Практический : чтение и разгадывание загадки.
Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на день. Садитесь, пожалуйста. Ребята, прочитайте хором загадку, отгадайте её. Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиком заслон:
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
-Прочитайте с утвердительной интонацией.
-Прочитайте с интонацией восхищения.
-Прочитайте сердито (весело).
Приветствовать учителя. Садится на места. Читать хором загадку и отгадывать ее. Читать с разной интонацией.
– воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.
обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, доверия.
Постановка учебной задачи
Практический : знакомство с новыми словами.
Знакомство с рассказом
Словесный: ответы на вопросы.
Ребята, а что вы знаете о слонах?(Ответы детей)
Это самые крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 м, а вес- 7 тонн. Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 т весом. В основном, слоны едят растительную пищу: листву, кору, корни и ветви деревьев и кустарников, траву, болотную растительность. Слонов, обитающих в неволе, кормят сеном, овощами, хлебом, зерном и даже сладостями (которые они, к слову, очень любят).
А знаете зачем слонам нужен хобот? На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон нюхает и дышит, добывает пищу и пьет, наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага-захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом он может вывернуть с корнями дерево и поднять с земли маленькую монетку
-Ребята, кто-нибудь из вас догадался, о ком будет рассказ? Кто будет главным героем? Полистайте учебник и найдите рассказ.
-Да, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн.
Рассказ о писателе.
Александр Иванович родился 26 августа в семье мелкого чиновника. Его мать была из древнего рода татарских князей. Первым опытом Куприна были стихи. Куприн окончил военное училище, стал офицером. Офицерская жизнь подтолкнула его на написание многих произведений. В следующие годы он много странствовал по России, попробовав себя в разных профессиях. Прожив много лет в России, он переехал в Париж. Но его бедная жизнь, тоска по родине заставила его вернуться в Россию.
-Ребята, посмотрите на слайд. Со значением этих слов мы сейчас познакомимся, чтобы во время прослушивания рассказа они у вас не вызвали затруднения.
1Давайте прочитаем слово.
2 Кто-нибудь может объяснить смысл слова?
Зверинец(место, где в клетках содержат зверей для показа), вершок (Старорусская единица измерения, наименование «вершок» происходит от слова «верх» (верх перста, т. е. пальца) примерно 4,5 см)), аршин(старорусская единица измерения длинны), пуд(старорусская единица измерения массы(примерно 16 кг).
Сейчас мы познакомимся с рассказом «Слон», внимательно читаем его. И будьте готовы ответить на вопросы после чтения.
По саване слон гулял,
Топ-топ, топ-топ. Где слониха, слон не знал,
Топ-топ, топ-топ. А слониха у реки,
Буль-буль, буль- буль.
Мыла хобот и клыки,
-О ком рассказ? (О девочке Наде, которая болеет. У которой было единственное желание увидеть слона живого, настоящего. И это желание исполнил папа.)
-Что с Надей происходит? (Она болеет)
-Чем болеет? (Она больна равнодушием к жизни. Какой- то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует.)
– Какие лекарства дает доктор Наде? (Лучшее лекарство для девочки – это веселье)
-Ребята, а что мы знаем о девочке? (Ей 6 лет, она больна,)
-Какое желание у нее появилось? ( Побывать в зверинце. Увидеть слона)
– После чего? (После того как она увидела сон)
-Что мама ответила на просьбу Нади? (Она была на все согласна, лишь бы девочка была здорова)
-Как отреагировал папа? И что он сделал? (Папа тот час же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает.)
-В какой магазин он отправился? И что он купил? (Он отправился в магазин игрушек. И купил Наде дорогого, красивого слона. Этот слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка, и в ней сидят трое маленьких человечков.)
– Как отреагировала Надя на игрушечного слона? (Она расстроилась.)
-Что просит Надя у папы? (Она просит у папы живого, настоящего слона.)
-Куда отправился папа? ( Папа отправился в зверинец на представление.)
-А как сейчас называется зверинец?(Зоопарк)
-Что он смотрит в зверинце?(Он смотрит ,как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют. Обезьянки, ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные львы скачут сквозь горящие обручи. И под конец вывели слонов. )
-К кому он подходит после представления? (К толстому немцу, хозяина зверинца.)
-А с какой просьбой?(Он спросил, не мог ли он бы отпустить слона домой на некоторое время.)
-Сразу ли получается договориться с хозяином зверинца?( Нет, не сразу.)
-А как звали слона? (Слона звали Томми.)
-Какой хитростью слона заставили подняться? (Папе пришлось бежать за фисташковым тортом. И толстый немец держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним.)
-Как выглядит комната куда привели слона?(Его привели в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой.)
-Каким оказался слон в глазах Нади?(Слон оказался гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.)
-Ребята, постарайтесь описать слона ( Какого роста, какие ноги, какой хвост, уши, глаза, хобот). ( Ростом он только чуть чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем- то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот- длинная змея и оканчивается двумя ноздрями.)
-Что испытала Надя, увидев слона?(Она не испугана. Надя только поражена громадной величиной животного.)
