Значение слова ИНСТИНКТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
(от лат. instinctus – побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Механизм И., согласно И. П. Павлову , – безусловнорефлекторный, поэтому понятия И. и безусловный рефлекс он считал идентичными. Обычно И. называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т. п.). Любой И. состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать И. по их биологическому и физиологическому значению (советские физиологи Н. А. Рожанский, А. Д. Слоним). По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие И.: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассивнооборонительных реакций (убегание, ‘замирание’, ‘затаивание’), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда ,запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п. При углублённом исследовании механизмов И. особое внимание привлекает их изменчивость в силу возможного наслоения условнорефлекторных реакций (см. Условные рефлексы ), которые вместе с И. составляют ‘биокомплекс активности’ (по выражению А. Н. Промптова), или ‘унитарные реакции’ (по терминологии Л. В. Крушинского). Установлено (Л. А. Орбели и др.), что чем более развита центральная нервная система, тем больший удельный вес в поведении животного имеют реакции, приобретённые в индивидуальной жизни. Так, поведение низших беспозвоночных (простейшие, кишечнополостные) основано исключительно на И. В поведении же высших беспозвоночных (насекомые, ракообразные, высшие моллюски), несмотря на наличие у них сложнейших И. (в особенности у ‘общественных’ насекомых – пчёл, муравьев), заметную роль играют условные рефлексы.
И. человека в значительной мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опирается на биологический фундамент в виде главнейших И., которые созревают в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробном периоде отдельные структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других, обеспечивая тем самым готовность новорождённого организма к выживанию в специфических для него условиях существования (П. К. Анохин). В различное время после рождения организма начинают созревать др. И., на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.). В осуществлении инстинктивной деятельности очень большую роль играют железы внутренней секреции .
Изучение И. имеет исключительно важное значение: для медицины, так как некоторые психические заболевания зависят от расстройства (или нарушения) инстинктивных побуждений; для животноводства в связи с отбором животных с наиболее полезными в хозяйственном отношении врождёнными особенностями; а также для выработки методов преобразования дикой фауны, акклиматизации животных, борьбы с вредителями сельского хозяйства и др. См. также Инстинктивное поведение .
Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., т. 4,М.-Л., 1951; Промптов А. Н., Очерки по проблеме биологической адаптации и поведения воробьиных птиц, М.-Л., 1956; Рожанский Н. А., Очерки по физиологии нервной системы, Л., 1957; Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии, М., 1960; Слоним А. Д., Инстинкт. Загадки врождённого поведения организмов, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968.
Л. Г. Воронин.
Большая советская энциклопедия, БСЭ.
Поведение животных,
прежде всего, направлено на индивидуальное
и видовое самосохранение. В процессе
филогенеза сформировался целый ряд
врожденных рефлексов, каждый из которых
выполняет свои конкретные функции и
принимает участие в поддержании
нормальной жизнедеятельности организма.
И. П. Павлов назвал такие врожденные
реакции – безусловными
рефлексами.
Безусловный рефлекс представляет
специализированную интеграцию – связь
между определенными афферентными
системами и сложным эфферентным актом.
Стимулы, вызывающие специфическую
рефлекторную реакцию, называются
безусловными раздражителями.
Безусловные
рефлексы
– это реакции организма, встречающиеся
у всех животных данного вида; они являются
наследственно закрепленными, врожденными.
Большинство безусловных рефлексов
сохраняется у позвоночных животных
после удаления коры больших полушарий
головного мозга. Из этого следует, что
безусловные рефлексы осуществляются
при участии низших отделов центральной
нервной системы – спинного, продолговатого,
среднего и промежуточного мозга и
подкорковых ядер больших полушарий.
Безусловные
рефлексы – это рефлексы, не требующие
для своего возникновения специальных
условий. Они генетически заданы, жестко
«подогнаны» под определенные,
соответствующие данному виду экологические
условия, и характеризуются стереотипной,
видоспецифичной последовательностью
реализации поведенческого акта. Возникают
при появлении адекватного для каждого
из них раздражителя, обеспечивают
выполнение наиболее жизненно важных
функций независимо от изменяющихся
условий среды.
Нельзя утверждать,
что безусловные рефлексы абсолютно
неизменны. Степень их проявления может
зависеть от функционального состояния
организма и соответствует доминирующей
в данный момент потребности. Эти рефлексы
могут угасать или усиливаться и
значительно изменяться в ходе онтогенеза.
Большинство безусловных рефлексов
начинает функционировать сразу после
рождения человека или животного, но
некоторые из них (например, половые)
проявляются на определенных этапах
онтогенеза – по мере созревания половой,
эндокринной, нервной и других
физиологических систем.
Существует множество
классификаций безусловных рефлексов,
базирующихся на различных основаниях.
По физиологической
характеристике
выделяют следующие виды рефлексов:
1) двигательные,
осуществляющие поддержание позы и
передвижение тела в пространстве;
2) висцеральные,
или интероцептивные, обеспечивающие
сохранение гомеостаза (рефлексы сердечной
деятельности, дыхательной, пищеварительной
систем и др.);
3) адаптационные,
направленные на ослабление или усиление
действия стимула (защитные и
ориентировочные).
По биологической
роли различают:
1) сохранительные
рефлексы, обеспечивающие регуляцию
постоянства внутренней среды (пищевой,
дыхательный, регуляции уровня глюкозы
в крови); восстановительный рефлекс –
сон; рефлексы продолжения и сохранения
рода (половые, забота о потомстве);
2) защитные рефлексы,
связанные с устранением вредных агентов,
попавших на поверхность или внутрь
организма (чесание, чихание, мигание,
кашель); рефлексы активного уничтожения
или нейтрализации вредных раздражителей
– наступательные и агрессивные рефлексы;
реакции пассивно-оборонительного
поведения – рефлекс отдергивания,
отступления, избегания. Все защитные
рефлексы возникают в критических
ситуациях.
Особая группа
рефлексов: ориентировочный рефлекс на
новизну и ориентировочно-исследовательское
поведение.
По классификации
П. В. Симонова выделяются:
1) Витальные
рефлексы, обеспечивающее индивидуальное
и видовое сохранение организма. Сюда
относятся пищевой, питьевой, рефлекс
регуляции сна, оборонительный, и
ориентировочный рефлекс (рефлекс
«биологической осторожности»), рефлекс
экономии сил и др. Критерии рефлексов
витальной группы: неудовлетворение
соответствующей потребности ведет к
физической гибели особи; реализация
безусловного рефлекса не требует участия
другой особи того же вида.
2) Ролевые
(зоосоциальные) рефлексы, которые могут
быть реализованы только путем
взаимодействия с другими особями своего
вида. Эти рефлексы лежат в основе
полового, родительского, территориального
поведения, в основе феномена эмоционального
резонанса («сопереживания») и формирования
групповой иерархии, где отдельная особь
неизменно выступает в роли брачного
партнера, родителя или детеныша, хозяина
территории или пришельца, лидера или
ведомого.
3)
Рефлексы саморазвития, ориентированные
на освоение новых пространственно-временных
сред, обращены к будущему. К их числу
относятся исследовательское поведение,
безусловный рефлекс сопротивления
(свободы), имитационный (подражательный)
и игровой, или, как их называет П. В.
Симонов, рефлексы превентивной
«вооруженности». Исследовательский
рефлекс формируется постоянным
информационным голодом, который
определяет поиск информации как фактора
развития нервной системы. Рефлекс
свободы играет огромную роль в эволюции
– без него было бы невозможно добиться
удовлетворения той или иной потребности
при наличии внешних препятствий.
Особенностью группы безусловных
рефлексов саморазвития является их
самостоятельность; она не выводима из
других потребностей организма и не
сводится к другим мотивациям.
Безусловный
рефлекс может быть относительно простым
и выражаться в одиночном рефлекторном
акте (например, сокращение зрачка) или
сложным, состоящим из нескольких
последовательных звеньев, где конец
одного рефлекторного звена служит
началом следующего (инстинкт).
В
процессе формирования различных видов
жестко закреплялись и наследовались
те программы поведения, которые в
наибольшей степени способствовали
выживанию особи и повышению численности
популяции.
Такие
жестко фиксированные в наследственном
коде формы поведения получили название
инстинктов.
Инстинкт(лат. Instinctus– побуждение)
– жизненно важная, целенаправленная
форма поведения, обусловленная врожденными
механизмами, реализующаяся в ходе
онтогенетического развития,
характеризующаяся строгим постоянством
(стереотипностью) своего внешнего
проявления у данного вида организмов
и возникающая на специфические
раздражители внешней и внутренней среды
организма.
Общепринятого
определения инстинктов не существует.
Одно из первых определений было сделано
немецким зоологом Г. Э. Циглером (1914 г.),
который утверждал, что действие должно
считаться инстинктивным, если оно
характеризуется следующими критериями:
1.
Побуждение и способность к данному
действию является наследственным
свойством вида.
2.
Действие не требует предварительного
обучения.
3.
Действие выполняется одинаково,
стереотипно у всех представителей
данного вида.
4.
Действие соответствует анатомо-физиологическим
особенностям и экологическим условиям
обитания данного вида.
В
настоящее время наиболее общим является
следующее определение инстинкта:
инстинкт – это совокупность двигательных
актов и сложных форм поведения,
свойственных животному данного вида,
возникающих на раздражение из внешней
и из внутренней среды организма и
протекающих на фоне высокой возбудимости
нервных центров, связанных с осуществлением
этих актов.
Для
проявления того или иного инстинкта
необходим ряд условий или факторов,
среди которых выделяют внутренние и
внешние. К внутренним факторам относят
физико-химические, метаболические и
эндокринные сдвиги в организме. Так,
возникновение полового и родительского
инстинктов связано с циклическими
изменениями функционирования половых
желез, а пищевой инстинкт находится в
зависимости от тех изменений обмена
веществ, которые развиваются при
отсутствии пищи. Внешние раздражители,
которые в своей совокупности составляют
пусковую ситуацию, называют ключевыми
раздражителями, или релизерами
(разрешителями). Каждый ключевой стимул
запускает соответствующий ему комплекс
стереотипных действий. Ключевые
раздражители являются такими признаками
внешней среды, на которые животные могут
реагировать независимо от индивидуального
опыта врожденным поведенческим
актом. Для каждого ключевого стимула в
центральной программе поведения
существуют механизмы запуска
соответствующей поведенческой реакции,
реализация которой не зависит от
последствий для организма. Если внешние
стимулы отсутствуют, то включается
поисковая программа, и только в случае
ее успешного осуществления реализуется
сам инстинкт. Таким образом, инстинкт
развивается в две стадии:
1.
Предварительная (поисковая или
аппетентная) стадия: наиболее пластична,
изменчива, характеризуется переплетением
врожденных и приобретенных компонентов
поведения, требует учета конкретных
условий обстановки и некоторого
индивидуального опыта. Она модулируется
(подготавливается) актуализированной
потребностью и направляется на
определенную цель, объект внешней среды,
способный удовлетворить данную
потребность.
2.
Завершающая (ригидная) стадия –
стабильная, стереотипная и жестко
фиксированная в генотипе. На этой стадии
потребности особи удовлетворяются
стандартными действиями.
Протекание
инстинкта можно представить в виде
схемы: эндогенное возбуждение (потребность)
– ключевой (пусковой) стимул – комплекс
стереотипных действий (последовательность
двигательных актов) – «завершающий
акт».
Даже
при наличии внешних и внутренних факторов
инстинкт у высших животных и человека
может не проявляться. Это связано с тем,
что нейронные цепи подкорковых
структур,«запускающие» инстинкты,
находятся под достаточно сильным
тормозным влиянием коры больших полушарий
(запрещены по З. Фрейду).
Таким
образом, можно выделить следующие
характерные черты инстинкта:
1)
инстинкт – цепьевой безусловный рефлекс,
в котором окончание одного звена является
началом следующего;
2)
инстинктивные поведенческие акты всегда
целесообразны, носят адаптивный характер;
3)
программа стереотипных действий жесткая,
непластичная;
4)
нервные центры, обслуживающие инстинктивную
программу находятся в доминантном
состоянии;
5)
инстинкты проходят в онтогенезе
определенные стадии своего созревания
и могут проявляться в разной степени в
зависимости от условий жизни и возраста.
Инстинктивное
поведение часто рассматривают как
жесткую систему действий, как поведение,
не способное к приспособительной
изменчивости. При всем своем адаптивном
значении инстинкт «слеп», когда организм
оказывается в непредусмотренной
ситуации. Принципиальная ограниченность
инстинктивного поведения связана с
рядом причин. В частности, инстинкт не
способен: анализировать внешнюю ситуацию,
используя различные параметры, зависящие
от изменения этой ситуации; формулировать
цели поведения; планировать пути
достижения целей; обучаться новым типам
поведения. Тем не менее, результаты
работ многих исследователей свидетельствуют
о том, что при рассмотрении классических
примеров инстинктивного поведения
насекомых выявляются участки, в которых
отсутствует однозначная последовательность
действий и проявляется определенная
гибкость поведения. В процессе такого
жестко организованного автоматизма
имеют место особые этапы – этапы гибкого
поведения. Конечно, эти этапы или участки
редки и составляют очень небольшую
часть длинных и сложных автоматизмов.
В структуре инстинктов предусмотрены
механизмы внутренней активности,
«собственной инициативы» при выборе
поведения. Эта инициатива проявляется,
прежде всего, в активном поиске животным
необходимых пусковых ситуаций и выборе
наиболее эффективных способов для
выполнения поведенческого акта.
Вопросы
и задания для самоконтроля.
1. Дайте
характеристику безусловных рефлексов.
2.
Опишите различные виды безусловных
рефлексов.
3. Дайте
определение понятия «инстинкт».
Охарактеризуйте критерии инстинктивного
действия.
4.
Рассмотрите стадии осуществления
инстинкта.
5.
Назовите характерные черты инстинктов.
6.
Рассмотрите отличия инстинктивного и
разумного поведения.
7. В
чем заключаются принципиальные
ограничения инстинктивного поведения?
8.
Обоснуйте значение безусловных рефлексов
и инстинктов в приспособительном
поведении человека.
Значение слова ИНСТИНКТ в Толковом словаре психиатрических терминов
( лат. instinctus – побуждение). Врожденные формы поведения и психики, характеризующиеся видовой общностью. По И. П. Павлову, И. – сложные безусловные рефлексы, обеспечивающие осуществление жизненно важных для организма физиологических функций, необходимых для выживания вида и продления рода. Раздражителями, пускающими в ход инстинктивные реакции, являются простые физические и химические признаки значимых для организма животных, растений, объектов неживой природы – их форма, величина, цвет, запах, вкус, окраска и т.д.
В психоанализе (Freud S., 1920) И. половому и И. смерти придается важное значение в психической жизни человека: И. половой проявляется в постоянном движении к возрождению, И. смерти – в стремлении живого существа к смерти. Даже некоторые последователи S. Freud (Jones E., 1957) писали о невозможности выведения И. смерти из каких-либо биологических наблюдений. И. смерти нельзя смешивать с И. агрессии, разрушения, поскольку первый направлен субъектом на самого себя, последний же проявляется желанием убивать других (Rycroft Ch., 1979). S. Freud, утверждая подчиненность поведения примитивным неосознаваемым влечениям и якобы присущему человеку И. смерти, пришел к выводу о неотвратимости войн и человеческого насилия, о пагубном влиянии цивилизации на психическое здоровье (Бассин Ф. В., Ярошевский М. Г., 1989).
