Паспорт урока математики в 3 классе
Технологическая карта хода урока
Приложение № 1
Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
Приложение № 2.
Раздаточный материал: на двоих учеников: 3 зверя, 12 яблок.
Создание проблемной ситуации
Ребята, для того чтобы понять какую тему мы сегодня будем изучать на уроке, вам нужно решить несколько примеров. Работаем в тетрадях, затем проверяем вместе.
Все смогли выполнить примеры? Почему возникли трудности?
*возникнут трудности в решении
Постановка учебной задачи
Ребята, знаете ли вы как называются такие примеры? Может вам о них рассказывали ваши старшие братья, сестры? Правильно, такие примеры называются уравнения.
Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Какая тема нашего занятия? Чего вы хотите добиться в конце урока? Что нового хотите узнать?
-Тема нашего занятия: «Решения уравнения».
– На сегодняшнем занятии мы хотим научиться решать уравнения.
Уравнение- это равенство в котором есть неизвестное число, которое надо найти.
Как мы называет числа при вычитании? Т.е. в примере х- это неизвестно вычитаемое. Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное вычитаемое? Правильно, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Получаем, чтобы найти х=23-13. Т.е. х=10.
Аналогично этому примеру выполняются уравнения с другими математическими знаками, такими как +/-/*/: .
Например, дано уравнение х+6=54. Сначала вспоминаем. как называются числа при сложении? В данном случаи х- неизвестное слагаемое. Мы знаем, чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычисть известное слагаемое. Т.е., х=54-6, х=49.
– Уменьшаемое, вычитаемое, разность;
– Чтобы найти неизвестно вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность;
– Слагаемое, слагаемое, сумма;
– Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычисть известное слагаемое.
А теперь, когда мы знаем алгоритм решения уравнений на +/-, предлагаю выполнить следующее задание.
У вас на столах лежат карточки. На карточках написаны уравнения. Ваша задача, применяя полученные сегодня знания, решить эти уравнения.
х=41 х = 44
х = 30 х = 33
х = 68 х= 10
Конспект урока математики для 2 класса
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел
: познакомить учащихся с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик;
-раскрыть через решение проблемной ситуации, способы быстрого вычисления суммы и разности двузначных чисел;
-закрепить изученные приемы сложения и вычитания;
-закрепить приемы решения текстовых задач;
-развивать приемы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности.
- Актуализация опорных знаний
а) Какой ряд лишний?
– Внимательно рассмотрите ряды чисел. Какой ряд лишний? Почему?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
3 5 7 9 11
24 27 30 33 36
– Сравните ряды чисел между собой.
( Четвертый ряд может быть лишним, т.к. все числа в ряду двузначные. Третий ряд чисел может быть лишним т.к. каждое следующее число в рядах увеличивается на 3, а в третьем ряду они увеличиваются на 2.)
б) Давайте подумаем
( постановка проблемной ситуации)
От крышки стола отпилили 1 угол. Сколько углов осталось?
( Дети называют разные ответы, высказывают предположения)
– Давайте докажем свои предположения с помощью рисунка. Нарисуйте крышку стола и отпилите 1 угол. Какая фигура получилась?
в) Работа по соотнесению задач со схемами.
– Рассмотрите схемы. Что в каждой схеме надо найти?
подберите схему к задаче и решите ее.
В одном мешке 13 кг муки, а в другом 10кг. На сколько во втором мешке меньше, чем в первом?
? 10 13 10 13 10
Подсказка учителя: – Что известно в задаче?
– Что неизвестно в задаче? Что надо найти?
( В задаче неизвестна разница. В первой схеме надо найти часть, во второй – целое, в третьей – разницу. Значит, подходит третья схема.)
– Решите задачу.
13-10= 3 (кг)
Ответ: на 3 кг муки меньше.
г) Постановка проблемы. Устные вычисления. !?
39 + 20 40 + 28 78 – 20 67 – 5 34 + 25 69 – 23
– Какие примеры вызвали затруднения?
– Какой же способ решения вы предложите для решения последних двух примеров?
