Каждый пользователь устанавливает на компьютер программы, которые ему интересны и нужны.
Программы, с помощью которых пользователь может решать задачи по работе с разными видами информации, называются прикладными программами.
Все прикладные программы (приложения) делятся на программы общего назначения и специального назначения.
Приложения общего назначения используют все пользователи.
Программы, которые используются узким кругом специалистов, называются приложениями специального назначения.
Приложения специального назначения
К программам специального назначения можно отнести: электронные справочники, переводчики, тренажёры и другие.
Отвечая на вопрос «Из чего состоит компьютер?», каждый из вас начнёт вспоминать: монитор, клавиатура, мышь и т. д.
Все технические устройства, из которых состоит компьютер (системный блок, мышь, клавиатура и др.), называются аппаратным обеспечением.
Но ни один компьютер не будет работать, если на нём нет программ. Поэтому ещё одной составной частью компьютера являются .
Совокупность программ, установленных на компьютере, называют программным обеспечением компьютера.
В среде специалистов аппаратную часть называют hardware, а программную часть — software.
Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, и сфера их применения определяет их аппаратную часть и программную.
Если сравнить компьютеры людей разных специальностей, то даже при одинаковом наборе технических характеристик программное обеспечение будет разное.
на компьютере секретаря могут быть установлены программы для работы с текстом, электронными таблицами, почтовые программы.
Программист на своём компьютере установит программы языков программирования, файловые менеджеры и другие.
Ученик
-го класса не может обойтись без текстового редактора, компьютерных игр.
В отличие от технических устройств разнообразие программ очень велико.
Всё программное обеспечение (ПО) делят на системное ПО, прикладное ПО, системы программирования.
Одной из главных программ на компьютере является операционная система. А какие программы ещё важны?
Операционная система и сервисные программы называют системным программным обеспечением.
Сегодня всем известны такие картинки, которые мы видим при загрузке компьютера:
Операционная система (ОС) — комплекс программ, обеспечивающих совместную работу всех устройств компьютера и предоставляющих доступ ко всем ресурсам компьютера.
Основными функциями операционной системы являются:
Для взаимосвязи между устройствами используют различные средства, которые называют интерфейсом.
Аппаратный интерфейс — это средства, которые обеспечивают взаимодействие между устройствами компьютера (например, чтобы подключить принтер к компьютеру нужен специальный кабель).
Принтер будет распечатывать, если установлен драйвер — специальная программа, которая будет управлять его работой.
Чтобы мы легко нашли на компьютере нужный файл и распечатали его на принтере, нам необходимы специальные программы, которые входят в состав пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс — это средства, которые обеспечивают взаимодействие между человеком и компьютером.
Через эти средства человек даёт команду компьютеру, операционная система организует работу и предоставляет пользователю результат своей работы или сообщает о возникшей ошибке (например, не найден драйвер).
Сегодня при покупке нового компьютера можно не обнаружить на ней операционную систему. Пользователю нужно её установить. Для установки ОС необходим специальный пакет программ, который называется дистрибутивом. Во время установки все необходимые файлы копируются на жёсткий диск и хранятся там постоянно. После установки операционная система загружается.
Загрузка компьютера — это загрузка программ операционной системы из долговременной памяти (жёсткого диска) в оперативную память компьютера.
Рассмотрим процесс загрузки.
1. После включения компьютера специальные программы, которые хранятся в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) в BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода/вывода), начинают тестировать и проверять работоспособность всех подключённых к компьютеру устройств. Иногда можно увидеть на экране монитора возникающие ошибки. Если ошибок не обнаружено, происходит процесс поиска начального загрузчика операционной системы.
2. Диск, на котором хранятся скопированные при установке файлы операционной системы, называется системным. Если в процессе загрузки он не найден, то на экране появится сообщение («Non system disk») и загрузка будет прекращена. Именно на системном диске хранится начальный загрузчик операционной системы, и в случае его обнаружения идёт процесс загрузки его в оперативную память.
3. Затем именно загрузчик находит и организует загрузку в оперативную память других программ операционной системы.
После загрузки операционной системы на экране монитора появляется рабочий стол, что означает, что компьютер готов к работе.
Кроме операционной системы в состав системного программного обеспечения входят сервисные программы.
Сервисные программы — это комплекс программ, которые помогают обслуживать диски (проверка, восстановление, чистка, дефрагментация диска и др.), архиваторы, антивирусные программы, браузеры и др.).
Без использования этих программ компьютер работать может, но они необходимы для организации его долгой и продуктивной работы.
Рассмотрим названия этих программ.
Архиваторы — программы, которые помогают сжимать данные на компьютере. Они обеспечивают сохранение большого свободного места на диске. Самые распространённые — WinRAR,
-Zip и др.
Антивирусные программы защищают компьютер от вирусов. Такие программы обнаруживают, удаляют и помогают защитить компьютер.
Вирус — это специальная вредоносная программа, которая способна нанести ущерб нашим данным на компьютере и даже вывести его из строя.
Разработка вируса — это не просто развлечение, а преступление. Люди, которые занимаются разработкой вирусов и их распространением, называются злоумышленниками.
Самые распространённые антивирусные программы — Doctor Web, Panda, «Антивирус Касперского» и др.
Для доступа к ресурсам Интернета необходимы программы, которые называются браузерами. Для общения между пользователями используются и другие коммуникационные программы.
Рис. 1. Логотип ОС Windows. https://cdn.pixabay.com/photo/2014/01/02/23/30/microsoft-237843_960_720.png (Дата обращения: 27.11.2021.)
Рис. 2. Логотип ОС Linux. https://cdn.pixabay.com/photo/2020/02/22/16/29/penguin-4871045_960_720.png (Дата обращения: 27.11.2021.)
Рис. 3. Chrome. https://image.shutterstock.com/image-photo/kiev-ukraine-march-30-2016-600w-404539348.jpg (Дата обращения: 09.11.2021.)
Рис. 4. Opera. https://image.shutterstock.com/image-photo/kiev-ukraine-march-30-2016-600w-404539348.jpg (Дата обращения: 09.11.2021.)
Рис. 5. Mozilla Firefox. https://image.shutterstock.com/image-photo/kiev-ukraine-march-30-2016-600w-404539348.jpg (Дата обращения: 09.11.2021.)
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 7 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного , сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 7 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Основные типы уроков:
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, а также в виде проверочных работ с развернутым ответом (именно такая форма используется в ОГЭ/ГВЭ часть «В»).
Формы итогового контроля:
Контроль уровня обучения
Рабочая программа предмета «Информатика 7 класс» предполагает изучение разделов, выносимых на итоговую аттестацию в формате ОГЭ/ГВЭ.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
— освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Содержание учебного курса
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность дискретного представления мультимедийных данных
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В результате изучения в 7 классе темы «Информация и информационные процессы»
В результате изучения в 7 классе темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
В результате изучения в 7 классе тем «Обработка графической информации. Обработка текстовой информации. Мультимедиа.»
Критерии и нормы оценки
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, проверочная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах.
3. Критерии оценивания разработаны исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся нашей школы.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
– полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
– неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;•
– неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
– «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
– «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
– «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
– «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценивание устных ответов учащихся
осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка тестовых работ
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Шестиклассникам следует напомнить до организации первого тестирования как правильно работать с тестовыми заданиями, снова рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых рекомендовано придерживаться при оценивании:
Все набранные баллы за тест переводятся в проценты по формуле:
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 6 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
Кроме тестирования в качестве тематического контроля в 6 классе также используются традиционные контрольные работы с развернутым вариантом ответа. Введение таких заданий начинает готовить учащихся к форме заданий ОГЭ части «В».
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Лист коррекции программы
По программе – 34 часа.
Дано – __ час.
Для выполнения программы в 7 классе мною были уплотнены следующие темы:
Урок №8. Программное обеспечение компьютера.
Объяснить что такое программное обеспечение и зачем оно существует. Научить различать его виды.
образовательные –познакомить учащихся с понятиями «программное обеспечение», «операционная система», «прикладное ПО», закрепить полученные знания;
развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные – способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Организация рабочих мест.
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
• что такое программное обеспечение; • типы программного обеспечения;• состав прикладного программного обеспечения.
Возможности современного ПК столь велики, что все большее число людей находят ему применение в своей работе, учебе, быту. Важнейшим качеством современного компьютера является его «дружественность» по отношению к пользователю. Общение человека с компьютером стало простым, наглядным, понятным. Компьютер сам подсказывает пользователю, что нужно делать в той или иной ситуации, помогает выходить из затруднительных положений. Это возможно благодаря программному обеспечению компьютера.
Воспользуемся аналогией между компьютером и человеком. Новорожденный человек ничего не знает и не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка.
Компьютер является универсальным инструментом для выполнения любых действий с информацией. Но для этого необходимо написать для компьютера на понятном ему языке инструкцию – программу, объясняющую как именно нужно обработать информацию. Собственно, сам компьютер абсолютно не владеет никакими знаниями – они все находятся в выполняемых на нем программах. В зависимости от программы, можно превращать ПК в рабочее место писателя или ученого, дизайнера или видеорежиссера, радиоведущего или архитектора. С расширением возможностей ПК требуется все более разнообразное программное обеспечение (ПО) для решения тех или иных задач.
Повышение мощности компьютеров, разнообразие средств связи, доступность использование Интернет, а также периферийных устройств дает разработчикам ПО широкий круг действий для максимального удовлетворения запросов пользователей.
– компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся в цифровом виде.
А программы – это созданные и упорядоченные последовательности команд для достижения определенных задач. Компьютерные пользователи на жаргоне часто используют слово «софт» (англ.), что есть полным соответствием термину «программа».
Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется. Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.
В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным ПО. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор. Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят еще прикладные программы и системы программирования.
Программное обеспечение компьютера делится на:— системное ПО;— прикладное ПО;— системы программирования.
Системное программное обеспечение служит для обеспечения работы собственно самого компьютера и выполнения прикладных программ.
Системное программного обеспечения делится на виды:
1. базовое ПО (операционные системы и их оболочки).
2. сервисное ПО, или утилиты. Сюда входят программы диагностики состояния компьютера, антивирусные средства, программы для работы с накопителями (переносными или стационарными жесткими дисками), программы для архивации данных и обслуживания сетей.
Виды системного ПО
Основная составляющая всего системного программного обеспечения – операционная система.
(англ. O S – ) – сборка программ, обеспечивающих управление ПК, эффективного использования его ресурсов и решение задач, работу с файлами, ввод и вывод данных, а также выполнение прикладных программ и утилит. ОС является посредником между компьютером и пользователем, анализирует запросы пользователя и выполняет их.
Она также создана для того, чтобы освободить программиста от тяжкого труда – распределения ресурсов компьютера и управления его аппаратурой. С 1990 годов наиболее распространёнными системами есть ОС семейства Microsoft Windows и UNIX (особенно Linux). При включении компьютера ОС грузится в оперативную память раньше других программ и затем служит средой для их работы.
ОС обеспечивает функционирование ПК и работу программ в трех режимах:- в однопрограммном режиме, когда все ресурсы компьютера предоставляются одной программе, выполняющую обработку данных.- в многопрограммном режиме, когда несколько независимых программ обрабатывают информации в одно время (они делят ресурсы между собой). Основа этого режима – одновременное совмещение работы системной платы и манипулирование периферийными устройствами, а значит – более эффективное, в сравнении с однопрограммным режимом, использование ресурсов.- в многозадачном режиме, при необходимости выполнение нескольких программ для координации при достижении общей цели. Для этого в ОС имеются средства, позволяющие задачам «дружить» друг с другом. Назначение операционной системы. Основная задача ОС – динамическое распределение и управление ресурсами, которыми является всякий объект, распределяющий операционной системой между вычислительными процессами. Ресурсы бывают (центральный процессор, оперативная память, периферийные устройства) и (все доступные пользователю программные средства для управления вычислительными процессами и данными).
Основные функции ОС:
обеспечивают ту или иную степень защиты от ошибок пользователя, что уменьшает вероятность случайного уничтожения информации. Разница между програмамми и утилитами зачастую выражается лишь в универсальности первых и специализации вторых.
– интерфейсные системы, используемые в основном для создания графических интерфейсов.
(на жаргоне «дрова») – программы, расширяющие возможности ОС по управлению устройствами ввода-вывода. С помощью них возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное использование имеющихся. Обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера.
Часть утилит входит в состав ОС, другая – существует автономно.
Прикладное программное обеспечение – софт, предназначенный для выполнения конкретных задач пользователя, рассчитан на непосредственное «общение» с ним и для обеспечения применение машины в разнообразных областях деятельности человека.
Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами.
Прикладное ПО является самым многочисленным из всех видов продуктов ПО. Сюда входят приложения, выполняющие работу с данными в сфере различных предметных областей. Установка таких программ на компьютер производится опытными пользователями. Помимо создания новых программных продуктов их разработчики уделяют много внимания для совершенствования, модернизацию и создание их новых версий популярных систем.
Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор прикладных программ, который нужен практически каждому. Их называют программами общего назначения. К их числу относятся:
• текстовые и графические редакторы, с помощью которых можно готовить различные тексты, создавать рисунки, строить чертежи; проще говоря, писать, чертить, рисовать;• системы управления базами данных (СУБД), позволяющие превратить компьютер в справочник по любой теме;• табличные процессоры, позволяющие организовывать очень распространенные на практике табличные расчеты;• коммуникационные (сетевые) программы, предназначенные для обмена информацией с другими компьютерами, объединенными с данным в компьютерную сеть.
Очень популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры. Большинство пользователей именно с них начинает свое общение с ЭВМ.
Кроме того, имеется большое количество прикладных программ специального назначения для профессиональной деятельности. Их часто называют пакетами прикладных программ. Это, например, бухгалтерские программы, производящие начисления заработной платы и другие расчеты, которые делаются в бухгалтериях; системы автоматизированного проектирования, которые помогают конструкторам разрабатывать проекты различных технических устройств; пакеты, позволяющие решать сложные математические задачи без составления программ; обучающие программы по разным школьным предметам и многое другое.
Инструментальное программное обеспечение – это средства для автоматизации разработки новых программ и их сопровождения с помощью языка программирования. Для создания программы на каком-либо языке программирования необходимо задействовать такие компоненты:
1. Текстовый редактор (создает файл с исходным текстом программы).
2. Компилятор или интерпретатор для перевода текста в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких таких файлов-кодов.
3. Сборщик, выполняющий связывание объектных модулей. Он формирует работоспособное приложение – – законченную программу, которая запускается на любом компьютере с соответственной операционной системой. Как правило, конечный файл имеет расширение
Наиболее популярные редакторы визуального проектирования:
Borland C++ Builder – средство для разработки DOS и Windows приложений
Microsoft Visual Basic – популярный инструмент для создания Windows-программ
IV. Обобщение новых знаний
1. Продолжите фразу: Компьютер представляет собой единство двух составляющих: ____________________. Компьютер представляет собой единство двух составляющих: аппаратуры и программного обеспечения (ПО).
2. Что такое программное обеспечение? Программное обеспечение компьютера — это вся совокупность программ, хранящихся в его долговременной памяти. П О компьютера может пополняться, изменяться.
3. Какая разница между ПО и собственно программой? Программное обеспечение – компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся в цифровом виде. А программы – это созданные и упорядоченные последовательности команд для достижения определенных задач.
4. Виды ПО. Программное обеспечение ЭВМ можно разделить на три части: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.
5. К какому виду ПО относятся утилиты? Системному ПО.
6. Какова цель использования прикладных программ? С помощью прикладных программ пользователь непосредственно решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию.
7. Наведите несколько примеров прикладного ПО. К прикладным программам относятся: редакторы текстовые и графические, системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, сетевое ПО, игры.
8. Какие программы называются прикладными программами специального назначения? Прикладные программы специального назначения — это программы, используемые в профессиональной деятельности, в обучении.
V. Постановка домашнего задания
Прочитать стр.55 – 58 (учебник), выучить записи в тетради. Устно ответить на вопросы № 1-4 стр.58.
VI. Подведение итогов.
Список использованных источников:
1. Урок на тему «Программное обеспечение». Корпанец К. Л., г. Николаев
3. Каймин В. А. Информатика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000
7. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 – 9 классов. – Питер, 2010
9. Васильев В. Г. Введение в системное программное обеспечение/В. Г. Васильев. – 2009 10. Лейкин М. А. Системное программное обеспечение. – 2010