Толковый словарь психиатрических терминов.
Под
поведением имеют в виду определенным
образом организованную деятельность,
осуществляющую связь со средой.
Как
уже говорилось, у
человека внутренний план деятельности
отделен от поведения, а у животных
психика и поведение образуют единство.
В
большом многообразии различных конкретных
актов поведения обычно
различают три основных типа:
инстинктивное
поведение, навыки и разумное
(интеллектуальное) поведение.
Только
раскрыв
их взаимосвязи и взаимопереходы, можно
понять их истинную природу и подлинные
пути их развития. Рассмотрим коротко
каждый из этих типов поведения.
Прежде
всего необходимо отметить, что развитие
психологически различных форм поведения
– есть результат борьбы двух противоположных.
внутренне противоречивых тенденций
наследственности и изменчивости.
фиксированности и подвижности.
В
каждой форме поведения представлены в
той или иной степени обе тенденции, НО
ИХ СООТНОШЕНИЕ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ МЕНЯЕТСЯ,
и это изменение приводит на некоторых
узловых точках развития к КАЧЕСТВЕННЫМ
изменениям типа поведения.
Инстинкты.
Под
инстинктами обычно понимают
действия или более или менее сложные
акты поведения, которые появляются как
бы готовыми. независимо от научения,
индивидуального опыта. будучи наследственно
закрепленным продуктом филогенетического
развития.
В
инстинктивных действиях преобладает
фиксированность за счет подвижности,
для них характерна стереотипичность,
т. е. различные инстинктивные акты
поведения у различных индивидов (одного
вида) остаются в основном в рамках одной
общей им структуры. Например, птенцы,
вылупившиеся в инкубаторе, никогда не
видевшие, как их родители строят гнезда,
всегда строят в основном гнезда такого
же типа, что и их предки.
Инстинктивные
действия отличаются большой
целесообразностью,
т. е. приспособляемостью к жизненно
важным для организма ситуациям. Однако
они совершаются без
осознания цели, без предвидения результата
– чисто автоматически.
Основными
механизмами, посредством которых
осуществляется инстинктивное поведение,
являются рефлексы (безусловные). На
основании этого была сделана попытка
свести инстинкт к рефлексу, определив
его, как цепной рефлекс.
Эта
попытка несостоятельна по ряду причин.
Прежде всего, потому, что как форма
поведения инстинкт предполагает
определенную “мотивацию”
(потребность), которой он определяется
или регулируется. Такая мотивация или
потребность проявляется, прежде всего,
в определенном состоянии организма,
действиями физиологии (поиск пищи,
действие половых желез и т. п.).
Итак,
инстинктивное
поведение характеризуется:
а) специфическим
способом его мотивации и б) специфическим
механизмом его выполнения.
На основании вышесказанного, можно дать
такое определение инстинктивному
поведению:
ИНСТИНКТИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ – ЭТО СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,
ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ОРГАНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ
(биологических потребностей) И ВЫПОЛНЯЕМОЕ
ПОСРЕДСТВОМ ПЕРВИЧНО АВТОМАТИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ.
Надо
отметить, что, отличаясь от индивидуально
изменчивых форм поведения (навыка и
интеллекта), инстинкт теснейшим образом
связан с ними. В поведении животного,
взятом в конкретной его реальности,
обычно функционируют в единстве разные
формы поведения.
Например,
навык может функционировать внутри
инстинкта. Точно так же внутри инстинкта
могут функционировать элементы
интеллекта. ( Клевание у цыпленка –
инстинктивный механизм, готовый к
моменту рождения; но вначале цыпленок
клюет зерна и маленькие камушки, бисер
и т.д. Лишь затем он научается отличать
зерна и клевать только их.
Если
говорят об инстинктах человека (пищевом,
сексуальном и др.), то эти инстинкты
коренным образом отличаются от инстинктов
животных. Недаром для их обозначения
вводят новый термин – влечения.
В
индивидуально-изменчивых формах
поведения различают навыки и интеллект.
Навыки.
Под
навыком
подразумевают такие новые
реакции и действия, которые возникают
на основе научения и индивидуального
опыта и функционируют
автоматически.
Навыки,
как и инстинкты, имеются на разных
ступенях развития, и на каждой ступени
развития они более или менее отличаются
друг от друга.
Различный
характер навыка существенно
зависит,
прежде
всего, от
двух условий:
во-первых,
от
того, как воспринимается ситуация, в
которой вырабатывался навык; во-вторых,
от
организации
самого действия, от более или менее
фиксированного или подвижного характера
навыка.
Навык
– “историческое” понятие. На разных
ступенях развития он имеет различное
содержание. На низших ступенях развития
навык по своей слепоте мало чем отличается
от самого слепого инстинкта. Но там, где
действие направляется дифференцированным
восприятием ситуации, и навык приобретает
нешаблонный характер, он приближается
к разумному действию.
В
последнем случае (когда ситуация
воспринимается животным дифференцированно)
интеллект существует как бы внутри
навыка, и в то же время, на последующих
ступенях развития, где доминирует
интеллект, навык функционирует как бы
внутри интеллектуального действия. Как
правило, всякое интеллектуальное
поведение включает в себя и навыки.
При
всем взаимопроникновении навыка и
интеллекта, также как навыка и инстинкта,
они, вместе с тем, и существенно различны.
Между
навыком и интеллектом существует не
только различие и единство, но и прямая
противоположность, внутреннее
противоречие.
Развитие
интеллекта невозможно без того, чтобы
не был сломлен первичный автоматизм.
Более подробно виды навыков будут
рассмотрены в последующих темах.
Интеллект.
Зачатки
интеллекта закладываются у животных в
рамках инстинктивного поведения. С
развитием интеллектуальной деятельности
вариативность, пластичность поведения
существенно увеличиваются.
“Разумным”
действием. в очень широком смысле слова.,
можно назвать всякое действие, которое
находится в соответствии с объективными.
существенными для данной ситуации
условиями.
Однако
способность дифференцировать предметы
в ситуации и реагировать на их соотношения
– является, по-видимому, ЛИШЬ
ПЕРВИЧНОЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ ИНТЕЛЛЕКТА,
в неспецифическом смысле этого слова.
ЯДРО
ЖЕ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОСТАВЛЯЕТ
СПОСОБНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬ В СИТУАЦИИ ЕЕ
СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ СВОЙСТВА В
ИХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ И ПРИВЕСТИ СВОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С НИМИ.
Выделять
же эти существенные свойства и
устанавливать реальные зависимости
можно, только изменяя ситуацию, т. е
воздействуя на нее. Интеллект, в
специфическом смысле слова, развивается
у человека в ходе исторического развития
на основе труда; при этом интеллектуальная
деятельность выступает во взаимосвязи
со специфической мотивацией в виде
познавательной формы интереса к
окружающему.
Общие
выводы.
В итоге анализа инстинкта навыков и
интеллекта как трех различных по своей
психической природе типов поведения
можно сказать, что:
1.
Инстинкт, навык, интеллект НЕ
ОБРАЗУЮТ КАЖДЫЙ ОСОБОЙ СТУПЕНИ В РАЗВИТИИ
ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ.
На
одной и той же ступени, у одного и того
же индивида могут сосуществовать
различные типы поведения.
2. На
разных ступенях развития ОДИН
И ТОТ ЖЕ ТИП ПОВЕДЕНИЯ НЕ ОСТАЕТСЯ ОДНИМ
И ТЕМ ЖЕ. В
процессе развития над более элементарными
формами поведения “надстраиваются”
новые и, вместе с тем, перестраиваются
старые.
3. На
каждой ступени развития ИМЕЕТСЯ
ОДНА ВЕДУЩАЯ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНАЯ
ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ,
остальные,
поскольку они уже сформировались,
строятся на ее основе и функционируют
как бы внутри нее.