( если дети затрудняются, учитель наводит их на мысль разложить числа на разрядные слагаемые)
(30+4) + (20+5) = 30+20+4+5 = 50 + 9 = 59
Вывод: Десятки складываем с десятками, единицы с единицами
(60+9) – (20+3) = (60-20)+ (9-3 )= 40+ 6 = 46
Вывод: Десятки вычитаем из десятков, а единицы из единиц.
Работа с учебником на с. 8-9
– Вы только что сделали вывод о сложении и вычитании двузначных чисел.
– Подумайте, как можно записать примеры, чтобы цифры, которые мы складываем и вычитаем были бы ближе. !? ( постановка проблемы)
– Можно записать эти примеры в столбик. Тогда единицы будут записаны под единицами, а десятки – под десятками.
– Какие этапы решения обговорим?
Работа с учебником с.9 №3
– Найдите ошибки при записи и вычислении чисел и исправь их.
С. 9 №5 ( Работа в группах. Взаимопроверка )
5. Повторение пройденного.
С. 9 № 7
Задача имеет проблемный характер.
– В чем затруднения в задаче? Как же узнать, уместится ли гном на скамейке?
( Затруднение в том, что даны разные единицы длины)
– Что же делать?
( Выразить в одной единице длины)
( Гном уместится , т.к. 4дм 8 см = 48 см, а 48 см 43 см. следовательно, длина кровати больше роста гнома)
С. 9 №10 ( комбинаторная задача)
– Как же расположить предметы на полках разными способами?
( постановка проблемы !? )
Входе различных действий, путем проб и ошибок дети располагают предметы различными способами.
– А как можно было проще выполнить это задание?
( Первый предмет фиксируется на месте, а два остальных меняются местами)
– Что нового узнали?
– Какие цели перед собой ставили?
– Достигли ли мы их?
– Какие задания больше всего понравились?
– Над чем еще надо поработать?
Дети проводят самооценку своих достижений на уроке.
Сегодня на уроке нам придется очень много думать, размышлять, а это связано напрямую с нашим мозгом и чтобы улучшить его работу проведем с вами мозговую гимнастику
.
Расслабьтесь, сядьте ровно, руки положите на колени, и выполняем движение, которые буду называть я. Для этого упражнения можно закрыть глаза.
«Маятник»
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.«Ленивые восьмерки »
: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.«Зоркие глазки»:
глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Молодцы, хорошо настроились на урок, ваш мозг готов к активной работе.
Ребята, какие фигуры вы видите на экране?
Как эти фигуры называются?
Чем отличаются вот эти две группы фигур от этих фигур?
Посмотрите беру учебник и кладу на него отрезок.
Отрезок уложился на учебник?
А треугольник весь уложился на учебник?
А положу вот этот? Он уложился на плоскости?
Чем отличается вот эта группа геометрических фигур от этих?
А вот эти объемные фигуры, они занимают какое-то место в пространстве, он лежит одной гранью, а все остальное в верху.
Вот такие фигуры называются объемными.
Давайте повторим вместе, объемные.
Что можно измерить в этих отрезках?
В каких единицах измеряется длина?
А что можно измерить в этих фигурах?
В каких единицах измеряется?
Какие квадратные единицы вы знаете?
А как вы думаете что можно измерить в этих фигурах?
В каких единицах будут измеряться эти фигуры?
Сегодня на уроке мы будем с вами учиться измерять объем фигур.
Кто скажет какая тема урока?
Запишем число, классная работа.
Посмотрите как, можно назвать этот предмет?
А кто знает , как в математике называется ?
Как узнать его объем?
У меня есть единица измерения объема?(кубик)
Какой объем этого параллелепипеда, или бруска?
Посмотрите я положила один кубик. Как вы думаете сколько кубиков уложится на этом бруске?
Посмотрите ребята, вот наш брусок, из скольки кубиков он состоит?
Как узнали? Мы посчитали. Сколько кубиков на нем уложилось?
Открыли учебники на стр 54 прочитали задание.
Что это такое? Из чего оно построено?
Сколько слоев? Какие слои?
Как вы думаете что нам предлагают узнать?
Как вы думаете как можно это сделать?
Итак давайте начнем с нижнего слоя. Сколько кубиков в нижнем слое?
Сколько кубиков в одном ряду? А сколько таких рядов?
Как узнать сколько всего в нижнем ряду?
Давайте посчитаем сколько кубиков в среднем слое?
А сколько рядов? Как узнать сколько всего? И последний верхний слой. Сколько в одном ряду? Сколько рядов?
Что можно сделать со всеми этими кубиками?
Давайте запишем формулу для вычисления этой пирамиды
Что показывает число 20?
А теперь внимательно, внимательно прочитайте 2 задание.
Давайте поговорим. Чем измеряются объемы фигур?
Что нужно сделать чтобы вычислить объем фигуры?
Правильно нужно посчитать объем единиц кубиков из которых состоит фигура.
Из каких кубиков сложена фигура красного цвета?( из кубиков с ребром в один сантиметр)
Как будет называться такой кубик?
Прочитаем задание. Из скольки кубиков сложена эта фигура?
Три кубика в одном ряду, сколько таких рядов?
Сколько кубиков в верхнем слое?
Сколько таких слоев?(3 слоя)
Как узнать сколько всего кубиков?
Запишем в тетрадь.
А по другому можно посчитать число кубиков?
Сколько кубиков в боковом слое? В одном столбце сколько кубиков?
Сколько таких столбцов?
Сколько всего кубиков?
А сколько таких столбцов?
Значит сколько всего кубиков ? как узнали?
Запишем в тетрадь. А по другому можно? Вот дома вы попробуете вычислить другим способом.
1 способом мы как определили число кубиков?
Кто вспомнит как 2 способом?
Давайте сравним полученные результаты, одинаковые ли получились объемы или разные ?
Значит как можно измерять объем? Правильно разными способами.
Итак ребят, что нужно сделать чтобы вычислить объем фигуры? Правильно посчитать число кубиков из которых составлена фигура.
Поработаем над номером №3
Рассмотрим желтую фигуру. Как узнать объем?
Сколько кубиков в одном столбце?
Сколько таких столбцов?
Как узнать сколько всего?
Как по другому можно вычислить.
В одном слое сколько кубиков?
Сколько таких слоев?
Сколько всего кубиков в 3 слоях?
Запишем в тетрадь
Решим задачу номер 4.
Прочитали задачу про себя. Сколько аквариумов?
? на 40 л меньше
Ответ: в 6 раз
Какой объем первого аквариума?(объем можно еще измерять в литрах)
Что сказано об объеме 2 аквариума?
Прочитайте вопрос задачи.
Подумайте. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему? (мы незнаем объем второго аквариума)
Почему вычитаем?(потому что сказано на 40 литров меньше)
Так чему равен объем второго аквариума?
А теперь можем ответить на вопрос задачи?
Запишем решение в тетради.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
А какими единицами измеряется объем фигур?
Чем мы с вами измеряли объем?
Конспект открытого урока
в третьем классе по математике
с использованием технологии проблемного обучения
на тему:
«Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».
Составила и провела
Учитель начальных классов
ГБОУ СКОШ VIII вида
834 школа, СЗАО г. Москва
Бабакова Ольга Тимофеевна
«Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».
Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Автор В. В. Эк.
Урок с использованием технологии проблемного обучения
познакомить детей с употреблением скобок при решении примеров.
- научить детей проставлять порядок действий при решении примеров со скобками;
- закреплять навык решения составных задач;
- научить решать поставленную проблему на основе построения гипотезы.
- коррекция восприятия на основе распознавания геометрических фигур;
- коррекция мышления на основе упражнения «соотнеси букву и цифру».
- коррекция движений («Динамическая пауза»);
- развивать мелкую моторику кисти;
- закрепление правильной посадки при письме;
- проводить минутки эмоциональной разгрузки;
- воспитывать мотивацию к учебе;
- воспитывать социально-коммуникативные основы поведения;
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
- карточки с буквами (Айболит);
- карточки с индивидуальным геометрическим заданием;
- диск с записью музыкальной композиции для физкультурной минутки.
- усвоение детьми понятие «скобки»;
- усвоение детьми знаний о решении примеров со скобками.
Урок математики 3 класс.
«Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».
I. Организационный момент:
Прозвенел, друзья, звонок –
Начинаем мы опять
Считать, отгадывать, решать.
II. Устный счет:
– Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сегодня мы тоже попадем в сказку и поможем её главному герою. А в какую вы узнаете, разгадав зашифрованную запись.
Перед вами таблица, первый столбец буква, второй пример. Решив пример, вы узнаете код буквы. А затем подставите её в данный числовой ряд.
– Конечно, это сказка «Айболит». Кто написал её?
– Айболит написал нам письмо, а в нем загадка. Прежде чем её отгадать, давайте вспомним, кто первым помог Айболиту отправиться в Африку?
– Правильно, это волки. Давайте отгадаем, сколько было волков, послушав загадку Айболита:
На тропинке у куста,
Я увидел три хвоста.
Сколько же там было ног,
Я никак понять не мог.
– Ребята, каким примером, можно разгадать эту загадку?
– Ребята сколько было волков, если из кустов выглядывало три хвоста?
– Сколько ног у каждого волка? Правильно данная загадка решается следующим примером:
– Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?
III. Работ в тетрадях.
– Запишите число, классная работа.
– Почему волки дальше не смогли везти Айболита? Кто его повез?
2 17 0 4 16 11 9 18 20
– Сильные волны мешали плыть киту, они перепутали все числа, запишите числа правильно, расставив по порядку: от меньшего числа к большему. Тогда Айболит сможет путешествовать дальше.
– Правильный ответ:
– Составьте и запишите два неравенства, используя этот числовой ряд:
IV. Постановка учебной проблемы.
– Почему кит не смог плыть дальше, и кто помог Айболиту?
– Давайте поможем Айболиту быстрее добраться до вершины горы, чтобы его подхватили орлы. Чтобы Айболит добрался до самой высокой точки, где обитают орлы, мы должны решить проблему.
– Ребята, перед Вами две записи.
– Примеры одинаковые, а ответы разные.
– Значит должны отличаться и левые части.
Так над каким же вопросом мы должны подумать?
– Чем же отличаются левые части?
– Ну и чем же отличаются левые части?
– Порядком действий.
– Какой порядок действий в первом примере?
– Сначала вычитание, потом сложение
– А во втором?
– Сначала сложение, а потом вычитание.
– В каком примере при вычислениях мы действовали по правилам?
– В первом.
– А во втором?
– Мы нарушили правило.
– Как же нам догадаться, что в примере сначала должно быть сложение?
– Наверное, должен быть ещё какой-то знак.
– Замечательно, такой знак, действительно должен быть. Он называется скобки. Так какова же тема сегодняшнего урока?
(Плакат на доску)
Действие в скобках выполняется в первую очередь.
– Правильно, ребята, мы решили эту сложную проблему и помогли Айболиту добраться до Африки.
- V. Физическая минутка. ( Динамическая музыкальная пауза)
- развитие интеллекта, познавательной
самостоятельности и творческих способностей
учащихся; - усвоение учениками системы знаний и способов
умственной практической деятельности; - формирование всесторонне развитой личности.
- проблемное изложение (педагог самостоятельно
ставит проблему и самостоятельно решает ее), –
совместное обучение (педагог самостоятельно
ставит проблему, а решение достигается совместно
с учащимися), - исследование (педагог ставит проблему, а
решение достигается учащимися самостоятельно) - творческое обучение (учащиеся и формулируют
проблему, и находят ее решение). - сообщающий и исполнительный,
- объяснительный и репродуктивный,
- инструктивный и практический,
- объяснительно-побуждающий и
частично-поисковый, - побуждающий и поисковый.[18]
- по направленности на поиск новых знаний или
способов действия, - на выявление возможности применения известных
знаний и способов в новых условиях и т.д.; - по уровню проблемности в зависимости от того,
насколько остро выражены противоречия; по
дисциплинам и предметам, в которых допустимо
применение тех или иных проблемных ситуаций и
так далее. - Недостаточность прежних знаний учащихся для
объяснения нового факта, прежних умений для
решения новой задачи; - Необходимость использовать ранее усвоенные
знания и (или) умения, навыки в принципиально
новых практических условиях; - Наличие противоречия между теоретически
возможным путем решения задачи и практической
неосуществимости выбранного способа; - Наличие противоречия между практически
достигнутым результатом выполнения учебного
задания и отсутствием у учащихся знаний для его
теоретического обоснования. - возникновение (постановка) проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения (противоречия) и
постановка проблемы (формулировка проблемной
задачи); - поиск способа решения проблемной задачи путем
итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой
соответствующего обоснования; - доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемной
задачи. - Информативное обеспечение.
- Направление исследования.
- Изменение содержания и (или) структуры учебного
материала. - Поощрение познавательной активности учащихся.
- Практическое применение проблемного метода на
уроках математики в начальной школе. - постановка проблемы, поиск ее формулировки с
различных точек зрения; - поиск фактов для лучшего понимания проблемы,
возможности ее решения; - поиск идей одновременно с активизацией сферы
бессознательного и подсознания; оценка идей
откладывается до тех пор, пока они не высказаны и
не сформулированы учащимися; - поиск решения, при котором высказанные идеи
подвергаются анализу, оценке; для воплощения и
разработки выбираются лучшие из них; - поиск признания найденного решения
окружающими. - Образовательные: актуализировать знания о знаках арифметических действий
и выявить особенности порядка действий, формировать способность переноса
усвоенных аний в практическую деятельность. - Развивающие: развитие мышления, внимания, умения сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы. - Воспитательные: воспитывать мотивы учения, положительного отношения к
знаниям, активность, воспитывать любовь к родной школе, городу, краю.
Отдохнуть нам пора.
Руки вверх детвора.
Раз-два, топнули ногой.
И за парту тихо сядь.
Погляди в свою тетрадь.
VI. Закрепление нового материала.
– Куда же прилетели орлы с Айболитом? (В Африку)
– На пути Айболита встречались непроходимые джунгли с примерами и задачами. Давайте поможем нашему герою добраться до бедных больных животных.
– Ребята на доске 4 примера, решите их и расставьте порядок действий.
VII. Решение задачи.
У Айболита было 40 шоколадок. 20 шоколадок он приготовил для тигрят, 10 для страусят. Надо узнать, сколько шоколадок осталось для других больных животных?
– Повторите условие задачи.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
– Что мы должны узнать сначала?
– Сколько действий в задаче?
– Что узнаем первым действием?
– Что узнаем вторым действием?
– Запишите краткое условие и решение задачи в тетради.
(Ученики решают задачи под комментированное управление.)
– Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями. А сейчас передохнем.
VIII Минутка релаксация.
Наклоните вниз головку,
Вправо поверните ловко,
Влево медленно верните
И на парту опустите.
Нам минутки тишины Очень иногда нужны.
IX. Работа с геометрическим материалом
– Ребята, как Вы думаете, какие самые высокие животные в Африке? Они, наверное, первыми увидели Айболита?
– К нам тоже попал необычный африканский жираф – он из геометрических фигур.
Сосчитайте их и запишите ответ на индивидуальных карточках.
X. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.
– Ребята, у каждого из вас карточки с тигрятами, которых вылечил Айболит. Если вам было интересно на уроке и все понятно, то карточку поместите на первое место, если были небольшие затруднения, то карточку поместите на второе место, если вам было многое непонятно, то карточку поместите на третье место.
XI. Оценивание работы учащихся на уроке учителем.
– Ребята, мне очень приятно, что ни одного тигренка не оказалось на третьем месте.
XII. Домашнее задание и подведение итогов урока.
– Ребята, расскажите, с чем вы сегодня познакомились. Что такое скобки и для чего они нужны?
– Составьте четыре примера с одинаковыми числами и знаками, но с разными ответами. Там, где нужно поставьте скобки. Укажите порядок действий.
ощущение трудности;
ее обнаружение и определение;
выдвижение замысла ее разрешения (формулировка
гипотезы);
формулировка выводов, следующих из
предполагаемого решения (логическая проверка
гипотезы);
последующие наблюдения и эксперименты,
позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.
Впоследствии, за “трудностями”, которые нужно
преодолеть, размышляя над поиском решения,
закрепилось название “проблема”. Правильное
построение обучения, по мнению Дьюи, должно быть
проблемным.
почувствовать конкретную трудность;
определить ее (выявить проблему);
сформулировать гипотезу по ее преодолению;
получить решение проблемы или ее части;
проверить гипотезу с помощью наблюдения или Таким образом, проблемное обучение – это такая Функции проблемного обучения: Методы проблемного обучения . По характеру взаимодействия и распределению Проблемная ситуация – основное звено Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, Проблемные ситуации обычно классифицируются Этапы проблемного обучения. Роль педагога в проблемном обучении. Существуют следующие шаги по организации Закрепление знаний и формирование умений и Вот некоторые из них: задачи с В этих задачах нарочито не формулируется В задачах этого типа отсутствуют некоторые Задача с излишними данными: В эти задачи задачи с несколькими решениями; Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы задачи с меняющимся содержанием; Необходимо перестроить содержание действия по Такие задания заставляют размышлять, задачи на соображение, логическое мышление. Таким образом, формирование мышления на уроках
экспериментов.
организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя
проблемной ситуации и активной самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, умениями
и навыками, развитие мыслительных способностей.
активности педагога и учащихся также иногда
выделяют пять способов организации учебного
процесса (называемые также бинарными методами), в
которых соответствующему методу преподавания
соответствует свой метод учения
проблемного обучения.
когда учащийся не может объяснить для себя
объективно возникающее противоречие, не может
дать ответов на объективно возникающие вопросы,
поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащая в
проблемной ситуации информация не содержат на
них ответов и не содержат методов их нахождения.
С точки зрения психологии это и служит
предпосылкой для появления мыслительной
активности по выявлению и решению проблем. При
этом, как уже отмечалось, проблемная ситуация
будет иметь дидактический характер, только если
она находится в зоне ближайшего развития, то
есть, создавая значительные трудности, все-таки
объективно может быть разрешена учащимися.
по различным критериям:
поискового учебного процесса:
навыков проводится в форме письменного и устного
выполнения упражнений из учебника.
несформулированным вопросом;
вопрос, но этот вопрос логически вытекает из
данных в задаче математических отношений.
Учащиеся упражняются в осмысливании логики
данных в задаче отношений и зависимостей. Задача
решается после того, как ученик сформулирует
вопрос (иногда к задаче можно поставить
несколько вопросов). В скобках указывается
пропущенный вопрос.
данные, вследствие чего дать точный ответ на
вопрос задачи не представляется возможным.
Школьник должен проанализировать задачу и
доказать, почему нельзя дать точного ответа на
вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить.
нарочито введены дополнительные ненужные
данные.
школьник умел находить несколько решений одной и
той же задачи. Если эти решения неравноценны с
точки зрения экономичности и рациональности, то
ученик должен дать с этой точки зрения оценку
каждому решению. Надо побуждать школьника найти
наиболее рациональное, ясное, простое, изящное
решение.
решению задачи в соответствии с изменившимися
условиями.
пробовать, ошибаться и, наконец, находить
правильный ответ. Дети постоянно ищут
рациональный способ решения, делают для себя
открытия.
математики, через решение определенного типа
задач, в форме увлекательных игр, обогащают
педагогический процесс, делает его более
содержательным. Вызывает у детей богатое своими
последствиями чувство удивления, живой интерес к
процессу познания, помогает им усвоить любой
учебный материал и влияет на ребенка, как на
творческую личность. Такую работу необходимо
проводить периодически, в течение всего учебного
года.
Цель:
открыть новые знания о порядке действий и формировать умения
выполнять действия.
Тип урока:
вводный. Урок изучения нового материала.
Формы работы:
групповые, индивидуальные.
Методы обучения:
постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск
решения.
I. Знакомство с учащимися.
Презентацию можно получить у автора статьи.
(1 слайд).
Звучит музыка “Маленькая страна”.
– Сегодня я проведу у вас урок математики. Я надеюсь, что мы будем с вами
дружны, вы будете хорошо работать и мне помогать.
II. Устные упражнения.
1. Мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. Как и в любое
путешествие, нам нужно приобрести билет. Билетом в поезд будет правильно
найденное число . (2 слайд)
Даны числа: 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. Если вторую цифру разделить на
первую, то получится 3. Что это за число?
2 : 2 = 1 – не подходит.
3 : 2 – не делится.
4 : 2 = 2 – не подходит.
6 : 2 = 3 – подошло. Какое число подошло? 26.
– Дата отправления 26 ноября. А сегодня, какое число? Значит, мы сейчас все
отправляемся в путь. 1 ряд садится в 1-й вагон, 2 ряд – во 2-й, 3 – в 3-й, а
наши гости в 4, а я – ваш машинист.
– Запишем дату в тетрадь.
2. Введение понятия “порядок”.
– Мы едем мимо рек и гор. Но вдруг впереди камни преградил дорогу. Расчистим
дорогу.
(Слайд 3)
– Уберите лишние выражения, не связанные между собой.
240 : 8
270 : 9
320 : 8
480 : 8
350 : 5
400 : 8
160 : 8
560 : 8
– Почему? (Они не связаны таблицей умножения на 8.)
– Найдем значения оставшихся выражений и узнаем название города, в который мы
едем.
– Расположи в порядке возрастания, заменив буквами, вы прочтете название
города.
– Вот мы и попали в город “Порядка”.
(4 слайд)
– А что такое порядок, как вы понимаете
? Все выполняется по порядку?
– Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу? (Ответы детей.)
Идти в школу.
– Мы установили порядок.
– Давайте встанем и отдохнем. Показываем порядок действий, которые выполняем
утром:
Просыпаемся – тянем руки.
Умываемся – показываем движения– чистим зубы., моем лицо и т.д.
III. Постановка проблемы.
– Посмотрите, кто с нами едет. Кто это? Матрешка.
– А что это за игрушка. (Она складывается по порядку.) (Раскрываю и достаю.)
– Итак, как мы складывали? (В определенном порядке.)
– А если нарушить порядок? То мы придем к неправильному результату.
– А скажите, в математике нужен порядок? Где? В чем? (Ответы детей.)
– Правильно, в выражениях. Например :
– Предположите, какое действие выполнять первым? 2? А 3?
– А Петя как предполагает?
– У всех получились разные варианты.
– Какая возникла проблема? (Вывешивается табличка со словом ПРОБЛЕМА.)
Мы не
знаем, какое действие выполнять первым, какое действие второе и т.д.
– Какова же будет тема урока
? (Порядок действий.)
– Какую цель
поставим на уроке? (Научиться расставлять порядок
действий и правильно находить значения выражений.) (На
5 слайде
появляется тема урока.)
IV. Решение проблемы.
– В городе, в который мы прибыли, все всё делали в нужном порядке. Однажды в
этот город забрели юные путешественники: знаки ПЛЮС, МИНУС, УМНОЖИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ,
СКОБКИ. Они так сдружились с числами, что образовывали все новые и новые
выражения. Посмотрите.
Слайд 6
– Что общего видите в выражениях? (Одинаковые числа, но знаки разные знаки.)
– Заспорили знаки:
плюс и минус кричат – мы первые,
умножение и деление кричат – мы первые,
скобки – мы первые.
– И тогда побежали они к царице Математике, чтобы решить спор.
– Говорит Математика: “У меня есть лестница порядка
.( Приложение
1
). (Прикрепляет на доске.)
– Она только из трёх ступенек. А вас пять. Что же делать?”
– И царица так решила проблему.
– Посмотрите на экран.
(Слайд 7)
Верное только первое.
24 – (3 + 2) = 21
24 – (3 + 2) = 23
– Объясните почему. (Т.к 1 действие в скобках.)
2. Я на 1 лестницу запишу скобки, и вы на своих лесенках тоже поставьте
скобки.
– Какое же правило вы узнали? На экране правило. “1 действие выполняется в
скобках.”
(Слайд 8)
– Выбери выражения со скобками и примени правило.
Запись в тетрадь. Расстановка порядка, вычисления устно
24 – (3 + 2)
3. Теперь остались знаки *: + – .
–
Видит царица, что + и – плохо себя ведут, толкаются, спорят, и тогда
она сказала им: “Вы будете всегда последними.”
– На какую ступеньку она их поставила? На последнюю. А что идет тогда
после скобок? (Умножение и деление)
Правило: “После скобок выполняй * или : по порядку.”
На 2 лестницу ставится * и :
Выберите выражения только с * и : . Расстановка порядка, вычисления устно.
24 : 3 * 2
4. Какие знаки остались последними? (+ и – )
Правило3. “+ и – выполняется по порядку последним.”
Выписываем выражения только с + и –. Расстановка порядка, вычисления устно
24 – 3 + 2
Матрешка. Давайте все встанем, выйдем из-за парт и встанем по порядку, как в
матрешке: первый самый высокий, второй пониже и т.д.
А теперь повернитесь кругом. Составьте матрешку наоборот от самой маленькой
до самой большой.
VI. Работа в ТПО. С.71 № 131
(
Приложение 2
)
1. Расстановка порядка действий.
– Однажды все знаки встретились вместе в одном выражении. Жители города хотят
убедиться в том, что вы правильно поняли правила.
– Давайте расставим порядок действий. (2 схемы в тетради, у учителя на доске)
2. Работа в тетради.
– К знакам пришли числа, и получилось числовое выражение. Попробуем его
решить.
ТПО № 132. (Приложение 3
)
А. 18 + 36 : 9 – 17
Б. 5 * 9 – 6 + 14 : 2
VI. Задания , связанные с родным краем, городом, школой.
1. Сведения о родной школе. ( Слайд
9)
– Что на экране? Ваша школа. Решив это выражение, вы узнаете, сколько лет
вашей школе.
Но для удобства расставим порядок действий. А теперь я вам покажу, как
удобнее считать
2. Задание о родном городе.
(Слайд 10)
– Что на экране? Герб нашего Города Борзя. Решив второе выражение, вы
узнаете, сколько лет городу Борзя.
8 * 5 + 7 * 3
= 61 ( Приложение 1)
3. Сведения о родном крае.
(Слайд 11)
– А это герб какого города? Это герб главного города нашего родного
Забайкальского края, и решив 3 выражение, вы узнаете сколько лет городу Чита.
100 + (80 – 70) * 6 = 160
1. Игра. Выходят 6 человек и берут знаки + – : * ().
(Приложение 4)
Выходят 5 человек и берут цифры от 1 до 5 и расставляют порядок.
2. Задание на доске. Уже стоит порядок, а вы расставьте знаки.
3. Найди ошибки. На экране дано выражение с неправильной расстановкой
порядком действий.
4. Обобщение по лестнице.
VIII. Итог урока.
– Ребята, давайте вернемся в начало урока. Показ выражения на доске в начале
урока
48:6 – (12 – 6) +
3)
– Вот прошел урок, кто теперь может решить эту проблему и правильно
расставить порядок действий?
– Решите самостоятельно это выражение.
(Слайд 12)
48:6 – (12 – 6)
+ 3 = 5 – у кого
получилась 5 – это ваша оценка за урок.
– Значит мы решили проблему. ( Убирается табличка со словом ПРОБЛЕМА.)
– Какая была тема урока? (Порядок действий.)
– А скажите, порядок нужен только в математике или в других предметах,
например
+порядок в русском языку – алфавит
+окружающий мир – порядок в природе – зима весна лето осень
– А если мы нарушим порядок жизни, то, что произойдет? Все изменится и пойдет
не так.
Я желаю всем, чтобы у вас в жизни было все В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!
– Скажите, ребята, кто из вас получил новые знания? Вам было интересно?
– И мне было интересно. Вы бы хотели, чтобы я к вам еще раз пришла?
Ну, тогда до новых встреч.