-Как проходит встреча? (Встреча проходит дружелюбно. Они завтракают, играют в куклы, читают книги.)
-Можно ли сказать, что они подружились? (Да)
-Что Надя увидела во сне после знакомства с Томми?(Она увидела во сне, что она женилась на Томми и у них много детей, маленьких, веселых слоняток.)
-А что приснилось Томми?(А слон видит, милую, ласковую девочке. А кроме того, ему снятся большие торты, ореховые, фисташковые, величиною с ворота.)
-Чем заканчивается рассказ?(Тем что девочка просыпается бодрая и веселая, и зовет маму, чтоб та принесла ей молочка. Спрашивает про слона. И говорит, чтоб ему передали, что когда она будет здорова ,она обязательно придет к нему в гости.)
Проверь себя на стр.42-44
Отвечать на вопрос, опираясь на жизненный опыт
Отвечать на вопросы.
Знакомиться с незнакомыми словами. Отвечать на вопросы
Слушать текст. Делать физминутку.
Отвечать на вопросыпо тексту
Отвечать на вопросы по тексту
Выполнять задание в учебнике
– уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельно решение.
П: строят речевые высказывания
– четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
-постановка учебной задачи.
– умение слушать и слышать.
– ознакомительное чтение.
: слушать учителя.
— проявлять интерес к героям рассказа.
– выслушивать разные точки зрения.
– строят речевые высказывания.
Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.
Ребята, если вы были активны на уроке и все поняли, то поднимите зеленый карандаш. А если вы считаете, что не достаточно активно отвечали, то поднимите желтый.
-О каком произведение мы сегодня говорили?
– А кто автор этого произведения?
– Что вы узнали о жизни и творчестве А. И. Куприна?
– Что помогло больной девочке выздороветь?
Оценивать свои достижения. Подводить итог урока. Отвечать на вопросы.
– анализировать собственную и нашу работу. выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Конспект урока по литературному чтению УМК «Школа России», 3 класс,
(В. Г. Горецкий, Климова Л. Ф, Голованова М. В.
«Литературное чтение», 1 часть, стр. 60-61)
: МАОУ СОШ №6 г. Черняховска
: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
«Как научиться читать стихи»
организация деятельности обучающихся для обучения правильному чтению стихов.
способствовать формированию правильного чтения стихотворений, умения их анализировать. способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать стихотворения, определять лирического героя, лирические образы, выделять главное, определять средства выразительности, совершенствованию умения читать стихи, развитию читательской самостоятельности.
способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного, чувственное восприятие стихотворения, воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к чтению стихотворений, желание хорошо их читать, средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету. соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительного отношения к процессу чтения стихотворений, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь. правильно определяют средства выразительности, сознательно, выразительно читают стихотворение, анализируют их, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл стихотворения определяют образы.
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др. “ Литературное чтение”.
открытие новых знаний.
: фронтальная, групповая, парная работа.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие: -У: Здравствуйте, ребята! -О: Здравствуйте!-У: Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Ангелина Юрьевна.
2. Проверка готовности к уроку:
-У: Проверяем готовность к уроку: дневник, учебник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности: Литературное чтение-
Много полезного в каждой из строк!
Стих это будет, сказка, рассказ-
Вы учите их, они учат вас!
У: Ребята, чему нас учат стихи, сказки и рассказы на уроках литературного чтения?
О: Они учат нас сопереживать героям, расширяют наш кругозор, воспитывают.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.
– Повторение пройденного материала
У: Ребята, какие названия произведений вы знаете?
О: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Иван-царевич и серый волк, Сивка-Бурка
У: К какому разделу относятся эти произведения?
О: Эти произведения относятся к устному народному творчеству
Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание. Я буду называть вам слог, а вам нужно будет придумать рифму. Кто не понял задание? (кто не понял поднимает руку, объясняю еще раз). Теперь выполняем задание. Ра-ра-ра (жестом показываю на класс)
О: Мы поймали комара
У: Отлично, теперь все вместе
У и О: Ра-ра-ра, мы поймали комара
У: Молодцы, продолжим. Ду-ду-ду
О: Завтра в школу я пойду
У: Замечательно, все вместе
У и О: Ду-ду-ду, завтра в школу я иду
У: Отлично, ребята, а в каком литературном жанре мы можем встретить рифму?
О: В стихотворениях
У: Верно, сегодня мы будем учить, как правильно их читать. Поднимите руку кто знает, как правильно нужно читать стихотворения?
У: Ребята, как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: Сегодня мы узнаем, как правильно читать стихотворения
У: Чему мы будем учиться?
О: Мы будем учиться правильно читать стихотворения
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Ребята, нас попросил о помощи Вовочка из 3/9 царства, поможем ему?
У: У вас на партах лежит письмо, откроем его и посмотрим, с чем же нам нужно помочь Вовочки . Ребята, что же случилось у Вовочки?
О: Он не может выполнить задание, потому что не знает, как правильно читать стихи. У: Верно, поможем Вовочке научиться правильно читать стихи, но для начала нам нужно узнать, какой же отрывок стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» ему нужно прочитать. У вас на столах лежат карточки с отрывком. (я читаю отрывок: Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Достают карточки с отрывкомКто знает или слышал это стихотворение, поднимите руку. Поднимите руку, кому понравилось прочтение. (поднимают рук). Почему оно вам понравилось?
О: Оно нам понравилось, потому что Вы читали его красиво, выразительно.
У: Кто хочет так же читать стихотворения поднимите руку? (Поднимают руки). К кому виду стихотворений относится отрывок?
О: Отрывок относится к лирическому стихотворению.
У: Какие виды стихотворений вы знает?
О: Еще есть эпические стихотворения.
У: Как вы считает прочтение лирических и эпических отличаются друг от друга. Отвечаем полным ответом по поднятой руке.
О: Да, прочтение лирических стихотворений отличается от эпических.
У: Верно, прочтение эпических стихотворений отличается от лирических. Лирическое стихотворение мы читаем чувственно, эмоционально, выразительно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать стихотворения, для этого нам нужно изучить статью Якова Михайловича Смоленского.
Краткие биографические сведения об авторе.
Яков Михайлович Смоленский – актёр, и не просто актёр, а театральный педагог. Профессор и заведующий кафедрой речи Высшего театрального училища имени Щукина, создатель целой школы сценической речи и художественного чтения. Народный артист. Родился он в Петрограде 28 февраля 1920 года.
С 1996 года в России проводится конкурс чтецов имени Якова Смоленского (то есть студенты высших учебных заведений показывают своё умение читать стихи).
1. И.п – о.с. 1 – 2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 – 4 – руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 – 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. – о.с. 1 – правую руку вниз, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 – 4 – и.п., 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
VI. Первичное чтение статьи «Как научиться читать стихи». Анализ первичного восприятия.
Статью замечательного артиста, умеющего прекрасно читать стихи, мы с вами сейчас и прочитаем, открываем учебник на стр. 60-61. После прочтения вам нужно ответить на вопрос, что же по мнению автора нужно сделать, чем научиться читать стихотворения вслух для других людей? Читаем «цепочкой»
У: Так что же нужно сделать чтобы научиться читать стихотворения вслух? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.
О: Для того чтобы научится читать стихотворения вслух, нужно сначала научится их читать для себя.
У: Верно, для того, чтобы правильно и красиво читать стихи вслух перед одноклассниками, нужно научиться их читать для себя.
VII. Вторичное чтение статьи «Как научиться читать стихи». Анализ содержания статьи.
У: Сейчас вы еще раз прочитайте внимательно про себя статью и ответь на вопрос, что нужно делать, чтобы не забыть слова во время прочтения?
О: Чтобы не забыть слова, нужно представлять себе картину, которую описывает автор.
У: Прочитайте первое предложение отрывка, что вы себе представляете?
О: Я представляю себе голубые небеса, только что выпавший снег.
У: Как лежит снег?
О: Великолепным ковром
У: Как вы понимаете эту фразу?
О: Он только выпал, по нему еще никто не успел походить
У: Хорошо, что еще сказано про снег?
О: Что снег блестит на солнце.
У: Каким голосом нужно читать этот отрывок?
О: Спокойным, неторопливым
У: Почему именно таким?
О: Для ого, чтобы правильно передать образы и все правильно представили картину.
У: Верно, читать стихотворения нужно громко, четко, внятно, не торопиться. Как вы думаете, почему так важно не торопиться при прочтении стихотворения?
О: Нужно не торопиться, чтобы четко и внятно читать стихотворения.
У: Верно, при прочтении стихотворения нужно говорить медленнее, чем при разговоре с товарищем, это помогает успеть ярко представить картину. Сможете ли вы понять, что рассказывает ваш товарищ, если он будет читать стихотворение очень быстро? Отвечаем полным ответом, по поднятой руке.
О: Нет, понять, что он читает будет очень сложно.
У: Правильно, невнятность при прочтение стихотворения от торопливости. Когда мы торопимся и очень быстро читаем, то «проглатываем» отдельные звуки и слова. Невнятность при чтении возникает от торопливости. Главное, читать стихотворения нужно выразительно. Как вы понимаете, что значит выразительно?
О: Выразительно значит правильно соблюдать интонацию, голос, паузы, рифмовку.
У: Все правильно, а теперь, когда мы разобрали, как правильно читать стихотворения, вы должны опираясь на нашу памятку разобрать следующий отрывок. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.)
работают над стихотворение
У: Что вы представили при прочтении этого отрывка?
О: Я представляю себе первую грозу в тихий бесшумный вечер мая.
У: Хорошо, теперь вы прочитаете этот отрывок выразительно в слух, кто желает поднимите руку
У: Молодец. Теперь мы и Вовочка знаем, как же правильно читать стихотворения, и он с легкостью сможет выполнить свое домашнее задание.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Ребята, чему мы учились на сегодняшнем уроке?
О: Правильно читать стихи
У: что мы узнали сегодня на уроке?
О: Как нужно правильно читать стихотворения.
У: Молодцы, итог нашей работы, памятка, которую мы с вами вместе составили.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: Все верно, ребята. Ваше домашнее задание будет выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» и выразительно прочитать на следующем уроке.