимание развитию у воспитанников – гражданских качеств. Основной целью воспитания Макаренко заключается в подготовке культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, быть политически развитым, дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести.
Его социально-педагогические взгляды – существенный вклад в развитие социальной педагогики как науки.
Антон Семёнович Макаренко предложил классификацию коллективов по стадиям развития:1. Создание коллектива (действия педагога, направленные на становление социальной общности, объединения совместной деятельности и общим целям);2. Активисты, которые поддерживают педагога и берут на себя часть его полномочий;
3. Коллектив полностью сложился, большинство функций педагога переходит в органы самоуправления;
4. Каждый находится на уровне самовоспитания.
«Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» – утверждал Макаренко.
Большое значение в сплочении коллектива Макаренко склонял к традициям, которые дают возможность сохранить опыт прошлых лет. Они помогают решать определенные жизненные ситуации и вести себя в определенных жизненных моментах по уже устойчивых/проверенных «законам» жизни.
А. С. Макаренко был сторонником производственного труда, он считал, что только через такой труд формируется правильный характер человека, воспитывается ответственность, которая является частью общей коллективной работы.
По мнению Макаренко воспитательная система, возложенная в сторону формирования социального воспитания детей, должна быть: посильной, результативной, осмысленной, творческой, педагогически целесообразной, коллективной. Что касается воспитания гражданских качеств в семье А. С. Макаренко утверждал, что в семье растет будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец и поэтому, надо ясно понимать и осознавать свои родительские желания. Он предостерегает родителей в том, что, если они воспитают плохого человека, – «Горе от этого будет не только им, но и многим людям и всей стране. Стыдно должно быть давать обществу плохих или вредных людей.»
Макаренко отрицательно высказывался против превращения процесса воспитания подрастающего поколения в игру возрастных психологических, биологических и иных симпатий. Так же он выступал против коммунистических методов воспитания, основанных на «политической бдительности» и «коммунистической направленности».
Суть метода А. С. Макаренко заключалась в том, что в процессе воспитания необходимо учитывать не только позицию воспитанника, но и позицию общества. Каждый ребенок должен выступать в обществе как честный и добрый человек, а не просто определенная личность. Ребенок является членом определенного коллектива и отвечает не только за свои поступки и поведение, но и за окружающих его сверстников. Но в настоящее время такое понимание является не актуальным воспитанием, так как современное воспитание направлено на развитие личности и индивидуальности. Но, на мой взгляд, несмотря на это, мысль А. С. Макаренко не стоит игнорировать, так как воспитание в первую очередь должно формировать у человека чувства ответственности, и не только за себя, а также и за других.
Макаренко придавал большое значение общественному мнению. Ведь, именно оно имеет большое значение в воспитании ребенка, оно способно закалить характер ребенка, воспитать в нем волю, твердость, чувство гражданского долга и чести.
Макаренко о требованиях к личности учителя.
Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.
При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, – наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой – минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания.
Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться».
в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе.
Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.
Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.
е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив
Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.
В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных. Учителя в конечном счёте для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям – ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.
Отношения педагогов и учащихся в школе – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.
Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новатор подчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.
А. С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя.
Только для учителя ребенок является объектом воспитания. Для самого воспитанника он — живой человек со своими радостями, жизненными впечатлениями; он не столько воспитанник, сколько член коллектива, гражданин. Учитель и обязан стремиться к тому, чтобы воспитанник прежде всего чувствовал себя гражданином, а для этого и надо прикасаться к личности «с особо сложной инструментовкой».
Макаренко приводит примеры такой инструментовки, основанной на «принципе параллельного, действия».
Д) органы коллектива
Организация общественного мнения является одной из самых серьезных задач в работе педагогического коллектива. Педагогический коллектив направляет работу детского коллектива так, чтобы воля педагогов и воля коллектива воспитанников были едиными. Единство воли и интересов детского коллектива должно быть связано с единой формой работы, с единым детским самоуправлением и, наконец, с общением, соприкосновением всего коллектива. Все это и приведет в конечном итоге к созданию единого школьного коллектива как исключительно мощного средства воспитания.
Работа всех органов коллектива не должна отнимать у воспитанников много времени. Особенно по-деловому должна проходить работа общих собраний. Регламент должен быть жестким, точным и постоянным (регламент разрабатывает руководство совместно с комсомольской организацией, а утверждается он общим собранием).
Но ни в коем случае нельзя допускать на общих собраниях сокращения списка желающих выступить, так как целью этих собраний является вовлечение всех воспитанников в активную общественную жизнь.
Чтобы привить всем детям определенные общественные навыки, полезно председательствование на общем собрании поручать по очереди всем старшим воспитанникам.
Особенное внимание во время общих собраний должно быть обращено на дисциплину. Она должна быть очень строгой. А потому все первичные коллективы должны по очереди и в определенные сроки нести дежурство в зале во время собраний, а также и во время концертов, кино, лекций и т. п. Такой дежурный коллектив в полном своем составе заботится о порядке в зале, а для распорядительства выделяют специальных лиц, которым выдают повязки определенного цвета. Эти распорядители наблюдают за тем, чтобы никто не ходил по залу, не толпился у дверей и т. д., они исполняют все приказы председателя собрания.
Работа органов детского коллектива протекает точно по плану. Исключение составляет центральный орган — Совет коллектива (он не может предусмотреть в плане тех текущих вопросов, которые ему и приходится в большинстве случаев разрешать).
Органы детского коллектива могут побудить воспитанников лучше учиться, используя испытанный метод соревнования. Для правильности работы органов коллектива очень важно установить порядок, определяющий систему учета всей работы органов, а также систему проверки исполнения их решений. Такому учету Макаренко придавал большое значение. Организацию учета следует строго продумать. Учет должен быть точным и сосредоточен в одном месте (например, у секретаря Совета коллектива). Но Макаренко предостерегал от того, чтобы, учет не превратился в утомительное и ненужное протоколирование, которое придает работе детских органов бюрократический характер. Книга протоколов нужна для записи лишь важнейших решений, текущий же учет следует вести в общем журнале, в котором отмечаются даты и записываются краткие формулы решений.
Должны быть также установлены строгие формы проверки исполнения всех решений органов коллектива. Функции проверки руководства можно поручать, например, всем первичным коллективам по очереди.
Как проверка, так и связанный с нею учет являются важными условиями правильной работы всех органов коллектива. Кроме того, они дадут богатый материал для проверки всей воспитательной работы учреждения в целом.
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.
Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
Формы требования могут быть различны.
Каждого воспитанника за поступки, которые возвышают его в глазах коллектива, необходимо поощрять возможными для учреждения мерами. Поощрения и одобрения стимулируют дальнейшие усилия воспитанника, поднимают его веру в собственные силы. Форма поощрения: похвала педагога, уважение товарищей, заявление на общем собрании о хорошем поступке, благодарность в приказе. Поощрения должны быть достаточно редкими и хорошо взвешенными, чтобы действительно воспитанники были их достойны.
Понуждение также имеет различные формы. Наиболее примитивная форма понуждения – это доказательство, убеждение; иногда понуждение выражается намеком, улыбкой, юмором. Более сильная форма, чем обыкновенное требование,- это угроза. В начале развития коллектива можно угрожать наказаниями, неприятностями, но в конце развития коллектива лишь осуждением общего собрания.
На вопрос, что требовать, Макаренко предлагает такую формулу: единственное, что нужно требовать- это подчинение коллективу.
Предъявляя к воспитанникам разнообразные требования, надо всегда помнить, что чрезвычайно важным обстоятельством является самый тон, каким они выражены. Макаренко постоянно напоминает, что тон должен быть серьезный, простой, точный и решительный, но в то же время доверчивый и всегда сопровождаемый особенным вниманием к воспитаннику. Макаренко указывал, что в требованиях не следует разводить никаких теорий.
Необходимо самым тщательным образом продумать все формы режима, его логику, чтобы не допускать возражений во время их выполнения. Режим должен быть прежде всего целесообразным, т. е. должна быть понятна необходимость всех его форм. Та форма режима, цель которой никому не понятна, является вредной.
Режим должен быть очень точным. Если нет точности во времени, то значит, нет и режима. Не могут быть никакие исключения или послабления в смысле времени и места (срок открытия школьной библиотеки, например, должен соблюдаться предельно точно, несмотря ни на какие уважительные причины). Режим должен быть обязательным для всех, особенно для старших, для членов актива, членов органов управления, и они в большей мере, чем остальные, должны нести ответственность за нарушение режима. Все мелочи режима необходимо точно определить.
Чрезвычайно важным является вопрос о форме отношений между педагогическим персоналом и воспитанниками. Порою, злоупотребляют уговорами, разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями и т. д. Там, где дело касается режима, вое эти формы должны уступить единственной и лучшей форме – распоряжению. Распоряжение должно быть отдано коротко, серьезным, деловым, приветливым, но всегда решительным тоном, таким, чтобы у воспитанника не было сомнений в правильности распоряжения, в необходимости его выполнения.
Макаренко был противником каких-либо регламентированных форм наказания. Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, приспособленным к отдельной личности. Не может быть никаких общих рецептов. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.
Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.
Макаренко утверждал, что только правильная, постоянная, взаимная трудовая зависимость людей может создать и их правильные отношения.
Макаренко тесно связывает трудовое воспитание с политическим и нравственным, с участием молодежи в общественной и политической жизни страны — только тогда, по его мнению, труд перестанет быть нейтральным процессом, дает положительные результаты. И только тогда сможет сказаться самая главная польза труда, которая заключается в психическом, духовном развитии человека.
В гармоничном труде советский человек отводит главное место не мускульной силе, а силам умственным: распорядительности, вниманию, расчету, изобретательности, находчивости, ухватке и т. д.
В Советской стране каждый труд, указывал Макаренко, должен быть творческим, так как он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить молодежь творческому труду — особая задача воспитателя.
Все трудовые напряжения детей, хотя и не связанные с производством, так же, как и чисто производственные, должны быть направлены к тому, чтобы развить у детей умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, следить за качеством работы, научить их выполнять до конца даже наскучившую работу и нести ответственность за все то, что им поручено.
Все это успевали воспитанники Антона Семеновича потому, что он сумел заразить их тем жаром, который даже тяжелую работу делает веселой игрой, а также и потому, что сумел найти гармоническую пропорцию их учебы, труда и отдыха.
Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.
Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать особенных трудностей в семейном воспитании. Однако родители не могут оправдывать свои неудачи в воспитании, ссылаясь на эти трудности. Ведь в жизни советских людей много трудных дел, а все же они считают своим долгом делать их прекрасно. Воспитание — это прежде всего дело, деловая работа, доступная каждому взрослому советскому гражданину. Советское государство вправе требовать от родителей правильного воспитания будущего гражданина. Ведь если родители воспитают плохого человека, то этим они причинят горе не только себе, но и многим людям и всей стране. А поэтому школа и должна помочь родителям понять прежде всего то, что в семейном воспитании у нас не должно быть, несмотря на трудности, никаких неудач, никакого брака!
Надо научиться быть строгим при очень ласковом тоне. Нужен не крик, а спокойствие, уверенность, твердое решение, и все это производит обычно самое большое впечатление. В этом и будет заключаться и уважение к ребенку, и требование к нему. В безмерной любви к детям как раз и отсутствует требование, без которого нет никакого воспитательного процесса.
Неумеренность в любви к ребенку не только губит лучшие черты его характера, но и заражает ребенка порой самым разнузданным эгоизмом. Родители не замечают, что эта неумеренность является выражением их родительской деспотии и что ребенок, для счастья которого они готовы пожертвовать всем, по их вине становится глубоко несчастным. Категорически настаивает Макаренко на том, чтобы вмешательство родителей в жизнь ребенка подчинялось какой-то норме. Нельзя допускать, чтобы родители во имя своей слепой любви окутывали ребенка сложной, ненужной заботой, оковывающей его свободу и инициативу.
А) необходимость создания единого коллектива.
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:
По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.
Обстоятельства, которые должны помочь нашей молодежи познать «истинно человеческое», могут быть созданы только там, где вопрос организации детского учреждения как целого имеет первенствующее значение, где главной заботой воспитателей является создание единого детского коллектива.
Г) преемственность поколений
Только тогда коллектив может считаться настоящим коллективом высокого качества, когда между всеми его членами установились дружеские, теплые отношения.