Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе
Оформление: выставка плакатов на тему “Права человека”.
Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.
Внеклассное мероприятие « Право человека на жизнь»
Предварительная работа учеников и педагога:
мультимедийное оборудование; презентации; анкеты; раздаточный материал – памятки «Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков» , «10 основных правил здоровьесбережения» ; музыкальное сопровождение .
Видео « Маша и медведь» – о дружбе
Видео « Планета Земля» – Майкл Джексон
Сомерсет Моэм писал : «Каждый человек имеет право жить столько сколько сможет»
Стих читает А. Чубакова « Чаша весов»
Ценность жизни – Ваше мнение?
PS Кто то дорожит своей жизнью, какая бы она ни была. Кто то не ценит её, живет выполняя задачи/цели. Безразличен к слову “смерть”.
Ваше мнение, люди мира сего?
Жизнь – не прогулка, не роман, Не вечный отдых созерцанья, Есть у Судьбы один изъян – Она нам дарит испытания.
Полжизни – бой, полжизни – боль, И только радости мгновенья, С душевных ран не смоешь соль, Но в этих ранах исцеленье.
Пока они в тебе горят И заставляют сердце биться, Холодным твой не станет взгляд И в камень дух не превратится.
Года бегут, им нас не жаль, Мы все у времени во власти, Презрев страданья и печаль, Увидеть во мраке лучик счастья.
Пройти сквозь зло и улыбнуться, Поверь, искусство не простое, Не замараться, не согнуться И сохранить в душе святое!
«16 ноября – день толерантности»Возьмемся за руки друзья и образуем круг надежды!!!
Песня « Замыкая круг»
Спасибо за внимание. Берегите себя! Желаю вам крепкого здоровья!
Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. Т Ц Сфера, 2009. Материалы сайта “Детский правовой сайт”. Стихотворения Резник Ф. Э.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – МЕРА ЕГО СВОБОДЫ
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Ст. 2. Коституция РФ
Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.
В мире слов и понятий: права человека, правило, право, свобода, личные права человека.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД
1. Виды права.
Это нужно знать!
Становление прав и свобод человека относится к XVII–XVIII векам, к началу нового времени, к эпохе просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав – личные и политические права, они получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями, поэтому первое поколение прав можно обозначить красным цветом.
Второе поколение прав – социально-экономические и культурные права, они стали утверждаться на рубеже XIX–XX веков. Во второй половине XX века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах Организации Объединенных Наций. По аналогии с голубым флагом ООН эти права можно обозначить голубым или синим цветом.
К концу XX оформилось третье поколение прав – права целых народов и наций, среди которых – право нации на самоопределение, на свой язык и культуру, а также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, этот же цвет можно присвоить третьему поколению прав.
Естественные права человека тесно связаны с его естественными обязанностями. Если кто-то имеет право, значит, у кого-то другого есть обязанность. Самые главные обязанности – уважать права других людей, а также исполнять обязанности гражданина своей страны. Без этого невозможно говорить о правах человека.
Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл прав. С другой стороны, права и обязанности «конфликтуют» друг с другом.
2. Личные права и свободы:
Право на жизнь.
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право частной собственности.
Право на благоприятную окружающую среду.
Свобода передвижения, выбор места жительства.
Свобода определять национальную принадлежность.
Свобода совести.
Свобода мысли и слова.
– Здесь перечислены некоторые основные личные права и свободы гражданина. Какими из них вы пользуетесь?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. На чистом тетрадном листе попробуй цветными карандашами нарисовать, как в твоей повседневной жизни сочетаются все три поколения прав.
2. Ответь на следующие вопросы:
1) Каковы главные проблемы с правами и обязанностями в твоем классе, в твоей школе?
2) В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются твои права?
3) К какому поколению прав они относятся?
4) В каких ситуациях и в отношении кого ты чаще всего не выполняешь своих обязанностей?
3. Приведи пример конфликтов прав и обязанностей, с которыми тебе приходилось сталкиваться в жизни.
4. Заполни недостающие графы в таблице:
5. Какие права Буратино были нарушены в известной сказке «Золотой ключик» А. Толстого?
6. Кто в сказке «Красная шапочка» Ш. Перро нарушает право на жизнь и свободу?
7. Прочитай текст и выпиши личные права несовершеннолетних, определяемые российским законодательством.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие – нормами права, в частности нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными.
Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, – органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.
Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.
Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решения вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.
Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).
Тема: «Всемирный день прав человека»
Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и
«обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к
протиправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам
других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик,
ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать
Ход классного часа
I. Игра «Имена»
– Ребята, вы должны знать, что 20 ноябр- это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята
международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со
своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я на
чинаю первой. Учитель называет свое имя, например: «Анна – аккуратная». Учитель показывает на
ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети
принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное*.
Интерактивная беседа «Право на имя
– Ребята, а имеете ли вы право 1 свои имена? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут
именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Наши имена, фамилии,
даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? Там еще
записаны имена наших родителей
А еще то что вы являетесь гражданами Каахстана. А это значит, что государство защищает ваши права,
в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их
– В Конституции, законах, указах и т. п. – Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
Мини-лекция «Конвенция о твоих правах
– Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах
ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это
авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у
десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой
войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные
бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям,
но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и
внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию,
согласились защищать пра детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на свободу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Ролевая игра «Юридическая консультация»
– Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация –
это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую
консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в
игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а
некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на
доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только,
пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так:
М а у г л и. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в
общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
– Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18
летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому
люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
– Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое
достоинство. – Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас
жестокому обращению, насилию и оскорблениям. – Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете
право на свободу перемещения. – Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на
медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
– Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чемто неполноценный, должен жить в ус
ловиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает
ли он при этом мои права?
– Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну
переписки. – Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его
– Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? Не все знают права детей.
Не считают детей полноценными людьми. Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.
– Многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не
соблюдают их прав.
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
– Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают
ся права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы
это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
– Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещенонасилие над
Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. Кроме прав у Оли есть и обязанности –
и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе.
Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? А другие имеют право сидеть за чистой партой.
Иванов должен уважать права других учеников.
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петв? Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и
нарушал их права. Петров не уважает права других людей. Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
– Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести – за собой. А это не
принудительный труд, а помощь по хозяйству.
– Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и
– Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? Конвенцию «О правах ребенка».
А чего они совершенно не знают? Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
– Как же примирить свои права с правами других людей? – Если ты будешь уважать права других, то и
твои права будут уважать. – Нельзя ставить права свои выше прав других людей.
Подведение итогов (рефлексия)
– Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать
свои права? Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Классный час на тему
” Всеобщая декларация прав человека”
знакомство с документом «Всеобщая декларация прав человека»
– сформировать понятие «права человека», способствовать развитию умения анализировать свои права и соотносить их со своими возможностями;
– развивать мышление, внимание на основе упражнений и заданий;
– развивать умение выслушивать мнение других людей, участвовать в совместном обсуждении какого-либо вопроса.
карточки для индивидуальной работы на развитие внимания; текст «Всеобщей декларации о правах человека»; карточки для индивидуальной работы на развитие мышления; презентация по теме занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие. Положительный настрой на занятие.
Упражнение на развитие внимания.
– У каждого из вас находится карточка с буквами. Ваша задача, вычеркнуть все буквы «О». Из оставшихся букв получится слово, которое определит тему классного часа.
– Какое слово у вас получилось? (Декларация).
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
– Как вы думаете, что такое декларация? (Ответы детей).
Декларация (в переводе с французского — заявление) — название документа, в котором провозглашены личные права и свободы для каждого гражданина. Декларация не носит обязательного характера для стран-участников. Фундаментальный принцип Всеобщей декларации прав человека заключается в том, что права личности основаны на врожденном достоинстве каждого человека. Достоинство, право на свободу и равенство неоспоримы.
Как вы думаете, одинаковые ли права имеют граждане в разных государствах? Почему? (Ответы учащихся)
2. Сообщение темы занятия.
– Итак, сегодня мы познакомимся с Всеобщей Декларацией прав человека, историей ее создания и с ее основными принципами.
3. Работа по теме.
Одним из важнейших вопросов построения любого государства является вопрос взаимоотношения государства и гражданина – обеспеченности прав и свобод личности. Наличие или отсутствие основных прав и свобод человека и гражданина служит наиболее ярким показателем состояния и уровня развития гражданского общества. Права и свободы человека – это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. Обеспечение прав и свобод граждан – это дело не только каждого отдельного государства, это – цель всего мирового сообщества.
После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН во 1948 г. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением , которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правахМеждународным пактом о гражданских и политических правах. Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин “священный” использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства провозглашалось “обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”.
Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.
Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека.
Основные принципы декларации
Да, у всех у нас есть одинаковые, установленные государством, права и обязанности. Но все мы разные, и по-разному относимся к соблюдению этих прав и обязанностей. Посмотрим, какие мы.
Задание: встать в шеренгу:
– по росту,
– по первой букве в имени.
4. Беседа по теме (продолжение)
Давайте познакомимся с некоторыми статьями Всеобщей Декларации прав человека.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
5. Работа на карточках.
Задание: необходимо из списка выбрать права и обязанности. Напротив прав поставить знак «+», напротив обязанностей – знак «-». Если вы сомневаетесь, право это или обязанность, то поставьте знак “?”.
После выполнения задания детьми проводится обсуждение полученных ответов.
– Давайте сделаем вывод из всего сказанного: государство должно заботиться о каждом гражданине независимо от его пола, возраста, места жительства, национальности и т.д. Чтобы обеспечить себе достойную жизнь все граждане государства должны знать свои права и соблюдать свои обязанности, определенные законодательно. Не забывайте, пожалуйста, об этом. И прежде чем сказать о чьем-либо поступке «Он не имеет права» подумайте, а не отступили ли Вы от своих обязанностей. И тогда мир станет чуточку добрее.
III. Итог занятия.
– Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто не знает своих прав и обязанностей? (Ответы детей: познакомиться с ними, изучить и пользоваться ими).
– А всем ли нужно их знать? (Ответы детей)
Учащиеся высказывают свое мнение по поводу своих прав и обязанностей, доказывают влияние законопослушного поведения на благополучие граждан.
Давайте подведем итог.
– О чем мы сегодня говорили на занятии?
– Какие права Вы имеете?
– Какие обязанности мы должны соблюдать?
Устное оценивание работы детей на занятии.
Ход мероприятия
Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.
1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»
Выходят 2 ученика.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
2 слайд «16 ноября – день толерантности»
Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.
3 слайд «Мы разные, но мы вместе»
Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. ( Дети собирают слово «права»).
Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.
У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
Учитель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
5 слайд. « Зверства фашистов»
Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.
6 слайд. « ООН»
А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
7 слайд «Декларация о правах человека».
Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
8 слайд «Права ребёнка».
Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
9слайд «Права человека».
– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.
5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
– Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.
Дети встают и называют свои имена:
Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная
Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель
Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покорительОльга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права (стихотворение-шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
Выходят 8 учеников и читают стихотворение “Наши права”.
Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».
–Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.
Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).
Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).
10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).
На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам “Красная Шапочка”, “По щучьему велению”, “Волк и семеро козлят”, “Заячья избушка”, “Айболит”, “Золотой ключик”, “Белоснежка и семь гномов”, к басне “Квартет”.
Ребята должны ответить на вопросы:
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)
Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)
В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)
13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).
Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?
16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».
Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».
Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.
ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».
– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.
17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»
Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. « Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.
Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.
Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.
Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.
Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.
18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.
19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.
ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.