27 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СОСТОЯНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ

Тема 2. Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека

Изучаемые вопросы: Самоопределение, мотивация, профессиональная ориентация, факторы выбора профессии.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности

«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому, что самое трудное для человека – это сделать выбор»

Профессиональное самоопределение личности является социальным процессом, основным содержанием которого выступает выбор человеком своей профессии. Выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения и «условной единицей» этого процесса, в психологическом плане означая «примеривание» индивида к требованиям профессии, оценку объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельностей и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение ценностно-мотивационной сферы личности с требованиями социальной среды.

Выбор профессии – это всегда критический момент в жизни человека, требующий разрешения целого комплекса противоречий, в первую очередь, между индивидуальным и социальным, между желаемым для личности и необходимым для общества. Престижность и привлекательность профессии в контексте ситуации выбора являются факторами, обусловливающими поведение субъекта, и одновременно социальными механизмами регуляции профессиональной мобильности личности.

Престиж и привлекательность профессии имеют сходные черты, но по сути – различные явления. Если оценка привлекательности всегда в большей степени субъективна и выражает интересы, ценности, отношения и другие особенности конкретного человека, то престиж профессии – отражение в его сознании положительной общественной оценки. Привлекательность профессии можно представить, как «примеривание» профессии на себя, как принципиальное или абстрактное согласие ее приобрести, как прожективное решение, принимаемое личностью на основе анализа, соотнесения и согласования собственных свойств и различных характеристик профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения личности – явление многофакторное, престижность и привлекательность профессии выступают одними из множества детерминант поведения субъектов выбора.

Несмотря на очевидность присутствия ограничений при выборе профессии (да и сам профессиональный выбор можно понимать как самоограничение от других видов деятельности), это, в первую очередь, личностный выбор.

В трудах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской суть самоопределения видится в способности человека не только находиться в каком-то отношении к реальности и в некоторой степени определяться ею, но и самостоятельно при этом формировать свое отношение. Из этого следует, что отношение человека к самому себе – ключевой момент в понимании процесса самоопределения.

Потребность в самоопределении, как считает Л. И. Божович, возникает на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста, предполагая профессиональную идентификацию личности. В работах Т. В. Кудрявцева сформулированы основные этапы этого процесса:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение как целенаправленная подготовка к избранной деятельности;

3) профессиональная адаптация – этап «вхождения в профессию», что характеризуется ее активным освоением и поиском своего места в коллективе;

4) полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде.

Значимыми факторами выбора профессии выступают ее эмоциональная привлекательность, интерес к этому виду деятельности, который появляясь в учебе, в дальнейшем перерастает в намерение освоить определенную профессию. В работах В. Д. Брагиной, А. Е. Голомшток, Е. А. Климова, И. В. Михайлова утверждается, что профессиональные или/и познавательные интересы мотивируют субъекта к выбору профессии.

Вопросы мотивации профессионального выбора широко представлены в концепциях зарубежных психологов, в известных работах отечественных специалистов, посвященных исследованию особенностей формирования профессиональных намерений у школьников, рабочей молодежи.

В широко известной теории Дж. Холланда выбор профессии описывается как поиск каждым того окружения, которое совпадает с его личностной ориентацией, типом личности, полагая, что в период становления у человека складываются собственные методы взаимодействия с окружением, формируются предпочтительные пути решения поставленных перед ним задач. Соответственно выделяются шесть типов личности: практический, интеллектуальный, общественный, обычный, предприимчивый, артистичный. В основе классификации лежат ряд характеристик людей, предпочитающих именно эти виды деятельности. По мнению Ш. Бюлер, профессионализация личности есть сложный, длительный процесс, состоящий из периодов: фантазий (6-9 лет); пробных выборов (10-17 лет); реалистичных выборов (старше 17 лет).

В многочисленных работах отечественных специалистов формируется понимание предопределенности выбора профессии социальным происхождением личности, условиями ее воспитания и жизни, наконец, признаком пола. Среди основных, личностных факторов, определяющих процесс выбора профессии, обычно выделяют следующие: а) познавательные, профессиональные интересы и склонности; б) общие и профессиональные способности, как психологические механизмы, определяющие уровень успешности в какой-либо деятельности; в) темпераментальные (нейродинамические) особенности; г) характерологические черты; д) профессиональная мотивация; е) эмоционально-волевые особенности. Кроме того, на выбор профессии могут оказывать влияние и такие объективные факторы, как уровень общеобразовательной подготовленности, состояние здоровья, информированность о мире профессий, социальное окружение и т. д.

Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности.

Первый этап – детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.

Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.

Четвёртый этап – практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности.

Профессиональное самоопределение личности – сознательное выявление и утверждение собственной позиции в решении проблемы профессионального выбора. Технология профессионального самоопределения учащихся традиционно связана с понятием «профессиональная ориентация».

Для успешного вхождения человека в мир профессий и продвижения к желаемой цели, его необходимо информировать о мире профессий, предоставить ориентиры, отражающие востребованность разных профессий на рынке труда, рассказать об особенности конкретного вида труда и этапах профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация – это система научно–практической деятельности по решению социально–экономических, психолого–педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в квалифицированных кадрах.

Профессиональную ориентацию можно рассматривать как систему взаимодействия личности и социального окружения, направленную на удовлетворение потребностей личности в профессиональном развитии и потребности общества в обеспечении своей социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать профессиональное самоопределение, которое осуществляется в раннем юношеском возрасте, и выбор учащимся профессии.

Профессиональное самоопределение рассматривают как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального роста, что позволяет подготовить человека в будущем к смене профессии, адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, требованиям ситуации на рынке труда

Самоопределение в юношеском возрасте

Профессиональное самоопределение начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.

следует понимать как процесс становления мотивационно – смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространстве жизненного пути человека (л.и. Катаева, Т. А. Полозова), где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни. Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека:

1) выбор трудового пространства для приложения личностью ресурсов трудовой активности;

2) выбор профессии;

3) реализации содержания трудовой деятельности.

На самоопределение влияют:

Раннее профессиональное самоопределение обычно связано: с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанным выбором специальности:

Затягивание, откладывание самоопределения связано:

а) с отсутствием устойчивых интересов;

б) при незрелости личности.

Э. Роу связывает профессиональное становление человека с характером дeтско -родительских отношений в семье. Авторитарные родители могyт не считаться с интересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами определяют, что ему нужно, с какими умениями ему будет легче жить.

Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу каких-то обстоятельств не приобрели, могyт принижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок его стремлениям. Диктат родителей может привести к тому, что проучившись, проработав, человек поймет: надо менять специальность и заново строить жизнь.

В юности необходимо сделать решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения неопределённы. Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть? Основываясь на результатах самоанализа, прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение идет с точки зрения:

а) ИНТЕРЕСОВ оптанта (человека, выбирающего профессию). Интересно или неинтересно. « Я люблю исторические романы. Стану историком». Соотнесение с тем, где и как работать. Есть предмет размышления и конечный результат. Но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы оптанта стимулируют eгo больше заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и не важные;

б) выбор профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. « У меня хорошо идет математика не заняться ли eю». Нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановы. Даже великие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта подкрепляет eгo интересы к выбираемой профессии;

в) выбор профессии с точки зрения СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: «Хочу помогать ЛЮДЯМ: стану врачом» На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии.

Практическое принятие решения включает в себя два компонента:

1. Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему.

2. Выбор специальности.

Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом: уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером или медсестрой). Может быть и, наоборот, сначала поступить в учебное заведение. Этот путь преобладает.

Психологически более комфортно чувствуют себя те юноши и девушки, которые продолжают общее образование или учатся в профессиональных техникумах, колледжах. Через профессиональное образование происходит учебно-профессиональное самоопределение.

В возрасте 16 – 2З лет большинство юношей и девушек получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях. Желаемое будущее стало настоящим. Это настоящее не всем приносит удовлетворение. Некоторые разочарованы в выборе профессии. Работа может быть скучной и механической, руководитель – несправедливым, а сослуживцы не разделяют их мнений. Неспособность адаптироваться может помешать дальнейшему профессиональному росту. Срочно необходимо вносить коррективы в отношении будущей работы и своих профессиональных достижений. Большую помощь может оказать наставник. Юноши, опекаемые наставниками, приобретают мастерство и уверенность в своих силах. Вскоре они осваиваются на своем рабочем месте и могyт начать даже чем-то превосходить своих наставников, переставая нуждаться в их помощи. Затем они приобретают авторитет среди работников, и уже сами могyт выполнять функции наставников. Наставник выполняет роль воспитателя и учителя.

Общение в юности. Общение со взрослыми. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

Мы уже знаем психологические особенности юношей и девушек, социальную ситуацию их развития. Давайте подумаем, как изменится характер общения со взрослыми в этом возрасте? Что будет оказывать влияние на взаимоотношения юношей со значимыми взрослыми?

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности.

Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития – физического, интеллектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями – важнейшая основа для новой гармонии родительско – детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. Подумайте пару минут и запишите, самые характерные на ваш взгляд черты общения юношей со сверстниками.

В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико.

Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы~лю6ви. Во всех своих проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

Становление личности в юношеском возрасте есть процесс социальный. Развитие личности осуществляется в процессе aктивной деятельности caмoгo юноши (девушки). Деятельность юношей (девушек) вceгдa опосредована отношениями со сверстниками и взрослыми

РАЗДЕЛ 2. Самопознание. Профессиональное самоопределение

То, что определяет наш путь, называется личной силой.

Личность человека – это суммарный объём его личной силы.

И только этим суммарным объёмом определяется то,

как он живёт и как умирает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *