11 ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОК ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР ПРАКТИКА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ЛЕКЦИЯ ЗАЧЕТ ЭКЗАМЕН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Урок  как основная форма обучения в школе

Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в русской школе, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно.

Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в школе, позволяет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;

5) формировать отношения в коллективе.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего обучающегося». От этого страдают сильные и слабые ребята. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и «условно переведёнными». Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего, начального и среднего профессионального образования.

Типы и структура уроков. Термин «структура» латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что он начинается и заканчивается в строго определенное время, обучающиеся и преподаватель готовы к уроку, на всем его протяжении умело организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы обучающихся.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило; обучающиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.

Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить:  основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке. Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала или проверке и учету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактических целей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а, следовательно, и типы уроков будут различны.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет. Все же большинство дидактов считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: 1) объединенный  или комбинированный, урок; 2) урок изучения нового; 3) урок закрепления; 4) урок повторения  или повторительно-обобщающий урок; 5) урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный или учетный урок. Рассмотрим подробнее каждый тип урока.

1. Объединенный или комбинированный, урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное—на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.  Используют такого типа уроки и преподаватель старшей школы, НПО и СПО.

Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания,

2) подготовка к усвоению новых знаний,

3) объяснение нового материала,

4) закрепление изученного материала,

5) задание на дом.

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например:

1) изучение нового материала,

2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного,

3) задание на дом,

4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части—повторение или проверка, изучение и закрепление нового — по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания обучающихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того,  чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова:

1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний,

2) сообщение темы и цели урока,

3) изучение нового материала,

4) проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление,

Возможно и несколько другое расположение составных частей урока:

1) сообщение темы и цели урока;

2) изучение нового материала;

3) задание на дом;

4) проверка понимания обучающимися воспринятого материала и его первичное закрепление.

3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебного процесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задач начального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить их определенными умениями и навыками. По новой программе, в отличие от ранее действующей, начальный этап формирования навыков иной. Так, например, вычислительные приемы раскрываются на основе осознания обучающимися свойств арифметических действий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанных умений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнение обучающимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.

Структура этих уроков, как правило, следующая:

1) сообщение цели предстоящей работы;

2) воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3) выполнение обучающимися различных упражнений, задач;

4) проверка выполненных работ;

5) задание на дом (если это необходимо).

С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.

4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса.

Структура подобных уроков может быть следующей:

1) вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

2) выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

3) проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов;

4) подведение итогов.

5. Контрольные  или учетные уроки. Основное место на таких уроках отводится либо письменной проверке — диктанту, сочинению, контрольной работе и т. п., либо устной проверке.

Структура данного типа урока близка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, преподаватель, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам обучающихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельствует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидактической цели создается структура урока. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной, превращающейся в шаблон.

7.3. Формы организации обучения

В школьном обучении различают традиционные и нетрадиционные формы его организации. К традиционным формам обучения относят урок, экскурсию и домашнюю учебную работу.

Урок как форма организации школьного обучения характеризуется определенной содержательной и логической последовательностью и конструкционной завершенностью. В нем реализуются закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и методы обучения, которые приводят в действие педагогические механизмы его осуществления и отражают внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону. Внешняя сторона урока характеризуется пространственным и временным режимом, определенной конструкцией, последовательностью этапов и т.д.

Успешное проведение урока и достижение его цели во многом определяется предварительной работой учителя. Подготовка к уроку включает в себя следующие этапы:

* изучение специальной (предметной), психолого-педагогической и методической литературы;

* ознакомление с требованиями объяснительной записки и содержанием учебной программы, учебниками;

* анализ передового педагогического опыта, а также своего опыта работы;

* составление календарно-тематического плана.

* определение содержания учебного материала и этапов проведения урока;

* выбор методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока;

* подготовка и проверка необходимого оборудования, наглядных пособий и дидактического материала к уроку;

* составления плана проведения урока.

Определяя содержание отдельного урока, учителю необходимо продумать, каким конкретно оно должно быть. В частности, необходимо обратить внимание:

* на связь нового учебного материала с ранее изученным;

* основные представления и понятия для усвоения;

Структура уроков и методика их проведения зависят от тех дидактических целей, которые реализуются в процессе изучения конкретного учебного материала. Поэтому в настоящее время общепринятой является следующая классификация уроков:

* комбинированные, или смешанные;

* усвоения новых знаний;

* повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации;

* проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

В структуре комбинированного (смешанного) урока выделяют следующие этапы:

* организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

* организация учебной работы учащихся над изученным материалом (проверка домашнего задания);

* организация учебной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового учебного материала (изложение нового материала);

* организация учебной работы учащихся по запоминанию нового учебного материала и применению знаний на практике (закрепление учебного материала);

* задавание домашнего задания.

В структуре урока усвоения новых знаний выделяют следующие этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

1) организационный момент (подготовка учащихся к уроку).

2) проверка домашнего задания (краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

3) изложение нового материала (организация учебной работы учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию учебного материала).

4) задавание домашнего задания.

Структура урока повторения и закрепления изученного материала, его обобщения и систематизации включает в себя следующие этапы:

2) проверка домашнего задания (организация учебной работы учащихся над изученным материалам): индивидуальный или фронтальный опрос, проведение тренировочных упражнений, самостоятельная работа учащихся.

3) задавание домашнего задания.

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся проводится методом письменных контрольных работ.

Экскурсия (лат. excursio – вылазка) – форма организации обучения, при которой природные и общественные объекты и явления изучаются непосредственно в условиях их естественного функционирования.

Можно выделить следующие образовательные функции данной формы обучения:

1) наглядность обучения и его связь с жизнью и практическим опытом;

2) ознакомление учащихся с производством, т.е. применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

3) влияние на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение учащихся.

В учебных программах определяется обязательный перечень экскурсий и их содержание. Экскурсии могут проводиться и в процессе организации воспитательной работы.

В зависимости от содержания различают производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и комплексные экскурсии.

В зависимости от дидактических целей, которые решаются в процессе проведения последние можно объединить в следующие группы:

* экскурсии по изучению нового материала;

* экскурсии по закреплению, расширению и углублению знаний;

* комбинированные экскурсии.

В методике подготовки и проведения экскурсий выделяют следующие этапы:

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии сочетания продуктивной работы учащихся на занятиях с хорошо организованной самостоятельной работой дома.

Домашняя учебная работа представляет собой одну из форм организации обучения, которая характеризуется самостоятельным выполнением учащимися заданий, направленных на закрепление знаний, формирование умений и навыков и овладение учебно-познавательной деятельностью.

Дидактическое значение домашней учебной работы учащихся состоит в следующем:

* повторение и более глубокое осмысление изучаемого материала, формирование умений и навыков по его применению на практике;

* формирование у учащихся умения учиться, т.е. навыков самообразования;

* индивидуализация процесса обучения (содействие улучшению знаний слабоуспевающих учащихся и развитию творческих способностей тех, кто проявляют высокие успехи в учении);

* самостоятельное регламентирование учащимися рабочего времени и формирование самодисциплины и целеустремленности.

На практике применяются следующие виды домашней учебной работы учащихся:

* усвоение изучаемого материала по учебнику;

* устные и письменные упражнения;

* творческие работы (написание сочинений, небольших художественных произведений, придумывание своих примеров и т.п.);

* проведение наблюдений;

* практические и лабораторные работы;

* изготовление наглядных пособий.

Наряду с общими, отдельным учащимся нередко задают индивидуальные домашние задания, которые направлены на преодоление пробелов в знаниях или на развитие познавательных способностей.

Нередко педагоги переносят всю тяжесть обучения в сферу домашней учебной деятельности учащихся, не формируя у них культуру домашнего учебного труда. Поэтому многие школьники и даже студенты не умеют организовать свое рабочее место и режим дня, при подготовке домашних заданий сбиваются на полумеханическое чтение, не осуществляют самоконтроль за усвоением учебного материала. Зачастую выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, наблюдается также перегрузка учащихся учебными заданиями. Встречается и чрезмерный объем домашних заданий.

При выполнении домашней работы необходимо соблюдать следующие требования, которые основываются на психолого-педагогических закономерностях организации учебно-познавательной деятельности:

1) наиболее прочно в памяти сохраняются не отдельные факты и примеры, а вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, выводы, правила и т.п.);

2) процесс усвоения учебного материала должен носить рассредоточенный характер, т.е. к изучению одного и того же учебного материала следует обращаться несколько раз в течение некоторого времени;

3) учебные задания необходимо выполнять в день их получения;

4) вначале необходимо усвоить теоретический материал, а затем выполнять основанные на нем упражнения.

Исследования, проведенные психологами, показали, что если не удается овладеть учебным материалом при первом его восприятии, осмыслении и запоминании, то последующая работа потребует большей затраты времени и сил.

К внеурочным формам организации обучения кроме экскурсий и домашней учебной работы относятся также внеурочные (дополнительные) занятия, предметные кружки, факультативные занятия, спецкурсы по выбору. Эти формы организации обучения применяются для расширения и углубления знаний учащихся по отдельным образовательным дисциплинам. Они способствуют формированию познавательных интересов, увеличивают воспитательные возможности обучения. Методика их подготовки и проведения имеет некоторые особенности. Если при подготовке и проведении урока главная роль принадлежит педагогу, то внеурочные формы организации обучения, как правило, готовятся и проводятся, как правило, при активном участии учащихся и отличаются большей содержательностью и занимательностью.

В школьном обучении используются и нетрадиционные формы его организации, в большинстве случаев позаимствованные из вузовского обучения. К таким формам относятся лекционные, семинарские и лабораторные занятия, конференции, консультации. Применяются и заимстванные формы организации обучения и  контроля за учебной деятельностью обучающихся –  дополнительные занятия , лекции, семинарские занятия, коллоквиумы и зачеты.

Сущность лекции как формы организации обучения заключается в том, что педагог в течение продолжительного времени (как правило, два академических часа) излагает новый учебный материал. В процессе чтения лекции необходимо:

* использовать логические приемы мышления;

* раскрывать меж- и внутрипредметные связи;

* создавать проблемные ситуации;

* разъяснять новые термины и понятия;

* использовать приемы активного запоминания;

* подводить итоги в конце каждого вопроса и лекции в целом.

Семинарские занятия проводятся с целью обобщения и систематизации знаний учащихся, их расширения и закрепления. Они способствуют развитию речи учащихся, дают им возможность высказать свою точку зрения, обосновать ее, критически отнестись к мнению других.

Лабораторно-практические занятия, как правило, проводятся при изучении предметов естественно-математического цикла с применением учебных приборов, инструментов, различных технических средств. Эти занятия позволяют осуществлять взаимосвязь теоретического обучения с практическим. На них учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с различными приборами, инструментами и лабораторным оборудованием. У них вырабатывается умение самостоятельно делать научные выводы и обобщения на основе собственных наблюдений и опытов, формируются исследовательские умения и навыки.

Дополнительные занятия проводятся как с проявляющими склонности и интерес к определенным областям науки, так и испытывающим затруднения в усвоении учебного материала учащимися. Это индивидуальная работа педагога с учеником. Каждый учащийся получает объяснения учителя, выполняет по его заданию упражнения.

Факультативные занятия и курсы по выбору направлены на расширение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и интересов учащихся. Содержание этих занятий, как правило, связано с углублением основных учебных предметов. Формами их проведения может быть урок, семинарское или лабораторное занятие, экскурсия и др.  Большое –внимание на этих занятиях уделяется работе учащихся с учебной литературой и первоисточниками, подготовке докладов и рефератов. Это способствует формированию умения самостоятельной учебной работы, приобретению навыков самообразования.

Главной целью консультаций является оказание помощи обучающимся в изучении теоретического учебного материала, а также при выполнении практических заданий. Вопросы, которые задают учащиеся на консультациях можно разделить на следующие группы (В. М. Рогинский):

* обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений;

* вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением учебного материала, неверно сформированным способам деятельности;

* нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющие границы основного курса;

* проблемные вопросы, ориентированные на собственную поисковую деятельность.

Зачет как форма организации обучения обеспечивает глубокую и тщательную проверку знаний, умений и навыков каждого обучающегося. Процедура его проведения включает в себя:

* проверку знаний по вопросам темы, раздела или курса в целом;

* выполнение упражнений с обоснованием выбранных действий;

* решение расчетных или экспериментальных задач.

Экзамен является формой итоговой проверки знаний умений и навыков учащихся. В школе экзамены проводятся после завершения основного и среднего (полного) образования, в высших учебных заведениях – после изучения определенного курса. К экзаменам готовятся билеты, которые могут включать вопросы теоретического и практического плана. Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Марина Сергеевна Баева

Эксперт по предмету «Педагогика»

Форма организации обучения – это один из способов организационного построения процесса обучения, который определяет характер учебно-воспитательной деятельности учащихся, а также руководство данной деятельностью, осуществляемое педагогом.

Основные формы организации учебной деятельности

Основными формами организации учебной деятельности являются урок в школе и лекция в высшем учебном заведении.

Урок – это вариативная и динамичная основная форма организации учебной деятельности, в рамках которой осуществляется определенное педагогическое воздействие на учащихся.

В настоящее время выделяют следующие виды уроков:

Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе, его продолжительность составляет 40-45 минут, между уроками имеются перемены (5-15 минут), являющиеся свободным временем учащихся.

Лекция – это форма организации учебной деятельности, при которой передача учебной информации передается учащимся (студентам) через монолог педагога.

Различают следующие виды лекции:

«Общие формы организации учебной деятельности» 👇

Чаще всего лекция практикуется в старших классах средней школы или в высшей школе (ВУЗ, СУЗ и т.п.), относится к словесным методам обучения. Лекция используются для подачи объемного учебного материала. В рамках средней школы они могут быть использованы также и для того чтобы подготовить учащихся к обучению в высшей школе.

Механизм осуществления лекция заключается в том, что педагог «читает» учебный материал, а студенты (учащиеся) его воспринимают, при необходимости записывая основное в виде тезисов. Запись лекции называется ведением конспекта (конспектирование).

Семинарская форма организации учебной деятельности

Не менее важными, чем лекции и урока, являются семинарские формы организации учебой деятельности.

Семинар – это активная форма учебного процесса, которая построена на основании знаний учащихся, полученных в итоге прослушивания лекций, либо самостоятельно.

Семинар проводится по заранее озвученной педагогом теме, каждому учащемуся дается задание, которое необходимо выполнить самостоятельно (доклад, презентация, реферат и т.д.).

Основная цель семинара – обеспечение учащимся возможности овладеть определенными знаниями, умениями и навыками самостоятельно.

Основные формы семинарских занятий:

Немаловажное значение, помимо семинарских занятий, имеют практические занятия, направленные на профессиональную подготовку учащихся.

Практические занятия направлены на формирование профессиональных умений и навыков учащихся, стимулирование мышления и общую подготовку к будущей практической деятельности по выбранной специальности.

Практические занятия делятся на следующие группы:

Иные самостоятельные и коллективные формы организации учебной деятельности

Иными формами организации учебной деятельности являются такие практические и самостоятельные работы учащихся как:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В
поисках путей наиболее эффективного
использования структуры уроков разных
типов особое значение приобретает форма
организации учебной деятельности
учащихся на уроке В педагогической
литературе и школьной практике
распространены три такие формы
-фронтальная, индивидуальная и групповаяПервая
предполагает совместные действия
учащихся класса под руководством
учителя, вторая – самостоятельную работу
каждого ученика в отдельности; групповая
– учащиеся работают в группах с 3 – 6
человек или парами Задания для групп
могут быть одинаковыми или различнымми.

фронтальные
формы организации учебной деятельности
учащихся называют
такой вид деятельности учителя и учащихся
на уроке, когда все ученики одновременно
выполняют одинаковую, общую для всех
работу, всем классом обсуждают, сравнивают
и обобщают ее результаты Учитель работает
со всем классом одновременно, общается
с учащимися непосредственно в процессе
своего рассказа, объяснения, показа,
привлечение школьников к обсуждению
конкретных вопросов и т.д. Это способствует
установлению особо во доверительных
отношений и общению между учителем и
учениками, а также учащихся между собой,
воспитывает у детей чувство коллективизма,
позволяет учить школьников рассуждать
и находить ошибки в рассуждениях своих
то варишь, формировать устойчивые
познавательные интересы, активизировать
их деятельностьть.

От
учителя требуется умение найти посильную
работу мысли для всех учащихся, заранее
проектировать, а затем и создавать
учебные ситуации умение и терпение
выслушать всех желающих высказаться,
так ктовно поддержать и, вместе с тем,
внести необходимые коррективы в процессе
обсуждения Такой подход учителя позволяет
учащимся активно слушать и делиться
своими мыслями, знаниями с другими, с
пониманием выслушать овуваты мнения
других, сравнивать их со своими, находить
ошибки в суждениях других и др. В этом
случае на уроке царит дух коллективного
мышления Учитель имеет возможность
влиять на весь коллектив к лакомую,
излагать учебный материал всему классу,
достигает определенной ритмичности в
деятельности школьников на основе учета
их индивидуальных особенностей Все это
преимуществами фронтальной формы
организа ции учебной работы учащихся
на уроке Вот почему в условиях массового
обучения эта форма организации учебной
работы учащихся является незаменимой
и наиболее распространенной в работе
современной школшколи.

Фронтальная
форма организации обучения может быть
реализована в виде проблемного,
информационного, объяснительно-иллюстративного
изложения и сопровождаться репродуктивными
и творческими заданиями

Однако,
фронтальная форма учебной работы имеет
ряд существенных недостатков По своей
природе она направлена ??на некоего
абстрактного ученика, в связи с чем в
практике работы школы часто проявляются
тенденц ции к нивелированию учащихся,
побуждению их к единому темпу работы,
к чему они не готовы Ученики с низкими
учебными возможностями работают
медленно, хуже усваивают материал им
нужно больше внимания стороны учителя,
больше времени на выполнение заданий,
больше упражнений, чем ученикам с
высокими учебными возможностямями.

Так,
для максимальной эффективности учебной
деятельности учащихся необходимо
использовать и другие формы учебной
работы

Индивидуальная
форма организации работы учащихся на
уроке предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения
задания, специально для него подобранное
в соответствии с его подготовкой и
учебными возможностями Такими заданиями
могут быть работа с учебником, другой
учебной и научной литературой,
разнообразными источниками (справочники,
словари, энциклопедии, хрестоматии)
решения задач, примеров, написание
приказов, творческих , рефератов,
докладов, проведение всевозможных
наблюдений и тд Широко используется
индивидуальная работа в программированного
обучения.

В
педагогической литературе выделяют
два вида индивидуальных форм организации
выполнения
заданий: индивидуальную и индивидуализированные Первая
характеризуется тем, что выполнение
учеником общих для всего класса задач
осуществляется без контакта с другими
школьниками, но в едином для всех темпе,
вторая предполагает учебно-познавательную
действие яльнисть учащихся в процессе
выполнения специфических задач Именно
она позволяет регулировать темп
продвижения в обучении каждого школьника
в соответствии с его подготовкой и
возможностями.

Таким
образом, одним из наиболее эффективных
путей реализации индивидуальной формы
обучения школьников на уроке
является дифференцированные
индивидуальные задания,
особенно задачи с печатной основой
Однако, этого не достаточно Не менее
важным является контроль учителя за
выполнением заданий, своевременная
помощь в решении учебных проблем Причем,
для слабо вст тигаючих учеников
дифференциация должна проявляться не
столько в дифференциации заданий,
сколько в мере предоставления помощи
со стороны учителя.

Индивидуальную
работу целесообразно проводить на всех
этапах урока, при решении различных
дидактических задач: для усвоения новых
знаний и их закрепление, для формирования
и закрепления умений и навыков для
обобщения и повторения пройденного,
для контроля, для овладения изучаемым
методом Проще всего, конечно, использовать
эту форму организации обучения школьников
для закрепления, повторения организации
разнообразных упражнений Однако, она
не менее эффективна и при самостоятельном
изучении нового материала, особенно
при его предыдущем домашнем обработке

Для
слабо успевающих учащихся необходимо
составлять такую ??систему задач, которые
содержали бы в себе: образцы решения
задач и упражнений, которые нужно решить
на основе представленного образца,
различные алгоритмические прекр писи,
позволяющие ученику шаг за шагом решить
определенную задачу, различные
теоретические сведения, объясняющие
теорию, явление, процесс, механизм
процессов, которые позволяют ответить
на ряд вопросов, а также разнообразные
требования сравнивать, классифицировать,
обобщать Такая организация учебной
работы учащихся на уроке дает возможность
каждому школьнику в соответствии со
своими возможностями, способностями
по самостоятельно, но неуклонно углублять
и укреплять знания, вырабатывать
необходимые умения, навыки, опыт
познавательной деятельности, формировать
в себе потребность к самообразованию
Это преимущества индивидуальной формы
орг анизации обучения учащихся Но она
имеет и серьезные недостатки Способствуя
воспитанию самостоятельности учащихся,
организованности, настойчивости в
достижении цели, индивидуализированная
форма учебной работы несколько ограничь
уе их общения между собой, стремление
передавать свои знания другим, участвовать
в коллективных достижениях Эти недостатки
компенсируются в практической работе
учителя сочетанием индивидуальной
формы обуче ния и групповопової.

Групповая
(цепная) форма организации учебной
работы учащихся,
ее главными признаками являются:

Количество
членов группы различна Она колеблется
в пределах 3-6 человек Состав группы
меняется в зависимости от содержания
и характера предстоящей работы Не менее
половины группы должны составлять
ученики, способные усп пишно заниматься
самостоятельной работоспособностьтою.

Руководители
групп и их состав могут быть разными по
различным учебным предметам и добираются
они по принципу объединения школьников
разного уровня подготовки, внеурочной
информации по данному предмету, сумме
исности учащихся, что позволяет им
взаимно дополнять и компенсировать
достоинства и недостатки друг друга в
группе не должно быть негативно
настроенных друг к другу ученикив.

Однородная
групповая работа предполагает выполнение
небольшими группами учащихся одинакового
для всех задания, а дифференцированная
– выполнение различных заданий разными
группами В процессе работы членам группы
позволяет ется совместное обсуждение
хода и результатов работы, обращение
за советом друг к другуо.

Групповая
форма работы целесообразно использовать
при проведении практических и лабораторных
работ, работ-практикумов по естественным
предметам, при выработке трудовых
навыков, навыков речи, при вы ивченни
текстов копий исторических документов
и др. В процессе такой работы максимально
используются коллективные обсуждения
результатов, взаимные консультации Все
это сопровождается индивидуальной сам
остийною работоспособностьою.

Групповая
деятельность учащихся состоит из
следующих элементов:

1
Предварительная подготовка учащихся
к выполнению группового задания,
определение учебных задач, краткий
инструктаж учителя

2
Обсуждение и составление плана выполнения
учебного задания в группе, определение
способов его решения, распределение
обязанностей

3
Выполнение учебной задачи

4наблюдениях
учителя и корректировка работы группы
и
отдельных учащихся

5
взаимопроверка и контроль за выполнением
задач в группе

6
Сообщение учащихся по вызову учителя
о полученных результатах, общая дискуссия
в классе под руководством учителя и
формирование общих выводов

7
Индивидуальные оценка работы групп и
класса в целом

Групповая
форма обучения учащихся на уроке
предъявляет высокие требования к
учителю, который руководит
учебно-познавательной деятельностью
школьников Он должен хорошо владеть
дисциплиной, в совершенстве освоить
методику определи ния задач для групповой
работы учащихся, умело направлять и
обеспечивать эффективность их
деятельности, выделяя ключевые моменты,
акцентируя внимание на главном в учебном
материале, слежу или за сотрудничеством
учащихся в различных группах.

Преимущества
групповой организации учебной работы
учащихся на уроке очевидны Результаты
совместной работы учащихся достаточно
заметны как в приучении их к коллективным
методам работы, так и в формировании
положительных м нравственных качеств
личностиі.

Однако,
эта форма также имеет ряд недостатков
существенными из них являются: трудности
комплектования групп и организации
работы в них; ученики в группах не всегда
в состоянии самостоятельно разобраться
в сложном материале и выбрать самый
путь для его освоения В
результате слабые ученики трудно
усваивают материал, а сильные нуждаются
в более сложных, оригинальных задач
Таким образом, только в сочетании с
другими формами обучения эта форма
организации учащейся работы может е
обеспечивать ожидаемые положительные
результаты.

Урок как основная форма образовательного процесса

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

История развития урочной формы обучения

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

«Урок как основная форма образовательного процесса» 👇


11 ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОК ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР ПРАКТИКА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ЛЕКЦИЯ ЗАЧЕТ ЭКЗАМЕН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.


11 ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОК ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР ПРАКТИКА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ЛЕКЦИЯ ЗАЧЕТ ЭКЗАМЕН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

Дата последнего обновления статьи: 15.07.2023

Нина Петровна Добренко

преподавательский стаж — 8 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *