10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

Цель: Изучение понятия «шрифт».

Бесплатное участие в конкурсах и квестах на портале Единый урок

Уважаемые учителя! На сайте Единый урок можно бесплатно поучаствовать в конкурсах и получить Дипломы. Есть интересные и бесплатные программы внеурочной деятельности, видео и др. методический материал.
Ссылка: https://единыйурок.рф/index.php/sektsiya-6-distantsionnaya-vneurochnaya-deyatelnost

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Алина Яковлевна Корогод

Ссылка: https://единыйурок.рф/index.php/sektsiya-6-distantsionnaya-vneurochnaya-deyatelnost
Вы заходите на сайт по данной ссылке и выбираете конкурсы (они записаны шрифтом песочного цвета). Удачи!::smile1::

::smile1::Ссылка: https://единыйурок.рф/index.php/sektsiya-6-distantsionnaya-vneurochnaya-deyatelnost
Вы заходите на сайт по данной ссылке и выбираете конкурсы (они записаны шрифтом песочного цвета). Удачи!

#164276 (пользователь удален)

Спасибо! Я зашла и уже получила Свидетельство!

Легоцкая Вера Сергеевна

Алина Яковлевна, спасибо. Я знакома с материалами портала, мне очень нравятся размещенные там видео, программы, сценарии. Вы правы, советуя Единый урок коллегам!

Киселева Наталия Геннадиевна

Спасибо за полезную информацию. Кто-нибудь работал по программе “Онфим”?

Здравствуйте! Вы заходите по ссылке https://единыйурок.рф/index.php/test и у Вас появляется

“Всероссийское тестирование педагогов
Общая информация”. В самом низу этой страницы тесты по всем предметам! Удачи!!!::smile2::::smile2::::smile2::

Уважаемые учителя! На портале Единый урок есть возможность пройти и получить диплом бесплатно, приняв участие во Всероссийском тестировании педагогов! Условие: нужна регистрация на сайте! Это займет пару минут!

Вот так выглядит диплом

Спасибо за интересную новость!::smile1::::smile1::::smile1::

#182960 (пользователь удален)

Спасибо за ссылку! Очень полезный сайт! На нем много интересного!!!

Урок искусства в 9 классе.

Цель: знакомство с видами шрифта.

Подготовка рабочего места, настрой класса на работу.

Знакомство с новой темой.

Тема урока – шрифт. С этим понятием мы знакомы и по урокам ИЗО и по урокам черчения. Что же такое шрифт?

Шрифт – графический рисунок, начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Таким образом, из определения видно, что любой шрифт подчинен стилю книги и композиции ее оформления.

– Как вы думаете, что отличает чертежный шрифт от художественного шрифта?

– А что будет общим для всех шрифтов?

(Правила их выполнения, единство написания букв, размещение с учетом композиции листа и т.д.).

– Попробуем сформулировать правила выполнения шрифта:

– Какие виды шрифта вы знаете?

Рукописный шрифт – пишут пером, кистью тексты на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге);

Рисованный шрифт – от руки кистью и другими инструментами на особо видных местах для специальных целей (подписи на вывесках, плакатах, журнальных и газетных обложках, титульных листах, в специальных шрифтовых композициях и т.д.;

Гравированный шрифт – надписи, высеченные на дереве, металле, камне, стеклах, памятниках и архитектурных сооружениях, вырезанные на досках для гравюры;

Наборный шрифт – слова и строки текста составляются из литер и печатаются в тиражных изданиях.

Все виды шрифта могут быть созданы художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции и конкретными задачами, смысловыми и художественно-декоративными.

– Рассмотрим несколько самых распространенных видов рисованного шрифта, над которым мы сегодня будем работать.

– Посмотрите, как выполняли шрифт мастера книжной графики (анализ иллюстраций Васнецова, Фаворского и других).

Упражнения в выполнении различного шрифта.

Дописать слово (на доске – 4 учащихся):

Оформить буквы слова:

Подобрать шрифт к словам:

Солнце Радуга Злой

Составление эскизов своего заголовка по плану (смотри выше). Работа ведется сначала простым карандашом, фломастерами или гелевыми ручками (пол альбомного листа).

выделение лучших эскизов урока, их просмотр;

анализ ошибок выполнения шрифта;

правильность подбора графических средств выразительности.

2. Организует повторение пройденного материала в форме устного опроса по пройденному ранее материалу

Чтобы лучше понять новую тему, давайте вспомним о том, что мы изучали на прошлых уроках?

-Шрифт – графическая форма алфавитного письма, имеющая общее назначение и единый стиль начертания, определенного размера и рисунка.

Каждый вид шрифта имеет свой “почерк”, в зависимости от техники написания.

-Где используются шрифты?

Шрифты широко используются практически во всех видах работ художника оформителя

– в логотипах, графическом фирменном стиле,

графической коммуникации, объектах информационной и промышленной графики (информационные табло, указатели, товарные

ярлыки, этикетки, упаковка, буклеты, каталоги, проспекты, бланки и пр.

-Какую роль играют инструменты для выполнения шрифтов?Перечислите необходимые инструменты

Вид инструмента влияет на рисунок написания шрифта, на угол наклона.

Для написания шрифта используют .( Разнообразные типы перьев(гусинное, рондо, плакатное), два типа кистей( округлая и плоская), фламастеры- маркеры

Какой шрифт является самым простым и распространенным по технике начертания?( . Рубленный шрифт-это самый распространенный шрифт в оформлении. Он легко читается и пишется. Шрифтам этой группы присуще такие качества, как одинаковая толщина всех составляющих элементов, отсутствие засечек.)

Дайте определение термину:

качество восприятия текста , зависит от рисунка  (различаемости отдельных букв и знаков

— искусство красивого письма, одна из отраслей изобразительного искусства. Современное определение звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере»

2.1Микроитог: Как вы думаете, где, кому и когда могут пригодиться эти знания в жизни?

(дублирует ответы обучающихся, вносит поправки)

Знание основ шрифтовой графики пригодится всем, кто работает с текстом. Начинающим дизайнерам важно знать, что такое шрифт, какие ошибки нужно не допускать при оформлении и как красиво иллюстрировать текст Для этоговажно научиться работать со шрифтами

. Я думаю что шрифт , написанный от руки ,пригодится каждому.

При каллиграфическом письме работает вся рука: пальцы, кисть, предплечье. При письме же, обычной шариковой ручкой задействуются только три пальца. Каллиграфическое письмо развивает усидчивость и внимание. При письме шариковой ручкой, можно одной рукой писать, другой жевать бутерброд, письмо же пером требует полной концентрации на данном процессе. Так что пишите и будете здоровы.

Эти знания нам пригодятся и при изучении нового материала,

2.2. Подводит к формулировке темы и целей занятия:

Мы с вами прошли основные виды шрифтов. Одни шрифты мы выполняли различными инструментами, другие строили по модульной сетке. Выполняли трафареты шрифтов.

Обращает внимание на экран димонстрирует видео урок рукописных шрифтов.

Скажите что характерно для написания этого шрифта

3. Как вы думаете ,о какой группе шрифта. пойдет речь.

Шрифт выполняемый от руки различными инструментами в один прием, без дополнительной отрисовки

-В чем отличие первого изображения от двух последующих?

-Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (слайд ). Запишите число и тему занятия в тетрадь.

-Каковы цели нашего занятия?

( слайд )

Цель: приобщение учащихся к
графическому дизайну.

Оборудование для педагога:

Оборудование для учащихся:

Музыкальное сопровождение:  по желанию
учителя  можно выполнять практическую работу
в сопровождении спокойной, инструментальной
музыки.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

– Давайте посмотрим ваши
«Коллекции шрифтов», подготовленные к этому
уроку (учащиеся нашли и вырезали из старых газет
и журналов буквы разного размера, формы, стиля,
разместили их и приклеили на формате А4,
композиционное решение свободное). Как вы
объясните данный выбор элементов (букв)
композиции?
– Ребята, перед вами глянцевые журналы и газеты.
Какой текст привлекает ваше  внимание? Почему?
(Учащиеся предполагают: крупный, яркий,
контрастный, простой для прочтения и т.д.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и
цели урока

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и
баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас
привлекает броское название, выделяющиеся
размером, цветом и характером буквы. Все это –
шрифт. Шрифт – это основа для всей
полиграфической продукции (рекламы, объявлений,
вывесок, указателей, буклетов, проспектов,
программок и т.д.) и является одной из областей
дизайна. А профессия дизайнера – одна из
востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного
материала. Изучение нового материала

– Тема урока “Шрифтовая композиция”. Мы
сегодня будем играть с буквами. Наша задача:
познакомиться с искусством шрифта,
выразительностью и образностью шрифтовой
композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

– Что такое шрифт? Это графический рисунок
начертаний букв и знаков,
составляющих единую стилистическую и
композиционную систему, набор символов
определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift,
от нем. schreiben — писать).

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие
шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы
познакомимся с основными видами шрифта. Вы
видите, что шрифты бывают с засечками (антиква),
без засечек (гротеск),  пропорциональный (отображает
символы разной ширины), непропорциональный,
или моноширинный, (отображает
символы, размещенные на кегельных площадках
постоянной фиксированной ширины). Шрифты
отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных
видов и кеглей,
имеющих одинаковое начертание, единый стиль и
оформление, называется гарнитурой.

– Как различать шрифты?

Основные характеристики шрифтов:

– Каждый шрифт – это определенная
композиционная система, имеющая свой
художественный облик. Рассмотрим
основные характеристики шрифта.

Художественный облик шрифтов:

4. Подготовка к художественной
деятельности. Показ на доске.

– Сегодня мы подробно поговорим о
монументальном (рубленом) шрифте, о его
особенностях начертания, пропорции и
художественных характеристиках. На уроке мы 
рассмотрим понятие «типографика» (типографика
– это уже творческое преображение печатного
текста в элемент графического оформления, оно
обходится без использования иллюстративной и
изобразительной графики, а выполняется с помощью
моделирования и монтажа текста). Типографика
превращает текст в яркие и оригинальные
графические образы.

Шрифт рубленый по начертанию можно 
разделить на три группы: буквы, состоящие из
прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя
строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и
наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х –
средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б,
В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта
является метод модульной сетки (3 по горизонтали
и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и
основной единицей измерения буквы, который дает
возможность сохранить основные пропорции букв и
знаков. Модульная сетка 3 на 5
применяется в группе букв (Б, В,  Е, З, И, К, Л, Н, О,
П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые
пишутся несколько больше остальных 4 на 5
(А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная
сетка 2,5 на 5  (Г), модульная сетка 6
на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв
по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в
клетку отстраивают буквы чертежными
инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта,
вы сможете видоизменять и совершенствовать
шрифты, которыми уже овладели, или даже
придумывать свои собственные, оригинальные
шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Задание 1: построить шрифтовую
композицию «Мое имя» в центре листа А4 чертежными
инструментами по масштабной сетке 20х20 мм ( высота
букв 100 мм).

Далее выполнить шрифтовую композицию
«Мое имя» в цвете графическими материалами,
отображая образы времен года. Просмотр
фотографий с изображением природы. Обращение
внимания на цвет, характерные признаки и
состояние.

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность,
узнаваемость образа, цветовое решение,
аккуратность.

Задание 2: построить шрифтовую
композицию «Говорящее слово» в
центре листа А4 чертежными инструментами
(рубленый шрифт).

Сначала подбирается слово (имя
существительное, нарицательное, включающее от 4
до 6 букв). Необходимо изобразить выбранное слово
так, чтобы все буквы были «опредмечены»: слово
должно читаться через изображенный образ в
силуэтах букв и вокруг них, каждая буква должна
нести на себе смысловую нагрузку всего слова.
Затем отстраиваются буквы рубленого шрифта на
листе формата А4 по масштабной сетке 10х10 мм, между
буквами промежуток 10 или 20 мм в зависимости от
количества букв в слове. Затем работа
выполняется графическими материалами, которыми
необходимо передать фактуру и образ изображения.
Изображение должно получиться ярким, красочным,
фактурным.

Задание 3: создание шрифтовой
композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени,
отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых
эскизов композиции (соприкосновения букв в
точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют
по 5 вариантов композиций размером не более 20х20
мм на формате А4 слева простым карандашом.
Выбирается учителем наиболее удачный эскиз,
далее разрабатывается учеником на этом же листе
справа размером не менее 100х100 мм в цвете
графическими материалами  (вариант 1) или в
технике аппликация (вариант 2). Главное в работе
добиться отражения своего стиля, своих интересов
и характера.

Задание 3: создание шрифтовой
композиции из инициалов (вариант 2).

Задание 4: создать шрифтовую
композицию «Рисованные буквы (свободный
шрифт)» в центре листа А4.

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу
 необходимо с контурного рисунка
 какого-либо предмета или животного. Затем
надо вписать в этот предмет букву за буквой так,
чтобы осталось как можно меньше промежутков
между ними. Буквы могут быть разной высоты и
ширины, конфигурации, но всё же выполнены в
едином стиле. Потом убираем контур изображения.
Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь
необходимо как можно точнее передать фактуру и
образ предмета или животного, чтобы при первом
взгляде воспринималось цельное изображение, а
потом уже прочитывались буквы.

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются
птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите
внимание на силуэт различных животных.

Задание 5: «Выставка кошек и собак» – создание
образа животных в технике аппликация из букв,
вырезанных из старых газет и журналов по контуру.
Работа выполняется в малых группах (по 2
человека). Перед выполнением задания учитель
беседует с учащимися о характерных особенностях
формы головы, тела, хвоста и т.д. кошек и собак.
Можно предложить учащимся посмотреть фотографии
животных.

Задание 6: «Город из букв. Памятники
архитектуры в буквах» – создание образа
всемирно известного памятника архитектуры в
технике аппликация из букв, вырезанных по
контуру из газет и журналов. Работа выполняется в
малых группах (по 2 человека) или индивидуально.

– Рассмотрим памятники архитектуры разных
эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции
сооружений, на компоновку листа, на детали и
архитектурные конструкции.

– Посмотрите, варианты выполнения задания
(демонстрируются работы учителя).

6. Подведение итогов урока

Выставка работ. Обсуждение результатов

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание
смысловой цепочки, сравнение способов и методов
работы, применяемые другими со своими)? Какие
понятия и термины запомнили (типографика,
монументальный рубленый и свободный рисованный
шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Спасибо за урок.

– Предлагаемые творческие задания к урокам по
теме «Игра с буквами. Шрифтовая композиция»
имеют вариативный характер: учитель имеет право
выбрать интересные для него и учащихся задания,
корректировать их (упрощать или усложнять). 
– Представленный материал предназначен для
использования не только на уроках
изобразительного искусства, но и на других
занятиях непосредственно в учебном процессе.
– Задания 4, 5 предлагаются учащимся 6-х классов
(знакомство с анималистическим жанром
изобразительного искусства).
– Задания 1-3, 6 предлагаются учащимся 7-х
классов  (программа «Изобразительное
искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека» под руководством Б. М. Неменского).
–  Для выполнения заданий 4-6 урок следует
начать со знакомства с различными видами и
характеристиками шрифта (слайды 1-11),
пропускается раздел построения рубленого шрифта
(слайд 12-35), далее учитель переходит к объяснению
заданий и просмотру с учащимися иллюстративного
материала по теме задания (слайды 40-69).
– Иллюстрации на слайдах 16-19, 41-43, 48 можно
растянуть на весь экран.
– Смена слайдов в презентации автоматическая.

Ход урока

Тема нашего урока – «Шрифт». Сегодня мы должны с вами ознакомиться с понятием «шрифт» и историей его развития.

Что мы понимаем под шрифтами? Это своеобразные письменные знаки, передающие определённую информацию.

Где в нашей жизни мы их можем встретить? Шрифты окружают нас повсюду: книги, газеты, журналы, объявления, буклеты, билеты различного назначения /кино, театр, лотерея и др./, плакаты, афиши, и конечно же компьютер. Современную жизнь вообще невозможно представить себе без такой необходимости, как шрифт. ( Слайд 1)

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта – одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» – (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. ( Слайд 2)

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. И задачей шрифта является передача информации в письменном виде во времени и пространстве. Но чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития. Поэтому сегодня мы ознакомимся с вами с эволюцией шрифта.

Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры. Известный советский ученый, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. ( Слайд 3)

Как вы думаете, рассуждая логически, когда мог возникнуть шрифт, т.е. когда и как человек начал передавать какую-либо информацию? (Слайд 4)

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок знаков претерпел сложный и длительный путь прежде, чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое. ( Слайд 5)

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите – “рассказ в картинках”, так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus – «живописный» и от греческого grapho – пишу). То есть “рисую-пишу” (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

Рассмотрим пример пиктографического письма.

Что первобытный человек чаще изображал? Скорее то, чем он жил, а именно – охота, рыболовство и т. д.

Что двигало человека рисовать зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое-то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную, желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. ( Слайд 6)

Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: “иеро” – “священный”, “глифы” – “высеченный на камне”. Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: “пишу понятие” или “пишу идею” (отсюда научное название такого письма – “идеографическое”). ( Слайд 9)

Однако сколько же приходилось помнить иероглифов! Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д. ( Слайд 10)

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало, так называемое, слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала – это расчленение фразы на слова, затем – свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг – расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье: древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. ( Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии). ( Слайд 11)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое буквенно – звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Оно появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки, в зависимости от произношения, могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего, надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое, наконец, произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно. ( Слайд 12)

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском – 21, буква, в русском – 33, в чешком – 39, в армянском – 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н.э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. ( Слайд 14)

От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII вв. до н.э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо – письмо древних римлян (III в. до н.э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. ( Слайд 15)

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры – братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название “кириллица”. Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое письмо. Новая азбука была распространена по всему государству. Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. ( Слайд 16-17)

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо – вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. ( Слайд 18)

С возникновением типографии упрощается работа с изданием книг, которые выпускались уже множественными тиражами.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. ( Слайд 19 – 20)

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. ( Слайд 21)

Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские шрифты строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом).

В наше время мы не можем представить свою жизнь без компьютера. Он создаёт удобство в работе со шрифтами. Мы можем набрать любой текст и перенести его на бумагу с помощью домашней типографии – принтера. ( Слайд 22)

Раньше не было государственных стандартов, но у каждой эпохи был свой шрифт, как была и своя музыка, своя поэзия, свои вкусы. И никак не перепутать эпохи Пушкина и Маяковского, даже шрифты, которые характеризуют их искусство. И стандарты, слава богу, до сих пор не коснулись рукописных и рисованных шрифтов, применяемых для декоративно-оформительских работ, с которыми мы сейчас с вами и поработаем.

Обратите внимание, каким образом решается образ шрифта. Здесь объединяются рисунок и буквы, в результате чего создаётся образ слова. т. е. образуется воссоединение шрифтов двух эпох – пиктографии и буквенно-звуковой письменности. ( Слайд 23 – 25)Сейчас мы с вами выполним данное задание со словами: солнце, книга, полёт. Задание: Выполнение пиктографическо-буквенно-звукового шрифта.

(Образ слова через воссоединение рисунка со шрифтом). ( Слайд 26)

Домашнее задание: Шрифт – образ слова «Музыка». ( Слайд 27)

Оплата доступа к платным программам и получение печатного документа

На портале Единыйурок.рф после получения доступа к образовательным программам все лекционные материалы доступны. Вы можете в любое время использовать их в своей работе.

Платные тесты итоговой аттестации доступны только после оплаты. Доступ предоставляется сразу и автоматически. Вернуться к тестам вы можете через раздел “Доступные тесты итоговой аттестации”.

Процесс оплаты доступа к тесту итоговой аттестации и заказа печатного документа одинаков.


10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

3. Нажав кнопку “Подтвердить заказ” вы перейдете на сайт Юkassa, где осуществите платеж удобным для вас способом. На указанный вами электронный адрес будет выслан фискальный чек, подтверждающий покупку. Не удаляйте чек, он является подтверждение вашей оплаты.


10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

Единыйурок.рф – официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок.рф”

Соцсети

Если вы хотите получить дубликат, то пройдите на данную страницу.


10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

В форме заказа нажмите “Добавить” и перейдите в форму. Затем следуйте инструкциям на сайте. Более подробно о процедуре оплаты можете прочитать на этой странице. После осуществления оплаты на ваш адрес будет отправлен печатный документ. Сроки отправки документов более подробно.


10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

В этом разделе размещена информация об изменении регистрационных данных, которые были введены при регистрации.

Изменить большинство регистрационных данных вы можете самостоятельно. Для этого авторизуйтесь на портале. Затем перейдите в режим редактирования данных Личного кабинета.

Для изменения пароля введите его в два поля, чтобы исключить ошибку. Затем сохраните.

Для изменения электронного адреса необходимо иметь контроль над ним. Введите новый электронный адрес и сохраните. На старый электронный адрес будет отправлено сообщение с ссылкой, пройдя по которой вы подтверждаете изменения. Если вы не обнаружили сообщения во Входящих, то проверьте папку Спам.

Изменить ФИО пользователя нельзя. Эти данные могут быть изменены только сотрудниками технической поддержки. Это требования гарантирует, что аккаунт будет принадлежать только вам и третье лицо, получившее доступ к аккаунту, не сможет его захватить.

Изменения информации о месте работы, должности и предмета находится во вкладке “Ваши данные”. Для их правки перейдите в режим редактирования Личного кабинета в этой вкладке внесите изменения, затем сохраните данные.


10 класс. Урок искусства в 9 классе « Шрифт »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *